Приветствую! Совершить подъем на плато Ай-Петри на машине решаются далеко не все водители, есть и такие, для кого поездка становится развлечением. Бесспорно, маршрут запоминающийся и живописный — чем выше поднимаешься, тем больше восхищает панорама южного берега Крыма.

Дорогие читатели! Статья была написана давно, но все еще пользуется спросом, поэтому я постоянно ее обновляю и вношу актуальную информацию. Обновлено 15.08.2019 г.

Подняться на Ай-Петри можно четырьмя способами: пешком, на собственной машине, на канатной дороге или с частными перевозчиками. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, но хотя бы одним нужно воспользоваться обязательно. Для пешеходных маршрутов есть в Сети схемы.

С 16 августа 2019 года МУП «Ялтагортранс» будет осуществлять перевозки из Мисхора и Ялтинского автовокзала на плато Ай-Петри на лицензированном такси. Цена поездки в одну сторону — 450 руб. с человека.

«Отправление такси по мере их загрузки будет осуществляться из мест продажи абонементов. В районе плато Ай-Петри будет проводиться диспетчеризация и посадка пассажиров. В дальнейшем направления и виды перевозок лицензированными такси будут расширяться».

Из-за отсутствия снега на крымских курортах в начале января 2019 г. плато Ай-Петри стало самым популярным местом для активного отдыха. Сотни туристов выложили свои снимки в соцсетях с заснеженной горы: кто на санках, кто на лыжах, а кто-то в километровой пробке.

2 января 2019 г. на плато Ай-Петри движение было парализовано, нашлись чудики, которые поднялись на летней резине (их пришлось вытаскивать).

фото из группы ВК «Погода на Ай-Петри».



Уважаемые, перед поездкой в зимнее время смотрите в Сети погодные условия! Если вам плевать на себя, подумайте о детях! К некоторым участкам спасательные службы не могут добраться.

Рассчитывайте возможности своего авто: 4х4, шипы или цепи, полный бак.

Актуальная информация о погоде на Ай — Петри: https://ru.snow-forecast.com/resorts/Ay-Petri/6day/mid или в указанной группе в ВК.


4 января 2019 года сошло 6 лавин, транспорт сам выбраться не смог, вызвали тяжёлую технику и шнекороторы для пробивки к застрявшим людям. Лавины накрыли много транспорта.


Раньше для посещения Ай-Петри существовало негласное правило: подъем на плато по узкому серпантину до 12 ч. дня, спуск – после 12 ч. дня. Теперь это правило автотуристы игнорируют и создают проблемы себе, другим и спасательным службам.

Наша поездка на Ай-Петри состоялась в середине марта, с дорогой повезло — снежные заторы повстречались нам лишь на северном спуске.


Горный серпантин, ведущий на плато, самый затяжной и извилистый в Крыму. В зависимости от погодных условий некоторые участки или вся дорога могут закрываться, о чем предупреждает знак в начале пути или постовые. Бывают здесь оползни, обвалы и лавины.

Дорога Т 0117 ведет на плато Ай-Петри, а затем по северному склону, через Большой каньон Крыма, в Бахчисарайский р-он. Второе название — старая Ялтинская трасса. По пути следования есть родники, интересные скалы и самые известные водопады Крыма: (на южном склоне) и Серебряные струи (на северном склоне).

Со всей уверенностью можно сказать, что дорога на Ай-Петри является одной из самых опасных дорог Крыма, поэтому уставшим водителям и новичкам делать там нечего!

На вершину Ай-Петри мы направились после прогулки по Ялтинской набережной во второй половине дня. С моря дул холодный ветер и я опасалась, что наверху мы замерзнем окончательно, но вышло наоборот.

Для тех, кто не знает, как выглядит серпантин на Ай-Петри карта нашего маршрута.

На середине пути мы остановились сделать несколько фото, дальше такой возможности не представилось из-за особенности трассы. Есть «карманы», но их лучше не занимать, мало ли кто свалится вам на голову …

Фото из группы ВКонтакте «Погода на Ай-Петри» сделаны 2 декабря 2018 года. Со стороны Бахчисарая дорога на Ай-Петри намного хуже, много ям.



