Наверное, трудно найти человека, который бы не мечтал побывать в Париже. Каждый с детства слышал не раз об этом замечательном городе. О его узких средневековых улочках и широких современных проспектах, о Елисейских полях и Монмартре, Эйфелевой башне и Лувре. Читая произведения В. Гюго, О. Бальзака, Э. Золя, А. Дюма и многих других выдающихся французских писателей, каждый мысленно представлял себя на месте героев произведений и бродил по улочкам в поисках приключений. Когда же возникает возможность побывать в этом удивительном городе в действительности, каждый стремится воочию увидеть именно те места, которые известны по знаменитым литературным произведениям. Сегодня мы ответим на вопрос — что посмотреть в этом прекрасном городе? Итак, обзор лучших достопримечательностей Парижа и маршрут.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Одним из символов города, отображающим значительные исторические события, является Триумфальная арка, построенная по желанию Наполеона для того, чтобы ликуя проходить сквозь нее возглавляя войска после очередных побед. Заложив первый камень в фундамент арки, Наполеон символически отметил день своего рождения, но ему не удалось победоносно пройти сквозь готовое сооружение, так как на возведение самой высокой арки в мире ушло целых 30 лет. В декабре 1840 года Наполеону суждено было оказаться под сводами Триумфальной арки, когда гроб с его телом торжественно пронесли сквозь нее, доставляя великого завоевателя с острова Святой Елены до места его вечного упокоения в Париже.

С момента завершения строительства у этого 50 – метрового монумента парижане отмечают самые значимые события в жизни города и страны. У Триумфальной арки в 1885 году горожане навсегда прощались с великим писателем В. Гюго.В конце второй мировой войны у этой легендарной арки, вдохновленные приближающейся победой парижане устроили генералу де Голю теплую торжественную встречу. Интересно, что дважды в году 10 мая и 1 августа при заходе Солнца можно наблюдать, как солнечный диск занимает центральное место в проеме Триумфальной арки.

Является не просто достопримечательностью, но и олицетворением самого Парижа и его непростой истории. Поэтому на Папертной площади всегда полно разноязыкой публики. То в одном месте площади, то в другом можно услышать незатейливые мелодии уличных музыкантов и увидеть цирковые трюки вездесущих жонглеров развлекающих толпу. Трудно поверить, но сосредоточие парижской жизни Нотр-Дам двести лет назад был в полном запустении. Французская революция сметала все на своем пути, что относилось к наследию прошлой эпохи. Разрушались замки и дворцы, монастыри и соборы. Прекрасные статуи работы великих мастеров, украшавшие фасад собора Парижской Богоматери, были также повергнуты наземь.

Вся церковная утварь, в том числе и знаменитые колокола собора, были отправлены на переплавку, часть убранства собора бесследно исчезла, а алтарь осквернен. Полуразрушенный и разграбленный собор постепенно приходил в упадок, пока благодаря знаменитому роману В. Гюго в 1831 году не возродился интерес к богатому историческому наследию страны и готическому направлению в архитектуре. Уже в те годы был издан королевский указ о восстановлении собора. Реставрацией собора занялся молодой французский архитектор Эжен Виоле-де-Дюк, которому удалось полностью восстановить первоначальный его облик. С тех пор власти города постоянно следят за сохранением собора в его подлинном виде.

Эйфелева башня

Еще один символ Франции. В наши дни трудно представить Париж без Эйфелевой башни, хотя город с многовековой историей чуть более 120 лет назад обходился без этого символического сооружения. В 1889 году, в честь столетия Французской революции и торжества научного прогресса, стремительно набиравшего темпы своего развития, Гюстав Эйфель представил уникальную техническую конструкцию парижанам, которая была практически собрана из отдельных деталей за два года. Возведенная башня высотой 300 метров стала самым высоким сооружением в мире на тот период. Несомненно, кроме высоты она имела и другие уникальные характеристики.

Башня выдерживала напор ветра и почти не колебалась. Ее оригинальная конструкция позволяет выдерживать перепады температур. Создателю Эйфелевой башни приходилось долго держать оборону и отстаивать свое детище, доказывая ее полезность, чтобы уберечь ее от демонтажа. Против привычного нынче символа Франции выступали знаменитые деятели искусства, в том числе Мопассан и Дюма-сын, отмечая несоответствие индустриального облика башни с классической архитектурой старого Парижа. Однако изящная конструкция быстро завоевала сердца большинства горожан.

Монмартр

Монмартр – романтичный квартал, который полностью передает уникальную атмосферу этого города. Здесь среди городской суеты сохранилась ветряная мельница «Мулен де ла Галет». Ее изображение можно увидеть на полотнах знаменитых художников: Ренуара, Винсента ван Гога, а также Пабло Пикассо. Только здесь на Монмартре существует необычный памятник писателю Марселю Эме, который в одном из своих произведений рассказывает о настойчивом любовнике, застрявшем в стене после свидания с замужней дамой. Считается, что пожав левую руку бронзовому изваянию Эмме, можно с уверенностью рассчитывать на исполнение сокровенных желаний.

В этом богемном квартале до сих пор существует кафе «Проворный кролик», завсегдатаями которого были будущие знаменитости бедные художники и поэты: Поль Верлен, Писсаро, Гийом, Модильяни. На Белой площади Монмартра находится знаменитое музыкальное варьете «Мулен-Руж». Именно здесь легендарная Ла Гулю изобрела знаменитый «кан-кан». Неподалеку находится кладбище Монмартра, где среди многих знаменитостей покоится создательница «кан-кана». Здесь можно увидеть могилы Э. Золя, Стендаля, Александра Дюма сына, Берлиоза и многих других известных деятелей литературы и искусства.

Опера Гарнье

Является настоящим центром театральной культуры Франции. Впервые двери оперы были открыты перед посетителями в далёком 1669 году по инициативе местных знаменитостей Р.Камбера и П.Перрена. Они и выступили авторами первой постановочной пьесы.

Дом инвалидов

Любителям военной истории рекомендуем заглянуть в седьмой округ, где и находится знаменитый Дом инвалидов. Это комплекс зданий военной тематики, которые связаны с военной историей Франции. Вы сможете посетить музеи Армии, планов и рельефов, современной истории. Здесь же находятся мест погребения знаменитых военачальников и генералов страны, в том числе и знаменитого Наполеона. Изначально на этом месте был лишь госпиталь для пострадавших в ходе сражений и престарелых солдат. Инициатором открытия этого учреждения был Людовика XIV. Постепенно комплекс расширялся за счёт новых сооружений и стал приютом для сотен отличившихся в бою офицеров и рядовых.

Конечно, многие туристы приезжают сюда только ради одной гробницы – императора Наполеона, который изначально был похоронен на острове св.Елены, где отбывал ссылку. Находится достопримечательность по адресу Boulevard des Invalides, (станция метро Varenne). Работает ежедневно, кроме понедельника с 10 до 17 (до 18 часов летом). Вход стоит 9 евро, для детей до 18 лет – свободный.

Елисейские Поля

Ещё одной знаменитой достопримечательностью, которую стоит посетить каждому гостю, является Елисейские Поля. Это одна из главных и самых известных улиц столицы, где по традиции проводят множество парадов. Шествия проходят от площади Согласия до Триумфальной арки. Изначально это место пустовало и по инициативе Марии Медичи в 1616 году начало облагораживаться. Автором идеи создания прогулочной зоны Гран-Кур считается архитектор Ленотр. А современные строения, которые переплетаются с историко-культурными объектами, стали появляться намного позже.

