Базилика Сан Петронио – главная церковь Болоньи, расположенная на площади Пьяцца Мадджоре и посвященная покровителю города. В 5 веке Святой Петронио был местным епископом. Сегодня базилика его имени является пятой по величине церковью мира: ее длина равна 132 метрам, ширина – 60 метрам, а высота сводов достигает 51 метра. Внутри может разместиться около 28 тысяч человек.

Первый камень в основание будущего готического собора был заложен в 1390 году, когда Антонио ди Виченцо был выбран главным архитектором столь важного городского проекта. Строительство продолжалось в течение нескольких столетий: после завершения фасада в 1393 году, началось возведение первых часовен, которые были достроены только в 1479 году. В 1514 году Ардуино дельи Арригуцци предложил новый план церкви – согласно его представлению, она должна была иметь форму латинского креста в основании, чтобы превзойти Собор Святого Петра в Риме. Однако этим планам не суждено было осуществиться – на проект наложил вето сам Папа Римский Пий IV.

Отделка главного фасада долгие годы оставалась незавершенной – за нее брались многие архитекторы, в том числе знаменитые Бальдассар Перуцци и Андреа Палладио, но по разным причинам дело не двигалось с места. В начале 15 века Якопо делла Кверча украсил главный вход в собор скульптурами, а две небольшие боковые двери - изображениями на мотив Ветхого Завета. Его обнаженный Адам и другие фигуры, помещенные на прямоугольном барельефе, дарили вдохновение художникам эпохи Возрождения.

Внутренне убранство собора примечательно изображением «Мадонны со святыми», выполненным Лоренцо Костой-младшим, и «Пьетой» работы Амико Аспертини. Заслуживают внимания расписанные стены и цветные витражные окна. Хоры были сделаны в 15 веке Агостино де Марки, а дароносица – это творение Якопо Бароцци да Виньола.

Поскольку Болонья была музыкальным центром эпохи барокко в Италии, неудивительно, что в соборе Сан Петронио уже в конце 16 века были установлены первые инструменты. В 17 веке здесь появились два органа, которые и по сей день находятся в прекрасном состоянии.

В левом боковом приделе можно увидеть солнечные часы, установленные в 1655 году, – их автором является астроном Джованни Доменико Кассини. Это самые большие солнечные часы в мире – их длина равна 66,8 метра.

Торжественное освящение собора состоялось только в 1954 году, а в 2000 году сюда перенесли мощи Святого Петронио, до этого хранившиеся в базилике Санто Стефано.

Базилика Сан Петронио всегда играла важную роль в церковной и светской жизни не только Болоньи, но и Европы. В 1530 году здесь был коронован великий Карл V, а в 19 веке – похоронена Элиза Бонапарт, сестра французского императора Наполеона. Уже в наши дни, в 2002 году, были арестованы пятеро мужчин, планировавших устроить террористический акт в соборе. А в 2006 году итальянской полиции снова удалось предотвратить трагедию – тогда были захвачены мусульманские террористы, хотевшие уничтожить базилику, поскольку, по их мнению, находящаяся внутри фреска оскорбляет ислам. На этой фреске работы Джованни да Модена изображена сцена из «Ада» Данте, где Мухаммеда мучают демоны.

Еще один рассказ, преимущественно состоящий из картинок, посвящается большой болонской церкви Сан-Джакомо-Маджоре - соседке оратория Санта-Чечилия.

Церковь Сан-Джакомо-Маджоре и примыкающий к ней монастырь была основаны монахами-августинцами в 1267 году, строительство храма завершено к 1315, апсиду достроили в 1343, а в в 1344 году церковь была освящена. В 1804 году августинцы были вынуждены покинуть монастырь, и там обосновалась городская консерватория. В 1824 году августинцам вернули часть обители, но в 1860 году они потеряли монастырь окончательно, оставаясь лишь хранителями церкви.

Сан-Джакомо-Маджоре представляет собой огромную однонефную базилику с 35 капеллами и является переходной формой от романского стиля к готическому. Из несомненной готики здесь можно выделить амбулаторий, то есть проход вокруг пресвитерия с венцом капелл, - очень нечастое явление в Италии. Большинство капелл созданы уже в эпоху Ренессанса.

К сожалению, августинцы не только декларируют запрет на фотографирование внутри храма, но и достаточно жестко контролируют соблюдение этого запрета. Поэтому я опять вынжуден прибегнуть к снимкам с Викисклада - все-таки каким-то героям удается иногда оставить излишне бдительных смотрителей с носом)))
Гробницу Никколо Фава (1438) работы Якопо делла Кверча ищите за пресвитерием. Я четко помню, какой там царил мрак, а посему двойное, нет, тройное "спасибо" тому герою, что смог ее качественно заснять.

