История Каппадокии, уходит в глубь веков. В течение многих столетий люди устремлялись в Малую Азию, а отсюда рассеивались по всему свету. Европейские и азиатские завоеватели пересекали эту землю из конца в конец, оставляя после себя уникальные культурные памятники, многие из которых дошли до наших дней. Правда, нередко лишь в виде развалин. Но и последние способны заговорить и немного рассказать, например, о древнем могущественном государстве на территории современной Каппадокии - царстве хеттов. Именно с Хеттов и начинается история Каппадокии.

Каппадокия в составе Хеттской и Персидской империй

В XVII веке до н. э. его властитель Хаттусили I сделал своей столицей город Хаттушаш , который потомки его украсили храмами и скальным святилищем Язылыкая . Держава скотоводов, писцов и солдат просуществовала около тысячи лет. Шесть веков боевые колесницы хеттов ужасали народы Малой Азии. Их стремительный бег едва смогли остановить Вавилон и Древний Египет. Но царства не вечны - около 1200 г. до н. э. империя хеттов пала под натиском “морских народов” и фригийцев, оставив нам лишь развалины циклопических стен и бесценную коллекцию клинописи.

Пришедшая им на смену персидская эпоха , растянувшаяся до вторжения Александра Македонского в 336 г. до н. э., также небогата историческими памятниками. Персы больше известны своими разрушениями, а не строительством. Хотя в Каппадокии , где селилась знать, их культура просуществовала на несколько столетий дольше, чем на остальной части древней Анатолии . И кстати, само название восходит к персидскому “катпатука” , что значит “Страна прекрасных лошадей” .

Греко-Римский период в Каппадокии

Александр Великий промелькнул в истории подобно метеору. За невероятно короткое время - одиннадцать лет со дня вторжения и до своей смерти - он сумел не только освободить Анатолию от персов, но и способствовал стремительному распространению греческой культуры. Не избежали этой участи и государства Каппадокии - греческий язык и литература стали постепенно вытеснять анатолийские языки. Сначала зажиточные классы, а затем и крестьяне начали пользоваться греческим в качестве основного средства общения. Конец непрерывным междоусобным войнам, начавшимся после смерти Александра Македонского , положил Рим , который со 190 г. до н. э. медленно, но верно присоединял Анатолию к своей огромной империи.

В 17 году н. э. Тиберий сделал всю область Тогда же центральный город Мацака стал называться Цезарией или Кесарией. Сегодня это город Кайсери . Говоря о Каппадокии , невозможно оставить в стороне . Зародившись в римской Палестине, оно удивительно быстро закрепилось в этих местах, что в значительной степени было результатом миссионерской деятельности Святых Петра и Павла, живших и проповедовавших в то время на землях Анатолии.

Византийский период в Каппадокии

Как “страна церквей”, как духовный центр всей Анатолии просуществовала вплоть до XI века. Византийская империя дряхлела. Бесчисленные набеги тюркских племен подрывали ее могущество. При императоре Романе IV Диогене в 1071 г. произошло решающее сражение с армией турок-сельджуков Несмотря на огромное численное превосходство над нерегулярной турецкой конницей, византийские войска были разгромлены. Сам Диоген попал в плен и купил жизнь за счет части своих земель. К их числу принадлежала … Надо отдать справедливость - сельджуки были довольно терпимы к христианам и христианству, и монастыри вполне могли продолжать существование. Однако связи с греческим миром были разорваны, коммуны стали распадаться, и большая часть их обитателей занялась земледелием.