Известность Елисейским полям принесли знаменитые жители, которые стали один за одним поселяться в расположенных здесь домах. Сегодня туристов привлекают многочисленные бутики известных мировых брендов, сувенирные лавки и живописные кафе. Адрес: Av. des Champs-Йlysйes. Добраться можно на метро, сойдя на станции Concorde. Или же воспользоваться поездом, который проходит по линиям 1, 8, 12. Вход свободный.

Латинский квартал

Хотите окунуться в мир студенческой жизни? Тогда скорее отправляйтесь в Латинский квартал, который находится в пятом и шестом округах города. Центром квартала является знаменитый на весь мир университет Сорбонна. Своим названием квартал обязан вовсе не студентам из Латинской Америки, а латинскому языку, который многие века был основным языком для обучения и научной деятельности. Помимо этого, туристы смогут посетить знаменитый холм Пантеон, который славится своей многовековой историей и на котором разворачивались многие исторически значимые для парижан события.

В черте квартала находится и впечатляющая коллекция музея естественной истории. Вход в квартал свободный, посетить его можно в любое удобное время. Если хотите узнать интересные факты из истории, советуем нанять опытного гида. Находится достопримечательность в пятом округе столицы. Добраться проще всего на метро, сойдя на станции Cluny-la-Sorbonne (10-я линия).

Лувр

Даже если вы никогда не имели возможности посетить знаменитый Лувр, то вряд ли вы ничего не слышали об этой всемирно известной достопримечательности! Вовсе не обязательно быть знатоком различных направлений искусства или уметь различать картины авторства Пикассо и Ван Гога! Посетить Лувр стоит каждому туристу, который хоть чуточку интересуется историей Франции и мира, не безразличен к скульптурам, фрескам, древнеегипетским саркофагам или памятникам Древнего Рима и Греции.

Только представьте себе, ежегодно в огромных выставочных залах бывает свыше 10 млн. человек, многие из которых приезжают сюда, чтобы ещё раз взглянуть на главную изюминку Лувра – знаменитую Джоконду! Но и без этого полотна здесь есть на что посмотреть. Под куполом музея собраны ценные и уникальные артефакты и реликвии Древнего Востока, Азии, западных цивилизаций. Находится знаменитый музей по адресу Palais Royal, Musйe du Louvre, 75001. Добраться проще всего на автобусе или метро (станция Palais Royal). Экспозиция работает ежедневно с 9 до 18 (в отдельные дни – до 21.45). Стоимость билетов начинается с 15 евро.

Люксембургский сад

Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg) - дворцово-парковый ансамбль, одна из главных достопримечательностей Латинского квартала. Сад находится в конце красивого бульвара Сан-Мишель, по которому до него можно добраться. Также можно доехать до Люксембургского сада на метро, выйдя на станции «Люксембург». В саду стоит Люксембургский дворец - один из лучших архитектурных памятников всей Франции. Перед дворцом располагается огромный прекраснейший фонтан, по водам которого можно даже запустить модель парусника. Чуть в стороне - атмосферный фонтан Медичи 17 века, мраморный, заросший мхом.

Всем ценителям знаменитой французской парковой архитектуры рекомендуем запланировать визит в Люксембургский сад. Несмотря на то, что изначально вся его площадь была отведена под растительность, сегодня для посетителей здесь настоящее культурно-игровое раздолье. К примеру, прямо у входа в сад установлена большая сцена, на которой регулярно проходят концерты и праздничные мероприятия. На территории парка существует немало аттракционов, игровых площадок.

Именно здесь любят проводить всё свободное время парижане. Неподдельный интерес Люксембургский сад вызывает и у многочисленных туристов, гостей столицы, которые лично хотят прогуляться по его огромной территории. Находится сад по адресу rue de Vaugirard (ул. Вожирар), 15. Добираться рекомендуем на метро (станция Odeon) или на автобусах. За вход с вас не возьмут ни цента. Работает парк в летний период с 7.30 до 21.45, а в зимний – с 8.15 до 16.45.

Мост Александра III

Мост, соединяющий противоположные берега Сены, нередко называют самым романтичным местом города. Его украшают десятки скульптур ангелов, нимф и пегасов, каждая из которых отличается своим неповторимым дизайном и непередаваемой красотой. Согласно истории, автором идеи создания моста был русский император Николай II, который таким необычным способом решил увековечить память о своём отце, назвав мост в его честь. Это был своеобразный подарок в честь заключения мира между Францией и Россией.

Мост был спроектирован таким образом, чтобы не испортить захватывающие панорамы Елисейских полей. Его длина составляет 160 метров, а высота – 6 метров. Добраться до сооружения можно на автомобиле или метро (станция Invalides), а также пройдя до Дома инвалидов. Вход свободный, посетить достопримечательность можно в любое время суток. Согласно поверью, поцелуй на мосту Александра III способен скрепить два любящих сердца крепкими узами.

Музей д’Орсэ

Являетесь страстным поклонником импрессионистов? Тогда смелее отправляйтесь в знаменитые выставочные залы музея д’Орсэ. Именно это культурное учреждение пользуется известностью и почётом среди туристов и настоящих ценителей этого направления искусства. В залах представлены десятки картин знаменитых художников, среди которых Мане и Моне, Дега, Ренуар, Лотрек, Гоген и многие другие. Но не одними картинами славится этот знаменитый выставочный комплекс. Здесь находится немало экземпляров других направлений искусства – архитектуры, декоративного и прикладного направлений.

Находится д’Орсэ по адресу rue de Lille, 62. Добраться можно на метро, сойдя на станции Solferino, а если вы добираетесь из пригорода – на электричке RER. Двери экспозиции открыты ежедневно с 9.30 до 18 часов. Выходной – понедельник. Стоимость билета составляет 9 евро, а для туристов, которые хотят посетить периодичные выставки – 12 евро. По первым воскресеньям каждого месяца вход свободный.

Музей Родена

Если же вы являетесь страстным почитателем произведений скульптора Огюста Родена, вам обязательно стоит посетить его персональный музей. Точнее, музей, в котором представлены его лучшие работы. Музей занимает здание особняка, который был возведён во второй половине 17 века и в своё время принадлежал знаменитому мастеру. Впервые двери музея были открыты перед посетителями в 1919 году. Гордостью коллекции являются знаменитые скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале», произведения «Врата Ада», «Бетховен» и многие другие. Всего коллекция занимает площадь 16 комнат.

Стоит отметить, что в состав коллекции входят и полотна знаменитых художников, среди которых Ван Гог, Мане. Эти картины были собраны Роденом и пожертвованы городу вместе с его личными произведениями. Добраться до музея, который расположен по адресу Rue de Varenne, 79, можно на метро (станции Varenne или Invalides). В кассе можно купить комплексный билет на осмотр коллекции (6 евро) или ограничиться посещением сада (1 евро). Посетители до 18 лет могут пройти в музей бесплатно. Двери комплекса открыты ежедневно кроме понедельника с 10 до 17.45.

Остров Сите

Уцелевший остров, расположенный посреди Сены, сегодня считается настоящим сердцем города. Добраться до него можно по одному из существующих девяти мостов (можно добраться из любой части города). Когда-то остров был предназначен для размещения королевской резиденции, а сегодня здесь практически не осталось ни одного жителя.На знакомство с островом рекомендуем потратить целый день. Вниманию туристов знаменитые достопримечательности: собор Нотр-Дам-де-Пари, небезызвестная тюрьма Консьержери, которая сегодня имеет статус музея, Дворец имени Правосудия и ещё несколько интереснейших исторических объектов.

Чтобы не упустить ничего важного, советуем вам договориться о платной экскурсии под руководством опытного гида. Остров открыт для посещения круглые сутки. Вход свободный (кроме посещения музеев и других достопримечательностей). Доехать можно на метро или другим общественным и личным транспортом.