В Сети появилась информация о том, что зимой 2019 г. дорогу на Ай-Петри закрывать не будут.

В этом году специалисты «Крымавтодора» решили изменить правило. На подходах к горе установят метеостанции, которые будут прогнозировать погоду и состояние дорожного полотна. Это даст дорожникам вовремя среагировать, обработать дорогу и привести её в рабочее состояние.

В марте в лесу целые поляны подснежников, но фраза «ой какие цветочки, давайте остановимся» была явно не уместной.

На некоторых участках ограждение полностью отсутствовало. На мой вопрос: «Почему нет отбойников?»- друг ответил: «Если мы будем лететь вниз, они нам не помогут». Спасибо, успокоил…



Оставалось дождаться, когда мы поднимемся на Ай-Петри. Мысленно я представляла, как выглядит плато, ведь в последний раз я была там еще лет ….дцать назад. Въехав на гору, оставили машины на свободном участке рядом с администрацией метеорологической станции.





Дальше начиналось самое интересное. Направо пойдешь — к обзорной площадке попадешь. Обычно, так называют место, которое огорожено и позволяет лицезреть ближайшие окрестности в полном масштабе.

С так называемой обзорной площадки открывался чистый простор — бирюзовое небо с проблесками лазури утопало в морской глади Черного моря. Вечнозеленые кустарники и деревья обрамляли своими зарослями Алупку и Кореиз.



Тишина и умиротворение …. Правее, вдали, хорошо видны зубцы Ай-Петри, именно там находятся верхняя станция канатной дороги, самая высокая точка 1234 м. и пещера Трехглазка.



Прямо пойдешь — на разборки попадешь.
Вот такое архитектурное сооружение осталось после чей-то дележки. До 2011 года на этом месте находился лыжный клуб. Видимо, теперь эти развалины будут служить в назидание потомкам.


Дальше было совсем грустно. Настроенные рядами кафе и торговые палатки с непонятными сувенирами, не имеющими ничего общего с изделиями крымских мастеров. Особого колорита национальной кухни тоже не заметили, поэтому на обед никуда не заходили, оценить предлагаемые блюда не могу. В августе 2019 года ничего не изменилось.







Кругом запущенность и хаос. Частные дома, сараи, кафе, шалманы, стройки. Уже через 15 минут забываешь, за каким лешим ты сюда поднялся.

«Горцы» не хотят облагораживать территорию из-за нерешенных земельных вопросов. Экологи бьют тревогу и призывают прекратить хозяйственную деятельность на территории Ай-Петри, ограничить пропускную способность для развития эко-туризма. Вот только поздно спохватились: многие предприниматели работают здесь уже не один десяток лет. Круг замкнулся и теперь вся надежда на новую власть, которая примет рациональное решение, чтобы и «волки были сыты и овцы целы»…
На краю обрыва еще одна «архитектурная достопримечательность». Строилась с размахом так, чтобы из всех окон горы, море и солнце были видны.



На выцветшей вывеске надпись — Кафе «Веселый Роджер» лучшие рецепты восточной кухни.


Рядом еще одна видовая площадка.





Здесь можно повернуться к морю и отвлечься от действительности, но только в одном направлении, потому что с других сторон всю красоту плато закрывают стройка и частные дома.







Из-за особенности рельефа Ай-Петри называют яйла — летнее пастбище. С давних веков на плато строили поселения, но самый большой «вклад» внес нomo sapiens.



Еще в 2014 году в СМИ сообщили, что плато Ай-Петри приведено в порядок, убран весь строительный мусор и нет незаконных построек. Неужели было еще интереснее….
Пожалуй, единственный объект, который находится на своем месте — памятник крымским партизанам Великой Отечественной войны, которые погибли в бою в декабре 1941 года.