История Каппадокии во времена Сельджуков и Османов

Сельджуки исповедовали ислам, и с их появлением на территорию Каппадокии пришла новая религия. Именно с этого момента последователи Магомета начали победное шествие по всей Анатолии, сделав временной столицей город Конью , входивший тогда в состав каппадокийских земель. Султан Аладдин Кейкубат собрал в нем выдающихся художников, ученых и теологов своего времени. А чуть позже в городе возвели первые мечети и медресе. Но культурный подъем закончился внезапно и несчастливо: в поисках “последнего моря” в Анатолию забрели неразборчивые орды Чингисхана. В те времена, когда монголы хозяйничали в Анатолии, отряд отступавших сельджуков, под командованием султана Аладдина, неожиданно был атакован ими и полностью окружен. На выручку изумленному Аладдину пришли не известные никому ранее воины. Монголы отступили, а благодарный султан немедленно поинтересовался именем командира храбрых всадников. “Эртогрул, отец Османа”, - ответил воин. Так описывает легенда появление Эртогрула с четырьмястами сорока четырьмя всадниками и собственно, всей Османской империи… В конце XIII века османы стали последними завоевателями Анатолии. Великая Османская империя просуществовала до 1923 г. (до основания ), а Каппадокия в ее составе неспешно и неотвратимо превращалась из арены бурных исторических событий в мирную и тихую провинцию. Но изумлять мир не перестала…


Современная Каппадокия является крупным туристическим центром, который ежегодно посещает множество туристов. Добраться сюда можно с помощью автобуса из любого города Турции.

Где остановиться?





К услугам туристов предлагаются самые разнообразные гостиницы и отели, отвечающие вкусу и требованиям любого клиента. Здесь есть элитные отели, проживание в которых начинается от 269 евро за ночь, а есть и довольно простые гостиницы, дизайн которых напоминает устройство традиционного турецкого дома, с вполне доступными ценами.

Достопримечательности Каппадокии



В Каппадокии сохранилось около 350 христианских церквей, которые, в основном, относятся к 9-му-11-му векам нашей эры. Хотя встречаются и более древние. Все они вырублены прямо в скалах, а их убранство не поражает роскошью или размерами. В некоторых храмах роспись нанесена прямо на голые стены. В более позднее время техника росписи была усовершенствована, и фрески начали наносить на основу из гипса. Многие из них отлично сохранились, так как никогда не подвергались воздействию солнечного света.

В наше время в христианских храмах службы уже не проводятся, лишь раз в году, весной сюда приезжает Константинопольский Патриарх Варфоломей, который проводит молебен в некоторых церквах.



В долине Земляных Пирамид , которая находится в 17 километрах от города Невшехир, находится множество скальных церквей, среди которых , датируемая 11-м веком, первоначально возводимая как монастырь, церковь с пряжкой, считающаяся самой большой из наскальных храмов, церковь с сандалиями, состоящая из двух этажей, церковь с яблоками, получившая такое название благодаря яблоням, расположенным вокруг храма, Змеиная церковь, относящаяся к 11-му веку, церковь Святой Варвары и Девичий монастырь.



Подземные города наравне со скальными церквами являются главными достопримечательностями Каппадокии. Самым большим из них является Деринкую, глубина которого составляет 85 метров. Когда-то здесь одновременно проживало около 10 тысяч человек.



Еще один подземный город - Каймаклы, в котором на сегодняшний день пока что раскопано всего шесть подземных этажей.

Известен и Озконак, который еще не очищен полностью, поэтому не установлена точная площадь этого подземного города.
Вырубать города в скалах начали еще в первом тысячелетии до нашей эры. Таким образом местные жители скрывались от многочисленных врагов. В этих городах отлично работает система вентиляции. На нижних этажах может быть даже очень холодно, поэтому при посещении этих достопримечательностей стоит захватить какую-то теплую одежду.


Посещать Каппадокию лучше всего весной, в начале лета и осенью, то есть в то время года, когда здесь нет изнуряющей жары. Музеи работают ежедневно, с 8 утра до пяти вечера. Стоимость входного билета в подземный город составляет 15 лир, то есть около 8 долларов.



Каппадокия известна как центр гончарного производства. Здесь находится множество маленьких фабрик, производящих керамическую посуду и сувениры. За небольшие деньги можно приобрести прекрасную настенную тарелку или глиняный кувшин, которые долгие годы будет напоминать о путешествии в чудесную страну Каппадокию.