Дворец Пале-Рояль

Дворец королей Пале-Рояль расположен в самом центре. В его состав входит сам дворец, площадь и парковая зона. Согласно официальной информации, дворец предназначался для размещения в нём выдающегося деятеля Кардинала Ришелье с его свитой. Поскольку кардинал был неравнодушен к искусству, во дворце были созданы библиотека, картинная галерея и театр. Своё современное название дворец получил благодаря новому владельцу – Анне Автрийской, которая заняла резиденцию кардинала после его смерти. За время своего существования, комплекс неоднократно менял своих владельцев, перестраивался и расширялся.

В одно время здесь устраивались шумные гуляния, работал цирк Шапито, в другое – дворец был закрыт для посторонних и жил размеренной жизнью, полной тайн и заговоров. В наши дни здание дворца для посетителей закрыто. Попасть можно только на территорию парка, а также внутреннего двора вход бесплатный. Адрес достопримечательности: Le Palais Royal, Rue de Montpensier. Добраться можно на метро. Вас ждут ежедневно с 7.20 до 20 часов.

Пантеон

В этом месте хранится прах знаменитых парижан, которые смогли отличиться за годы своей жизни. Одновременно с этим Пантеон является настоящим памятников человеческим амбициям и страстям. Согласно легенде, здание появилось как благодарность св.Женевьеве, к которой взывал король Людовик, находясь на грани смерти. Поскольку, по мнению правителя, именно покровительница Парижа даровала ему выздоровление, спустя 11 лет было начато строительство храма в её честь.

Автором архитектурного шедевра стал Суфло, который смог совместить в рамках одного проекта лучшие достижения архитекторов нескольких поколений. Впоследствии многие идеи были использованы архитекторами более поздних эпох. К примеру, в куполе вашингтонского Капитолия чётко просматривается сходство с парижским Пантеоном. Находится достопримечательность по адресу Place du Panthйon, 5e. Работает Пантеон ежедневно с 10 до 18.30. В зимний период двери храма закрываются на полчаса раньше. Вход обойдётся посетителям в 8 евро, а дети могут пройти бесплатно.

Площадь Согласия

Это одна из главных площадей французской столицы, которая создана в форме правильного восьмиугольника. Углы украшают статуи, которые символизируют самые значимые города страны. В самом же центре нашлось место для огромного обелиска. Площадь известна еще и тем, что в своё время здесь было казнено немало знатных французов и правителей государства. К примеру, свою смерть на площади Согласия встретили король Людовик XVI, известные женщины – Мария Антуанетта, Мадам Элизабет и Шарлота Корде.

Гильотина стояла на площади вплоть до того времени, пока градус революционного накала не снизился. Доехать до площади можно на метро (станция Concorde) или на автомобиле. Можно воспользоваться одним из рейсовых автобусов. Расположена достопримечательность в 8 округе, по адресу Place de la Concorde. Вход свободный.

Диснейленд

Планируя поездку, обязательным пунктом программы практически каждого туриста должно быть посещение знаменитого Диснейленда. Волшебный мир Уолта Диснея несёт гостям море удовольствий и радостей.
Развлекательный комплекс находится в 30 километрах от центра столицы Франции. Обширная территория парка разделена на пять тематических зон, каждая из которых стилизована под известную сказку, мультфильм или кино. Красиво оформленные здания и сооружения, увлекательные аттракционы, скульптуры известных персонажей вызывают у детей чувство праздника.

Диснейленд встречает своих гостей главной улицей, выполненной в стиле вестерна американских городков конца XIX века. Здесь выстроились в ряд симпатичные дома с магазинами, кафе и сувенирными лавками. Дорога приводит к главному символу Диснейленда - замку Спящей Красавицы.

Базилика Сакре-Кёр

Макушку холма Монмартр, высота которого составляет 130 метров, величественно венчает белокаменная базилика Сакре-Кёр. Это одна из главных достопримечательностей французской столицы.
Идея строительства храма возникла в 70-х годах XIX века после сокрушительного поражения Франции во франко-прусской войне. Новая церковь должна была положить конец всем несчастьям, ниспосланных французскому народу. Строительство католической святыни в византийском стиле велось 35 лет.

К базилике ведёт многопролётная лестница, на промежуточных площадках которой разбиты зелёные лужайки, всегда заполненные отдыхающей публикой. У подножия церкви взору туристов предстают вытянутые ввысь пять куполов. Центральный купол достигает высоты 83 метра. Фасад базилики украшает массивный портик с тремя арками, на верху которого высятся конные статуи Людовика Святого и Жанны Д’Арк.

Версальский дворец

В 1661 году молодой король Франции Людовик XIV решил возвести для себя резиденцию в местах охотничьих угодий пригорода. Лучшие зодчие того времени блестяще исполнили пожелания монарха. Был построен шедевр классической архитектуры, ставший символом абсолютной власти короля - Версальский дворец. Великолепное грандиозное здание отражает роскошь, царившую при дворе Людовика XIV. Вокруг архитектурной жемчужины произрастает сад с замысловато оформленными аллеями, ровно подстриженными зелёными насаждениями, прудом и многочисленными скульптурами.

Фасад дворца вытянулся в ширину на 640 метров. Интерьеры дворцовых помещений поражают посетителей своей помпезной красотой. Королевские залы украшают величественные колонны, арочные галереи, позолоченная лепнина, балюстрада, барельефы, потолочные фрески, картины, зеркала и гобелены.

Дом Инвалидов

Во времена правления Людовика XIV был возведён архитектурный комплекс зданий, задуманный как приют для ветеранов войны, получивших увечья на полях сражений. Таким образом, власти боролись с попрошайничеством солдат, потерявших своё здоровье и утративших трудоспособность. Ансамбль строений выстроен в сдержанном классическом стиле. Удлинённые корпуса образуют внутренние дворы с аркадными галереями. На сегодняшний день в стенах Дома Инвалидов размещается музей военной славы. Главным архитектурным сооружением комплекса является монументальный собор святого Людовика. Его высокий и величественный купол, украшенный золотым орнаментом, доминирует над всем центром. Храм стал усыпальницей многих французских военачальников разных эпох. Основной точкой притяжения туристов является саркофаг с прахом Наполеона I Бонапарта.

Башня Монпарнас

Среди особо примечательных архитектурных ансамблей и памятников бросается в глаза, вознёсшееся грандиозное сооружение из стекла и бетона - башня Монпарнас. Небоскрёб высотой 210 метров был построен в 1972 году. В нём располагается множество офисов и ресторанов, а также смотровая площадка. Туристов поднимает скоростной лифт на 56 этаж, откуда открывается захватывающая панорама на исторический центр. Радиус обзора достигает до 40 километров. С высоты птичьего полёта можно увидеть все знаковые достопримечательности города. По периметру смотровой площадки, ограждённой толстым стеклом, расставлены стулья и телескопы.

Сорбонна

В Париже находится один из старейших учебных заведений мира. Это главный университет Франции - Сорбонна. История создания высшей школы, названной в честь священнослужителя Роберта де Сорбонна, берёт своё начало в первой половине XIII века. Учреждение за годы своего существования прославилось воспитанием многих поколений интеллектуальной элиты страны. Главный корпус университета Сорбонна расположен в Латинском квартале. Архитектурный ансамбль представляет собой историческую ценность для культуры французской нации.

Интерьер здания соответствует учебной атмосфере. На фасаде можно увидеть статуи, символизирующие разные науки. Среди учебных зданий возвышается барочная часовня святой Урсулы Сорбонской. Фасад святыни венчает высокий купол, обрамлённый четырьмя колокольнями. Вход в храм украшает классический портик с колоннами и установленными скульптурами в нишах.