Дорога на Ай-Петри имела важное значение во времена Второй мировой. Именно по ней фашисты перебрасывали войска и технику в сторону Севастополя. Партизанам удалось взорвать участок дороги и помешать осуществиться вражеским планам, но все они погибли в неравном бою.
Ценой невероятных усилий солдаты смогли защитить свою землю, память о них должна передаваться из поколения в поколение, а не исчезать под строительными лесами…



Вернувшись на стоянку, мы отправились на машинах через всю равнину плато.



Чем дальше на север, тем снега становилось больше. В низинах, там где снег еще не растаял, на склонах катались сноубордисты. Первый снег выпадает на Ай-Петри в октябре, а устойчивый слой сохраняется с середины декабря и до марта-апреля.



А нам предстоял затяжной спуск по горному серпантину в сторону Бахчисарйского района. В начале дороги была колея из снега и льда.

Раньше при плохих погодных условиях для частных авто дорогу на Ай-Петри перекрывали и со стороны Ялты и со стороны Бахчисарая. Везде дежурила ДПС. Подняться на Ай-Петри можно на канатке или на транспорте, который осуществляет перевозки.

Организаторы трансфера не скрывают, что на самом деле трасса закрыта. При этом, как именно «пробираются» перевозчики через посты ДПС выяснить не удалось: «У нас другие ходы. Неважно как, но мы доберемся».

Примерно в 35 км от вершины Ай-Петри, находится стоянка и туристическая тропа в Большой каньон Крыма. Об этом маршруте я уже рассказывала в своем отчете .
Конечно, в марте там не так интересно, как в октябре.

Что происходит на Ай-Петри в августе 2019 года. Платная стоянка и большая очередь на канатную дорогу.

Между «горцами» и владельцами канатной дороги идет соперничество за своего клиента. Как будут развиваться события, покажет время. Статья все время обновляется.
Благодарю за внимание!

Гора Ай-Петри , одна из самых посещаемых и известных достопримечательностей Крымского полуострова. Красоту этих горных пейзажей словами описать трудно. Разве художнику, с кистью в руках, это подвластно. Ну, на худой конец, хорошему фотографу. А лучше-приезжайте сюда, и всю прелесть и захватывающие дух виды- ощутите сами.
Название горы Ай-Петри переводиться как Святой Петр. До завоевание Крыма татарами, на горе располагался христианский храм Святого Петра, в честь него и была названа гора и плато.

Массово туристы потянулись сюда в конце 19- го века, после того, как был закончен участок дороги соединяющий поселок Соколиное и Ялту, через гору Ай-Петри. Дорога была закончена в 1894 году и соединила Южный и центральный Крым. Как следствие - два крупных города Ялта и Бахчисарай получили прямое сообщение. Строительство каменной дороги практически проходило около 30 лет, и до сих пор является одним из самых сложных инженерных проектов Крыма.

Достопримечательности горы Ай-Петри:


Как добраться на Ай-Петри на машине


Если же Вы решили добираться на гору Ай-Петри на автомобиле, Вам следует добраться до Ай-Петринского плато, а оттуда до канатной станции Ай-Петри. Именно с нее начинается подъем к самому пику горы- к ее зубцам.
К зубцам Ай-Петри от канатной станции ведет пешая дорога. Продолжительность маршрута около 30 минут, без больших перепадов по высоте. Стоимость пешего подъема к зубцам -100 рублей. Оплата- у входа на тропу.

Вершина Ай-Петри


Вершиной горы Ай-Петри считаются именно Зубцы, их высота от основания до вершины составляет 1234 метра. У Зубцов помимо красивых видов, есть два экстремальных развлечения которые могут пощекотать Вам нервы, но являются абсолютно безопасными. Соблюдены все правила безопасности и практически каждый элемент экстремального развлечения имеет два уровня страховки.


