Кафедральный собор Нотр-Дам в Страсбурге (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

На протяжении двух веков страсбургский Нотр-Дам был самым высоким в мире собором. Это одно из наиболее крупных строений из песчаника в Европе. Но что действительно поражает воображение в соборе - так это даже не столько его размеры, сколько потрясающая деталировка отделки. Трудно поверить, что столь совершенное и тщательно выполненное творение было создано едва ли не тысячу лет назад.

Кружевную поверхность украшают тысячи скульптур и декоративных элементов: горгульи и мифические чудища, святые и правители, аллегорические фигуры, узорные окна-розетки и сложные орнаменты.

Велика вероятность, что вы выйдете к собору через мост по улице Вье Марше Окс Пуассон, мимо Исторического музея. В этом случае Нотр-Дам внезапно и без всякого предупреждения шокирует туристов, показываясь по правую руку в перспективе узкой улицы Мерсье. На правом углу этой улицы стоит потрясающий белый фахверковый дом с искусными резными деревянными скульптурами. В нём, кстати, расположен большой сувенирный магазин.

Начало строительства страсбургского Нотр-Дам пришлось на рубеж тысячелетий, хотя и века спустя собор достраивали и расширяли. Первая постройка сгорела в 1176 г., и строительство уже в новом стиле продолжалось с того самого года почти триста лет. Тщеславным стремлением епископа Страсбурга, при котором работы были начаты, стало переплюнуть кафедральный собор в Базеле - надо сказать, в конце концов это и получилось благодаря главному фасаду.

Внешний вид Нотр-Дам в Страсбурге сегодня типичен для готической французской церкви и вызывает ассоциации с соборами в Кёльне и Ульме. Северная башня собора, оконченная в середине 15 века, насчитывает более 140 метров высоты. Южная башня так и не была достроена, поэтому собор в целом выглядит несколько асиметрично. А вот резной западный фасад Нотр-Дам в Страсбурге, который создавался в период экономического взлёта города, в середине 13 века, позднее нефа, сегодня воспринимается как бесспорная доминанта всей конструкции. Его кружевную поверхность украшают тысячи скульптур и декоративных элементов: горгульи и мифические чудища, святые и правители, аллегорические фигуры, узорные окна-розетки и сложные орнаменты.

Кафедральный собор в Страсбурге

Внутренность собора не менее интересна, чем его внешний вид. Здесь можно увидеть прекрасные и тщательно выполненные многочисленные витражи с классическими сюжетами, яркий и богато отделанный орган, а также особую достопримечательность - астрономические часы 19 века. В новогоднюю ночь их механизм делает полный круг и показывает, на какие дни следующего года придутся праздники с «плавающими» датами. Осмотр часов предполагает вход через отдельную северную дверь, билеты платные.

Во время Великой французской революции Нотр-Дам изрядно пострадал: не столько само здание, сколько элементы его отделки. Множество прекрасных статуй разбили (управляющим удалось спрятать и таким образом сохранить лишь несколько). Кроме того, собор едва не расстался с башенным шпилем: слишком высокий, он как бы шёл вразрез с концепцией всеобщего равенства. Спасла шпиль смекалка местного кузнеца: он придумал превратить его в символический знак свободы, поместив сверху фригийский колпак - что и было проделано.

На башню страсбургского собора можно подняться по лестнице. Что и проделывали некоторые исторические личности: например, Гёте, Стендаль и барон Кюхельбекер.

Собор - действующая католическая церковь, и посещение его туристами во время богослужений невозможно.

Виктор Гюго назвал его "гигантское деликатное чудо", а Гете - "возвышенно высокое дерево Бога" - высоченный шпиль 142-х метрового собора, виднеющийся далеко за пределами города, на другой стороне Рейна. Страсбургский является шестым по высоте храмом мира.