Границы Каппадокии в различные периоды времени постоянно менялись. Сегодня этим именем принято называть ее основное ядро, которое находится в центральной части полуострова Малая Азия, в стороне, не имеющей выхода к морю. Оно представляет собой пустынное плоскогорье с континентальным климатом, расположившееся на высоте 1000 м над уровнем моря. На юге его окаймляют горы Эрджияс и Хасан, на север оно простирается рядами долин к соленому озеру Туз Гёлю и к реке Кызыл-Ирмак. В древности эти территории назывались Каппадокия Великая или Средиземноморская. Регулярно в склад Каппадокии включались земли, которые выходили к Черному морю: Каппадокия Малая, Верхняя или Понтийская (хотя в истории они чаще всего указываются под самостоятельным именем Понт, периодически являвшимся независимым государством).

Каппадокия славится своей уникальной геологией - она была сформирована вследствие интенсивной вулканической активности. Таким своеобразным строением она обязана двум периодам, встрече двух противоположных сил природы около 65-62 млн. лет назад: периоду извержения вулканов, в результате чего здешние земли были покрыты туфами и другими геологическими породами, и периоду эрозии и выветривания. В период, когда здесь начали образовываться горы, в частности хребет Тавр, в средней Анатолии образовались глубокие трещины в земле. Вследствие чего магма, извергающаяся на поверхность, образовала гряду вулканов, таким образом параллельно хребту Тавру выстроилась линия новых вулканов (Девели, Эрджиес, Хасан, Кейчибойдуран, Гюллюдаг и Мелендиз).

Следующий этап характеризируется эрозией и выветриванием. Благодаря континентальному климату со значительными и резкими перепадами температуры, в горных породах начали образовываться трещины. Деятельность льда и воды способствовала разрушению скал, вместе с воздействием рек и проливных дождей. Вот так образовались прославленные «каменные столбы» перибаджалары («камины фей») – останцы в форме каменных столбов и каменных грибов самых причудливых форм и очертаний.

Название «Каппадокия» происходит от языка древних хеттов, что в переводе означает «страна чистокровных лошадей». История Каппадокии берет свое начало с 5 тысячелетия до нашей эры. Весь долгий период своего существования эта местность находился на перекрестке цивилизаций, поочередно входя в состав Хеттской, Персидской, Римской и Османской империй и других государственных образований, и служа полем боя для многочисленных войн.

Властвование Хеттской империи продолжалось на этой территории с XVIII по XII столетие до нашей эры. Пала она под натиском агрессивных племен и «народов моря», которые двинулись на Армянское нагорье.

Несколько столетий Каппадокия принадлежала персам. Отсюда в Персию регулярно транспортировали золото, мулов, баранов и лошадей. Непобедимая конница Дария и его сына Ксеркса имела в своем распоряжении 1500 замечательных каппадокийских скакунов, являющихся гордостью империи.

Александр Македонский отвоевал Каппадокию у персов. После того, как его империя распалась, страна некоторое время наслаждалась независимостью, но уже через 350 лет она стала римской провинцией. Римляне довольно странно повели себя в этой ситуации - они не стали переделывать здесь все на свой лад, а обошлись лишь строительством новых дорог. С давних времен через эту местность проходили торговые пути из Европы в Малую Азию – начиная с II тысячелетия до нашей эры, ассирийские купцы имели здесь представительства - «карумы».

Долина Земи:

Зерно христианства в этой стране гор и тенистых ущелий было посеяно апостолом Павлом в I столетии нашего тысячелетия, а первым епископом Каппадокии стал Василий Великий – именно на здешних землях после долгих лет странствований по Палестине и Египту он обрел гармонию и умиротворение.

Первые христиане начали строить здесь подземные города, чтобы защититься от набегов сарацинов – так тогда называли мусульман. Многоярусные лабиринты, созданные в те далекие времена, до сих пор сохранились в отличном виде. Небольшой отрезок времени Каппадокией владели византийцы, затем она надолго попала во владение турок-сельджуков. Они активно занимались строительством – на территории Турции сохранилось большое количество возведенных ими мечетей, крепостей и медресе – духовных училищ. Они строили мощные «дворцы для путников» - так называемые караван-сараи.

Султан-Хан – это караван-сарай, который находится на границе Каппадокии. Он являлся прекрасной защитой от превратностей кочевой жизни. Купцы могли здесь отдохнуть, пополнить запасы, переждать страшную жару или непогоду. Также странникам предлагались услуги врача, конюшни, бани-хамам и мечети. Туристическим центром Каппадокии считается городок Гёреме. На въезде в город располагается прекрасный музей под открытым небом, он представляет собой некую долину, где собраны древние скальные церкви с фресками на разнообразные сюжеты из Нового Завета.