Самая интересная, на Мой вкус -это подвесная дорога между зубцов. Проход по ней весьма щекочет нервы, под ногами через щели виднеется огромный провал, с острыми скалами и вершинами деревьев. После прохождения канатной дороги на Ай-Петри смело можете занести себя в разряд экстремалов. Цена прогулки 500 рублей. Средняя продолжительность перехода-10-15 минут.
Если Вы все же решитесь на прогулку, то лучше всего это делать в паре, один идет по дорожке, второй с конечной точки маршрута делает фото и видео, а потом меняетесь. Именно так Вы получите больше удачных снимков на память.
Хотя по времени это немного дольше, чем идти друг за друг за другом, но можно немного сэкономить время- заняв очередь для первого человека, сразу занять очередь для второго. Чтобы успеть первому пройти, а второму пофотографировать и успеть в очередь обратно, следует сделать разрыв между людьми в 6-7 человек.


Второй экстрим маршрут- это спуск к станции канатной дороги, на подвесном тросе. Спуск проходить очень быстро и весело, стоимость спуска 1000 рублей. Безопасность маршрута тоже на высшем уровне. Оба экстремальных аттракциона работают с апреля по сентябрь месяц включительно.



Спустившись с зубцов, Вы попадаете на самую оживленную часть плато,-рынок и большое количество кафе, столовых и ресторанов. Еда на плато в основном татарская: плов, чебуреки, лагман, шашлык из баранины и прочее. Также, если захотите, можно найти и Европейскую кухню. Цены в заведениях общественного питания очень разные. Поэтому если прогуляться и немного осмотреться, можно подобрать и меню и ценник приемлемый для Вас. Из-за большого количества туристов -еда практически всегда свежая и вкусная, но довольно таки жирная, хотя выбор блюд довольно большой и каждый сможет найти, что- то приемлемое для себя. Практически во всех кафе и ресторанах предлагают дегустацию вин. Практически, все вино или домашнее,или куплено на винных заводах Крыма. В большинстве заведений вино довольно низкого качества, с большим количеством красителей. Поэтому, если Вы хотите качественный напиток,- просите, чтобы Вам принесли вино разлитое на заводе, с акцизной маркой. Этот вариант будет самый лучший для Вашего организма.



Немного ниже беседки ветров находится Водопад Учан-Су, он самым высоким Крымский водопад и один из самых высоких водопадов на территории Европы. В дословном переводе с тюркского, название переводится, как «Летящая вода». Высота Учан-Су -около 99 метров, максимальный пик активности водопада, приходится на весну, с начала марта по середину апрель. Летом Учан-Су превращается в относительно небольшой ручей, но это не мешает ему выглядеть грациозно и привлекательно. Подробнее



Помимо всех выше описанных достопримечательностей Ай-Петри еще следую указать одну из самых красивых горных дорог Штангеевскую тропу. Тропа берет свое начало чуть ниже водопада Учан-Су, но удобнее всего подняться именно к водопаду, от него пешком подняться 120 метров по дороге вверх и, Вы у большого указателя -Штангеевская тропа, с описанием маршрута. Маршрут Штангеевской тропы, проходит над водопадом Учан-Су (к водопаду можно подойти) по живописным долинам Ай-Петри и постепенно Штангеевская тропа переходит в Боткинскую и плавно через хвойные леса спускается к Ялте, а именно к зоопарку Сказка. Среднее время прогулки по Штангеевской и Боткинской тропе 4-6 часов. Весь маршрут маркирован цветными метками, сбиться с пути очень трудно. На всем протяжении маршрута будут встречаться люди, тропы очень популярные и хорошо утоптаны тысячами туристов.


Поднявшись на плато-Ай-Петри на канатной дороге, у Вас возникает выбор как спустится назад. Можно спуститься так же как и поднялись, но летом, очереди очень большие и простоять в них можно несколько часов. Поэтому как варианты можно спуститься на автобусе или маршрутном такси. Но следует учесть, что водитель напрямую заитрересованы по быстрей спустится и побыстрей поднятся. От этого напрямую зависит их заработок. В общем это тоже своего рода экстрим- прогулка. Но, несмотря на это, все водители обязательно останавливаются на Серебряной беседке и водопаде Учан-Су.