Мифы и факты

Первоначальный храм в Страсбурге был построен в начале VIII века на месте римского святилища. После пожара в 1007 году епископ Вернер фон Габсбург заложил первый камень в фундамент нового собора. Однако неф и купола построили еще из дерева. В 1015 году пожар уничтожил храм снова, и тогда горожане решили восстановить храм, на этот раз, полностью в камне. Песчаник привезли из близлежащего карьера Вогезы, придавший собору его уникальный розовый оттенок, вдохновивший Поля Клоделя на строки: «как розово-красный ангел парит над городом».

Архитектор Эрвин фон Штайнбах ориентировался на французскую , что видно по двоению западных башен и продольному нефу (как и ), в отличие от традиционно немецких храмов с тремя нефами (). Штайнбах следил за всем процессом. Искренне желая внести свой вклад в восстановление собора, он пожертвовал коня, когда не хватало денег на строительство.

Одинокий шпиль Нотр-Дам является его наиболее характерной и узнаваемой чертой - на протяжении более четырех столетий это было самое высокое здание в мире. Гете, который учился в Страстбургском университете , ежедневно поднимался на колокольню собора, чтобы преодолеть страх высоты.

Что посмотреть

Западный фасад с тысячами скульптур и каменных орнаментов, пожалуй, самая красивая часть собора, особенно, во время заката. Красивые витражи собора были разобраны и увезены в Германию во время Второй мировой войны. После окончания войны их вернули вместе с картинами.

Астрономические часы - одна из главных достопримечательностей собора Нотр-Дам в Страсбурге. Этот массивный механизм собрал в себе навыки и знания лучших математиков, астрономов и техников XVI века. Часы достаточно точно делают вычисления церковных праздников, даты которых меняются из года в год. В 1832 году было добавлено устройство, показывающее орбиты Земли, Луны и известных на тот момент планет. Самый медленно вращающийся механизм показывает прецессию земной оси - один оборот занимает 25800 лет.

"Страсбург - это город, который приводит душу в движение " – сказал когда-то Гете.

Собор Нотр-Дам в Страсбурге открыт ежедневно с 7.00 до 19.00 с перерывом с 11.30 до 12.40, в воскресенье с 12.45 до 18.00 без перерыва, вход свободный. Посещение башни: с 9.00 до 17.30 летом и с 10.00 зимой, стоимость: 4.60 евро, дети и студенты - 2.30 евро.
Официальный сайт:

Церковь св. Павла

Церковь св. Павла была построена в стиле возрожденной готики в конце 19-го века. Шпили башен видны издалека, возвышаясь над всеми окрестностями на высоту 76 метров. В Хорах стоит обратить внимание на пять витражей работы Saussure.

Église Saint-Guillaume — Церковь Сен-Гийом

Это готическая церковь, сочетающая в интерьере сразу два стиля: готику и барокко.

Адрес: Rue Calvin

Церковь Сен-Маделейн (église Saint-Madeleine)

Это католическая церковь, построенная в готическом стиле в конце 15-го века. Ее дважды перестраивали. Сначала из-за разрушительного пожара в 1904 году, затем после бомбардировок во время Второй мировой войны. В 1989 году церковь причислили к памятникам исторического значения.

Адрес: Rue Saint-Madeleine

Кафедральный собор Нотр-Дам

Это римско-католический кафедральный собор, соединяющий в своей архитектуре романский и готический стили. Он внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кафедральный собор славится своими астрономическими часами — это экстраординарный пример кооперации между техниками, художниками и математиками.

Высота собора составляет 142 метра. Это шестое по величине здание в мире.

Адрес: Place de la Cathedral

Церковь Сен-Николас

Это маленькая готическая церковь. Первоначальная ее постройка началась в 1182 году, но спустя два века она была полностьб переделана и освящена в честь св. Николая, святого покровителя детей, учеников и матросов.