Городок Гёреме:

Национальный парк Гёреме:

Каппадокия знаменита своими подземными городами, вырубленными в скалах первыми христианами, которые спасались в пустынных уголках Малой Азии в период правления императора Диоклетиана. Много веков в этих пещерах проживали люди. Около полвека назад неподалеку от каппадокийской деревушки Деринкую археологи обнаружили подземные города, уходившие вглубь земли более чем на десятки метров, представленные километровыми лабиринтами галерей, жилых и хозяйственных помещений. На семи ярусах подземелья находятся амбары, колодцы, трапезные, вентиляционные шахты, конюшни, винные погреба, тюрьма, церковь и школа. Дверью, закрывавшей ходы в пещерные города, служили огромные каменные валуны.

Сохранить секреты подземелья – было главной целью жителей города, от которой зависела их жизнь. В дни, когда в город наведывались арабы или даже монголы жители уходили под землю. В переходах и штольнях хранились запасы провизии. У всех городов были потайные выходы. Многоярусность, вентиляция и потайные выходы делали такой город безопасным и неприступным.

В узком коридоре кое-где есть ступеньки, вырубленные прямо в породе. Внутри царит полумрак и приятная прохлада – здесь особенно приятно побывать после уличной жары. Посетив это место, следует обратить внимание на цвета стрелок, изображенных на стенах, синие ведут к выходу, а красные – вниз, вглубь подземного города. С двух сторон от этого прохода располагаются просторные помещения – это и есть квартиры обитателей древнего города.

В центральной части Каппадокии находится одно из самых густонаселенных поселений данного района - Учхисар:

Учхисар известен также своей крепостью, вырубленной в скале:

Крепость стоит на вершине холма, поднявшись на который, можно охватить взглядом почти всю Каппадокию, в том числе Долину Любви, о которой сложено немало легенд и сказаний:

Внимательные читатели заметят на этом фото собаку:

Каппадокия славится своими мастерами: гончарами, виноделами, ткачами и резчиками по камню. Через эту местность протекает самая длинная река Турции - Кызыл-Ирмак - Красная река. Свое название она получила благодаря красному окрасу воды, что связано с составом глины, окрашенной солями железа. Еще задолго до нашей эры на ее глинистых берегах вырос город, который сегодня называется Аванос. Гончарное искусство в этой местности было распространено еще в период властвования хеттов – их технику до сегодняшних дней используют ремесленники Аваноса. Каждое изделие сушат на солнце в течение трех дней, затем отправляют на обжиг. В печку, в которой обжигают посуду, добавляют не только дрова, но и пучки овечьей шерсти, солому и изюм. Благодаря такому особенному методу обработки, посуда, изготовленная местными гончарами, звенит словно колокольчик, если по ней стукнуть пальцем.

Богатая история здешних мест вдохновила знаменитого поэта Иосифа Бродского на написание стихотворения “Каппадокия”, в котором рассказывается о войнах Митридата. Есть предположение, что необычными ландшафтами Каппадокии и ее подземными домами вдохновлялся Джордж Лукас при создании фантастических ландшафтов Татуина в фильме «Звёздные войны. Эпизод IV. Новая надежда». Более того, жители могут показать места, где якобы происходили съемки фильма. Те, кто имел счастье побывать в Каппадокии, постоянно рассказывают о том, что когда над этими местами сгущаются сумерки, а люди погружаются в царство Морфея, из своих подземных тайников на вершину одной из скал вылетают добрые феи. Но увидеть их могут лишь те, кто имеет чистое, доброе сердце, и кто не утратил способности верить в волшебство и сказки.

Берет свое начало из глубины веков. Название «каппадокия» имеет спорный вопрос своего происхождения. Считается, что такое название местности дали хетты. «Катпатука» означает «Страна красивых лошадей» или «Страна, где разводились хорошие лошади». В принципе, у этой идеи есть почва. Когда хетты пришли сюда, местное население уже вело оседлый образ жизни, занимаясь помимо прочего и разведением лошадей. Лошади, как и еще далекие их предки хиппарионы, водились тут с незапамятных времен. Поэтому местное население, конечно же, освоило эту отрасль животноводства.