Как правильно распланировать посещение Ай-Петри


Планирование маршрута посещения Ай-Петри на машине- на мой взгляд, лучше начинать с посещения Большого каньона, стоимость входа- 100 рублей. Вам также могут предложить экскурсовода- от 1000 руб. Ребята очень веселые, но по сути, практически бесполезные. Сбиться с маршрута очень сложно. Там всего две тропы, по которым все время курсируют люди, даже зимой. Прогулка занимает около 2-3 часов вместе с купанием в ванной Молодости.


Большой каньон Крыма расположен, в самом начале подъема на гору Ай-Петри, со стороны города Бахчисарая. Если Вы едите с Южного береге Крыма - у Вас несколько вариантов: объехать Ай-Петри, через Севастополь, потом свернуть на Бахчисарай, и перед ним уйти на Ай-Петри. Или через Ай-Петринское плато подняться к вершине Ай-петри, пересечь все плато и спуститься к подножью со стороны Бахчисарая. С Ялты до Большого каньона около 2 часов езды, если объезжать- выйдет примерно также


Далее после посещения Большого Каньона необходимо снова подняться на плато, пройтись к зубцам, спуститься покушать в кафе. После кафе, можно выбрать конную прогулку или посещение пещеры Трехглазка. Конная прогулка в среднем обходиться от 800 руб. в час. Также Вам предложат прогулку на квадроциклах и прочие развлечения, стоимость, примерно, везде одинаковая.


Спускаясь с Ай-Петри в сторону Ялты. Первая остановка на Вашем пути будет- Серебряная беседка. Посещение- 100 руб.. Затем-водопад немного ниже примерно 15-17 км., водопад Учан-Су. Тоже 100 рублей.
Вся прогулка рассчитана с выездом из Ялты в 9:00 на целый день, если пойти по предложенному маршруту, то к 20:00- 21:00 Вы снова вернетесь в Ялту.


Если Вы собрались посетить Ай-Петри, то необходимо обратить внимание на удобную обувь, кроссовки или кеды, взять теплые вещи, потому что перепад температур Ялта - Ай-Петри может составлять до 10 -15 С и обязательно взять с собой воду. Если Вас укачивает по серпантину,в аптеке можно взять таблетки от укачивания. Их стоимость очень низкая, а эффект довольно хороший.


Зимой на Ай-Петри жизнь не замирает. В зимнее время шапка Ай-Петри обычно с января по февраль покрыта снегом. И на этой почве зародились зимние виды спорта: катание на лыжах, бордах и санках. Практически все зимние трассы Крыма находятся на Ай-Петренском плато. Самые популярные трассы это 25,26, 27 километр, лаборатория. Все трассы находятся практически на середине плато, добраться к ним можно по дороге Ялта-Бахчисарай. Дорога одна и «промазать»- невозможно. Только ее зимой расчищают от снега. В зимнее время подъем на гору в основном открыт только машинам с полным приводом и на зимней резине. Во время снегопадов, проезд на Ай-Петри частично закрывается на небольшое время со стороны Ялты и с Бахчисарая.
Если Вы планируете отдых в Крым, не важно в какое время года, обязательно посетите гору Ай-Петри, она является одной из самых красивейших .

Ай-Петри и ее достопримечательности на карте Крыма

Отдыхать в Крыму и не побывать на Ай-Петри? Классических варианта два:

  1. Подняться/спуститься на канатке.
  2. Для подъема воспользоваться услугами микроавтобуса (с автовокзала Ялты или от нижней станции канатной дороги), а спуститься на канатке.

В 2012 году весной, насколько мне помнится, и на канатке, и на микроавтобусе стоимость проезда была одинакова — 60 грн. с человека. Для активных, к которым мы себя относим, есть предложение поинтереснее — с Ай-Петри пешком . В принципе, можно за один день подняться на плато и спуститься вниз — мы однажды так взошли из Ялты по , а вернулись по Таракташу (Таракташской тропе). Но Ставрикайка, во-первых, над Ялтой находится и выводит наверх восточнее и Ай-Петри, и Таракташа. Во-вторых, это довольно большая нагрузка. Поэтому компромиссный вариант таков: подняться канаткой или микроавтобусом, а спуститься не спеша своим ходом. Вон они, тропы Ай-Петри для спуска:

  • Таракташская (идет к водопаду Учан-Су, оттуда по и тропам можно добраться до Поляны Сказок в Ялте);
  • Кореизская или Мисхорская (находится под канатной дорогой и ведет в Кореиз, Мисхор);
  • Малай-Богаз (с западной стороны Ай-Петри, ближе к Алупке);
  • Шанхайская Восточная и Западная (обе ведут в Алупку, западная — посложнее);
  • «Еврейка» (тоже приведет в Алупку).