Адрес: Quai Saint Nicolas

Церковь св. Томаса (église Saint Thomas)

Это главная протестантская церковь Страсбурга и единственный пример подобной планировки церкви в Эльзасе. Внутри находится скульптура св. Михаила, сделанного в позднеготическом стиле — вторая по величине в подобном стиле во Франции.

Адрес: пересечение канала Rue Martin Luther и Quai Saint-Thomas

Церковь Saint-Pierre-le-Vieux

Эта протестантская церковь была внесена в список исторических памятников в 1981 году. Впервые она упоминается в исторических хрониках в 1130 году, хотя в те времена это была католическая церковь.

Адрес: Place Saint-Pierre le Vieux

Temple Neuf

Название дословно переводится с французского как «Новый храм». Изначально эта церковь принадлежала католическом ордену доминиканцев, но была разрушена во время войны в 1870 году. Нынешнее здание уже теперь протестантской церкви — это реконструкция 19-го века в нео-романском стиле.

Первая постройка на этом месте была выполнена доминиканцами в 1260 году. Во времена Страсбургской Республики в 16 веке она была секуляризирована и впоследствии отдана протестантам, организовавшим здесь в 1531 году бибилиотеку. В 1566 году эта библиотека была присоединена к Протестантской Академии, которая потом, в 1621 году, превратилась в университет. Во время франко-прусской войны в 1870 году город подвергся бомбардировкам, и в ночь с 24 на 25 августа 1870 года пожар разрушил храм. Библиотека с 400 000 книг и 3446 манускриптов сгорела.

Адрес: Rue de Temple Neuf

Церковь Сен-Жан

Построенная в 15-м веке, церковь Сен-Жан была частично перестроена после Второй мировой войны. У церкви сделан один неф с двумя ланцетными окнами. Внутри можно увидеть остатки фресок, созданных художниками Верле и Швенкедель.

Адрес: Quai Saint-Jean

Кафедральный собор Нотр-Дам в Страсбурге – красивое и величественное сооружение, которое долгое время считалось самым высоким зданием в Европе. Высочайшей частью собора является Северная башня высотой 142 метра, строительство которой было завершено в 1439 году. Звание самой высокой постройки она сохраняла до конца XIX века. Южная башня собора так и не была построена, поэтому еще одной отличительной особенностью и без того выдающегося здания называют его асимметрию.

Собор начали строить в 1015 году. Ученым удалось установить, что ранее на этом месте находилось древнеримское святилище. Возведение началось в эпоху романской архитектуры, поэтому более ранней части собора присущ этот стиль, а для остальных частей характерен стиль готический и обилие рельефного декора. Строительство собора велось в течение нескольких веков, в процессе возникали перерывы, вызванные пожаром и смертью финансировавшего работы епископа (XI-XII столетия). В качестве основного материала использовался красный песчаник из Вогезов. К слову, собор признан еще одним из самых крупных мировых сооружений из этого камня.

Среди архитекторов собора был Ульрих фон Энсинген, участвовавший в строительстве Ульмского собора. А шпиль Северной башни был построен кельнским мастером Иоганном Хультцем – возможно, именно поэтому в чертах Страсбургского собора находятся сходство с обликом собора в Кельне.

Из украшений Страсбургского собора отметим скульптуры тройного портала, изображающие христианских пророков и волхвов. В самом соборе хранятся купель XV столетия, старинный орган, гобелены, окна собора украшены изысканными витражами. Одной из главных достопримечательностей собора называют астрономические часы. Самый первый механизм был сконструирован еще в середине XIV века. В первой половине XIX столетия часы были дополнены механизмом, который показывал орбиты Земли и других известных на тот момент планет.

Кафедральный собор расположен на Соборной площади, летом он становится участником цветомузыкальных шоу.