Самое ценное, что есть в Сан-Джакомо-Маджоре, сосредоточено в капелле семьи Бентивольо, в течение 1401 - 1506 годах правившей Болоньей. Фамильная капелла построена в 1463-1468 годах по проекту Паньо ди Лапо Портиджани да Фьезоле (Pagno di Lapo Portigiani da Fiesole), исследователи видят в замысле влияние Брунеллески.
В обычное время капелла выглядит так:

Именно так, через решетку, я ее и разглядывал во вторник 5 января 2016 года. Чтобы вам не пришлось, подобно мне, лобызать решетку, даю на водку наводку: капеллу открывают для посетителей только по субботним утрам. Самое обидное, что именно в субботу 2 января я в основном Болонью и изучал, так что вполне мог увидать капеллу вживую. Но...В общем, кто владеет информацией, то владеет миром; пользуйтесь на здоровье.
Левая стена капеллы - это две фрески Лоренцо Коста, написанные в 1490 году:

Одна из фресок - это Триумф славы (Trionfo della Fama)

Вторая - это Триумф смерти (Trionfo della Morte)

Задняя стена капеллы - это, помимо всего прочего, алтарынй образ кисти Франчиа и фреска в люнете всё того же Лоренцо Коста:

На правой стене можо видеть Пала Бентивольо - Мадонну с предстоящим ей семейством Джованни II Бентивольо - работы Лоренцо Коста, а аткже терракотовый памятник Аннибале I Бентивольо (о нем можно можно прочесть здесь: https://it.wikipedia.org/wiki/Annibale_I_Bentivoglio , есть и неплохой русский вариант).

Аннибале I был сыном убитого Антона Галеаццо Бентивольо, после нескольких лет скитаний на чужбине он вернулся в Болонью, сумел свергнуть тогдашнего правителя Никколо Пиччинино и сам стал правителем города (1443), но уже в 1445 году был убит заговорщиками. Его сын Джованни II (https://it.wikipedia.org/wiki/Giovanni_II_Bentivoglio) по достижении совершеннолетия стал в свою очередь править Болоньей (1463), но в ходе Итальянских воин был изгнан из родного города соединенными силами короля Людовика XII и папы Юлия II (1506). В 1511-1512 годах два сына Джованни II Аннибале II и Эрмес (на семейном портрете они - крайние справа) сумели вернуть себе контроль над городом, опять бежали, затем еще несколько раз безрезультатно пытались вернуться.

Надо сказать, что из-за школьных учебников по истории мы плоховато представляем себе историю этой части Италии. Нам упорно красили всю центральную Италию в цвета Папского государства, так что мне казалось, что папы всегда правили стабильной большой державой. Оказалось же, что Эмилия-Романья более или менее утихомирилась лишь после Итальянских воин, до этого же чуть ли не в каждом городе сидели свои собственные синьоры - лишь номинально папские вассалы, непрестанно воевавшие друг с другом. История болонских Бентивольо - яркий тому пример.

Есть здесь еще и памятник Антона Галеаццо Бентивольо (

Привет, любители путешествий! Сегодня мы расскажем об одном из прекрасных городов Эмилии-Романьи, который оказался для нас «зачарованным». Город, через который мы проезжали 4 раза и ни разу не вышли. В эту поездку мы решили «разбить чары» и пожить в нём хотя бы пару дней. Теперь мы рассмотрели все достопримечательности Болоньи и хотим рассказать о них вам.

Итак, Болонья – город на севере Италии, регион Эмилия-Романья. По площади сравним с нашей Калугой (170,5 км²) и с государством Лихтенштейн (160 км²). Площадь Болоньи 140,73 км², но назвать её городком, честно говоря язык не поворачивается. Настолько здесь всё грандиозно.

Болонья — город арок, крытых галерей, спасающих от горячего итальянского солнца, башен и величественных зданий. На осмотр города стоит запланировать 2 дня. На более подробный (c посещением музеев, галерей, изучения фресок) 3-4 дня.

Стоит учесть, что в Болонье много ресторанов и ресторанчиков с очень вкусной национальной кухней.

Гуляя по её улицам и площадям приходится всё время задирать голову, — настолько масштабно и щедро строили итальянцы здания этого города. Не только башни и соборы, но и дома знати, которыми гордится центр Болоньи, поражают воображение и не влезают в объектив.

Размах

Каждый раз, настраивая свой Canon для очередного снимка, Галя ворчала: «Ну кто так строит». Не предполагали жители Болоньи, что спустя всего 400 лет мы будем принимать немыслимые позы и крутить свои камеры, чтобы сделать нормальный снимок здания.

К началу XX века Болонья всё ещё сохраняла вид средневекового города.

Сейчас Болонья крупный промышленный центр и основной транспортный узел северной Италии.

В свою по Италии мы останавливались в и оттуда выезжали в Венецию и , каждый раз делая пересадку в Болонье. Почему не вышли и не погуляли по городу? Послушали знакомых, которые весьма уверенно заявили: «Болонья? Да что там делать? Пыльный промышленный город».

Да, город не маленький, но делать есть что. И, конечно, есть, что смотреть. Просто нужно сразу отправляться в центр города. Туда, где расположены старые площади, соборы и самый первый в Европе университет.

Побывав в Италии 3 раза, я сомневаюсь, есть ли в этой стране хоть один город, в котором нечего смотреть.

История

Болонья основана этрусками примерно к 510 году до нашей эры и называлась тогда Фельсина.

В IV столетии до нашей эры его захватило племя бойев. Вот как раз тогда город получил название похожее на современное – Боннония – по имени племени.

Расцвет Римской империи принес расцвет и городу. Небольшая, удобно расположенная римская колония росла и развивалась, став к средним векам одним из богатейших городов Италии.