Первый раз тропами лучше пользоваться для спуска, а не для подъема — сверху легче отыскивается начало. Все они по силам средне подготовленному человеку. Главное, удобная обувь. С нами на этот раз был ребенок — Дана, которой еще не исполнилось и четырех лет. С маршрутом она справилась легко.

Выход с Ай-Петри

Итак, если мы находимся у верхней станции канатки, то преодолеваем татарские шалманы, сувенирные ряды, фотографирование с верблюдом, катание на лошадках… Здесь, собственно, притормаживаем и сворачиваем налево — там есть грунтовая дорога, уходящая на запад. По ней татары проложили свои прогулочные конные пути. Нам тоже туда. Через 300-400 м грунтовка раздваивается, а затем соединяется вновь. Пойдем по левой стороне, чтобы увидеть ответвление на одну из вышеперечисленных троп с Ай-Петри — Малай-Богаз. Вдруг когда-нибудь и эта тропка пригодится? Развилочка находится не доходя немного до соединения грунтовок — влево и наискосок уходит дорожка со следами копыт. Сначала она идет через лиственный лес, потом — по открытому месту к обрыву. Там начинается Малай-Богаз, но сегодня нам не туда. Мы продолжаем двигаться по дороге прямо.

Немного фотографий. Может удастся кого уговорить последовать за нами. Если пройти по грунтовой дороге несколько сотен метров и обернуться, то увидим такую картину:

Справа (если смотреть на фото) или, соответственно, слева (если по ходу) просматривается, куда ходят люди фотографироваться к обрывам Ай-Петри. Вот (чувствую, Дана будет на этот раз часто попадать в кадр. Длинный рукав и колготки на ней — это защита от не по-весеннему жаркого солнца; панаму забыли взять — пришлось соорудить из того, что под рукой было):

То же, но с приближением:

Ну а нам — прямо по дороге на запад. Через лесок:

Ориентиры — брошенная воинская часть, «козырек»

Еще километр, и грунтовка пойдет на подъем. Там воинская часть, но надо обратить внимание на скальный «козырек» вдали — он как раз появится в поле зрения. В его направлении от дороги вправо отойдет тропа. На нее и сворачиваем. Ее начало трудно проигнорировать, но если вдруг угораздит пойти дальше по дороге и упереться в воинскую часть, тропу легко найти рядом. Она огибает постройки справа. По ней идем до «козырька». Заблудиться невозможно, пешком с Ай-Петри здесь путь один. У «козырька» эта тропа плавно начнет спускаться вниз — это и есть начало Шанхайской Восточной и Западной.

Снова фотографии.

А это развилка перед воинской частью (к ней — прямо по дороге, нам — правее по тропе):

Если обернуться назад в этом месте:

За воинской частью. Тропа одна, сбиться с нее невозможно. Вдали — «козырек»:

На Ай-Петри из Ялты можно подняться от Поляны сказок и от водопада Учан-Су по следующим тропам и маршрутам:

От Поляны Сказок

Для этого нужно подъехать маршруткой до маршрутки ходят как от автовокзала, практически весь транспорт, который идёт в сторону Севастополя, так и из центра города от “Спартака” маршрутка № 24.

От Поляны Сказок берёт своё начало Боткинская тропа, по которой можно подняться до скалы а от неё по Ставрикайской или большой Штангеевской тропе выйти на плато Ай-Петри.