Страницы: 1

WISH YOU WERE HERE

"Шикарно... Шикарно..." - периодически повторяя одно и то же слово, дама за моим плечом остолбенело смотрела куда-то вперед и вверх. Туда же смотрел и я. Так же остолбенело. Только через пару минут после ее исчезновения я сообразил, что женщина произносила это слово по-русски. Здесь, в пестрой и мерно гудящей толпе, можно легко представить себя у подножия Вавилонской башни: рассеянные взгляды, заплетающиеся языки, безжалостно вырванные из контекста и сваленные в одну кучу словоформы. Первое впечатление длится столько времени, что в процессе перестает быть первым и даже вторым, становясь единственным. И всё это сделано человеческими руками ?


Нотр-Дам-де-Страсбур. Уникальное строение, безусловный шедевр, бриллиант в короне мировой готической архитектуры... Эпитеты можно подбирать долго, но начнем с самого начала.

Как бы то ни было, а для вящего эффекта экскурсоводы начинают издалека - с седьмого века - упирая на то, что именно тогда на этом месте был построен первый христианский храм. Отчего же они, в таком случае, так старательно обходят стороной тот прискорбный факт, что еще раньше, когда никакого христианства не было даже в еврейских головах (а божественный сперматозоид еще не проник в лоно Марии), здесь были культовые строения римлян, позднее изничтоженные благонравными христианами до основания и глубже? Джа с ними, с экскурсоводами, пойдем на поводу и начнем с седьмого века.

Действительно, первый христианский храм здесь был поставлен по воле страсбургского епископа с высоким статусом "святой" и гавкающим именем Арбогаст. Но храм продержался недолго и уже в следующем веке сам Карл Великий (который в особых представлениях не нуждается) повелел снести эту позорную халупу и возвести что-нибудь более приличное. Халупу снесли, достаточно быстро сколотили новый храм и украсили его настолько нарядно и богато, что Карл только языком прищелкнул, а куратор от церкви епископ Ремигий тут же распорядился похоронить его в крипте именно этого храма. То ли Ремигий был не очень свят, то ли Арбогаст напомнил с того света о своей непомерной святости и еще большей обиде за снесенное зданьице, но жизнь у нового храма не задалась. Храм дождался, пока вспыльчивый Карл как следует упокоится, а в 873 году взял, да и сам вспылил, основательно так вспылил. Его терпеливо восстановили, принарядили и забыли о пожаре, как о досадном недоразумении. Но не так чтобы надолго. В 1002 году нерадивый служка решил проверить, много ли бензина осталось в баке его мопеда, использовав для освещения факел. Служке повезло: его останки на пожарище найти не смогли, качественно выгорел. А вот храм пришлось отстраивать и наряжать заново. Ровно через пять лет местные решили отказаться от этого расточительного памятника оптимизму и после очередного пожара махнули рукой: палёное место, нефартовое.

В качестве главных борцов с суевериями и хладным отношением к делам духовным выступил дуэт, состоящий из страсбургского епископа Вернера (из рода Габсбургов!) и императора всея Римской империи Генриха II. Учитывая, что Генрих II был не менее святым, чем Арбогаст, а, может, и посвятее, сладкая парочка в 1015 году распорядилась вычистить поляну на месте пожарища и в четыре руки заложила первый кирпич в основание нового храма. Именно с этого года и начинается настоящая история кафедрального собора Нотр-Дам-де-Страсбур.

// old-pionear.livejournal.com


Собор был полностью закончен в год смерти Вернера и стал весомым венцом его духовной карьеры. В 1028 году Страсбург обзавелся новым собором, который был возведен в оттоновском (предроманский стиль в церковной архитектуре с преобладанием базиликального типа и упрощенным внутренним убранством) стиле и больше напоминал крепость, чем церковь. От собора за версту веяло надежностью и долговечностью. Ремигий, дух которого продолжал фланировать по территории сгоревшей крипты, демонически хохотал, когда в 1176 году все это неприступное величие по воле незлонамеренных действий кухарки, решившей притушить окурочек с красной помадой о хорошо промасленный деревянный столб несущей конструкции, полыхнуло веселым пламенем и в нем же сгинуло.