Пьяцца Неттуно в Болонье. Начало 20 века

В Средневековье здесь происходило много интересного:

  • Была отстроена церковь Св. Стефана
  • Город был отдан под власть короля лангобардов Луитпранда
  • Карл Великий сделал Болонью свободным городом. С тех пор на гербе красуется слово «libertas» (свобода).
  • Получив статус свободного города, Болонья стала активно развиваться.
  • Здесь основали первый европейский университет — Студио.
  • К середине XIII века был принят закон, отменяющий крепостное право. (!)
  • Весь XV век истории города ознаменовался внутренней борьбой за власть.
  • XVII столетие принесло городу славу интеллектуального центра Европы.

Университет. Вход одного из факультетов



Один из внутренних садиков университета

Сюда, в Болонский университет, приезжали учиться молодые люди со всей Европы. Был среди них и Н. Коперник.

Здесь учился Н. Коперник

У Болонского университета была одна интересная особенность. Преподавательский состав выбирали сами учащиеся, а точнее члены студенческой корпорации. Неугодного преподавателя они даже могли уволить.

К 1881 году, когда выросло значение Болоньи, как железнодорожного узла, был составлен и подписан план развития города. Тогда была разрушена часть стен, прорублены новые улицы. По ним мы и предлагаем сейчас прогуляться.

Прогулка по Болонье

Начнем с центра.

  • Сердцем Болоньи считаются две смежные площади – Пьяцца Неттуно или площадь Нептуна и Площадь Маджоре (Piazza Maggiore).
  • Пьяцца Неттуно легко узнать — с XVI века здесь красуется фонтан Нептуна, творение Джамболонья.

Здесь же находятся два величественных здания:

  • Рalazzo di Re Enzo -дворец готического стиля
  • Рalazzo del Podestà (Палаццо дель Подестà), здание реконструированное к концу XV столетия в стиле Ренессанса.

Пьяцца Маджоре известна своими размерами и зданиями, окружающими её. Именно на эти площади выходят фасады самых знаменитых палаццо города.

На Пьяцца Маджоре или Большой площади находятся:

  • Рalazzo dei Notai, построенное для общества Нотариусов к 1411 году

  • Палаццо деи Банки (Рalazzo dei Banchi). Этот дворец, был построен для городских банков к 1412 году.
  • Также на Большую площадь выходит фасад базилики Святого Петрония.

Базилика Святого Петрония

  • Обратите внимание на декор дверей. Наружные барельефы, повествующие об истории сотворения мира — работа мастера Якопо дела Кверча.

Барельефы над входом

  • Гордость и ценность внутреннего убранства базилики — прекрасно сохранившимися фрески Джованни да Модена и работы Джулио Романо.

Здание величественное, внутри большое, богато украшенное, с двумя красивыми (по звуку) органами. Мы послушали «случайный» концерт — днём пришёл органист. То ли репетировал, то ли не знаю что делал, но периодически привставал и махал ручкой знакомым.

Базилика Святого Петрония. Вид со смотровой площадки

Так вот, Базилику Святого Петрония часто называют Домским (Кафедральным) собором. Однако это не так. Главный собор города — собор Святого Петра (Сан Пьетро). О нём мы ещё расскажем.

Петроний же — был епископом Болоньи в V век. После смерти его причислили к лику святых. Святой Петроний — покровитель Болоньи.

Интересные и парадоксальные факты о базилике:

  • Задание было построено на деньги горожан и, в отличие от других религиозных сооружений, не являлось церковным проектом. Это символ коммунальной власти.
  • В базилике проходили службы и коронования, здесь хоронили достойных людей города. Только в 1929 года собор официально отошёл церкви.
  • Освящение храма прошло в 1954 году (!)
  • В 2000 году в соборе были захоронены останки Святого Петрония.

Это не единственный парадокс Болоньи, есть ещё одна интересная история, связанная с дворцом палаццо Коммунале. Но пока вернёмся к базилике Святого Петрония.

В храме 11 капелл, украшенных витражами, скульптурами, фресками. В одной из капелл храма находятся фрески Джованни да Модены (Рай и Ад, Странствия волхвов).

  • Кроме размеров и богатого убранства, внутри собора есть очень точные солнечные часы (меридиан).

Это самый длинный из существующих в мире меридианов. Великий астроном средневековья Джованни Доменико Касини — житель Болоньи, преподаватель Болонского университета создал часы в 1665 году. Они так и называются «меридиан Джованни Кассини».

Одна из частей меридиана

Солнечные часы «меридиан Кассини» — это дуга, прочерченная в плитах пола собора. Её длина 66.8 м -1/600000 земного меридиана. На разных её участках изображены знаки Зодиака.

Если поднять голову вверх, то на потолке видна дырочка. Насколько я понимаю, в этом отверстии вся фишка. Видимо в неё попадает солнечный луч и падает на меридиан, указывая на месяц.

Пока мы слушали органный концерт, в собор входили различные экскурсионные группы. Их подводили к меридиану и рассказывали примерно то, что и я вам рассказала. Но как работают эти сверхточные часы, я так и не разобралась. В соборе большие окна и луч теряется в свете. Может быть отверстие закрывалось цветным стеклом, тогда этот луч был виден?

Кто знает, напишите в комментариях — будем признательны.

Вход в храм бесплатный, за возможность фотографировать внутри плата 2 евро.


  • Ну и наконец, на общую для двух площадей сторону выходит фасад грандиозного Рalazzo Comunale (Палаццо Коммунале).

Это здание, построенное в 1290 году, было реконструировано к 1425 году и выглядит скорее не как дворец, а как могучее укрепление.

Вход во дворец украшен колоннами и балконом. На пьедестале скульптура благословляющего город папы Григория XIII. Над ним каменная плита с высеченными на ней словами: «Divus Petronius Protector et Pater». Перевод: «Божественный Петроний Отец и Защитник». Это ещё одна интересная история города, связанная с Наполеоном.

1796 год. Болонья захвачена войсками Наполеона. По личному приказу командующего солдаты разбивают и уничтожают все скульптуры и изображения пап. Тогда жители города находят хитроумный способ спасти скульптуру папы Гргория XIII (это он в 1582 году принял решение о повышении статуса Болоньи). Они нанимают скульптора, который превращает Римского папу Григория в покровителя города епископа Святого Петрония. Вместо папской тиары на голове скульптуры появляется епископская митра, а в руке посох.

Чтобы никаких сомнений не возникло, они убирают плиту с именем, а над скульптурой водружают мраморную доску с подписью «Божественный Петроний Отец и Защитник». Таким образом Григорий XIII был «спасён». Французская армия покинула город, но ещё 100 лет скульптуру не меняли.

В 1895 году Петроний вновь стал Григорием. Но мраморную доску жители города оставили на память об этом случае. Так что читайте и улыбайтесь, — ошибки здесь нет)

На фасаде здания есть скульптуры. Предполагают, что скульптура орла — работа Микельанджело.

Двор Палаццо Коммунале

  • Здесь же, неподалеку, находится Кафедральный Собор города. Собор Сан-Пьетро.

Первые упоминания о нём относятся к X веку. За свою долгую жизнь здание главного собора несколько раз меняло облик, — пожары и землетрясения разрушали его. Представало оно и в романском, и в готическом стиле. Его достраивали и перестраивали, украшая всё новыми архитектурными деталями и постройками.

Высота центрального нефа сопоставима с высотой центрального нефа ватиканского собора Святого Петра. Внутреннее убранство собора представлено стилем барокко. Над ним работали величайшие итальянские мастера.

Собор действующий. В нём проходят службы.

  • С художественной точки зрения большую ценность представляет также базилика Сан-Доменико.

Здесь находится могила Святого Доминика, а также скульптуры работы Микеланджело и Никколо Пизано.

Вообще церквей на территории города очень много. Здесь есть даже комплекс семи церквей — так называют базилику Святого Стефана.

Базилика расположена на площади св. Стефано (Basilica di Santo Stefano). По преданию раньше здесь находился храм Изиды. Возвели храмы комплекса в средние века.

По задумке св. Петрония (епископа Болоньи) базилика должна была повторить элементы Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Внутри базилики находится несколько храмов:

  • Храм Святого Распятия (ещё одно название — церковь св. Иоанна Крестителя)
  • Храм Гроба Господня — старейший из храмов комплекса
  • Храм Святых Виталия и Агриколы
  • Мартириум

Остальные здания сейчас мы не сможем увидеть. Это последствие неудачных реконструкций.

Еще одно религиозное сооружение, Церковь Мадонны Святого Луки, находится в 5-ти км от центра города на 300-метровом холме.

Это здание выстроили как специальное хранилище иконы Богоматери Одигитрии, которую, по легенде, написал апостол Лука.

Ну и последняя базилика, о которой мы хотим рассказать, — базилика Санта-Мария-дей-Серви (Basilica di Santa Maria dei Servi).

Это далеко не самая большая базилика Болоньи, но при этом весьма интересная. Внутри нее сохранился мраморный алтарь Джованни Анджело Монторсоли, фрески XIV столетия и один из лучших в Европе органов.

Башни

Когда-то Болонью называли «городом 100 башен». Башен было даже больше — 180. Город окружала стена. А войти в неё можно было через 12 ворот.

Войны, землетрясения, просто время сделали свое дело, — до наших дней дошло лишь порядка 20 башен.

Одна из них была видна с нашего балкона.

Вид из нашего окна

Исследователи предполагают, что богатые семейства начали возводить башни во время конфликта между церковью и светской властью. Каждая такое сооружение представляет собой бастион, в котором семейство могло жить и размещать своих солдат-защитников.

Какими бы ни были защитные функции этих высоченных крепостей, со временем в средневековой Болонье появился чуть ли не «спорт» — у какой семьи башня выше. Так они и мерялись своими башнями. Оставшиеся сооружения могут служить иллюстрацией человеческого тщеславия.

У каждой башни есть своё имя. Иногда это просто «Часовая башня», а иногда имена башен хранят фамилии своих хозяев.

Архитектурная доминанта города и туристическая достопримечательность — две падающие башни на Площади Порта Равеньяна (piazza di Porta Ravegnana).

Это знаменитые падающие башни Азинелли и Гаризенда. Построенные в начале XII века без соблюдения необходимых технологий, башни продолжают падать и по сей день. Что там Пиза!

  • Высота Азинелли 97 м
  • Высота Гаризенды 48 м

Азинелли самая высокая падающая башня в мире.

Угадайте, что находится в башне сегодня? Конечно — смотровая площадка. Старые деревянные ступени ведут на самый верх, откуда открывается замечательная панорама города. Оттуда, с высоты становится понятно, почему Болонью называли красной.