Этот маршрут достаточно сложный и подойдёт для людей с хорошей физической подготовкой. Набор высоты 1000-1050 метров, время в пути 3-5 часов в зависимости от темпа. По этой тропе вы выйдете на плато Ай-Петри, но до знаменитых зубцов Ай-Петри нужно пройти ещё около 7 км, что займёт ещё 1,5-2 часа.

После этого, если чувствуется усталость, можно спуститься вниз на маршрутке с восточного базара или на канатной дороге. Мы спускались пешком по тропе малая Богаз, фотоотчёт нашего путешествия можно почитать тут.

От водопада Учан-Су

Этот маршрут легче, чем от Поляны Сказок, так как маршрут начинается на высоте около 400 метров над уровнем моря.

Время подъёма по Таракташской тропе 2-3 часа в зависимости от вашей подготовки и состава группы, тропа выводит на плато, а до канатной станции нужно пройти ещё 4,5 км. Наверху есть вот такой указатель с расстояниями до основных туристических целей.

В случае сильной усталости можно спуститься канаткой или маршруткой, но мы спускались по Кореизской тропе, начало которой находится правее канатной станции, если стоять спиной к морю. Спуск по тропе не сложный, заблудиться невозможно, время спуска 1,5 часа в неспешном темпе. Тропа выводит на трассу, с которой вы без проблем доедете до Ялты на маршрутке. Фотоотчёт нашего путешествия можно почитать тут.

Конечно, можно вернуться назад тем же маршрутом, которым и поднимались, но нужно учитывать расписание движения маршрутки от водопада, а можно немного разнообразить и спуститься по следующим тропам: по Таракташской до пересечения с малой Штангеевской, потом по Но это существенно увеличит ваше путешествие, и не все смогут преодолеть такой маршрут физически, поэтому смотрите сами по своим физическим возможностям.

Можно пройти по плато ещё восточнее и спуститься по Ставрикайской тропе до Ставри-Кая, а от Ставри-Кая — по Боткинской, до Поляны Сказок.

Комбинированный вариант

Конечно, пеший подъём на Ай-Петри забирает достаточно сил и не все могут позволить себе осуществить такое восхождение, особенно с маленькими детьми. Поэтому подняться можно с помощью маршрутки или канатной дороги, а вот спуститься и насладиться красотой природы и видами побережья, намного проще, и спуск с Ай-Петри по плечу практически всем туристам. В этом случае я бы советовал спускаться по Кореизской тропе, самый простой и быстрый спуск, а на второе место поставлю спуск по Таракташской тропе. Спуск по тропе малая Богаз самый экстремальный, его советую любителям острых ощущений.

Если вы знаете вышеперечисленные тропы и уже ходили по ним, то можете сами составлять интереснейшие туристические маршруты, учитывая свои физические возможности.

Надеюсь, моя статья окажется полезной для вас и поможет вам совершить самостоятельное путешествие. Желаю вам удачи и берегите природу!!!

Вы можете просто записаться к нам в поход на Ай-Петри:

Южная оконечность Ай-Петринского плато, гора Ай-Петри - символ южного берега Крыма. Этот горный массив, чья самая высокая точка достигает 1234 метров над уровнем моря, тянется над Алупкой и Кореизом как эффектный фон для пляжного отдыха в Большой Ялте.

На канатной дороге

Канатная дорога на Ай-Петри - тоже знаменитость, ведь ее участок между средней и верхней станциями считается самым длинным безопорным пролетом в мире. По канатной дороге можно подняться на смотровую площадку, а от нее - прогуляться еще выше, к зубцам Ай-Петри, или спуститься к пещерам, например, к Трехглазке .

Нижняя станция канатной дороги находится в поселке Мисхор ​ , доехать сюда можно на автобусе №102 с автовокзала Ялты (до остановки «Нижняя станция канатной дороги») или на машине по трассе Ялта - Севастополь , свернув на Кореизское шоссе и далее до Мисхора (в поселке есть указатели на канатную дорогу, а рядом со станцией - платная парковка). Подъем занимает 15 минут и стоит 300 рублей для взрослых и 200 для детей (цена в одну сторону). За прогулку к зубцам придется заплатить еще 100 рублей (детям проход бесплатный).