Однако языковедческие изыскания приводят еще теории. Например, в 2000 гг. до н.э. в этой местности была распространена вера в богиню Кхепат (Кута-Кхепат, т.е. Священная Кхепат). Возможно, это и есть та основа, которая позже в эллинском языке трансформировалось в «каппадокия». И означает оно «Страна/народ священного Хепата».

Если с происхождением названия ученые никак не придут к общему знаменателю, то с образованием местного неповторимого ландшафта всё более или менее ясно. Давным-давно, еще в 3-ем геологическом периоде миллионы лет назад Среднее Анатолийское плато представляло из себя море, находящееся на равнине и окруженное лесами, где обитали мастадонты, хиппарионы (предки лошадей) и пр. живность того времени. В результате геологических катавасий и поднятия горных гряд Торос на юге, в этом районе образуется вулканическая цепь, в т.ч. ныне здравствующие (но слава тебе, Господи, недействующие) вулканы Эрджияс (3917 м), Хасан (3268 м) и Мелендиз (2935 м). Примерно 10 млн. лет назад эти вулканы были очень активны. В результате их деятельности было выброшено неимоверное количество пепла и вылито лавы. Всё это откладывалось в слои. В результате эта местность поднялась на 200 м от первоначального уровня. С годами пепел превратился в туф, лава в базальт. Под действием ветра, дождей, перепадов температур происходила эрозия. Туф – очень благодатный материал для этого дела. В результате на свет божий появилась эта нереальная сюрреалистическая местность под названием : все эти волшебные трубы фей (по-турецки называется, peribacalar / перибаджалар, или по-английски fairy chimneys) немыслимые каньоны, долины, нереальные фигуры. К сожалению, то, что когда-то создало эту фантастическую местность, оно же ее и погубит. Эрозия продолжается, а значит, когда-нибудь вся эта красота исчезнет.

перибаджалар

Люди жили в этой местности еще с незапамятных времен. Занимались они собирательством, охотой, рыболовством. Селились вдоль основного водного источника реки Кызылырмак, ведя преимущественно кочевой образ жизни. Постепенно люди стали осваивать плодородные местные почвы, что привело к их полной оседлости, и возникновению населенных мест. Благодаря проведенной с 1964 г. Археологическим институтом Анкары работе найдены различные каменные предметы, относящиеся к палеолиту. А так же установлены населенные места, относящиеся к неолиту. Самые крупные из них – Аджигёль, Татларын.

В 4 в. здесь жили 3 Великих каппадокийца: Григорий Нисский, Василий Кесарийский и Григорий Богослов. Они уважаемы как в Православной, так и Римско-Католической церкви.

Церковь периода борьбы с иконописью. Церковь св. Василия. Долина Гомеда

Христианство в Каппадокии цвело полным цветом и при сельджуках, и при османах. Ислам и христианство тут сосуществовали веками в полной любви и согласии. Любовь прекратила свое существование в этих местах лишь в 20-е гг. 20 века с началом печальной страницы в истории Турции, названной очень нейтрально «обменом населением», Т.е. когда фактически местные греки были изгнаны из Турции, а турки из Греции.

Потом снова годы забвения. Монастыри и церкви с их уникальными фресками разрушаются или приспосабливаются местными крестьянами под хранилища, овчарни или голубятни. Туристический бум ударил по Каппадокии лишь в начале 80-х гг. и продолжается по сей день. Здесь начинают строиться гостиницы и прочая туристическая инфраструктура, некоторые монастыри и церкви восстанавливаются. Сегодня Национальный парк Гёреме (это почти 300 кв. км) находится в списке Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.

(англ.) русск. ). Одно из племён Каппадокии, о котором он упоминает - мосхи , отождествляемые Флавием Иосифом с библейским Мешехом , сыном Иафета : «Мосохенцы, родоначальником которых является Мосох, носят теперь название каппадокийцев» .

Местоположение

Каппадокия на карте Малой Азии. Обозначены другие границы эллинистических государств и римских провинций

В различные периоды времени границы Каппадокии менялись. В настоящее время под этим названием принято понимать её основное ядро. Область находится в центре п-ва Малая Азия , не имея выходов к морю. Это по большей части ровное, лишенное растительности плоскогорье с континентальным климатом, редкими реками, которое находится на высоте 1000 метров над уровнем моря. С юга оно ограничено горами Эрджияс (3864 м, Аргейская гора) и Хасандаг (3253 м) (хребет Тавр) и простирается на север рядами долин к реке Кызылырмак и солёному озеру Туз .

Из рек Каппадокии главными были Галис (ныне Кызылырмак) и Ирис (ныне Ешильырмак) с многоводным притоком Ликом (ныне Келькит). Бывшие исторические области Малой Азии, окружавшие Каппадокию, таковы: с севера Понт , с северо-востока - Армения , на востоке Месопотамия , на юге Сирия и Киликия .

Эти территории в древности были известны как Каппадокия Великая или Средиземноморская . Периодически в состав Каппадокии включались земли, выходящие к Чёрному морю , они назывались Каппадокия Малая, Понтийская или Верхняя , (хотя в истории они больше известны под самостоятельным названием Понт , являвшимся время от времени независимым государством).

Города

Большинство городов Каппадокии либо известны с древнейших времён и упоминаются во многих источниках античности, либо были основаны исламскими завоевателями ок. XIII в.

Исторические области Малой Азии во времена классической античности

Язык и население

Каппадокия, особенно античная и средневековая, имеет довольно богатую языковую историю из-за того что регион лежал на перекрёстке нескольких важных миграционных потоков как индоевропейских, так и неиндоевропейских народов.

Для средневековой Кападдокии характерна постепенная ассимиляция индоевропейских носителей (армяне , греки) неиндоевропейскими (турки).

В 1912 г. в Каппадокии (совр. илы Кайсери, Нигде, Аксарай и Невшехир) проживали: турки - 202 927 чел., греки - 78 719 чел., армяне - 39 489 чел.

С преобразованием империи в 1919 году регион оказался в составе Турецкой республики (официально с 1923 года). В результате административной реформы регион оказался поделённым между административными провинциями Невшехир , Кайсери , Аксарай и Нигде . В 1923 году состоялся Греко-турецкий обмен населением , когда эти земли покинуло грекоговорящее население, жившее там веками, а остались лишь турки. Кроме того, региона коснулось истребление армян .

В III веке в Каппадокии родился христианский великомученик Георгий Победоносец , наиболее почитаемый святой этого имени.

Армяне в Каппадокии

Ряд исследователей считает коренных жителей Каппадокии народом, родственным армянам и фригийцам . Политика Византии в отношении армян сыграла важную роль в истории Каппадокии. Гранича на северо-востоке с Малой Арменией , а на востоке - с Великой , Каппадокия издавна испытывала демографическое влияние этой нации, но в этот период оно приобрело особый размах. Византийская империя в условиях борьбы с Багдадским халифатом занималась насильственным переселением армян из Армении в Малую Азию. Имела место и обычная, достаточно интенсивная эмиграция из захваченной арабами Армении, вызванная той же войной. Переселение на византийские территории осуществлялось, главным образом в Каппадокию (VII-IX вв.), а также в Месопотамию , Киликию и Сирию . «Так, например, византийский полководец Лев в 688 году разорил 25 округов Армении и выселил оттуда в Малую Азию 8000 семейств. В 747 году , в 751 году , в 752 году армяне были переселены в Малую Азию из Мелитены и Карина (Эрзурума)» . Пик, вызванный агрессией Византии и вторжением сельджуков , пришёлся на XI в. К примеру, в -1021 годах император Василий II переселил из Ванской области в Себастию (Малая Азия) 15 тысяч армянских семейств . Византийские императоры, уничтожив Васпураканское, Анийское и другие армянские царства, предоставили Багратидам, Арцрунидам и другим царским и княжеским родам новые владения на территории империи. Эти правители концентрировали в своих руках власть по мере ослабления самой Византии, вдоль восточной границы которой возникли армянские княжества на землях, обитаемых армянами, в том числе и в Каппадокии.

Одним из подобных вассальных государств стало Арцрунидское царство, которое возникло в Себастии в -1020 годах при царе Сенекериме , когда этот правитель вместе с третью всего населения своей Васпураканской области покинул свои земли и переселился в верховья Кызыл-Ирмака. Это первое вассальное армянское царство, возникшее в Каппадокии, в состав которого входили Себастия, а также ряд городов и уездов между Понтийскими горами и Ефратом. Византия надеялась использовать его как один из барьеров против сельджуков. Армяне титуловали Сенекерима «царём Армении», тогда как Константинополь даровал ему лишь титул «патрика» (11-й ранг в правительственной иерархии Византии), «полководца» Каппадокии или «дука Месопотамии и стратега Каппадокии» . После смерти этого правителя в 1026 году при его наследниках государство продолжало расширять свои границы, пока не было захвачено сельджуками в 1080 году .

Следующий период характеризуется эрозией и выветриванием . Благодаря резко континентальному климату Каппадокии с внезапными и значительными перепадами температуры, в горных породах образовывались трещины. Вода и лёд способствовали разрушению скал, наряду с проливными дождями и воздействием рек. (В образовании долин этой местности особую роль сыграли р. Кызыл-Ирмак и впадающие в неё р. Невшехир, Дамса и их притоки). Они разрушали вулканические породы. С течением времени из вулканической породы образовывались отдельные холмы.

Каменные столбы

Именно таким образом были образованы знаменитые «каменные столбы» худу , или перибаджалары (тур. Peri bacaları, «камины фей» , - останцы в виде каменных грибов и каменных столбов причудливых форм и очертаний. Геологический разрез этих образований выглядит следующим образом:

  • наверху расположены базальты и андезиты
  • а внизу - туфы

Долина Паша Баглари (Пашабаг). Невшехир, Аванос, Чавушин, нац. парк Гёреме

Ранее базальты и андезиты покрывали туфовую основу полностью, теперь же (благодаря процессу разрушения) увидеть их можно только в отдельных частях скал: они нависают крупными блоками («шляпками») на конусообразных туфовых столбах. Под ними видна четкая горизонтальная линия, обозначающая границу скалы и туфа. Шейка туфового конуса со временем постепенно утончается, благодаря чему в какой-то момент эта «шляпка» будет обрушена. Не защищённые сверху останцы разрушаются полностью. Процесс их образования и разрушения, проявившийся в четвертичном периоде , продолжается и до наших дней .

Туфовые конусы высятся либо сплошной стеной, либо отдельными группами. Некоторые из этих скал достигают высоты 40 м. Этот вид образований считается присущим исключительно Каппадокии: 18-ти километровая территория Кызыл-Ирмака , Дамса-Чайы (на востоке), Невшехир-Чайы (на западе), а на юге 288 кв.м. между Ойлы и Кермильскими горами. Типичная форма - «грибы», хотя есть и более экзотические формы. Так, в окрестностях Гёреме находится т. н. Love Valley (Нижняя долина, она же Долина пенисов, Penis Valley) , скальные образования которых имеют очевидные формы фаллосов (см. илл. ).

К началу III века до н. э. Каппадокия была разделена на 10 провинций, названия которых сохранены Страбоном . Пять из них находились на Тавре: Мелитена, Катаония, Киликия, Тианитида и Гарсавритида. Названия других пяти были: Лавинсена, Саргаравсена, Саравена, Хаманена, и Моримена.

В смутное время после смерти Ариарата IV ( -) Каппадокия оказалась во власти Понта , что произошло благодаря активной деятельности вышеупомянутого понтийского царя Фарнака I .

Вдова Ариарата V Филопатора Лаодика (Ниса?), чтобы продлить время своего правления, убила одного за другим пятерых своих сыновей . В - годах до н. э. власть в стране фактически оставалась в её руках, чтобы затем перейти к её шестому сыну Ариарату VI . Царь соседнего Понта Митридат V Эвергет ввёл в Каппадокию войска, «чтобы поддержать малолетнего наследника», а затем женил его на своей дочери Лаодике.

Как отмечают историки, одним из источников дохода страны являлась работорговля, которую организовали цари Каппадокии и Вифинии, заполняя, например, невольничий рынок острова Делос , поставлявшего рабов в Рим . О каппадокийских рабах упоминают поэты Гораций , Персий , Марциал , Ювенал .

Основные даты

Список правителей Каппадокии

Персидские сатрапы Каппадокии Ариартиды
  • Ариарат IV Евсеб
  • Ариарат V Филопатр
  • Ариарат VII Филометор
Ариобарзаниды Македонские сатрапы
  • Эвмен (323-316 до н. э.)
  • Аминта (302-301 до н. э.) - наместник
Ариартиды (350-95 до н. э.)

  • Регент Гордий (101-96 до н. э.)
  • Ариарат IX (96-95 до н. э.)
  • Ариарат VIII (вторично; 95-86 до н. э.)
Ариобарзаниды (95-36 до н. э.)
  • Ариобарзан I Филороман (95-62 до н. э.)
  • Ариобарзан II Филопатр (62-52 до н. э.)
  • Ариобарзан III (52-42 до н. э.)
  • Ариарат X (42-36 до н. э.)
  • Архелай (36 до н. э. - 17 н. э.; не происходил из рода Ариобарзанидов). Супруга - Пифодорида
Армянские правители и цари
  • Сенекерим Арцруни (1022-1026).
  • Давид , сын (1026-1065).
  • Атом , сын (1065-1083)
    • Абусахл , брат (соправитель: 1065-1083)

С XI-XV вв. начинается активная исламизация данных земель.

Пещерные поселения Каппадокии

В мировой культуре

В литературе

В кинематографе

В компьютерных играх

  • Каппадокия является одной из локаций в игре Assassin’s Creed: Revelations

Достопримечательности и туризм

Каппадокия является одним из туристических центров Турции . Это связано с наличием уникальных достопримечательностей, созданных как силами природы, так и руками человека.

Основные группы достопримечательностей провинции:

  • Вулканические ландшафты - скалы и останцы причудливых очертаний, созданные в процессе выветривания .
  • Пещерные и подземные города - поселения, вырубленные в мягких породах скал или под землей.
  • Каньоны - сочетают в себе специфические фигуры выветривания и, нередко, пещерные поселения.

Большая часть достопримечательностей Каппадокии расположена в округе города Ургюп . Здесь находятся Гёреме , Зельве , Чавушин, Учхисар и другие музеи под открытым небом .

Туристический сервис в Каппадокии налажен на уровне основных курортов Турции. Есть отели всех видов, от домов усадебного типа до специфических пещерных гостиниц. Транспортное сообщение - автомобильное, на автобусах или маршрутках, позволяет добраться до основных достопримечательностей. Туристические офисы различных компаний располагаются во всех городах, предоставляя услуги гидов и всевозможные экскурсии по провинции.

См. также

  • Великие каппадокийцы - Отцы Церкви
  • Каппадокийский греческий язык - считается возможно вымершим языком .
  • Караманлиды - одна из населявших Каппадокию народностей.
  • Монастыри Метеоры - другой пещерный монашеский комплекс

Списки:

Примечания

  1. Richard Nelson Frye . . - Verlag C.H.Beck, 1984. - P. 70. : "The position of the Cimmerians in the great power struggle between Assyria and Urartu is not easy to determine, but it seems that they moved westward against Phrygia and into Cappadocia, from whence probably the name Gomer came into the Bible and Gamirk " in Armenian."
  2. Schmitt, R. Kappadoker // Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie. - Berlin: Walter de Gruyter , 1980. - Bd. 5. - S. 399. и Summerer, L. Amisos - eine Griechische Polis im Land der Leukosyrer // Pont-Euxin et polis: polis hellenis et polis barbaron. Actes du X e Symposium de Vani, 23-26 septembre 2002: Hommage à Otar Lordkipanidzé et Pierre Lévêque / Kacharava, D. ; M. Faudot et E. Geny, éd.. - Besançon: Institut des Sciences et Techniques de l"Antiquité, 2005. - P. 129-166. - 298 p. - ISBN 978-2848671062 . . Согласно более старой теории (Ruge, Walther. Kappadokia //