  • Смотровая площадка открыта каждый день с 9 до 18 часов в летнее время.
  • С 9 до 17 в зимнее время.
  • Вход платный — 3 евро.

Искусство

Помимо прочего Болонья славится своими музеями. Их здесь много. Назовем некоторые.

Национальная пинакотека порадует вас работами местных мастеров XIII-XVII веков, например Франческо Пармиджанино, Мазаччо.

Международный музыкальный музей и библиотека хранят огромное собрание портретов великих композиторов, музыкальных инструментов, различных манускриптов и документов.

В Государственном археологическом музее вы узнаете о прошлом города.



Как видите, достопримечательностей здесь много. Поэтому особенной популярностью пользуются обзорные автобусные экскурсии, которые за короткий срок познакомят вас с самыми значимыми местами Болоньи. Эти автобусы удобны для тех кто хочет побывать в церкви Мадонны Святого Луки.

Мы в Болонье автобусами не пользовались и предпочитали ходить пешком. Зато в , и Потсдаме мы ездили на таких автобусах. Удобный вариант для осмотра большого города.

Фестивали

Интересной традицией стал фестиваль супа. Он проводится каждый год 25 апреля, и принять участие в нем могут все. Даже туристы. Достаточно всего лишь захватить с собой в путешествие кастрюльку на 10 литров. Если ваш суп понравится жюри и зрителям, вы получите золотой половник.

Из более серьезного – фестиваль кино. Проводится летом в пяти кинозалах и площади Маджоре. В нем могут принять участие картины со всего мира.

Мы застали фестиваль итальянского кино. Кинозал выглядел вот так:

Смотреть киноленты могут все желающие.

Как добраться

  • на самолёте

В Болонье есть свой аэропорт Гульельмо Маркони. Из Рима самолеты летают сюда трижды в сутки.

  • на поезде

Из Рима от вокзала Термини в Болонью отправляются поезда. На такую поездку уйдет чуть больше 4 часов.

Кроме того, доехать на поезде можно из Венеции, Флоренции, а также других городов.

  • на автобусе

С римского вокзала Тибуртина ходят автобусы. Так в пути вы проведете 6 часов.

Болонья на карте

Спасибо, за подписки на наш блог. И до свидания!

С уважением, Алла Сутягина

January 29th, 2018


На Новый 2018 год мы оказались на севере Италии в городе Болонья (регион Эмилия - Романья ). «Ученая, Красная, Толстая » (la Dotta, la Rossa, la Grassa) — вот как называют Болонью. «Красная» за красный цвет ее крыш и стен, «Толстая» за вкуснейшую местную кухню (да, кстати, мясной соус для итальянской пасты болоньезе тоже родом из Болоньи), а «учёная»— из-за того, что именно здесь в 1088 г. был основан первый в Европе Болонский университет, который существует и до сих пор. В нем «грызли гранит науки» Джованни Боккаччо, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Николай Коперник, Умберто Эко.
Но нам о городе больше известно из-за одноименной ткани для курток и плащей — болоньи. Впервые этот материал изготовили именно здесь. Любопытно, что в самой Италии болонья не пользовалась популярностью. Зато советские модницы в 60-е\70-е г. г. считали болоньевый плащ очень стильной вещью.
Помните, у Высоцкого в песне «Диалог у телевизора»: «…Мои друзья хоть не в болонии, зато не тащут из семьи...»



Существует множество версий происхождения названия города — от латинского Бонония (в частности, от bona omnia — «общее благо»). Большинство историков считает, что название города произошло от названия кельтского племени, захватившего город в IV веке до н.э.

Визитной карточкой города являются две падающие башни , родом из Средневековья (легенды гласят, что местная знать любила выпендрёж, а чем тогда можно было удивить, не каретами же - вот они и заказывали строить башни, чтобы выше, чем у соседа была. Но расчеты были неправильные, и башни ровно не стояли, а отклонялись). Тогда башен насчитывалось почти 180 штук - не город, а лес!

В центре города сохранились две такие башни - Азинелли и Гаризенда.

На Азинелли,высота которой составляет 97,2 м, причем верхняя часть отклонена на 2,2 м, можно подняться по винтовой лестнице из 498 (!) ступеней. И мы это сделали!

Посмотрели на город с высоты птичьего полёта, убедились, что да - действительно, Болонья -вся красная.))) В центре множество сохранившихся средневековых построек, дворцов и церквей.

Рядом с башнями стоит статуя небесного покровителя города — Св. Петрония.

Самая большая площадь города - площадь Маджоре . Когда-то это была рыночная площадь - граждане продавали, покупали, обедали и общались. Сейчас пьяцца Маджоре- это "лицо города", сюда выходят фасады всех главных архитектурных достопримечательностей Болоньи: Собор Святого Петрония, Палаццо Коммунале, Дворец Нотариусов и Дворец Банков.

Собор Святого Петрония посвящен небесному покровителю города - Св. Петронию. Собор является пятой в Европе по величине церковью и 15 среди кататолических собор в мире.

Сан-Петронио— не кафедральный собор, хотя часто его за большую духовную значимость называют главной церковью города.

Начало строительства здания относится к 1390 году. Архитектору Антонио ди Винченцо поручили возвести в Болонье гигантский собор, который по размеру должен был превзойти собор святого Петра в Риме. Однако после вмешательства папы Римского, размеры собора были уменьшены.

Строительство собора длилось несколько столетий. Фасад здания до сих пор не окончен.