На автомобиле

В теплый сезон на вершину можно подняться по серпантинной дороге на своем автомобиле, маршрутном такси или договорившись с частниками. Подъем по дороге подойдет тем, кто боится высоты, а канатка - тем, кого укачивает на серпантине. По дорога достаточно сложная для неопытных водителей, а зимой она может быть официально закрыта - тогда ее не чистят дорожные службы, а в ДТП на ней считаются виновными оба участника движения.

Зимой появляется дополнительный повод побывать на Ай-Петри, ведь на склонах этого горного массива оборудованы шесть горнолыжных трасс с перепадом высот от 20 до 170 метров.

Пешком

Если погода не очень жаркая, а вы любите активный туризм, на Ай-Петри можно подняться пешком. Самое подходящее время для такого похода - весна или осень, потому что в весенний сезон или после дождей особенно полноводен и красив водопад Учан-Су ​ , который можно посетить по дороге. Впрочем, для опытных туристов маршрут доступен и зимой, а замерзший водопад - не менее впечатляющее зрелище. На плато Ай-Петри ведет Таракташская тропа длиной 3,5 километра. Перепад высот на этом маршруте составляет 600 метров, подъем займет от 2 до 4 часов.

Слово «Таракташ» переводится с тюркского как «Каменный гребень», и название это отлично подходит к скале, мимо которой идет тропа. Тропинку проложил в конце XIX века доктор В.Н.Дмитриев - как оздоровительный маршрут для курортников. Действительно, подъем на гору заставляет людей приложить некоторые усилия, из-за чего они дышат полной грудью, вдыхая целебный воздух, насыщенный хвойными ароматами и морскими солями. Дорога доступна для большинства туристов, и даже для детей, но все-таки нужно учитывать, что местами предстоит подъем по достаточно крутому склону, а в пути не забывать устраивать привалы. И, конечно, как бы ни было солнечно в Ялте, не забывайте, что на тропе и на Ай-Петри погода может оказаться совсем иной, и берите с собой теплую одежду.

К началу маршрута - водопаду Учан-Су - можно добраться из Ялты на автобусе №30 от автовокзала Ялты (вам нужна остановка «Водопад»). Отсюда грунтовая дорожка ведет к смотровой площадке перед водопадом (проход на площадку платный - 50 рублей). Далее параллельно идут Таракташская тропа на Ай-Петри и Штангеевская тропа к вершине скалы Ставри-Кая . У каждой тропинки своя маркировка на стволах деревьев: у Штангеевской - зеленые метки, у Таракташской - красные. В начале маршрута вам надо ориентироваться на красно-зеленые полоски. Тропа идет по горному склону, покрытому лесом, и приводит к смотровой площадке. Здесь можно передохнуть на скамейке, полюбовавшись панорамой Ялты.

Второй участок пути потруднее: от лавочки Штангеевская тропа сворачивает к Ставри-Кая, а Таракташская идет наверх, петляя среди камней. Наконец она приводит к роднику с табличкой «1904». В этом месте важно не сбиться с пути: встать лицом к роднику и пройти влево и вверх, где тропа резко изгибается и начинается набор высоты.

Далее нужно внимательно следить за красными метками на камнях. Тропа приведет вас на площадку на краю котловины, окруженную каменной стеной. В этой стене находятся «Таракташское окно» и «Таракташская форточка» - щели, через которые открывается завораживающий вид.

Затем тропа приводит на поляну, где подъем заканчивается и начинается Ай-Петринская яйла - плоский участок высокогорья. Отсюда еще 4,5 километра до станции канатной дороги. От перекрестка с глыбой камней нужно повернуть влево и двигаться по более широкой дороге. Возле турприюта Ай-Петри на яйлу выходит шоссе Ялта - Бахчисарай , а от него ответвляется асфальтированная дорога к зубцам Ай-Петри. По ней и нужно двигаться, чтобы оказаться возле зубцов и на смотровой площадке, куда привозит туристов канатная дорога.