Центр Помпиду

Популярной достопримечательностью столицы Франции считается Национальный центр современного искусства имени Жоржа Помпиду. Необычный музейный комплекс был основан в 1977 году с целью поддержания новаторского культурного направления - авангардизма. Оригинальное здание Центра Помпиду словно бросает вызов архитектурным классическим канонам. На первый взгляд возникает ощущение, что сооружение реконструируется либо ещё находится в процессе строительства.

Согласно архитектурному проекту, все трубы, строительные леса, провода, металлические конструкции и другие технические коммуникации вынесены наружу. Музейные экспозиции выражают идеи абстрактно мыслящих художников. Посетители вольны интерпретировать современное искусство на свой лад. Здесь представлены картины, скульптурные композиции, а также различные объекты, создающие причудливые инсталляции.

Кабаре Мулен Руж

Погрузиться в атмосферу феерических шоу-программ с зажигательными зрелищными танцами, музыкой, песнями и акробатическими номерами туристы могут во всемирно известном кабаре Мулен Руж. Это визитная карточка ночной и гламурной жизни Франции. Здание варьете украшено красной мельницей, считающейся символом района Монмартр, где находится увеселительное и довольно пикантное заведение.

Шоу Мулен Руж завораживает грандиозностью постановки представлений, которые оставят незабываемые яркие впечатления в памяти зрителей. В номерах задействовано много танцовщиц, облачённых в красочные великолепные костюмы, украшенные стразами, перьями и пайетками. Отточенные движения, пластика и грация артисток вызывают восторженные эмоции. Преимущественно девушки выступают топлес, что вызывает особый интерес у сильной половины человечества.

Кладбище Пер-Лашез

Легендарное кладбище Пер-Лашез воплотило в себе романтику парижской архитектуры, что небезынтересно для посещения достопримечательности туристами. На обширной территории площадью в 47 гектаров можно увидеть каменные склепы и надгробия, украшенные скульптурными высокохудожественными композициями. На кладбище расположено около миллиона захоронений. Здесь покоятся останки немалого количества известных личностей.

Тут можно увидеть надгробия композитора Ф. Шопена, певца Ив Монтана, танцовщицы А. Дункан, актрисы А. Жирадо, певицы Э. Пиаф, драматурга О. Уайльда, писателя О. Бальзака и многих других. Заслуживает внимание памятник Русскому солдату, установленному во славу погибших воинов во время Второй мировой войны на территории Франции. Отдельный большой участок Пер-Лашез отведён захоронениям жертв нацизма.

В полдень 31 марта 1814 года кавалерия во главе с царем Александром I триумфально вступила в Париж. Город наводнили русские. Казаки превратили берега Сены в пляжную зону. «Водные процедуры» принимали, как на родном Дону - в нижнем белье или совсем нагишом.


Шахматный ход

В 20-ых числах марта Наполеон после успешных действий против союзников на территории Франции отправился к северо-восточным крепостям, чтобы усилить армию и принудить союзников к отступлению. Он не ожидал наступления на Париж, рассчитывая на известную несговорчивость союзных армий. Однако 24 марта 1814 года союзники срочно одобрили план наступления на столицу. Чтобы отвлечь Наполеона, против него выслали 10-тысячный кавалерийский корпус под началом генерала Винцингероде. Тем временем союзники, не дожидаясь сосредоточения войск, начали наступление на Париж. Из-за неподготовленности было потеряно 6000 солдат. Город взяли за сутки. Разбив немногочисленный отряд, Наполеон понял, что его провели: «Это превосходный шахматный ход! Никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать».

Всем Парижем

Больше всего парижане боялись мести русских. Ходили истории о том, что солдаты обожают насилие и забавляются варварскими играми. Например, гнать людей голыми на порку в мороз. Генерал-майор Михаил Федорович Орлов, один из тех, кто подписал капитуляцию, вспоминал о первой поездке по взятому городу: «Мы ехали верхом и медленно, в глубочайшей тишине. Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались». Когда на улицах домов появилась прокламация русского царя, обещавшая жителям особое покровительство и защиту, многие горожане бросились к северо-восточным границам города, чтобы хоть одним глазком взглянуть на русского императора. «Народу на Сен-Мартинской площади, площади Людовика XV и аллее было такое множество, что дивизионы полков едва могли проходить через эту толпу». Особенный энтузиазм высказывали парижские барышни, которые хватали за руки иностранных воинов и даже взбирались им на седла, чтобы лучше рассмотреть входивших в город завоевателей-освободителей. Русский император выполнил свое обещание перед городом, остановив малейшие преступления.

Казаки в Париже

Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев (разве что по форме), то казаки были бородатые, в шароварах с лампасами — такие же, как на картинках во французских газетах. Только реальные казаки были добрые. Восхищенные стайки детей бегали за русскими солдатами. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и на широких ремнях, как у казаков. Во время своего пребывания во французской столице казаки превратили берега Сены в пляжную зону: купались сами и купали своих коней. «Водные процедуры» принимали, как на родном Дону - в нижнем белье или совсем нагишом. О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них во французской литературе. Роман Жорж Санд даже называется: «Казаки в Париже». Казаков пленил город, особенно , игорные дома и вкусное вино. Казаки оказались не слишком галантными кавалерами: по-медвежьи тискали ручки парижанок, объедались мороженым у Тортони на бульваре Итальянцев и наступали на ноги посетителям Пале-Рояля и Лувра. Русские французам виделись незлобливыми, но и не слишком деликатными в обращении великанами. Парижанки давали солдатам первые уроки этикета. Французов пугали азиатские конные полки в составе русской армии. Они ужасались почему-то при виде верблюдов, которых привели с собой калмыки. Французские барышни падали в обморок, когда к ним приближались татарские или калмыцкие воины в своих кафтанах, шапках, с луками через плечо, и с пучком стрел на боку.

Еще раз о бистро

Парижане были поражены общением с русскими. Французские газеты писали о них, как о страшных «медведях» из дикой страны, где всегда холодно. И парижане удивились, увидев рослых и крепких русских солдат, которые по виду совершенно не отличались от европейцев. А русские офицеры, к тому же, практически все говорили на французском языке. Сохранилась легенда, что солдаты и казаки заходили в парижские кафе и торопили разносчиков еды: «Быстро, быстро!», поэтому закусочные в Париже-де и стали называться бистро. Однако эта версия находит подтверждения у французских языковедов. Первые упоминания использования слова «bistrot» во французском языке относятся лишь к 1880-ым. Кроме того, есть похожие диалектные и просторечные слова, например, bist(r)ouille, bistringue или bistroquet. Французский этимологический словарь «Robert» связывает бистро с диалектным bistouille — «пойло, плохой алкоголь». Русская версия квалифицирует как «чистую фантазию». Командир русского оккупационного корпуса граф Михаил Воронцов в 1918 году, когда последние солдаты покидали Францию, заплатил за всех долги. Для этого ему пришлось продать имение Круглое.

В Париж мы собирались очень давно. И вовсе не потому, что раньше никогда не были в столице Франции: просто каждый, кто хотя бы раз посетил этот прекрасный город, мечтает увидеть его снова. Но то мешали дела, то не удавалось подобрать удобный маршрут - и экономный, и с минимумом пересадок. Наконец, остановились на варианте: из Москвы - прямым рейсом Air France (ранний вылет в 6.10 утра и прибытие в 9.10 по местному времени, что позволяет практически весь день провести в Париже), обратно - вылет в 17.40 с пересадкой в Риме и прибытием в Москву в 2.25 ночи (на самом деле, с учетом фактических задержек, уже под утро).