// old-pionear.livejournal.com


Тут-то и сказал свое эпохальное слово новый епископ Страсбурга Генрих I фон Газенбург. Этот Газен-ваген выдвинул безумное предположение: "А что, если причина вовсе не в святости или духовности? А что, если причина пожаров кроется в строительном материале, т.е. в древесине??" Бред, конечно, но на всякий случай решили проверить и эту версию, задумав выстроить очередной новый собор целиком из камня, благо под боком (в департаменте Лотарингии Вогезы) находился свежеразрытый карьер с розовым песчаником. И работа закипела. От Вернера решили оставить в виде наследства уцелевшую под завалами крипту и частично сохранившийся трансепт. Изначально здание строилось в романском стиле, но как только стали проявляться первые очертания восточной части собора, напоминающие прежний силуэт, кто-то из городских скептиков, поджигая только что купленную трубку Werner Mummert (цена от 330$), мрачно пошутил: "Что-то опять Вернером запахло..." Три раза перекрестившись и добавив "чур-чур-чур", руководитель строительства в 1222 году распорядился выписать из Шартра скульпторов, пропагандирующих новый, готический стиль в архитектуре. Сказано - сделано, и в Страсбург прибывают налегке и навеселе французские архитекторы, без труда скрестившие в облике собора немецкие и французские черты, отразив сущность самой эльзасской земли.

// old-pionear.livejournal.com


В 1275 году центральный неф был закончен, и пришло время задуматься о фасаде. К этому моменту епископа (как известно из предыдущей части) подвинули и городом заправлял магистрат, добившийся бурного расцвета. Фасад должен был знаменовать собой грядущий "золотой век" и производить грандиозное впечатление. Городские власти не поскупились на легионера, пригласив для строительства фасада европейскую знаменитость из Штейнбаха - Эрвина фон Штейнбаха. И Эрвин не подвел. Бывший план фасада он отмел, не глядя, и предложил свой, претенциозно назвав его "План B". Надо сказать, что по мере строительства глаза Эрвина разгорались все больше и сначала "План B" перетек в "План C", а тот в свою очередь - в "План D". Наверное, это смешно, но Эрвин сел, заплакал и умер, когда в 1298 году случился... пожар.

// old-pionear.livejournal.com


Собор строился из камня, но строительные леса были из дерева! Что делать дальше, никто не знал. Горячие головы предлагали возводить из камня и строительные леса, а потом серией направленных взрывов их снести. Предложение само по себе было неплохим, но в те годы технология направленных взрывов была еще не совсем отточена и от предложения отказались. Кто-то предложил ввести за курение и приготовление пищи на строительстве непосильные штрафы, но местные депутаты резонно предположили, что это все равно не решит проблему и выпустили серию антипожарных законов, запретив собираться в количестве более двух человек, пропагандировать однополые браки, писать на стенах собора матерные слова, использовать в строительной документации названия наркотических средств и на всякий случай дополнительно запретив усыновлять детей погибших строителей. Предпринятые меры оказались эффективны, но фасад почему-то лучше не стал и вообще никак не изменился, оставаясь в наполовину недостроенном состоянии. Двадцать лет понадобилось на принятие последнего и откровенно непопулярного решения: исполнительная власть для продолжения строительства пригласила нового архитектора, коим оказался сын усопшего Эрвина - Иоганн фон Штейнбах. К удивлению законодателей дело пошло дальше.

// old-pionear.livejournal.com


В 1365 году был закончен третий ярус и тут в не очень далекой Швейцарии произошло событие, которое принципиально повлияло на "План D" и на весь проект "Кафедральный собор против пожаров" в целом. Надо сказать, что в самом начале строительства Генрих I задумал превзойти по всем параметрам знаменитый и не менее многострадальный базельский Мюнстер, и всё время на протяжении строительства эта цель никуда не исчезала, Базель с его мюнстером был постоянным ориентиром. До 1365 года. А в 1365 году в результате землетрясения рухнули не только башенки базельского собора, но и "ПланD", т.к. строители внезапно осознали, что здания гибнут не только от пожаров. Дабы не повторить судьбу Базеля, было решено отказаться от строительства шпилей, а завершить работы галереей апостолов и двумя башнями-беффруа (что сильно напоминает проект еще одного Нотр-Дама). В 1399 году строительство наконец-то завершилось, и подрядчиком был подготовлен акт о приеме здания в промышленную эксплуатацию...