Вход в Базилику Сан-Петронио бесплатный, но за право фотографировать в соборе надо заплатить. Специальный с тикер надо приклеить на видное место.

В базилике похоронена старшая сестра Наполеона I, Элиза Бонапарт, в замужестве Бачокки , великая герцогиня Тосканская. Ее муж обосновался в Болонье после ее смерти, захоронив здесь ее прах.

В 2000 г. в Сан-Петронио из собора Санто-Стефано переместили мощи святого Петрония.

Интерьер собора выполнен в белых и красных тонах -цветах флага Болоньи.

Главная достопримечательность базилики - латунный меридиан, с невероятной точностью рассчитанный астрономом Джованни Доменико Кассини в 1655 году. Длина линии меридиана составляет 67,72 метра, ровно 600000 часть от земного меридиана. Это самый длинный меридиан в мире. Меридиан также являет собой солнечный календарь, когда солнечный свет через небольшое отверстие в крыше базилики попадает на меридиан, можно определить месяц и день. Меридиан был реставрирован в 1925 году с подтверждением точности конструкции. В дни солнцестояния видно, что расположение солнечного луча не соответствует кругам, начерченным по краям линии Меридиана. Это эффект изменения наклонности эклиптики Солнца. Разница будет увеличиваться до 11250 года, а затем вернется к знакам, нанесенным на полу базилики, к 18200 году.

Удивительно, как с обор, который обычно ассоциируется с религиозными функциями, использовали для астрономических наблюдений!

Е ще одна достопримечательность - скандальная фреска Джованни да Модена « А д» \ «Страшный суд», созданная в 1410-12 годах. Фреска находится в четвертой левой капелле, вход в нее платный . С билетом выдается аудиогид на нескольких языках. Ф отографировать фреску не разрешают.

Фреска иллюстрирует 28 песнь из Божественной Комедии Данте. В том числе на фреске изображен Пророк Магомет, терзаемый дьяволами. Данте пишет:” Vedi come storpiato è Maometto!”(Смотри, как искалечен Магомет).

По вполне понятным причинам фреска является объектом повышенного внимания богословов и исламистских террористов, которые неоднократно планировали взорвать базилику Сан-Петронио (так в 2002 году было арестовано пятеро членов Аль-Каиды, которые планировали её взорвать). Так что не удивляйтесь, что вход сюда охраняют люди с автоматами (правда, в последнее время все культурные памятники Италии под их усиленной охраной!).

Споры среди служителей церкви и политиков не прекращаются. Официальный ответ Ватикана по этому вопросу : ” Фреска не оскорбляет наших братьев мусульман. Она не против Ислама. Невозможно интерпретировать произведение искусства датированное 1400 с современной точки зрения” .

Кроме того, в базилике Сан-Петронио сохранились два старинных действующих органа. Один из них - орган Лоренцо из Прато , старейший в мире из сохранившихся органов.

А теперь осмотрим площадь вокруг базилики и ее многочисленные палаццо.

Самый старый палаццо на этой площади - Палаццо дель Подеста . Он был построен около 1200 г. и служил местом заседаний «подеста» - высшего руководителя города.

Вскоре дворец стал слишком мал для всех граждан, участвовавших в работе городского совета, поэтому к нему был пристроен палаццо Ре Энцо.

На башне палаццо - Торре дель Аренго , возведенной в 1453 г., находится самый большой колокол Болоньи, когда-то предупреждавший жителей Болоньи об опасности.

Говорят, если встать под сводами на одном конце, то можно услышать, что говорят шепотом на другом. То есть у этих стен есть «ушки» и очень любопытные.)))

Palazzo d’Accursio (или Palazzo Comunale ) — это с 2008 г. мэрия. Здесь расположена Коллекция гражданского искусства , где собраны живописные работы со Средневековья до 19-го века; Museo Morandi , где собраны работы Giorgio Morandi и городская библиотека (Biblioteca Salaborsa) .

Фасад здания украшен портиком и Мадонной с младенцем , терракотовой скульптурой работы Niccolò dell’Arca (1478) в верхней секции здания.

Над порталом расположена большая бронзовая статуя болонского папы римского Григория XIII (1580).

Напротив Palazzo Comunale - Палаццо дей Банчи (Palazzo dei Banchi), которое было построено в 1412 году для нужд городских банков. Сейчас здесь расположены магазины.

Рядом с Palazzo Comunale пристроилось Палаццо Нотариусов (Palazzo dei Notai).

И хотя дворцов тут, как говорит, на всякий вкус, мне больше "глянулся" Дворец Торговли (Palazzo Della Mercanzia), что по соседству с двумя падающими башнями находится. Это здание в готическом стиле из обожжённого кирпича, построено по проекту Антонио Ди Винченцо между 1384 и 1391 годами. Ранее на месте этого дворца находилось здания Таможни . С 1811 года и по сей день здание является резиденцией Торговой палаты Болоньи .

С мраморного балкона судьи когда-то зачитывали постановления суда.

Е щё одна визитная карточка города - фонтан Нептуна на площади Нептуна, в которую незаметно переходит площадь Маджоре. Говорят, что долгое время фонтан был на реконструкции, но сейчас все работает и красота фантастическая! Бронзовую статую Нептуна для фонтана выполнил известный флорентийский скульптор Джамболонья.