Предвкушение приятной поездки омрачали только появившиеся в интернете публикации о том, что Париж сегодня - это просто ужас-ужас. Особенно постарался некий чешский журналист, который не жалел черных красок: «у входа в музей Лувра - ни души, зато везде патрули до зубов вооруженных солдат с пальцами на курках», «к вечеру мы отправились к Эйфелевой башне, и снова ни одного туриста», «выходные в Париже - это по-настоящему ужасный опыт», «я рекомендую отказаться от визита в Париж» и т.д. Складывалось впечатление, что мы отправляемся в какую-то рискованную поездку.

Скажем сразу: все эти ужастики - огромное преувеличение. Вопреки ожиданиям, мы не увидели толп эмигрантов, заполнивших улицы и площади Парижа. Туристов тоже не стало меньше. Да, мы несколько раз видели вооруженные военные патрули и усиленные наряды полиции, особенно возле достопримечательностей, привлекающих туристов (Нотр Дам, Люксембургский сад, Эйфелева башня и др.), а также у государственных учреждений. Да, при входе во многие общественные места и при посадке на речные трамвайчики вас прозванивают металлоискателем и просят открыть сумки. Но это воспринимается как естественная мера безопасности, а вовсе не как какое-то ограничение. Мы бродили по городу и днем, и в поздний час (например, поднялись пешком к собору Сакре-Кёр уже к полуночи), пересекли Париж пешком из конца в конец, были в ресторанах и на вокзалах, и ни разу не почувствовали негативных изменений по сравнению с прежним городом.

Африканцы торгуют на улицах каштанами и сувенирами? Так они всегда этим занимались. Клошары спят под мостами и на уличных вентиляционных решетках? Это было во все времена. Конечно, всегда надо быть бдительным (об этом чуть позже), поскольку уличные жулики есть в любом крупном городе. Но Париж остался Парижем, прекрасным в любую погоду и в любое время суток - аu soleil, sous la pluie, à midi ou à minuit..., как пел незабвенный Джо Дассен.

Итак, мы прилетаем в главный аэропорт Парижа - Шарль-де-Голль (Aéroport de Paris-Charles-de-Gaulle), расположенный в 25 км к северо-востоку от города и названный в честь первого президента Пятой Республики, военного и политического деятеля Франции Шарля де Голля. По пассажирской загруженности это восьмой в мире и второй в Европе (после лондонского Хитроу) аэропорт. Сразу хотим посоветовать: на обратном пути приезжайте сюда пораньше: персонал на стойках регистрации неспешен, а процедуры досмотра занимают много времени.

До центра города отсюда можно добраться, например, на пригородных поездах системы RER (линия B), которые следуют до вокзала Nord, и имеют множество пересечений с другими линиями RER и метро. Стоимость поездки - 10 евро.

Табло на остановке автобуса Roissy

Но мы выбрали другой способ: наш отель располагался в IX округе сравнительно недалеко от Гранд-Опера (около 15-20 минут пешком), поэтому мы сели на автобус Roissy, делающий остановки во всех терминалах аэропорта (наш терминал прибытия - 2Е - был конечным пунктом). Автобусы ходят весь день через каждые 15 минут, время в пути - около 50 минут. Билет стоит 11,50 евро, купить его можно в автоматах, расположенных внутри терминала, либо у водителя. Покупка в автомате не составляет труда (если вы не знаете французского, можно выбрать другой язык, например, английский), но принимаются банкноты не крупнее 20 евро, поэтому нужно заранее позаботиться о размене.

Автобус следует через аэропорт Шарль-де-Голль, делая остановки в разных терминалах

Здание Гранд-Опера

В Париже автобус прибывает на улицу Scribe рядом с Гранд-Опера, или Опера Гарнье́ (Opé ra Garnier ) -одним из самых известных в мире театров оперы и балета. Это очень удобно - самый центр города, отсюда недалеко и до Лувра, и до Елисейских полей, а магазины сети «Галери Лафайет» (Galeries Lafayette ) находятся прямо позади театра, на бульваре Осман (Boulevard Haussmann) . По этому бульвару, либо по соседнему бульвару Капуцинов, лежал путь к нашей гостинице под названием Hotel 34B - Astotel, расположенной по адресу 34, rue Bergère.

Вид из кабины лифта на внутренний атриум отеля


Номер в отеле

Днем и вечером в зале на первом этаже накрыт бесплатный стол с кофе, чаем и безалкогольными напитками

Отель Hotel 34B достоин отдельных слов, поскольку он оказался для нас приятным сюрпризом. Найденный нами через сайт booking.com, он расположен возле станции метро Grands Boulevards (линии 8 и 9). В радиусе полутора километров - Лувр, сад Тюильри, центр Помпиду, Гранд-Опера. Вывески со словом Astotel на здании нет, отель нужно искать как 34B - и вы сразу его найдете, ориентируясь на фонарики с макетом Эйфелевой башни.

Внутренний интерьер выполнен в современном стиле и в цветах французского триколора. Хороший, полноценный завтрак, а не просто кофе с круассанами, как иногда бывает в парижских отелях. Более того: после окончания завтрака и до 2 часов ночи в зале ресторана накрывается бесплатный стол с кофе, чаем и разнообразными печеньками. Вы поняли намек? При желании здесь можно устроить ужин, особенно если по пути в отель прикупить сэндвичей (многие постояльцы так и делали).

В номерах есть бесплатный Wi-Fi, достаточно быстрый, но с причудами: почта Outlook, например, все дни работала только на прием, не давая уйти исходящим сообщениям.

Несмотря на то, что мы приехали из аэропорта еще до 12.00, нам сразу выдали ключи от номера. Правда, при регистрации случился такой диалог, начавшийся на английском:

У вас номер без завтрака, но вы можете взять его за дополнительную плату.

Минуточку, мадам, у нас же в листе бронирования написано: Le petit-dejeuner est compris dans le tariff de la chambre.

О! Месье знает французский?

Месье не очень хорошо знает французский, но достаточно для того, чтобы понять, что у нас забронирован номер с завтраком.

Однако общего положительного впечатления от отеля этот эпизод ничуть не испортил. До следующего завтрака все равно было еще далеко, а вот подкрепиться после долгой дороги уже не мешало. Pas de problème, как говорят французы: на улице Бержер много ресторанов, где можно неплохо перекусить.

Меню ресторана выставлено на улице

Есть даже меню на русском языке


Вот стоимость завтрака и бранча

На закуску - утиный паштет…


…и лягушачьи лапки. Ну как же можно их не попробовать!

Обед в ресторане обошелся нам в 45 евро. Но настоящий кулинарный сюрприз ждал нас вечером, на соседней улице ru du Fauburg. Впрочем, не будем забегать вперед, а отправимся на прогулку по Парижу.

Как обычно, мы начинаем знакомство с городом с поездки на двухэтажном туристическом автобусе. В Париже такие туры предлагают несколько фирм. Например, не успели мы сойти с автобуса Roissy на улице Scribe, как увидели остановившийся рядом автобус Big Bus и тут же взяли для ознакомления их буклет. Предложение нас устроило: однодневный билет на взрослого за 33 евро давал право на три поездки: основной маршрут (красная линия) - весь центр Парижа (от Опера сквозь двор Лувра к острову Ситэ и Нотр-Дам, обратно, мимо музея Орсе, на Елисейские поля, к Триумфальной арке, по набережным Сены к дворцу Трокадеро, от него к Эйфелевой башне, затем к дворцу Инвалидов и снова через площадь Конкорд к Опера). Второй маршрут (синяя линия) - по Монмартру, и, наконец, оранжевая линия - на речном трамвайчике по Сене. На улице Опера есть точка, где можно сделать пересадку с красной линии на синюю, и наоборот. Мы успели это сделать, но дальше помешала погода: к сожалению, автобусы Big Bus не снабжены крышей для верхнего яруса, и начавшийся дождь согнал нас вниз - несмотря на выдаваемые всем накидки, наверху стало сыро и холодно. Монмартр пришлось обозревать с переполненного первого этажа, а до речной прогулки в этот день дело так и не дошло.