// old-pionear.livejournal.com


который члены магистрата не подписали! Им, видите ли, здание показалось недостаточно величественным. Пришлось переходить к очередному плану, вышедшему уже давно за все рамки алфавита и печатных норм. Практика найма легионеров зарекомендовала себя настолько хорошо, что немедленно был вызван Ульрих фон Энзинген, выведший Ульмский собор в финальную часть. Ульрих в 1399 году и начал, а Иоганн Хюльц в 1439 году закончил строительство шпиля.

Итак, с начала постройки полностью каменного собора до кончика шпиля прошло 263 года, перед магистратом встал вопрос о строительстве второго шпиля. Встал и лукаво улыбнулся. Ох, не понравилась властям эта улыбочка. Прикинув, сколько еще потребуется времени и денег, отцы города возопили: "Нет уже никакой мочи ждать, когда весь этот кошмар закончится! Пусть будет наш Нотр-Дам одноглавым!" На том и порешили вопрос. Топорами и вилами. Ой, нет, это было уже в России... А в Страсбуре проблема второго шпиля еще витала некоторое время в воздухе, но так и упорхнула. Больше того, с первым и единственным едва не приключился фатальный казус, когда в годы французской революции фракция "бешеных" усмотрела в нескромно вздыбившемся шпиле некий символ неравенства. В 1793 году революционеры потребовали разрушения соборного шпиля. К счастью среди местных нашелся смекалистый кузнец по фамилии Зюльтцер, который льстиво предложил "бешеным" не сносить шпиль, а одеть его в жестяной колпак, схожий по форме с теми, что носили сами enrages: мол, пацаны, да ведь за много миль отсюда по вашему колпаку будет видно, что Страсбург - территория свободы, т.е. ваша территория. И сам же изготовил здоровенный жестяной фригийский колпак. Пацанам идея понравилась, а хитрый кузнец спас для потомков шедевр мировой архитектуры. Воистину, тщеславие - мой самый любимый из грехов.

Все закончилось мирно и успокоилось церковью, одной из самых высоких и возможно самой красивой (среди готических, не будем обижать другие стили) в мире.

// old-pionear.livejournal.com


Что касается красоты, то оставляю право посоперничать со страсбурским Нотр-Дамом, украшенным тысячами скульптур, только одному готическому собору (об этом, надеюсь, еще напишу), а вот по поводу высоты никаких споров, а только лишь факты.

Долгое время, на протяжении многих веков (почти четыре тысячи лет) самым высоким строением человечества была пирамида Хеопса - 146 метров, 60 сантиметров. К 1311 году, когда шпиль Линкольнского собора вознесся на высоту в 159 метров 70 сантиметров, эррозия уменьшила "рост" пирамиды до 140 метров (сегодня ее высота - 138 метров 80 сантиметров). Так что все 142 метра 11 сантиметров единственного шпиля Нотр-Дам-де-Страсбур были впечатляющи, но не рекордны. Лидерство английская церковь уступила в 1549 году, когда ее шпиль взял и рухнул; сам по себе, из-за одной единственной причины - англичане не владели мастерством строительства готических сооружений в должной степени, а замахнулись на рекорды. Собор в Линкольне съежился до 83 метров в высоту, и в серединеXVI века первое место среди высотных сооружений перешло к Эстонии. Высота церкви святого Олафа в Таллинне равнялась 158 метрам 40 сантиметрам. Не прошло и сотни лет, а в 1625 году громовержская рука бога надумала швырнуть в привлекательный шпиль Олафа пучок молний. Сей длинный Олаф подобного обращения не выдержал, покачнулся, охнул и упал, сделав церковь короче на 35 метров (теперь - 123 метра). Пальма первенства досталась церкви Святой Марии, что возвысилась над немецким Штральзундом на 151 метр от уровня асфальта.

// old-pionear.livejournal.com


Как вы думаете, мог ли Господь наш всемогущий допустить такое измывательство: самое высокое строение человечества в каком-то задрипанном Штральзунде? Бог наш строг, но справедлив, поэтому долго рассусоливать не стал и выдумывать что-то новое тоже поленился: в 1647 году он хлопнул молнией по Святой Марии, срезав с нее 47 метров и укоротив до ста четырех. Именно тогда, в 1647 году, Нотр-Дам-де-Страсбур и стал самой высокой постройкой в мире. Таким он и оставался 227 лет, пока его не сменил на посту собор Святого Николая в Гамбурге (147 метров 30 сантиметров). Далее все начало меняться очень быстро, но прямого отношения к нашей истории уже не имеет, а Нотр-Дам-де-Страсбур остается одной из самых высоких церквей в мире.

// old-pionear.livejournal.com


Есть такое расхожее выражение: красоту <этого явления> невозможно передать. Красоту кафедрального собора в Страсбурге передать возможно. Но для того, чтобы ее передать понадобятся тысячи и тысячи фотографий на специальном ресурсе. Обойдемся лишь фрагментами, а полностью вся эта красота остается на дне глаз и в глубине сердец тех людей, которым повезло увидеть собор живьем.

// old-pionear.livejournal.com


Разумеется, что нет ничего на свете, что понравилось бы абсолютно всем. Вот и наш соотечественник, упомянутый в предыдущей части, Денис Фонвизин так отозвался об увиденном соборе: "Между прочими вещами примечательна в Страсбурге колокольня, уже не Ивану Великому чета. Высота её престрашная, она же вся сквозная и дырчатая, так что, кажется, всякую минуту готова развалиться".

// old-pionear.livejournal.com


Есть мнения куда более комплиментарные.

Виктор Гюго: "Гигантское деликатное чудо".

Гёте: "Возвышенно высокое дерево Бога".

// old-pionear.livejournal.com


За красноватый оттенок, который придает Нотр-Даму розовый песчаник, Поль Клодель написал о нем так: "...Как розово-красный ангел парит над городом".

// old-pionear.livejournal.com


Две определенной комплекции и неопределенного возраста дамы (либо проводницы поезда, либо сотрудницы "Сбербанка") подходят к парапету. Леди с ногами чуть покороче и грудью чуть пополнее доминирует:

Так. Я сейчас сяду сюда, - указующий перст втыкается в камень. - Ты встань вон туда, - следует повелительный жест в неопределенном направлении. Затем рука ныряет в хозяйственную сумку и извлекает "мыльницу", которые продаются в переходах по 600 рублей ("Эй, дарагой, купы аппарат! Савсэм новый, мнэ нэ падашол!"). Аппарат передается бессловесной товарке, инструкция продолжается. - Сфотографируешь меня на фоне этого... М-м-м... - альфа-туристка оборачивается на Нотр-Дам-де-Страсбур и начинает мучительно подбирать слова к высившемуся перед ней сооружению. В её глазах читается понимание, что слово "церковь" недостаточно ясно описывает то, на фоне чего её надо запечатлеть, но очень похоже, что лексикон уже вычерпан до дна, а нужного определения не найдено. И тут наступает озарение. Далее следует со вздохом облегчения, - величественного здания. Блин.

// old-pionear.livejournal.com


Наверное, стоит заглянуть внутрь. Но не сейчас, в следующей части.

// old-pionear.livejournal.com


old_pionear
20/01/2016

Страницы: 1