Не раз в отзывах этот фонтан называли эротическим....

И похоже, в этом больше постарались не сам Нептун, а русалки у его ног...

О фонтане в городе ходит много легенд. Одна из них гласит, что перед экзаменом студенты Университета должны обойти фонтан два раза против часовой стрелки, чтобы они смогли успешно сдать экзамен.
Вечерний вариант и тень Нептуна на стене...

На площади стоит самая большая елка города!
!

А вот вечерний вариант..
.

Всмотритесь, Нептун как бы косится на Палаццо Рэ Энцо (Palazzo Di Re Enzo). Дворец был построен между 1244 и 1246 годами в готическом стиле как продолжение расположенного рядом Палаццо Подеста. Тогда он назывался просто Палаццо Нуово - Новый дворец. Предназначался для размещения магистрата города - на первом этаже дворца были помещены на хранение оружие и армейская экипировка, а крытая лестница вела к портику второго этажа, где всего один раз успели провести городское собрание.


Еще дворец известен, как Дворец короля Энцо (король Сардинии и пасынок императора Фридриха II - Энцио (Enzio)), который был захвачен в плен во время битвы Фоссальта (1249) и заключен в Палаццо как в тюрьму в течение двадцати трех лет, до самой смерти.Его держали тут в клетке, подвешенной к потолку, но несмотря на это, говорят, оплодотворил половину Болоньи.)))
Отец Энцо, император Фридрих, настолько горевал по сыну, что не раз предлагал жителям Болоньи любые богатства за его освобождение. Однажды пообещал Болонье столько золота, что его бы хватило, чтобы либо позолотить все стены города, либо возвести новые - однако, гордые болонцы сказали свое твердое "нет". Но на самом деле, Энцо жилось здесь весьма не дурно - это только на ночь его подвешивали в клетке, чтобы не сбежал, а так у него был даже свой штат прислуги и собственные повара. Не говорю даже, что женщины навещали его регулярно (во время заключения, говорят, у него родились трое дочерей и сын).

А это башня Torre Lambertini на площади Piazza Re Enzo также относится к комплесу дворца Энцо.

Продолжение следует...

Базилика Сан Петронио - La Basilica Di San Petronio. Находится на площади Пьяцца Маджоре , эта готическая базилика - пятая в мире по высоте, была начата в 1390 году и формально по сей день не закончена. Узнав, что здание должно было больше, чем собор Святого Петра в Риме , Папа Пий IV остановил строительство... Внутри собора - мощи святого Петрония , покровителя города и уникальная фреска XV века, изображающая сцену из Данте , где пророк Мухаммед ввергнут в ад. В 2002 году исламские террористы хотели взорвать здание и уничтожить фреску, но теракт предотвратили. Теперь перед входом в собор стоят рамки металлоискателей и охрана. Также внутри - меридиональная линия солнечных часов , которая тянется 67 метров – самая длинная в мире, и захоронение сестры Наполеона I, Элизы Бонапарт . Внутри помещения базилики может разместиться около 28 тысяч человек!

Инициатором строительства нового большого храма для растущего города в 1390 году выступил Совет Шестисот, то есть городские власти. Чтобы расчистить место для сооружения собора, пришлось снести башни, личные постройки горожан и восемь небольших церквей. Стройка была начата уже в 1390 году, город поручил проект архитектору Антонио Ди Винченцо. В плане трёхнефной базилики лежит латинский крест. Готические своды опираются на десять пилястров с высокими капителями. По горизонтали пространство разделено боковыми капеллами (часовнями).

После окончания работ над фасадом, в 1393 году, начинается создание боковых капелл, законченное в 1479 году. Большая часть капелл (их 22) были декорированы в XV-XVI веках. В 1514 году Ардуино Дельи Арригуцци предложил новый план церкви – согласно его представлению, она должна была иметь форму латинского креста в основании, чтобы превзойти Собор Святого Петра в Риме. Она должна была стать одной из величайших церквей, имея в длину 208 метров и в поперечнике 142 метра. Однако после вмешательства папы Римского Пия IV - а Болонья в то время входила в состав Папского государства - размеры собора были уменьшены. В 1538 году началась облицовка стен, а затем и фасада по проекту Доменико Вариньяны. Его проект фасада вызвал много споров, свои чертежи представляли на конкурс многие знаменитые архитекторы (эти рисунки сейчас хранятся в музее храма). Нижняя часть фасада выполнена из красного веронского мрамора и белого истрийского камня. Верхняя часть фасада не была облицована.

Ныне длина базилики превышает 130 метров, высота сводов 45 метров. Сан-Петронио - не кафедральный собор, хотя часто за его большую значимость называют главной церковью города. В настоящее время собор носит титул "малой базилики" (Basilica Minor). Среди дошедших до наших дней католических храмов собор занимает 15 место по размерам, пятое по высоте.

Декоративные работы в центральной части базилики проводились под руководством Джироламо Рейнальди в 1646 -1658 годах. Но они были прерваны в 1659 году и не доведены до конца. А вот работы над оформлением фасада здания продолжались вплоть до создания новых боковых порталов по проекту архитектора Якопо Делла Кверча. Однако затем и они были остановлены. Несмотря на привлечение нескольких известных архитекторов, в том числе Бальдассаре Перуцци, Андреа Палладио, Джакомо Бароцци Да Виньола, фасад здания до сих пор не окончен. Постройка была прервана в 1759 году.