У входа в музей Лувра - множество посетителей, как и прежде. Теперь здесь дежурит наряд полиции.


Елисейские поля

Возле Нотр-Дам тоже многолюдно, как всегда


Новая достопримечательность Парижа - российский духовно-культурный центр, находящийся всего в 300 м от Эйфелевой башни


Хорошая погода сменилась дождем


В автобусе все желающие могут получить накидки от дождя

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Дождливым вечером, возвращаясь в отель, мы так старались поскорее найти крышу над головой, что зашли в первый же приглянувшийся нам ресторан, где была «серьезная» еда, а не просто кофе с булочками. Оказалось, что это Bouillon Chartier - популярный парижский ресторан, основанный 120 лет назад, в 1896 году, двумя братьями: Фредериком и Камиллем Шартье. О нем даже есть статья в Википедии, где говорится, что это заведение входит в число исторических памятников Франции. Правда, в уважаемой Википедии есть ошибки - ресторан находится не на улице Флобер д.7, а на улице Фобур, д.7. Автор статьи сам явно не был в ресторане, а просто с ошибками перевел статью с французского, поэтому в ней говорится о меню, которые по-прежнему пишут фиолетовыми чернилами. Это не так: меню здесь напечатано на бумаге, а вот ваш заказ официант действительно записывает шариковой ручкой прямо на одноразовой бумажной скатерти, и здесь же потом делает расчет.

Все остальное верно: Bouillon Chartier действительно пользуется большой популярностью у парижан и туристов - она настолько велика, что днем и вечером перед входом выстраивается большая очередь.

Очередь в ресторан Bouillon Chartier


Зал ресторана


Ваш заказ здесь расписывают прямо на скатерти


Рыбное блюдо (дорада по-королевски)

Конфи из утки с печеным картофелем (C onfit de canard pommes grenailles)


Говяжьи щеки , тушеные в красном вине (Les joues de boeuf braisées au vin rouge)

Кухня здесь превосходная - традиционная французская, все блюда которой выше всяких похвал. Хороши и вина - мы, например, брали столовое розовое «в графине». На самом деле его подают не в графине, а в небольшой бутылочке (375 мл) и ставят в ведерко со льдом. Обед или ужин на двоих обходились нам в 33-35 евро.

Еще одна особенность ресторана - высокая пропускная способность. Очередь продвигается на удивление быстро - большие компании пропускают отдельно, пары - отдельно, подсаживая к уже обедающим парам. Никаких неудобств при этом нет: сидящие рядом люди не обращают на вас внимания, а если обращают, то любезно здороваются и заводят разговор. Например, в один из вечеров рядом с нами оказалась возрастная пара: узнав, что мы из России, они тут же сообщили нам, что как раз в этот день были на выставке картин русского художника, и вообще бывали в нашей стране - в Москве, Петербурге и на Байкале. Вот так-то. Вы были на Байкале? А эти французы были.

Набережная Сены утром

На следующее утро мы решили восполнить пробел, вызванный вчерашней непогодой, и все-таки совершить речную прогулку. Дошли до набережной Сены, и тут произошел случай, лишний раз напомнивший о необходимости быть бдительными. На нас буквально набросилась группа из трех девушек и одного молодого человека, которые стали предлагать нам подписать какую-то петицию. Они вели себя очень агрессивно, буквально хватая за руки и за одежду и настойчиво подсовывая картонку с прикрепленным к ней разграфленным листом с подписями. Мы с большим трудом отбились от них, а отойдя на несколько шагов, обнаружили, что висевшая через плечо сумка расстегнута. К счастью, ничего не пропало, но страшно подумать, что могло произойти, если бы мы действительно взяли в руки эту картонку и стали расписываться. Будьте очень осторожны и не подпускайте к себе близко этих жуликов!

Маршрут батобуса

Взрослый билет на день стоит 17 евро


Отправляемся в круиз по Сене

Эйфелева башня со стороны реки

По реке курсирует множество различных прогулочных судов - например, большие теплоходы Bateaux Mouches с открытой верхней палубой. Но, памятуя о вчерашних капризах погоды, мы остановили свой выбор на батобусе (Batobus). Это закрытый речной трамвай с изогнутыми прозрачными стенами, через которые все прекрасно видно, но при этом вы укрыты от дождя и ветра. На своем замкнутом маршруте батобус делает девять остановок (Нотр-Дам, Ботанический сад, Отель де Вилль, Лувр, Елисейские поля, Богренель, Эйфелева башня, музей Орсе, Сен-Жермен-де-Пре), причем действует система «хип-хоп»: в течение дня вы можете сойти в любом месте, погулять по городу и снова сесть на теплоход. Взрослый билет на день стоит 17 евро, при посадке вас попросят открыть рюкзак или сумку. Да, и такой момент: туалета на борту нет.

Автобус, батобус - все это замечательно, но по Парижу все-таки нужно погулять пешком. Поэтому, совершив полный круг по реке, мы сошли на берег у Нотр-Дам и направились в Латинский квартал. Кстати, настало время подумать об обеде - благо, здесь, на левом берегу Сены, нет недостатка в ресторанах.

Греческая таверна на улице Юшет


Здесь бывали многие знаменитые соотечественники…

…и есть меню на русском языке


Знаменитый французский луковый суп

На улице Юшет (rue de la Huchette), уходящей вправо сразу, как только вы перейдете на левый берег по старейшему в Париже Малому мосту (Petit Pont), вы увидите греческую таверну с хорошим выбором блюд, демократичными ценами и меню на русском языке. Но мы зашли в ресторан на углу улицы Юшет и улицы Малого моста, чтобы отведать там настоящий луковый суп именно во французском, а не в греческом исполнении. Порция стоит 9 евро, а вкус - совершенно неповторимый.

Осенние краски Люксембургского сада


Скульптура «Граждане Кале» во дворе Музея Родена на улице Варен


Автоматический туалет

Во время продолжительной прогулки по городу вам может понадобиться такая прозаическая вещь, как туалет. Они имеются рядом с местами скопления туристов (например, у Нотр-Дам), стоимость посещения 0,7 - 0,8 евро. Есть и бесплатные автоматические кабины, подобные той, что мы увидели на улице Гренель на подходе к Эйфелевой башне. Чтобы открыть дверь и воспользоваться кабиной, надо лишь нажать кнопку - но будьте внимательны: перед этим должен завершиться цикл очистки после предыдущего посетителя (в это время горит синяя лампочка) и загореться зеленая. Если слишком поспешите войти внутрь - дверь может открыться в самый неподходящий для вас момент.

Батобус проходит под одним из мостов


Вечерняя подсветка Парижа

Дадим еще один совет: дождитесь вечера и продолжите прогулку по реке, когда стемнеет. Вы снова увидите Париж, но уже в восхитительной вечерней подсветке.

Кажется, что собор Сакре-Кёр нависает над церковью Нотр-Дам-де-Лорет

Собор Сакре-Кёр ночью

Среди достопримечательностей Парижа есть еще одна, которая в буквальном смысле доминирует над остальными: это собор Сакре-Кёр, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке города (130 м). Интересная оптическая иллюзия: если с бульвара Осман или с Итальянского бульвара посмотреть вдоль улицы Лаффит (аудиогид в автобусе посоветует вам это сделать), то может показаться, что Сакре-Кёр находится прямо за церковью Нотр-Дам-де-Лорет с ее характерным четырехколонным портиком. Но на самом деле, дойдя до этих колонн, вам нужно будет продолжить путь - вначале по улице Мартир до бульвара Рошешуар, а затем вперед и вверх, преодолев последний участок по лестнице из 200 ступеней на улице Фуатье, либо на фуникулере (цена билета 1,7 евро). Оказавшись наверху, вы будете вознаграждены великолепным видом на город.

Мы проделали весь путь пешком, поздно вечером, идя мимо многочисленных кафе, за столиками которых сидели парижане, театров, из которых выходила публика, и еще раз убедились: жизнь в этом прекрасном городе не перестает бить ключом, несмотря ни на что. Так что ехать в Париж можно и нужно - и не для того, чтобы умереть, а чтобы лишний раз порадоваться жизни.

В этой статье можно узнать все ответы в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 7 октября 2017 года (07.10.2017). Сначала можно посмотреть вопросы, заданные игрокам Дмитрием Дибровым, а затем и все правильные ответы в сегодняшней интеллектуальной телеигре "Кто хочет стать миллионером?" за 7.10.2017.

Вопросы первой паре игроков

Юрий Стоянов и Игорь Золотовицкий (200 000 - 400 000 рублей)

1. Какая участь постигла теремок в одноимённой сказке?
2. К чему призывает гардемаринов припев песни в фильме Светланы Дружининой?
3. Какой кнопки не найти на пульте кабины современного лифта?
4. Какое выражение означает то же, что «идти пешком»?
5. Из чего делают строганину?
6. При каком режиме работы стиральной машины особенно важна центробежная сила?
7. Какая фраза из фильма «Волшебная лампа Алладина» стала названием альбома группы «АукцЫон»?
8. Где занимают места матросы парусника по команде «Свистать всех наверх!»?
9. Какой из четырёх портретов в фойе театра на Таганке был добавлен Любимовым по настоянию райкома партии?
10. Флаг какого государства не трёхцветный?
11. Кого с полным правом можно назвать потомственным скульптором?
12. Как называется модель человеческого тела - наглядное пособие для будущих врачей?
13. Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Вопросы второй паре игроков

Светлана Зейналова и Тимур Соловьёв (200 000 - 200 000 рублей)

1. Что создают люди в социальных сетях?
2. Куда, если верить крылатой фразе, ведёт дорога, вымощенная благими намерениями?
3. Что используют для просеивания муки?
4. Как правильно продолжить строчку Пушкина: «Он уважать себя заставил…»?
5. Что в нынешнем году появилось впервые в истории розыгрыша футбольного Кубка конфедераций?
6. В каком городе находится недостроенный храм Святого Семейства?
7. Как заканчивается строка популярной песни: «Падала листва, и метель мела…»?
8. Каким творчеством занимался Аркадий Велюров в фильме «Покровские ворота»?
9. Прибавлению чего, как считается, должно способствовать растение толстянка?
10. Что увидели парижане в 1983 году благодаря Пьеру Кардену?
11. Кто убил огромного змея Пифона?
12. Какое звание по итогам 2016 года получила купюра в 50 швейцарских франков?
13. Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии?

Ответы на вопросы первой пары игроков

  1. развалился
  2. не вешать нос
  3. "Поехали!"
  4. на своих двоих
  5. из лосося
  6. отжим
  7. "В Багдаде все спокойно"
  8. на верхней палубе
  9. Константина Станиславского
  10. Албании
  11. Александра Рукавишникова
  12. фантом
  13. золотая курочка

Ответы на вопросы второй пары игроков

  1. профиль
  2. И лучше выдумать не мог
  3. видеоповторы для судей
  4. в Барселоне
  5. Где же ты была?
  6. пел куплеты
  7. денег
  8. спектакль "Юнона и Авось"
  9. Аполлон
  10. самая красивая
  11. взлетно-посадочные полосы

В 1973 году моего папу угораздило стать зятем первого зампреда КГБ СССР. Моя мама была единственной и горячо любимой дочкой Семена Кузьмича Цвигуна. Папа был выпускником экономического факультета МГИМО, сыном создателя Экспортлеса – Власа Никифоровича Ничкова и работал по линии международного научно-технического сотрудничества.

Слева направо: моя бабушка, Роза Цвигун, моя мама — Виолетта, мой дед, С.К. Цвигун, мой отец — Владислав Ничков, моя бабушка по линии папы — Любовь Ничкова. Москва, 4 августа 1973 г.

В 1980 г. они вместе с мамой уехали в длительную командировку в Париж, где отец начал трудиться в группе ГКНТ – госкомитета по науке и технике, а через год к ним присоединилась и я, чтобы пойти в первый класс посольской школы.

Мои родители: В.В.Ничков и В.С.Цвигун, г. Париж, начало 80-х гг.

Шпионский скандал разразился три года спустя, когда в апреле 1983 года Франция выдворила из страны 47 советских дипломатов. Французская пресса тут же окрестила их «Клубом сорока семи». За всю историю дипломатических отношений только один случай превосходил по размаху эту высылку: в 1971 году власти Великобритании единовременно «выкинули» из своей страны 105 советских дипломатов.

Главным же фигурантом нового шпионского скандала оказался кадровый полковник КГБ Владимир Ветров, он же агент Фэруэлл (Farewell), передавший в начале 80-х гг. множество сверхсекретных документов французским спецслужбам. Однако эта история выходит далеко за рамки отношений СССР–Франция. Вот лишь один факт, говорящий об истинном масштабе происшедшего: тогдашний президент США Рональд Рейган сделал в те весенние дни 1983 года такую запись в своем дневнике: «Это одно из самых больших шпионских дел за весь 20 век».

Именно эта цитата Рональда Рейгана стала эпиграфом к художественному фильму «Farewell», который с большим размахом вышел на экраны Франции в 2009 году. Но все это будет позже, а тогда – в 1983 г. все было очень напряженно.

«В связи со здешними событиями, было много шумихи в прессе о том, что все в посольстве «шпионы», что часть из них покинула страну, а еще больше осталось (…) В Марселе (на юге Франции) какие-то шизики ночью в 2:00 обстреляли здание (наше) Консульства и Аэрофлота. Жертв нет, а типов поймали. Пишу, чтобы ты знала от меня как есть, а не от других с преувеличением. Нам даны указания выходить в город, передвигаться, как и раньше, работать и жить по-прежнему, чтобы они не думали, что мы их боимся, только семьями (минимум 2 семьи).

Это был 1983 год. Мой дед, который мог бы успокоить и обо всем информировать бабушку, умер за год до этого. Поэтому мама старалась сама донести все события до бабушки максимально детально.

(…) В газетах плохо, что опубликовали все номера (коды) советских машин, по сему сейчас лишний раз выезжать не хочется. Также в газете опубликовали всех дипломатов пофамильно, кто кем работает и из какого учреждения приехал. Про очень многих, даже не имеющих ничего общего с К. Б. [в целях конспирации моя бдительная мама в письмах пропускала одну букву «Г», когда писала аббревиатуру КГБ – прим. автора] написали, что является агентом службы. Про Влада написали, что их двое из ГКНТ (он и Боря Нарутдинов, которого отправили домой), что наш не является агентом, а Боря – агент секретной службы.