В готическом стиле выполнены и внешние декорации, в основном работы Джованни Да Модена, а также мастеров Пармиджанино, Джулио Романо и Мазаччо.

В начале XV века (1426 – 1438) Якопо Делла Кверча (Jacopo Della Quercia) украсил главный вход (портал) в собор скульптурами, а две небольшие боковые двери - изображениями на мотив Ветхого Завета (обнаженный Адам и другие фигуры, помещенные на прямоугольном барельефе, в том числе скульптурная группа, представляющая Богоматерь с младенцем, святого Петрония и святого Амвросия). Богоматерь портала Делла Кверча Микеланджело назвал "самой прекрасной Богоматерью XV века". Считается, что именно рельефы Делла Кверча в Болонье положили начало эпохе Возрождения в искусстве скульптуры.

Боковые порталы сделаны в 1524 - 1530 годах по проекту Эрколе Саккаденари. В оформлении боковых порталов принимало участие и много других художников, среди которых Триболо и Альфонсо Ломбарди. В боковых фасадах открываются окна, освещающие капеллы. В их числе капелла Святого Аббондио, восстановленная в неготическом стиле в 1865 году (именно в ней В 1530 году в происходила коронация Карла V. Карла V (Charles V) короновали там для правления Священной Римской Империей, а коронация его для правления Италией проходила в Палацо Комунале); капелла Святого Петрония, куда в 2000 году из собора Санто-Стефано переместили мощи святого Петрония, покровителя города и настоятеля собора в V веке); самая старая капелла Мадонны Мира со скульптурой Богоматери, выполненной в 1394 году; капелла Маги с деревянным алтарём-триптихом с 27 фигурами, вырезанными из дерева и раскрашенными Джакопо Ди Паоло, а также потрясающей росписью стен; и другие капеллы знатных семейств города с богатыми алтарями и скульптурами. В базилике Сан-Петронио похоронена сестра Наполеона I, Элиза Бонапарт.

Справа (над 11-ой капеллой) поднимается колокольная башня (1481 - 1495 годов постройки). По болонской традиции, на ней 4 колокола. В крипте собора находится одна из старейших известных "групп триумфального креста" - она создана между 1160 и 1180 годами. Примечательны изумительные деревянные хоры созданные в XV столетии Агостино Де Марчи, и дароносица – это творение Якопо Бароцци Да Виньола. Балдахин над главным алтарём был сделан в 1547 году мастером Джакомо Бароцци.

В XVII веке базилика Сан-Петронио была широко известна благодаря инструментальной и хоровой музыке, которая исполнялась в её стенах. Там и ныне два раздельно установленных органа (эпистолярный орган F-a 3 и евангельский орган C-c 4). Один из двух органов собора, созданный в Тоскане во второй половине XV века, считается самым старым в стране (он справа). Он был создан в 1475 году мастером Лоренцо Ди Джакомо из Прато. Находящийся слева орган относится к XVI веку. Он работы Маламини (1596). Оба органа дошли до наших дней в оригинальном состоянии.

В соборе полотна хранятся такие живописные работы, как "Мистическая свадьба св. Екатерины" Филиппино Липпи, "Освящение Христа с четырьмя святыми" и "Пиета" Амико Аспертини, а также работы Джованни Да Модена (начало XV века, "Страшный суд", "Эпизоды из жития святого Петрония", "Путь волхвов", четвёртая капелла). Интересны и работы Джулио Романо, Пармиджанино (1527, "Святой Рох", восьмая капелла), Лоренцо Косты (1492, "Богоматерь на троне", седьмая капелла) и Виньолы.

Базилика служила рабочим помещением В 1660-е годы для знаменитого средневекового астронома Джованни Доменико Кассини. В 1665 году по его расчётам здесь был установлен "меридиан Джованни Кассини", меридиональная линия солнечных часов, длинной 66,8 метра, в левом боковом приделе. Благодаря высоте базилики измерения учёного были поразительно точными для своего времени. Меридиан, скорее, представляет собой не часы, а солнечный календарь – когда через небольшое отверстие в крыше базилики солнечный свет падает на меридиан, луч указывает на месяц и день.

Базилика Святого Петрония долгое время являлась коммунальной собственностью и использовалась для самых разных целей: как место для торжественных событий, для заседаний суда, для общественных собраний. Только в 1929 году, в результате Латеранских соглашений, собор перешел в собственность епархии. Торжественное "финальное" освящение собора состоялось только в 1954 году.

В 2002 году, были арестованы пятеро мужчин, планировавших устроить террористический акт в соборе. А в 2006 году итальянской полиции снова удалось предотвратить трагедию – тогда были захвачены мусульманские террористы, хотевшие уничтожить базилику, поскольку, по их мнению, находящаяся внутри фреска оскорбляет ислам. На этой фреске работы Джованни да Модена изображена сцена из "Ада" Данте, где Мухаммеда мучают демоны.

Собор открыт для посещения с 7.45 до 13.30 и с 15.00 до 18.00. Время работы: с 7:30 до 18:45 с понедельника по пятницу и с 8:00 до 18:45 в выходные. Сокровищница открыта по воскресеньям с 15:30 до 17:30, вход бесплатный. Однако по соображениям безопасности доступ могут прекратить в любой момент - охраняют базилику достаточно серьезно.