Отец в список 47 не попал (шпионская «слава» настигла его через год с небольшим). За время, проведенное во Франции до высылки наших дипломатов, он успел отправить в космос первого французского космонавта Жан-Лу Кретьена и в целом его деятельность, видимо, не вызвала подозрения у местных спецслужб.

Слева направа: Советский космонавт Владимир Джанибеков, первый французский космонавт Жан-Лу Кретьен (к сожалению, почти спрятался за Джанибековым), французский космонавт (дублер Кретьена) Патрик Бодри (в центре, с орденом на груди), мой отец, Владислав Ничков, Чрезвычайный и Полномочный посол СССР во Франции Степан Васильевич Червоненко.

Из письма моей мамы Виолетты Цвигун моей бабушке – Розе Михайловне Цвигун, 13 апреля 1983 г.:

Таким как Владик (по списку прошло не очень много) они всем заявили по телевизору, что их спецслужба систематически контролирует нас. Значит за 3 года убедились, что Влад в своей работе в чужие дела нос не совал, да и на самом деле и в дальнейшем совать не собираемся. Каждому свое.

В день отправки наших товарищей домой, на имя Влада в группу науки и техники пришел телекс от французов: «Позор французскому правительству. С дружеским приветом….» (самая богатая фирма). А многие деловые французы звонили, заикались, пытались с грустью прозондировать, не попал ли Влад в эти списки, мол, пытались назначить деловые визиты. А когда он отвечал, что через неделю созвонимся и определимся, то в голосе была радость. Есть французы, которые далеки от политики или против таких жестов, их интересуют дела, сотрудничество в разных областях, и много еще в работе определяющим и положительным звеном является личная человеческая симпатия.

Фрагмент письма моей мамы, Виолетты Цвигун из Парижа в Москву моей бабушке, Р.М.Цвигун, 13 апреля 1983 г.

Из-за ужесточения мер по выдаче виз и прочего контроля со стороны Парижа, Москве долго не удавалось заслать во Францию нового резидента. Шли месяцы, а ситуация не менялась. Сначала французские контрразведчики радовались, а потом их стали одолевать сомнения: а что, если все же «мышь проскочила?» Или, видя, что посольство находится на осадном положении, Москва решила назначить резидентом кого-то из находящихся в посольстве людей?

В ДСТ (французской контразведке) вновь достали списки и стали заново анализировать биографии оставшихся сотрудников советского посольства. Лучше всех на роль нового резидента, по их мнению, подходил мой отец, Владислав Ничков. Несмотря на то, что за несколько лет работы во Франции он ни разу не попал под подозрение французских спецслужб, биография его явно подкачала. Во-первых, он родился в США, где работал его отец. И хотя Влас Никифорович Ничков — мой дед по папиной линии — шпионом не был, точных данных у ДСТ на этот счет, видимо, не было. Но гораздо более весомым аргументом было то, что Ничков – зять Семена Цвигуна, которого они называли вторым человеком в КГБ (KGB #2). И неважно, что Цвигун к тому моменту уже умер. Портрет начальника группы по научно-техническому сотрудничеству Владислава Власовича Ничкова все равно вырисовывался, если не зловещим, то предельно подходящим для демонизации.

Слева направо: моя бабушка, Р.М.Цвигун, мой дед — С.К.Цвигун, мои родители — Владислав Ничков и Виолетта Цвигун в романтическом поцелуе в день свадьбы. Москва, 4 августа 1973 г.

Решение было принято и французские газеты вышли с фотографиями моего папы в профиль и анфас, сопровождаемые киношными заголовками: «Парижане, запомните это лицо!». Посольство мобилизовалось. Отцу и маме, а значит, автоматически и мне было категорически запрещено выходить за стены посольства в течение трех недель. Я смотрела на папино фото в газете и слушала, как родители объясняют мне ситуацию. Она была для меня скверная. Дело в том, что в то время я была сильно увлечена диснеевским мультфильмом про бурундучков Чипа и Дейла. И мне очень хотелось такого игрушечного бурундука. И он мне был обещан, а теперь все рушилось на глазах. Нет выезда в город – нет похода в любимый магазин игрушек! Мое сердце 10-летнего ребенка разрывалось между «Хочу бурундука!» и «А вдруг папа и правда секретный шпион?».

Я, Виолетта Ничкова, ученица начальной школы при посольстве СССР во Франции, Париж, начало 80-х.

Официальный протест советского посольства, опубликованный во французской газете Le Monde, февраль 1985 г.

Время шло. ДСТ молчало. Отца не высылали, как было бы логично предположить. Видимо, кроме анализа родственных связей, доказательной базы причастности к КГБ французы обнаружить не смогли. Ситуация была патовая: никто не извинялся, но и из страны не гнал. Папины французские коллеги единодушно его поддержали, это было трогательно. Никто, по его воспоминаниям, не прекратил контакты, несмотря на «разоблачительные» публикации в прессе, бизнес круги Франции хладнокровно исходили из своих интересов, а интерес к научно-техническому сотрудничеству с Советским Союзом в середине 80-х был огого!

Отец спокойно проработал в Париже еще три года, и мы вернулись в Москву в плановом порядке по окончании его командировки в 1988 г. Французская сторона извинений так и не принесла, но, не выслав несостоявшегося резидента Владислава Ничкова из своей страны, по умолчанию признала свою ошибку. А бурундука мне так и не купили. За время вынужденного заточения в посольстве интерес мой к бурундучкам поугас. Зато я более пристально стала относиться к папе: где-то в глубине души еще долго не исчезало сомнение, – а вдруг французы не ошиблись, и он все же настоящий глубоко законспирированный разведчик?

В 1993 году во Франции вышла книжка известного журналиста Бернара Леконта «Бункер. 20 лет советско-французских отношений», в которой он, помимо прочего, описал и этот занятный эпизод. Бункером парижане называли наше посольство, во многом похожее на настоящую крепость. Наши спецслужбы признают эту книгу одной из лучших книг о нашей политике и разведке во Франции, отдавая должное осведомленности и, одновременно, аккуратности и таланту автора. Для меня Леконт стал одним из любимых журналистов, которые умеют писать просто и с иронией о сложных темах международных отношений. Я зачитывалась «Бункером» и даже писала по этой книге одну из своих курсовых работ на факультете Международной журналистки МГИМО.

Бернар Леконт, «Бункер. Двадцать лет франко-советских отношений»

Годы спустя, уже работая корреспондентом и продюсером программы «Международная Панорама» с Александром Гурновым» на канале РТР (ныне «Россия-1»), я решила разыскать Леконта и пригласить его экспертом по одной из тем нашей программы. Признаться честно, хоть Леконт и подходил тогда идеально на роль нашего эксперта, мне, прежде всего, хотелось познакомиться с ним лично, воспользовавшись служебным положением. Разыскав его электронную почту, а написала ему письмо, упомянув, кто я, помимо своей работы на ТВ и как люблю его книгу «Бункер».

Леконт ответил с живым интересом, согласился на телемост, а в конце лаконично спросил: «Вы согласны с тем, что я написал на странице 243?» Вопрос был поставлен ребром. Выбор надо было сделать окончательно и бесповоротно. На указанной странице Леконт писал, что Владислав Ничков, которого назвали в СМИ резидентом советской разведки, на самом деле никогда не имел отношения к КГБ, хотя и приходился зятем Цвигуна, занимавшего долгие годы пост первого зампреда всесильного Андропова. Делать было нечего, и я ответила «да». С благодарностью за объективность и осведомленность.

Мы много лет собираемся с Леконтом как-нибудь встретиться за чашкой кофе в Париже. Он продолжает писать книги, став, помимо эксперта в российско-французских отношениях еще и одним из ведущих знатоков секретов Ватикана. Но это уже совсем другая история…

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник