Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И и...

В Португалию на автомобиле. Часть 1: Москва-Альгарве

Автотуризм, Отчет о путешествиях в Германия; Испания, Лерида (Льейда); Испания, Толедо; Португалия, Алгарве; Франция, Оранж; Польша; Беларусь

Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И именно поэтому там нужно отдыхать!

Примерно так, кратко и ёмко, меня напутствовал мой приятель Вася туда, где уже были выкуплены апарты, и где я должен был оказаться через пару-тройку месяцев. Оказаться, конечно, хотелось не просто так, сел в Шарике в “боинг”, всосал стакан и уже там. Нет. Большая цель была прокатиться на машине, пересечь Европу по диагоняли, сделать “сэлфи” на мысе Рока, поглазеть и потрогать океан, а остальное уж как получится.

Когда планируешь путешествие на машине, всегда определяешь какие-то вехи на своем пути и прокручиваешь в голове маршрут. В 4:30 встал. Кофе. Зубы. Сигарета. Почитать новости в туалете. Можно еще кофе. Еще сигарета. Присели на дорожку. И вот он долгожданный момент - ключ в замке, включаются фары, мотор, началось. Непроснувшиеся московские светофоры мигают желтым светом, а задние фонари уже не редких в начале шестого утра случайных попутчиков отражаются в мокром от поливальных машин асфальте. МКАД. М1... Дорога нескучная. Провинциальные города. Леса. Поля. Речки и речушки. Днепр. В Смоленской области меняется рельеф, начинаются небольшие горки. Глазу есть за что зацепиться и время летит незаметно. Белоруссия. Очень высокая средняя скорость, но будет смертельно скучно и минуты потянутся часами. Борьба со сном. Граница, Буг. Варшава, Висла. Обильный, дешевый, поганый ужин. Новый день. Ранний подъем. Еще 500 грустных километров по Польше и пересекаем Одер. Германия! Ритуальный Сашин боквюрст на первой заправке и бодрый трафик до самого Рейна. Захочется поскорее его пересечь в Манхайме-Людвигсхафене и въехать во Францию, но мы поедем на юг. Переезжаем Рейн на юге Шварцвальда. И вот уже на второй день путешествия Франция. Если повезет, будет хороший ужин в Эльзасе. День третий. Опять встаем ни свет ни заря. Рона. Cotes du Rhone. Таримся вином. Перекатываемся через Пиренеи и через пару дней ждем встречи с океаном. Примерно так все представлялось. Реалии вышли немного другие. Об этом в отчете.

План

Поездка в Португалию стала третьим по порядку пунктом в моем летнем плане автопутешественника. В феврале мы сидели на нашей кухне с друзьями и прикидывали, куда бы можно было поехать. Месяцем ранее Наташа отказалась от пробега в Кампанию с формулировкой “очень долго ехать, устанем” и выкупила билеты в Неаполь. Я при таком раскладе готов был уже согласиться на традиционную (для меня) Архангельскую область. Но как-то так получилось, что за полчаса нас убедили в том, что и Португалия не так далеко, и бюджет посильный и отпуск у меня будет в 3.5 недели при стандартных двух.

Общее понимание отдыха - снять домушку на 2 недели в пляжно-купальном регионе, провинции Альгарве (Algarve), предаться лени, забавам и пьянству, в перерывах культурно обогащаться однодневными вылазками куда-нибудь. Обязательными пунктами программы были Лиссабон, Синтра и мыс Рока, опционно Томарский замок тамплиеров.

С самого начала мы планировали южное побережье Португалии на запад от Фаро (Faro), месяцем ранее Саша ездил туда в командировку. Но в итоге выбор пал на южную часть западного. И как показал последующий опыт, он был верным и ожидания на 100% оправдались. На участке побережья в 250 км можно выделить несколько зон:

Фаро и восточнее. Плавни в океане. Сюда приезжают вполне состоятельные граждане понаблюдать за фламинго и прочими птичками. Когда уже всем пресытились - отличный вариант отдыха наверное. Специфично и дорого.

Фаро - Албуфейра (Albufeira). Отличные пляжи покупаться и позагорать. Виллы и поля для гольфа рядом, обычно в комплекте. Дорого.

Портимао (Portimao) и окрестности. По природе и погоде аналогично предыдущему, но народу много и насрано. Геленджик.

Лагуш (Lagos). Вполне культурное место. Без пафоса Фаро-Албуфейры. Волны нет. Жара (как и на всем южном побережье)

Юг западного побережья. Отличная волна. Океан чуть холоднее южного берега. Нежарко настолько, что в домах даже не ставят кондиционеры. Народу немного. И ценник хороший. Райский, в-общем, уголок.

Мы забронировали отдельный домик с бассейном в районе поселка Алжезур (Aljezur) в километре от океана. С машинами и правилом 0.5 промилле нас это более чем устраивало.

Путешествие семьи в Италию очень хорошо легло на поезду в Португалию. Дорога к океану для жены и сына сокращалась более чем в два раза за счет перелета Неаполь - Барселона, и я гарантировано успевал доехать, так и не услышав “Пап, скоро приедем?”. Правда нам пришлось сделать крюк в несколько сотен километров. Кратчайший же по расстоянию путь лежит через Ганновер, Кельн, Париж.

Общая протяженность маршрута в одну сторону примерно 5 000 км. Понятно, что за три дня это в принципе непреодолимо (речь о посменной рулежке без ночевок не идет). За четыре, безусловно, можно, но стыковка в Барселоне на пути туда и нежелание гнать обратно определили нашу скорость перемещения - пять дней в каждую сторону. В таком режиме получится сделать небольшую паузу, в какой-то день встать не в 5, а в 7 утра, посмотреть города. Разработку плана и поиск гостиниц взял на себя Саша.

Итого, дорога туда: 2 длинных перегона Москва-Варшава и Варшава-Бельфор (Belfort, небольшой городок в Эльзасе), на третий день закупка вина во Франции и финиш в Барсе, где встречаю семью и, возможно, какая-никакая прогулка по городу. Гауди и все такое прочее. Четвертый день - короткий перегон в Толедо, прогулка по городу. Пятый день - финиш в Алжезуре.

Обратный путь: Алжезур-Саламанка в расслабленном режиме, неможко смотрим город, Саламанка-Дигуэн (Degoin, захолустье в самом сердце Франции) с закупкой вина где-то в Бордо. На третий день неблизкий, но быстрый перегон до Нюрнберга, в планах “шоппинг”. Два последних дня едем как можно быстрее домой. Ночевка в Бяла-подляска (Biala Podlaska), чтобы пораньше оказаться на границе и потерять там как можно меньше времени.

Мы и наш транспорт

В Португалию мы отправились двумя машинами, две семьи. Я, моя жена Наташа, сын Антон. Саша Николаев с женой Таней и сыном Сергеем. Это была первая совместная поездка. У Сереги уже есть права и они будут периодически меняться, если понадобится сможет подменить и меня. Как оказалось, для путешествия по Европе у нас была весьма уместная техника. Если не брать во внимание автобаны Германии, VW Touran 2.TDI 110 л.с. был идеален по совокупности характеристик: удобная посадка, просторный салон, вместительный багажник, довольно экономичный дизельный двигатель. В багажник влез велосипед сына, только одно из сидений пришлось подвинуть на 5 см. Задний ряд при этом остался свободным и можно было даже прилечь. Сашина Skoda Superb Combi 1.8T 152 л.с. с подвеской Koni конечно была краше в Германии, но из-за велика Сереги пришлось сложить ⅓ сиденья, да и топлива по деньгам он потреблял на 20-25% больше. Впрочем и Шкода и Туран порадовали своих владельцев экономичностью.

Туда

Немножко с опозданием, где-то в 6:30 мы съехали с МКАД. Оперативно домчали до последней Российскиой АЗС, где заодно и перекусили домашними припасами. Серега пересел ко мне, чтобы мешать мне спать, и в обычной болтовне, развлекаясь чтением забавных русскому глазу населенных пунктов (Арехавка, Альшанка и т.д.), мы незаметно доехали до последней белорусской заправки. Перед Брестом справа есть “Белнефтехим”. По опыту знающих людей ДТ в этой сети вполне пристойное, они батькины. Кайен ел и не болел. Стоимость топлива лишь немногим, процентов на 10, выше, чем у нас.

Граница. Скучно проезжаем российских погранцев, польских таможенников и пограничников. Никто не рылся в багажнике, колбасу изо рта не выхватывали, про сигареты только спросили.

От границы плетемся по населенке,таращимся на быт и устройство панов. Все чинно, благородно, с оглядкой на немцев, но на польский манер. Между селами и городками прилично воняет каким-то химозным навозом. Может добавляют что в него, может коровы уже так гадят от комбикормов, не знаю, но лучше ехать с закрытыми окнами.

Поплутали по Варшаве - вся в ремонтах и объездах. Наверное на то, чтобы ее пересечь нам понадобился час. В итоге добрались до гостиницы Rest Hotel (29 евро номер на двоих без завтрака). Место годное, чтобы переночевать. Основной его плюс на пути в Европу - впереди только автобан. Весь остальной польский гемморой пройден первым днем. Еда невкусная, зато дешево и много, ха-ха. Местное пиво (немногим краше нашего, очень жесткая вода) и зубровка (отличная водочка) в меню есть.

Итого за день: 1 255 км от МКАД. Расход ~5.8 литра на 100 км.

Снова ранний подъем, пьем кофе и выдвигаемся. Польский автобан свежий, недавно построенный, ровный и быстрый. Ограничение 140 км/ч. Но неимоверно скучный пейзажик, даже в Беларуси повеселее будет. Т.к. топливо в Польше все-таки несколько дешевле чем в Европе, заправляем баки перед Одером. Перекусываем на первой немецкой АЗС боквюрстом и выезжаем на бан с его очень динамичным движением, требующим регулярных перестроений. Налетевший в Познани сон сняло как рукой.

Немецкие автострады - тема интересная. Первое, что бросается в глаза - дороги сильно загружены. Причин множество: отсутствие платы за проезд, высокая плотность населения (в гэдээрии еще ничего, но дальше и правда много), наверное самое большое число машин на 1000 чел. среди Европейских стран, ну и потом это все-таки страна с автомобильной историей. Но несмотря на это вся пестрая армия автомобилистов очень шустро перемещается. Каждый участник дорожного движения - клетка единого организма. Все перестроения, акты вежливости или, наоборот, неприятия, подчинены определенному смыслу и заточены под обеспечение высокой скорости безопасного перемещения из точки А в точку Б. Я усвоил действие нескольких правил (они прописаны и в наших ПДД, но разве что прописаны):

1. Обгон совершается только слева. Основа основ всей линии поведения на дороге и залог безаварийного перемещения потока. Как следствие:
- Знакомое лишь понаслышке “не занимай левый ряд” работает. Машины движутся в максимально возможно правом ряду. Обогнал, убрался вправо.
- Справа нельзя даже опережать. Т.е., если при движении в первом ряду, ты догоняешь ездока во втором ряду, ты должен уйти в третий, совершить обгон и вернуться в первый. Да, это неудобно, да, обгоняемый неправ или просто задумался (что одно и то же), но нельзя нарушать порядок.
2. Не заставляй без крайней необходимости других участников движения жать на тормоз. Общее правило, которое помогает поддерживать высокую среднюю скорость потока:
- Немцы всегда заблаговременно уходят во второй ряд перед съездом на их дорогу с другого бана. Даже если там две разгонных полосы.
- Если ты видишь, что в правой полосе машина, которую ты собираешься обогнать, в свою очередь догоняет другую машину, уйди по возможности в третий ряд. Ну и т.д., ситуаций масса!
Руководствуясь нехитрыми правилами, немцы вежливы и ожидают взаимности. Если перед ремонтом на бане заблаговременно, как только начинают формироваться потоки, начать перестраиваться в левый ряд (при ремонте полотна в одну сторону идет сужение с трех до двух полос), всегда пропускают. Попытка же влезть в уже сформировавшийся поток пресекается на корню. К хамам, идиотам и просто зазевавшимся отношение примерно одинаковое.

Отдельного внимания также заслуживает полотно, которым сейчас мостят дороги. Что-то очень похожее на бетон, быстро отводящее воду и позволяющее снизить расход процентов на 10-15%! Компенсируется увеличением скоростью. Больше 190км/ч по спидометру разогнаться мне не удалось. При этом основными моими соперниками всегда были микроавтобусы Mercedes Sprinter:) Это самая быстрая машина на автобане! Еще одной быстрой был Порш Панамера с московскими номерами. Наконец-то он обошел нас в Тюрингии на девятой дороге. С МКАД мы съехали в одно время:)

Казалось бы, проезжая по Германии, нельзя не затариться пивом. Так нет же, можно! За Нюрнбергом мы съехали в городишко Ансбах (Ansbach) и в двух супермаркетах не обнаружили этого немецкого напитка. Т.е. был Оттингер, Францисканер и прочая дребедень, но вот пива не было.

Очень здорово помог какой-то тайваньский навигатор с функцией приема информации о пробках в FM-диапозоне. Абсолютно необходимая вещь. Перед Хайльбронном ушли на Штутгард, избежав, таким образом, большого количества заторов на 100-километровом участке до Карлсруэ.

Уже достаточно поздно прибыли в Бельфор в Premiere Classe Belfort (37 евро номер на двоих без завтрака). Это не отель, скорее тесное стойло, но чисто. Плюс один - ценник. Общепита никакого нет, поэтому поужинали нарезкой с пивом, зубровкой и улеглись спать. Завтра опять рано вставать, часа в 3-4 дня нужно быть в Барселоне.

Итого за день: 1 434 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

В 4:30 встали, в 4:45 Саня уже поинтересовался, когда мы с Серегой спустимся к машинам. Очень скоренькие сборы и затемно мы уже ехали к ближайшей АЗС в надежде выпить хотя бы кофе и сожрать круассан.

Дороги платные, машин немного и едем быстро. В Леоне попадаем в небольшую пробочку. Французы уже допускают отклонения от немецких “понятий”, все это немножко напоминает родину. На “Route du Soleil” (“Дорога Солнца”, по которой вся северная, густонаселенная Европа валит в отпуска на Средиземное море) довольно тесно, но мы удачно избегаем заторов и за Оранжем (Orange) съезжаем с автострады к виноградникам Cotes du Rhone в районе Шатонеф-дю-Пап (Chateauneuf du Pape, деревенька в которой вроде как должна была быть построена одна из папских резиденций в период так называемого “авиньонского пленения пап”).

Виноградники Chateauneuf du Pape

Сворачиваем к ближайшему “шато”. Пробуем по 5, потом по 10, потом по 20 евро за бутылку. Невкусно. Т.е. совсем невкусно. Хозяйка говорит, что этому вину (которое по 20) нужно еще немного постоять. Не нужно. Оревуар, мадам. Отъезжаем за пару километров в Domain de Saint Siffrein. Хозяйка южанка, поболтливее и сильно приветлевее предыдущей. У них 20 гектаров виноградников из которых 15 под “премиальный” AOC Chateauneuf du Pape. Пробуем. По 10 отлично, по 19 прекрасно. Закупаемся в Москву плюс берем пакет 10 литров за 37 евро в надежде на то, что еще 10 возьмем где-нибудь в Лангедоке.

Почему же у соседки было не такое хорошее вино? Мадам объяснила это следующим образом: хозяйства специализируются на различных категориях потребителях. Она, точнее ее сын, приверженцы старой школы виноделия, а соседи делают вино для молодежи. Есть еще виноделы, которые ориентируются на американский рынок и прочие ужасы. Вот так все сложно, оказывается. Мадам с удовольствием рассказывала Тане о своем вине и отвечала на все вопросы.

Естественно, к вину здесь совершенно особое отношение. Возможно, вино даже является основой для самоидентификации во Франции.

“Обед без вина, что день без Солнца”

Напоследок заехали в еще одно шато. Каменный дом скорее напоминал обветшалый сарай. Нас встретила пара лабрадоров (хотя породистые собаки здесь больше редкость, чем норма, в отличие от России), потом минуты три мы звали хоть кого-нибудь. На наш вопрос вопрос “есть ли у него недорогое вино” нарисовавшийся из тьмы чулана хозяин спросонья и легкого бодуна заявил, что в ЕГО заведении ценник от 40 евро. Но все очень мило. Бонусом за потраченные 10 минут были его вид и вид его хозяйства.

Посещение винодела не только полезно для кошелька, но и весьма увлекательно. Мало того, что по минимальной (!) цене вы берете понравившееся (!) вино. Можно еще поторговаться, а франкоговорящим еще и полопетать на этом прекрасном языке с селянами. Если повезет, можно будет встретить местного дедушку или мужичка, который достанет ведерко и попросит хозяина налить ему прямо из бочки. Или посмотреть на горожан, которые приехали пополнить свои запасы на год вперед.

Движемся дальше. Время поджимает, самолет из Неаполя вылетает точно по графику, а это значит, что мы проезжаем мимо 10 литров вина. Ближе к границе нарядные барышни в униформе ставят спидкамы, прием нарушителей осуществляется на очередном пункте оплаты. И вот Барселона. Город, в котором побывало огромное число моих знакомых, о котором там много восторгов оставлено в отзывах, где есть Сограда Фамилия, какая-то Рамбла и пр. Но мы подъехали с другой стороны и первое, что встретили - натуральная фавелла на окраине Барсы! Находим отель и пока ребята заселяются, я спешу в аэропорт. Самолет сел около часа назад. На поездку туда и обратно, поиск терминала, парковку и встречу ушло не более часа. По возвращении нас всех ждал сюрприз: гостиница, в которой мы планировали переночевать Centre Esplai Alberque оказалась хостелом со всеми вытекающими. Грязь, плохое кондиционирование, неудобные кровати и пр. Решили уехать из города. Саша с Серегой нашли гостиницу в Лериде (Lleida), Jardins del Segria (69 евро на семью с хорошим завтраком). Это и к лучшему, завтра останется больше времени на Толедо.

Засранец из Барселонского хостела не смог сразу вернуть деньги (оплатили на ресепшене до того как увидели номер) на карту. Возврат провели примерно через месяц. И то, вероятно лишь из-за писем с обещанием сообщить в booking.com

В Лериду мы поехали по бесплатной автомагистрали. В отличие от Франции по Испании можно ездить по бесплатным дорогам, но в некоторых местах, например, чтобы пересечь Пиренеи, доступны только платные магистрали или дорожки, проходящие по населенным пунктам. В дороге делимся впечатляниями за полтора месяца и разглядываем пейзажи за окном. Гостиница оказалась вполне пристойной, посещаемой местным населением. Немножко расслабились, завтра перегон чуть больше 500 км, можно не спешить с подъемом. Риоха все таки-очень неплохое вино.

Итого за день: ~1178 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

Утро четвертого дня оказалось хмурым. Зарядил дождик. Сначала небольшой, потом усилился.

За окном очень приятные картинки вплоть до Сигуэнса, перевалы ~1000 метров, затем до Гвадалахары равнинное плато, на котором разбиты поля. Вся Испания достаточно высоко над уровнем моря, а Мадрид так вообще самая “высокогорная” столица в Европе. А еще в Испании самое дешевое топливо на европейской части нашего маршрута. И если на ДТ разница с Францией не столь велика, то на бензин ~15%. Это нужно иметь в виду, планируя путешествие. Ниже фотки, сделанные на ходу из машины:

В Толедо приехали после полудня. Гостиница расположена в самом центре так называемого "исторического города Толедо", Hotel Conquista de Toledo (69 евро на семью без завтрака). Метрах в 200-300, чуть выше, напротив алькасара, есть подземная стоянка. 20 евро за ночь, как никак объект всемирного наследия Юнеско:)

Закинув вещи, отправляемся на экскурсию. Сам город (исторический город) расположен на приличном холме и в свое время был столицей Кастилии, пока король не перенес ее в Мадрид. Очень долгое время являлся оборонительным укреплением. Сначала вестготы защищались от вестготов, потом мавры от кастильцев, потом кастильцы от мавров и в конце концов сторонники Франко от республиканцев. С одной стороны Толедо обнесен крепостной стеной, с другой естественным образом защищен речкой Тахо (той самой Тахо, которая в Лиссабоне будет зваться Тежу) и пропастью.

В городе большое количество достопримечательностей. Орды туристов со всего мира ходят по четким маршрутам: только что ты был в толпе и внезапно оказываешься один одинешынек на целой улице. Многие постройки выглядят неестественно свежо. Все это вместе вызывает ощущение, что в Толедо вообще нет местных жителей. Но это неправда, они есть:

Галопом по европам мы обежали весь город. Благо есть эскалатор, подарок короля Хуана Карлоса. Потому абсолютно бесплатен.

На узких улочках Толедо:

Путешествие на автомобиле по Атлантическому побережью Португалии вслед за западным ветром перемен
В Португалии бесконечное многообразие для отдыха. Можно нежиться на южных пляжах или проводить часы в картинных галереях Лиссабона . Можно отращивать печень, наливаясь коллекционными винами, портвейнами, мускателем и зеленым вином в долине реки Дору или наслаждаться бескрайними полями и простой кухней Алентежу . Можно подняться на гору Серра-да-Эштрела , на которой делают вкуснейший овечий сыр, а потом скатиться с ее снежной вершины на лыжах или сноуборде. Но есть еще один прекрасный вариант: отправиться в путешествие вдоль западного побережья от Кашкайша до Назаре.
Этот маршрут — для тех, кто обожает любоваться океанскими волнами, высокими скалами, дикими пляжами и маяками — торжественными символами романтики и целеустремленности.
Маршрут: Кашкайш — Магойта — Эрисейра — Санта-Круш — Пенише — Назаре — Мафра — 469 км
Продолжительность: 3 дня


Путешествие начинается в Лиссабоне. Остановитесь в этом городе на пару дней:

Теперь можно садиться в автомобиль и ехать по живописной автостраде в Кашкайш . Автострада получила у местных жителей название «Маржинал» (от португальского слова margem — переводится как «край», «поля книги» или, в данном случае, «берег») — из-за того, что она проходит по самой кромке воды: сначала по берегу реки Тежу, до места ее впадения в Атлантический океан, и далее, навстречу интересным открытиям.

Кашкайш

Стоит потратить полчаса и осмотреть скалу, известную как Бока-ду-Инферно (можно условно перевести как «Уста ада») . Это совсем недалеко от яхт-клуба Кашкайша, меньше чем в километре от маяка Санта-Марта . В отверстие в отвесной скале с ревом врываются волны. Ударяясь о скалы, соленая вода взбивается в белую пену, крутится в водоворотах и устремляется обратно в океан. Глядя на это буйство стихии, не понимаешь, почему скалы до сих пор не разорвало набегающими волнами, почему обрушившиеся камни не завалили эту адскую глотку. В городе немало указателей, направляющих на путь к этому внушительному творению природы. Парковка бесплатная, а для особо проголодавшихся совсем рядом есть пара ресторанов и кафе.
Если следовать маршруту, то можно увидеть величественный маяк Farol da Guia — один из первых, построенных в XVIII веке на государственные деньги. Сейчас в прилегающих к маяку зданиях располагаются службы Министерства национальной обороны, поэтому удастся ли вам пробраться за забор и прикоснуться к теплым камням коричнево-кремовой башни — это большой вопрос.
Дальше дорога выводит прямиком к пляжу Гиншу и начнет петлять горным серпантином, забираясь все выше. Слева маяк на Кабо-да-Рока , самой западной точке континента. Для планирования путешествия пригодится вот эта статья:

Дальше простирается Praia das Maçãs — «Пляж яблок» . По местной легенде, название появилось из-за того, что впадающая в океан речка, текущая среди фруктовых садов, частенько приносит к океану упавшие в воду яблоки. Поручиться за правдивость этой легенды сложно, потому что местные яблочные рощи уже не те, что раньше, и неохотно делятся с океаном своим урожаем, но в эту сказку хочется верить, потому что аналогия с яблоками — крепкими, сочными, румяными, здоровыми — очень подходит этому пляжу. Он просторный, с очень широкой линией песка и удобным входом в воду. Высокие холмы защищают от ветра, волны катятся на берег ласково и неспешно — словом, почти идеальная картина для отдыха.

Магойту

Крошечный пляж, расположенный вдалеке от всех больших и даже небольших городов. Несмотря на свою удаленность, он пользуется теплой и крепкой любовью туристов и местных жителей. Португальцы обожают проводить здесь соревнования по серфингу, особенно по боди-бордингу (вид серфинга, когда спортсмен не встает ногами на доску, а катится, лежа на ней грудью и животом). Для туристов здесь устроена прекрасная дощатая дорога, ведущая над песчаными дюнами меж невысоких сосен. По этой удобной тропе можно гулять под раскидистыми деревьями.
Обязательно отдайте должное блюдам в здешнем ресторанчике Dunamar (Ramp Beach Magoito) , прилепившемся к высокой скале: с его террасы открывается прекрасный вид на океан, блюда достойны самых лестных отзывов, а цены вполне демократичны. Здесь можно попробовать и редких моллюсков percebes , и любые закуски из морских гадов, и рыбу на гриле, а закончить все кофе со сладостями.

Одно из самых живописных и знаменитых мест на западном побережье Португалии, существует без малого 800 лет. Сейчас это всенародно любимый португальский курорт. Сюда на выходные и праздники стекаются лиссабонцы и жители других окрестных городов, чтобы позагорать на отличных пляжах. Всего в Эрисейре 10 официальных пляжей , для купания лучше всего приспособлены praia dos Pescadores (в самом центре города) и praia da Sul (чуть южнее центра) , а также Foz do Lizandro – наверное, самый удобный, хоть и находится не в самой Эрисейре. До него около 3 км, которые на машине вы проедете за 2-3 минуты, на велосипеде – за 5-7, да и пешком потратите не более получаса. Здесь есть и кафе, и рестораны, и серф-школа, и огромный пляж, но самое интересное – здесь в океан впадает речка, и любители спокойной воды могут проводить время на ее берегах, не подходя к океанским волнам.
Любителям полюбоваться на океан советуем прогуляться в Эрисейре вдоль пляжей Algodio и São Sebastião , а потом провести вечер в одном из ресторанов, которыми так славится Эрисейра — благодаря отличному качеству еды, солидным порциям и вполне демократичным ценам, которых не найдешь в столице. Например, в Ribas (Rua Mendes, 32) — морепродукты, Tik-Tapas (Rua 5 de Outubro n.7) — обязательно обратите внимание на здешнюю баранину или El-Rei (Rua Capitão João Lopes, nº 14) — рыба, мясо, напитки, отличный сервис и чудесный вид на закатный океан.
Мировую славу Эрисейра приобрела благодаря серфингу. Город получил звание World Surfing Reserve («Мировой заповедник серфинга»), он считается главным серф-курортом Европы и вторым в мире, уступив лишь Калифорнии. Основные серф-пляжи Эрисейры для профессионалов – это Ribeira-da-Ilhas и Coxos , а начинающие и «продолжающие» души не чают в Foz do Lizandro . Поэтому если хотите поглазеть на мускулистых парней и гибких девушек, рассекающих волны на лёгких досках — вам непременно нужно заглянуть в Эрисейру.
Если соберетесь заночевать в Эрисейре, учтите, что город это курортный, наполненный людьми, поэтому номер лучше бронировать заранее. Самым лучшим отелем считается 4* Vila Gale Ericeira , но также немало хостелов, серф-кемпингов и гостиниц в 2*. Например, можно попытать счастья в открытом всего год назад гостевом доме Blue Ocean – в нем есть номера с расчетом на любой кошелек.

Санта Круш

Двигаясь дальше на запад, мы попадаем в совершенно удивительный городок Санта Круш. Здесь находится несколько прекрасных пляжей для купания: белый песок, довольно спокойные для океана волны, солнце и прекрасный вид на безбрежные воды и живописные скалы. Выбирайте любой из пляжей: они плавно переходят один в другой, поэтому можно к этому отнестись как к выбору места для своего полотенца на огромном пространстве белого песка. Отдохнуть на этом пляже приезжают жители всех окрестных городов, и это действительно правильный выбор.
Самое удивительное, что кроме местных жителей о Санта Круше почти никто не знает. Кроме пляжей, здесь можно наслаждаться видами на живописные скалы, высоченную белую башню над набережной или свернуть в местный краеведческий музей, действующий в помещении старой водяной мельницы. Также совсем рядом с Санта Крушем расположен аэродром для маленьких 1-2-местных самолетов, и можно полюбоваться их взлетами и посадками.

Пениши

Город Пениши находится на выдающемся в океан мысе, поэтому здесь всегда ветрено и свежо. Поднимитесь на скалу с маяком, сделайте круг по всему мысу, чтобы полюбоваться на пляжи. Кстати, здесь тоже множество серферов, а пляж Supertubos давно уже стал местом проведения международных соревнований. Он огромен, тянется на несколько километров, а при хорошем ветре волны тут действительно сворачиваются в большие трубы, внутри которых так любят пролетать умелые серферы.
Впрочем, даже если человек не склонен к серфингу, ему стоит уделить внимание этому городу. Особенно если окажетесь здесь в феврале, в период карнавала: в Пениши уличное шествие – одно из самых красочных в этой части Португалии.

Полюбуйтесь на старую крепость и действующий рыбацкий порт, а то и вовсе отправляйтесь на корабле на недалекий остров Берленгаш — дикий и живописный, с особым природным миром, в котором португальские ученые постоянно находят питательную среду для новых открытий. Круизные суда компаний Julius и Nevada , а также паром Viamar отправляются из порта Пениши летом трижды в день (в 9.30, 11.30 и в 17.30) , в остальное время навигации (с 15 сентября по 15 мая) – только один раз в день, в 10.00, и возвращается обратно в 16.30 того же дня. Стоимость круиза от 18 евро летом и 10-15 евро в низкий сезон. При желании можно остаться и переночевать на острове в форте, переделанном под отель – наверное, это будет особое и весьма необычное времяпрепровождение, учитывая уединенность острова.

Пожалуй, Назаре — один из самых красивых городов Португалии. Если бы его не отделяло от столицы 130 км, он давно бы стал главным туристическим центром страны, а так пока остается местом для знающих и избранных.
Осмотр города нужно начинать с так называемого Ситио — места на высокой скале, откуда открывается потрясающий вид на город, пляж и безграничный океан. Здесь же стоит маяк Назаре, и именно отсюда серферы засняли подвиг гавайца Гарретта Макнамары, покорившего в Назаре рекордную волну высотой почти в 30 метров. Затем спускайтесь вниз на фуникулере, прогуляйтесь по набережной, купите у рыбаков сушеной рыбы, а у бабушек с корзинами — орехов, главного лакомства Назаре.
Если захотите пообедать – отправляйтесь в одно из многочисленных кафе или ресторанчиков на огромной набережной, или заверните на небольшую площадь, на которой среди других ресторанов расположился славящийся своими блюдами из морепродуктов O Casalinho (Praça Sousa Oliveira, 6) . И интерьер, и кухня в нем – выше всяких похвал.
Задержитесь в Назаре на ночь, чтобы понаблюдать за одним из самых живописных аттракционов, созданных самой природой, за тем, как горячее солнце, шипя, погружается в океан, заливая поверхность воды и неба жидким красным золотом. Чайки криками оплакивают ушедший день, но даже они, неразумные, знают: завтра солнце снова встанет над Португалией, и снова тысячи глаз будут смотреть на неспокойные волны всего западного побережья Португалии, от Кашкайша до Назаре.
Если захотите переночевать в Назаре, то стоит обратить внимание на дизайнерский отель Magic или эклектичный Pensao-Restaurante Ribamar .

Возвращаясь в Лиссабон, обязательно уделите время его пригородам, как минимум, Мафре. Единственная и главная достопримечательность в городе — огромный Королевский дворец , выстроенный в начале XVIII века. Дворец возводили, в буквальном смысле, всем миром. Розовый мрамор везли за 12 километров из Ламейраша, Перу Пинейру, Монтелавара; 92 колокола, самый больший подбор в мире, отливали в Антверпене; статуи святых выполнены итальянскими скульпторами из каррарского мрамора, а 6 органов из бразильского дерева на антифонах дворцовой церкви построены французскими военными с период оккупации Мафры с 1792 по 1807 год. Долгое время над музыкальными инструментами велись реставрационные работы, и 2 июня 2012 года они вновь заиграли вместе, как и два века назад. На концерте в честь открытия присутствовал знаменитый тенор Пласидо Доминго, в качестве спонсора.
Огромную королевскую библиотеку, расположенную тут же во дворце, по рассказам, стерегут от вредных насекомых летучие мыши. И это еще не все… Во дворце 1200 залов, 4 700 дверей и окон, и около 160 лестниц. Одним словом, Королевский дворец Мафры – огромное выдающееся чудо, которое нельзя пропустить. Дворец открыт со среды по пятницу с 10.00 до 16:45, в зимнее время (с 1 ноября) перерыв 13.00 – 14.00.
Кстати, на обратном пути из Португалии в Россию советуем почитать произведение нобелевского лауреата Жозе Сарамаго «Воспоминание о монастыре», чтобы освежить воспоминания о чудесном путешествии и великолепном дворце.

Отчет о путешествии на машине по Португалии в 2017 году. Дороги, достопримечательности, города, площади, храмы и монастыри Португалии.

Предыстория и предисловие

Я прилетела к подруге в гости. Она вышла замуж за португальца и уехала жить к нему три года назад. У них свой дом и хозяйство, двое маленьких детей. Они встретили меня вечером в аэропорту Лиссабона на машине и повезли в пригород.

Выбор посещения достопримечательностей был спонтанным и зависел от свободного времени у семьи в тот или иной день. Погода была солнечная, температура на солнце: +40 градусов, в тени: +30 градусов. За это время не выпало ни одного дождя.

Дом подруги

  • Даты путешествия: 19-26 августа 2017 года.
  • Пункт выезда: город Лейрия, Португалия.
  • Пункт назначения: достопримечательности в радиусе 100 км.
  • Расстояние: до 100 км в одну сторону.
  • Автомобиль: Opel Astra 2002 г., механика, дизель.
  • Время в пути на автомобиле: от 30 мин. в одну сторону.
  • Скорость: средняя 60 км/ч.
  • Расход топлива: от 4 до 7 литров на 100 км в зависимости от скорости.
  • Состав: трое взрослых + двое детей (1 и 3 года).
  • Цель поездки: экскурсии по достопримечательностям.

За пять дней мы посетили восемь достопримечательностей, которые запомнятся надолго.

Дороги и машины

Дороги хорошие, асфальт ровный, машина будто летит. На большинстве перекрестков организовано круговое движение. Знаки дорожного движения внешне отличаются от наших незначительно, а светофоры работают на солнечных батареях. "Лежаки" встречаются редко, в основном, у пешеходных переходов. Видеокамер на дорогах нет, вторжение в частную жизнь здесь не приемлемо.

Пристегиваться ремнями безопасностями нужно всем пассажирам в автомобиле, даже на заднем сиденье. Штрафы большие — от 250 до 1200 евро (17-84 тысяч рублей) или лишение водительских прав.

Поскольку дороги хорошие, автомобили служат долго. Новые машины здесь стоят дороже, чем во всей Европе, из-за высокой стоимости "растаможки". По словам мужа-автомеханика, приличный автомобиль с пробегом на ходу можно купить за 800-1000 евро. Номера автомобиля справа имеют столбик из двух дополнительных пар чисел. Первая цифра указывает год выпуска, вторая — месяц.

Ездили по платным дорогам. В машине установлена карта со счетчиком — она крепится на лобовое стекло изнутри автомобиля. При проезде на автобане проезжали по зеленому знаку Viaverde без остановки, деньги автоматически списывались с банковской карты. Годовое обслуживание счетчика стоит 7 евро (почти 500 рублей). Также проезд можно оплачивать наличными или банковской картой непосредственно на месте.

Город находится в 119 км от Лиссабона — столицы Португалии. Основан он был в 1142 году. Общая численность населения города и пригорода составляет около 150 тысяч человек.

Я жила в доме подруги в пригороде Лейрии, в районе Коимбра. Район тихий, встречаются дома и виллы с газонами и участками. Иногда можно увидеть поля с кукурузой и тыквой для корма скота на участках дома.

Редко кто держит свое домашнее хозяйство, потому что не выгодно — проще купить фермерские продукты в магазине.

Местные улочки, дома и церковь

Эвкалиптовые рощи и сосновые боры

Здесь можно заработать на посадке леса. Выкупается участок земли, который засаживается эвкалиптом или сосной, а потом продается деревообрабатывающим компаниям. Эвкалипт растет около 15 лет и стоит дешевле, в то время как сосне надо около 60 лет, зато цена выше.

Португальцы говорят так: "Если хочешь заработать для себя, посади эвкалипт, для своих детей — сосну, для внуков — пробковое дерево".

По пути мы остановились у огромного эвкалипта: высота — 48,5 м, диаметр ствола — 3 м, возраст — около 100 лет. Он находится под защитой природной охраны.

Дом подруги находится в пятнадцати минутах езды на машине до океана. Народ на пляже Атлантического океана только загорает, вода холодная.

Местное озеро для купания находится в пешей доступности от дома. Там вода теплее, чем в океане, пляж песочный, пешеходная дорожка сделана в виде трапа по периметру озера.

Назаре. Церковь Богоматери

В Назаре мы приехали днем. Зашли в Церковь Богоматери — храмы и церкви Португалии в большинстве своем католические, здесь очень почитают Богоматерь Божью — Марию.

Священной реликвией церкви является деревянная скульптура Богоматери в образе Черной Мадонны. Она путешествовала с монахом по всему свету, прежде чем осталась в пещерах Назаре. Скульптура Мадонны хранится здесь и является предметом массового поклонения верующих.

Церковь построена XIV веке. В связи с ежегодным увеличением числа паломников в XVII веке было решено ее перестроить. Парадная лестница имеет конусовидную форму. Верхнюю часть церкви украшают два купола, внутри арки и колонны, украшенные позолотой. Наверху находится орган, в противоположной стороне — алтарь со святыней Черной Мадонны.

Удивительно, что свечи светодиодные. Кидаешь монетку — загорается лампочка. Цена указана на табличке: одна свеча — 10 центов, две - 20 центов, пять - 50 центов.

Вот местные гончарные сувениры (цены не уточняла):

Алкобаса. Монастырь Санта-Мария де Алкобаса

Средневековый монастырь XII века, основанный первым португальским королем Афонсом Энрикешем, служил усыпальницей для знати. Монастырь был центром ремесленных работ по металлу, ткачеству и росписи в XIV—XVI веках.

Собор монастыря является первым португальским сооружением, выполненным в готическом стиле. В XVIII веке при Мануэле I монастырский комплекс был расширен и обновлен в стиле барокко. При нашествии Наполеона монастырь был разграблен французами, поэтому все реликвии утеряны.

К другим зданиям комплекса относятся рефекториум, клуатр и Королевский пантеон. Данный архитектурный ансамбль входит в перечень охраняемых объектов Всемирного наследия Юнеско.

Мы приехали сюда вечером под закрытие, успели забежать на пять минут и пофотографировать.

Поехали в поселок Обидуш, было пасмурно и ветрено. Мы оставили машину на бесплатной парковке у стен замка. В аренду предлагают взять электромобиль на двоих для передвижения по узким улочкам.

Обидуш был средневековым городом, сейчас это популярный культурно-туристический центр. Здесь регулярно проводят Средневековые ярмарки, поселок даже называют "Городом свадеб", потому что сюда приезжают молодожены со всего мира.

Гуляя по маленьким улочкам, можно найти кафе и магазины с сувенирами, больше развлечений практически нет. Пройти можно и по стенам на высоте 10 метров, загородок нет.

Внешний вид замка уникален, завоевывался и строился разными народами, каждый внес свой вклад. Первыми были римляне, они построили термы на месте замка. Затем вест-готы возвели крепость, а арабы обнесли ее зубчатыми стенами.

Пениши. Форт де Пениши

За полчаса мы доехали из Обидуша до Пениши.

Форт Пениш был построен XVI-XVII веках для обороны побережья совместно с фортами пляжа Консоласан и на острове Берленгаш для перекрестного огня. В период Нового государства он использовался в качестве политической тюрьмы для заключения общественных деятелей. На сегодняшний день там находится Городской музей.

На первом этаже представлена экспозиция рыбного промысла города, на втором — камеры заключенных и двор для прогулки. Атмосфера мрачная, особенно когда заглядываешь в пустые камеры заключенных и гуляешь по двору.

Баталья. Монастырь да Санта-Мария да Виктория

Название монастыря переводится с португальского как "победа в битве". По легенде, король Жуан I сказал, что если победит в битве с кастильскими захватчиками, то построит монастырь во славу Святой Марии. Он разгромил противника, превышающую его армию в четыре раза: 7000 бойцов против 32 000. Монастырь был заложен в 1385 году и строился в течение 80 лет при шести правителях. Он был достроен в 1517 году, став королевской усыпальницей. При Отечественной войне был разгромлен и сожжен, а по указанию короля Фердинанда II был отреставрирован с 1840 по 1907.

Монастырь Баталья сделан в двух стилях: готики и мануэлино. На территории можно посмотреть Церковь, Капеллу Основателя, Зал Капитула и Королевский Клуатр. Вход в усыпальницу платный, там покоится король Жуан. На территории здания расположился Национальный музей Португалии, объект находится под охраной ЮНЕСКО.

Конный памятник предводителю португальцев Нуно Алвариса Перейре стоит перед входом в Аббатство Батальи.

Местные жители с большим почтением относятся к Нуно Алвариусу Перейре. Он считается символом суверенитета. Открытие памятника состоялось в 1968 году.

На площади полно сувенирных лавок и магазинов.

Синтра. Кинта да Регайлера

В Синтре очень узкие улицы, разъехаться двум машинам сложно. Мы припарковались в переулке, потом шли пешком до входа в парк минут десять. Приехали утром, очереди в кассу не было.

Дворцово-парковый комплекс выполнен в стиле неоготики, на территории располагается парк с озерами, часовня, фонтаны, туннели и гроты. Название имение получило от имени хозяйки баронессы Регайлеры, которая приобрела его в 1840 году.

Земли территории дворца насчитывает несколько владельцев, первые упоминания датируются от 1697 года. В марте 1996 года городской совет Синтры выкупил поместье, после чего началась реставрация. В 1998 году его открыли для посещения публики, а в 2002 году был присвоен статус памятника архитектуры.

Здесь есть многоярусный парк с пересекающимися тропинками, спускающимися со склона. Туннели со множеством входов и выходов ведут к часовне, гротам и озеру с водопадом.

На территории парка есть Колодец Посвящения. Он представляет собой спиральную галерею с арками, уходящую в глубь земли, и состоит из девяти пролетов по пятнадцать ступеней.

По легендам и описанию Данте, так символически представлены девять кругов ада, чистилища и рая.

Мы погуляли по парку с детьми около двух часов. Устали все. Проехав пару километров на машине, мы зашли в парк Монсеррат.

Синтра. Дворец Монсеррат

Еще один дворец в Синтре — Монсеррат. Его площадь составляет 33 гектара. На территории растут около 3000 видов растений со всех континентов.

Возраст имения насчитывает около пяти веков. Последний из хозяев Фрэнсис Кук — британский торговец и коллекционер. Он купил запустевшее имение, изменил планировку парка и построил дворец. В 1949 году имение было выкуплено государством, а в 1978 году открыто для публичного визита.

На сегодняшний день Фатима — один из центров христианского паломничества. Со всего мира сюда приезжают и приходят паломники. Один из участков дороги надо проползти на коленях в целях наивысшей степени покаяния.

В 1917 году образ Богородицы Марии явился на поле трем детям-пастушкам. Она появлялась шесть раз близ города Фатима. Дети рассказали взрослым, но те не поверили.

Она открыла им "Три тайны Фатимы" — три пророчества. Первые два были опубликованы в 1941 году, третье — в 2000 году. Вот место появления образа Богородицы:

Свечи можно купить отдельно. Они лежат в лотках в свободном доступе, бери, сколько хочешь. Пожертвование добровольное, хотя цена указана от 0,5 центов до 5 евро (350 рублей) в зависимости от диаметра и высоты свечи. На столах есть прорези для монет.

Они сжигаются в установленных печах на улице. Некоторые люди кидают их, другие ставят в специальное крепление там же. Принято загадывать желание или молиться, бросая свечу в огонь.

На этом месте наше экскурс-путешествие по достопримечательностям закончилось. Мне понравилось все, правда, мало посетили мест, так что будет повод вернуться еще раз.

Прежде всего, Португалия поражает своей средневековой архитектурой замков, крепостей, соборов и монастырей. В голове не укладываются инженерные возможности строительства тех времен без современных технологий.

Отдельная благодарность моей подруге и ее мужу за отличное проведенное время!

Полезные советы:

  • Для путешествия по Европе берите банковские карты Maestro.
  • В сувенирных магазинах спросите, можно ли вернуть налог с покупки.
  • На рынках принимают наличные.
  • Для получения визы забронируйте хостел без предоплаты. Отмените бронь после получения.
  • Подключите международный роуминг и интернет за границей (при необходимости). Узнайте стоимость звонка в/из выбранной страны.
  • Я подключила "Звонки по Европе - 20 минут" от Мегафона за 390 руб. Вполне хватило, чтобы созвониться с подругой по приезду и отъезду.
  • Экскурсии за всех: 30 евро (2100 руб).
  • Бензин и дороги: 100 евро (7000 руб).
  • Сувениры: 20 евро (1400 руб).
  • Продукты в Россию: 25 евро (1750 руб). Купила масло оливковое, две бутылки вина, морскую соль, местную выпечку и шоколад.
  • Итоги вышло 12 250 рублей без учета перелета.

На личном опыте я убедилась в том, что всегда было для меня очевидным: если хочешь увидеть настоящую Португалию – страну нужно смотреть не своим ходом на общественном транспорте и не в составе туристической группы, а индивидуально и с машиной. Ниже я расскажу о нашей 20-дневной поездке на машине по Португалии, а также об особенностях автомобильного отдыха в этой стране.

Маршрут: как можно больше за 20 дней

Решив смотреть Португалию на машине, мы сразу отказались от идеи проводить много времени в крупных городах. Упор был сделан на те места и достопримечательности, которые общественным транспортом труднодостижимы. Однако, если крупный интересный город попадался на пути, то в него мы тоже заезжали – для беглого ознакомления.

Часть маршрута была запланирована заранее, часть импровизировалась на ходу. В результате он получился таким.

1 день. Рано утром прилетаем в Лиссабон авиакомпанией TAP Portugal. Знакомство с Лиссабоном, ночевка в отеле Pensao Londres.

2 день. Прогулка по Лиссабону, поездка в Кашкайш (Cascais), ночевка в том же отеле.

3 день. Берем в Avis машину, нам достается механический Volkswagen Golf 1,6, на дизеле – машина с особенностями, но не подводила, а под конец поездки и вовсе очень нам полюбилась. Едем на юг: смотрим Сезимбру (Sesimbra), Палмелу (Palmela), кромлехи (Cromeleque dos Almendres). К ночи приезжаем в Эвору (Evora), ночуем в гостинице Evora Inn Chiado Design.

4 день. Гуляем по Эворе, затем едем смотреть горные крепости Моран (Mourao) и . Заезжаем в Вила-Висоза (Vila Vicosa). Приезжаем в Эштремош (Estremoz), ночуем в гостинице Imperador.

5 день. Полдня смотрим Эштремош, затем едем в городки-крепости Порталегре (Portalegre), Марван (Marvao) и Каштелу-де-Виле (Castelo de Vide). Далее путь лежит через Каштелу-Бранку (Castelo Branco) к месту ночевки в кемпинге Orbitur Idanha-a-Nova.

6 день. Купаемся в водохранилище рядом с кемпингом и едем смотреть городки Иданья-а-Велья (Idanha-a-Velha), Монсанту (Monsanto), Пенамакор (Penamacor), Сортелья (Sortelha), Белмонти (Belmonte). Пытаемся найти кемпинг в национальном парке Serra da Estrela, но карты и gps показывают разное, в итоге решаем ехать в Визеу (Viseu), где по совету случайных встречных селимся в гостинице Durao.

7 день. Полдня смотрим Визеу, затем едем в сторону Авейру (Aveiro), на пароме попадаем на косу к северу от города и начинаем двигаться вдоль океана. На ночь останавливаемся в комнатке с отличным видом на залив при ресторане O Veleiro в деревне Торрейра (Torreira).

8 день. Едем в Порту, заселяемся в гостиницу Residencial Triunfo. Под дождем гуляем по городу.

9 день. Утро начинается с дегустации порто в Вила-Нова-ди-Гаия (Vila Nova de Gaia), затем до темноты гуляем по Порту. Вечером уезжаем в Брагу (Braga), где селимся в гостиницу Estacao.

10 день. Гуляем по Браге, затем едем в Гимарайиш (Guimaraes), Понти-ди-Лима (Ponte de Lima), Валенсу (Valenca), для галочки заезжаем в Туй (Tui) на территории Испании. К ночи оказываемся в кемпиге Orbitur Caminha.

11 день. Полдня расслабляемся на берегу океана, затем гуляем по Каминье, а после уезжаем в Виана-ду-Каштелу, где селимся в кемпинг Orbitur Viana do Castelo. Отдыхаем на пляже.

12 день. До полудня снова на пляже, а затем едем сильно на юг – в Коимбру (Coimbra). Гуляем по городу и на ночь селимся в муниципальный кемпинг рядом с городом.

13 день. Едем в Томар (Tomar), где долго и с упоением гуляем. Потом зачем-то едем в Фатиму (Fatima) – если вы не католический паломник, то не повторяйте нашей ошибки. Затем едем в Баталью (Batalha), но монастырь-музей уже закрыт. Заезжаем в Лейрию (Leiria), но центр города перерыт ремонтными работами, а замок закрыт. Ночевать уезжаем в Назаре (Nazare), где селимся в частном секторе.

14 день. Полдня вальяжно смотрим Назаре, затем уезжаем в Алкобасу (Alcobaca), а затем в Обидуш (Obidos). К ночи приезжаем в Пениши (Peniche), где ночуем в гостинице PinhalMar (пожалуй, единственная, которую я бы не стала рекомендовать – сама гостиница нормальная, но расположена весьма бестолково).

15 день. Была запланирована океаническая прогулка на остров Берленга, но погода не позволила. Погуляв по берегу полуострова Пениши и в порту одноименного города, уезжаем на юг. С заездом в к вечеру приезжаем в Синтру (Sintra), успеваем до закрытия только в маврский замок. Уезжаем смотреть незабываемый закат на Кабо-да-Рока (Cabo da Roca) – самой западной точке Европы. Долго ищем ближайшие кемпинги или комнаты в частном секторе, в итоге ближе к полуночи заселяемся в Pensao Real на курорте Прая-душ-Масаш (Praia das Macas).

16 день. Утром возвращаемся в Синтру, смотрим монастырь капуцинов (Convento dos Capuchos) и дворец Пена, после чего направляемся сильно на юг в сторону Альгарве. Заезжаем в Вила-Нова-Милфонтиш (Vila Novа de Milfontes) и Алжезур (Aljezur). Перед закатом приезжаем в Сагриш (Sagres), селимся в частном секторе.

17 день. Смотрим Сагриш и мыс Кабо-Сан-Винсент (Cabo Sao Vicente), затем едем на восток. Смотрим Прая-да-Роша (Praia da Rocha), Силвиш (Silves) и Феррагуду (Ferraguda). На ночь останавливаемся в частном секторе на курорте Карвуэйру (Carvoeiro).

18 день. Продолжаем движение на восток, смотрим Албуфейру (Albufeira), Алмансил (Almancil), Ольян (Olhao), Тавиру (Tavira), Каштру-Марин (Castro Marim) и Вила-Реаль-ди-Санту-Антониу (Vila Real de Santo Antonio). В последнем селимся в гостиницу Residencial Baixa Mar.

19 день. Отдыхаем в Вила-Реале и на ближайшем пляжном курорте Монти-Горду (Monte Gordo), ночевка в той же гостинице.

20 день. Выдвигаемся в сторону Лиссабона, по дороге заезжаем в Алкасер-ду-Сал (Alcacer do Sal) и рыбацкую деревню Каррашкейра (Carrasqueira). Во второй половине дня гуляем по району Parque das Nacoes в Лиссабоне – ближайшему к аэропорту. В аэропортовом отделении Avis сдаем машину и удобным вечерним рейсом TAP Portugal вылетаем в Москву.

Насыщенно? Очень! Но свою задачу посмотреть Португалию по максимуму мы выполнили.

Несколько субъективных выводов из нашей поездки:

  • мелкие горные городки хотелось бы смотреть чуть более размеренно;
  • несколько городов оказались реальной потерей времени (например, Фатима, Вила-Нова-де-Мильфонтес и Алжезур);
  • ездить по Португалии и смотреть-смотреть-смотреть можно было бесконечно и хотелось еще и еще, пока ты вдруг случайно не оказываешься на океане – сразу залипаешь и не хочется никуда больше;
  • если вы хотите смотреть достопримечательности, то в Альгарве делать нечего (те достопримечательности, которые есть там, полностью рассчитаны на пляжного туриста, отдыхающего в этом регионе и зачем-то покинувшего свой прекрасный пляж, чтобы познакомиться с историческим наследием окружающих земель – то есть дороги и при этом особого интереса не представляют). Если же вы едете в Португалию купаться, то Алгарве – то, что вам нужно;
  • без машины мы бы не увидели и половины;
  • Лиссабон и Порто достойны того, чтобы вернуться в них без машины и посмотреть их хотя бы дня три-четыре каждый, а учитывая близлежащие достопримечательности, можно закладывать и по неделе.

Комфортное вождение

Иностранные путеводители все как один пугают, что португальцы водят как сумасшедшие. Один из них красочно описывает португальский стиль вождения: “местные водят так, будто только что угнали машину и несутся на ней с места преступления”. Не знаю, что на самом деле думают другие иностранцы, но для русского человека португальцы водят вполне вменяемо. По крайней мере, у нас ни разу не было ни одной неприятной ситуации на дороге. Чужих аварий мы также не видели.

Пожалуй, единственное, чего не отнять и что могло смутить авторов европейских и американских путеводителей: скоростной режим в Португалии мало кто соблюдает. Слившись с толпой, не соблюдали его и мы 🙂

Главное, что для нас непривычно и почти шокирующе – узкие неровные улицы старых городов. Часто – со слепыми поворотами и перекрестками. Часто такой ширины, что от боковых зеркал до стен домов – не более метра. Часто – с сильными уклонами, так как большинство городов стоят на холмах или в горах. Хорошо еще, что подавляющее число узких улиц – с односторонним движением. Езду по историческим городкам осилят только люди с хорошим опытом вождения и железными нервами. В общем, перед поездкой в Португалию вспомните как трогаться с ручника и все такое.

Умение виртуозно парковаться в узких местах вам также пригодится. Но с этим проще: не можете запарковаться в понравившемся месте – найдете другое. Один раз в подземном гараже в несколько квадратных метров с тремя машинами и двумя колоннами внутри нам помогал разруливаться местный житель – без его советов мы бы не выехали, а для него решение задачи было совершенно очевидным. В общем, опыт и еще раз опыт!

Дороги платные и бесплатные

Дороги в Португалии отличные. Каждый раз, переезжая из одной горной деревни в другую, мы не уставали удивляться, насколько качественные дороги проложены там, где на самом деле проезжает лишь пара десятков машин в день – и это в разгар туристического сезона! Или – едем мы по очередной идеальной дороге где-то в Альгарве, вдруг на фоне прекрасного ровного асфальта появляются шероховатости бетонного цвета. Именно шероховатости. Но о том, что эти шероховатости на дороге есть, предупреждал восклицательный знако! Качество покрытия на трассах и автострадах также не обсуждается.

В общем, если вы хотите ездить по деревням – то ездите себе спокойно. Но если нужно попасть из одной удаленной точки в другую, то не жалейте денег и выезжайте на автостраду. У меня нет опыта вождения по другим странам, но цены на платные дороги Португалии показались смешными. Обычно мы платили что-то около 4-5 евро за час-полтора пути. Самое большее мы заплатили около 13 евро, проехав насквозь примерно треть Португалии. Учитывая, что все несутся со скоростью, превышающей 150 км/ч – платная дорога гарантирует вам быструю и комфортную езду.

Обратите внимание, что на некоторых автострадах Португалии действует система Via Verde. Оплата проезда по таким дорогам производится не непосредственно при выезде с трассы, а через пару дней – когда камеры слежения обработают полученную на трассе инфомацию.

Если ваш автомобиль оснащен специальным прибором, который при желании можно взять в аренду, то на дорогах со шлагбаумами вы едете мимо шлагбаума под буквой V, а по дорогам без шлагбаумов ездите, как душе угодно.

Если ваш автомобиль специальным прибором не оснащен – ничего страшного. На дорогах с будками и шлагбаумами вы действуете стандартным способом: при въезде на трассу берете талончик, при съезде с трассы платите (человеку или автомату, наличными или картой). Но если же вы попали на автострады Via Verde, то через пару дней после поездки (но не позднее, чем через 5 дней), вам надо найти любое почтовое отделение и попросить там произвести оплату Via Verde, продиктовав номер вашей машины. Операционист сделает распечатку ваших поездок и примет оплату.

Парковки платные и бесплатные

С парковками мы также не испытали особых проблем. Часто удавалось найти официальные бесплатные парковки или нормально встать где-то на обочинах (ориентировались на местных). Однако в крупных городах мы пользовались платными парковками (как на улицах, так и в специально отведенных зонах), и они не показались нам дорогими. Самое большее, что мы платили – 4 евро.

Для ночевок, конечно, удобнее заранее подбирать гостиницы с парковками. Но даже если у гостиницы стоянки нет, но на ресепшене вам обязательно подскажут, куда поставить машину на ночь.

Если вы ставите автомобиль на частную платную парковку, то система – как с платными дорогами: на въезде берете талончик, на выезде платите (человеку или автомату).

Если вы ставите автомобиль на платную парковку на улице, то попытайтесь понять ее правила. На многих указан период, во время которого стоянка должна быть оплачена. Например, если написано 9.00-19.00, то это значит, что если ваша машина стоит здесь с 9 утра до 7 вечера, то простой платный. А если вы приехали на это место поздно вечером и собираетесь уехать рано утром, то парковка для вас будет бесплатной. Обычно такие парковки бесплатны в выходные. Время платного и бесплатного периода указаны на каждой стоянке и могут отличаться друг от друга.

Оплачивается уличная парковка заранее. Поставив машину, нужно найти будку, решить, сколько времени вы собираетесь гулять без машины (стоимость периода – обычно от 15 минут до 4 часов – указана в прейскуранте). Кидаете монет на нужную сумму, нажимаете зеленую кнопку – и автомат выдает талончик, на котором написано время, до которого у вас оплачено стояночное место. Талончик кладете под лобовое стекло и уходите по своим делам.

Важно: для платных парковок нужно иметь при себе много разнообразных монет, так как автоматы не принимают банктоны и банковские карты.

Прокат автомобиля от Avis

Мы брали машину в Avis, потому что это был наш первый опыт поездки по загранице на машине и хотелось доверить эту часть программы опытной конторе, которая бы в случае проблем гарантированно (нам хотелось так думать) пришла бы на помощь. К счастью, никаких проблем у нас не возникло – ни с машиной, ни на дорогах. Так что качество антикризисного поведения от Avis мы оценить не смогли.

Все обязательные процедуры были пройдены комфортно. Когда мы пришли в прокатный центр, машина уже ждала нас. Нам сразу выдали все документы. Для спокойствия мы обследовали машину на имеющиеся повреждения, но затем оказалось, что они все были заранее схематично отмечены на документах, которые нам выдали.

Стандартная схема для машины нашего класса такая. Сумма оплаты включает в себя машину с полным баком, возможность безлимитного пробега, страховку при угоне и повреждениях. Франшиза – 1500 евро. Если бы мы повредили машину, то при сумме оцененного ущерба до 1500 евро, поломку плачивали бы мы. Если сумма выше или если вдруг машина была бы угнана, то с нас списываются 1500 евро, а остальное оплачивает страховая. При желании можно оформить более дорогие страховки, которые занижают сумму франшизы и даже сводят ее к нулю, но для наших 20 дней оплата супер-страховки значительно превышала сумму франшизы, так что от дополнительного страхования мы отказались.

Помнив о необходимости вернуть машину с полным баком всю дорогу, в самый последний момент мы все-таки забыли заправиться. Штраф в 30 евро, а также стоимость полного бака (около 50 евро, что примерно соответствует действительности) с нас списали на месте.

При возврате сотрудник Avis осмотрел автомобиль, заполнил все бумажки и сразу же выдал нам чек, в котором были указаны стоимость проката, штраф за незаполненный бак, стоимость бензина и НДС. Осталось на чеке только расписаться – и вы свободны, если хотите, чтобы оплата была списана с той карты, которую вы предъявляли при оформлении автомобиля. Если же вы хотите заплатить другой картой или наличными – нужно зайти в офис к кассиру и оплатить тем способом, который вам удобен.

Если вы сдаете автомобиль в аэропорту Лиссабона, то прямо в гараже есть тележки, на который можно погрузить багаж. Несколько метров по коридору – и вы оказываетесь в здании аэропорта.

Второй мой рассказ хочу посвятить прекрасной солнечной стране — Португалии. Ездила туда с мужем в августе 2014 года. Страна очень красивая и колоритная!

Не знаю, когда бы собралась туда сама. Потому что почему-то этой страны не было в списке желаемых поездок в ближайшие несколько лет. Но так распорядилась судьба, что моей хорошей подруге сделал предложение руки и сердца ее молодой человек — португалец.

Мы с мужем были приглашены на свадьбу, и тут все закрутилось) Мы стали планировать новое индивидуальное путешествие. Общий план был такой — прилететь в Лиссабон накануне свадьбы, погулять на свадьбе, потом на пять дней уехать в Порту на поезде, а потом вернуться и обосноваться на оставшиеся дни (6 дней) в Лиссабоне, хорошенько осмотреть его и окрестности.

Прилетели в Лиссабон мы около 10 вечера. Поскольку чемодан был легкий, и мы еще были полны сил и энергии, мы решили сэкономить и поехали до гостиницы на метро. Добрались на метро легко. Но потом началось приключение) мы забронировали апартаменты в районе Альфама — одном из самых колоритных районов Лиссабона. Район действительно очень интересный и красивый. Ходить конечно там неудобно — все время то спуски, то подъемы. Такой рельеф характерен в принципе для всего Лиссабона, но для этого района особенно. Поэтому тут отдельно нужно сказать, что для поездки в Португалию особенно важно подобрать правильную обувь — никаких танкеток, платформ, и уж тем более каблуков. Только спортивная и очень удобная обувь! В другой не только можно сильно устать, но и травмироваться, потому что все дороги в Лиссабоне выложены плиткой, не очень ровной и достаточно сколькой.

Так вот) Когда мы добрались до Альфамы, было уже темно. Улочки в Альфаме очень маленькие и запутанные, и что еще немаловажно короткие настолько, что даже местные жители очень много улиц не знают. Вот наши апартаменты как раз были на улице, которую никто не знает)) еще сложность была в том, что мало португальцев разговаривает по-английски. Но тут нам помогло то, что пусть они и не знают английского, но очень позитивны и всегда готовы помочь. Мы пристали к прогуливающейся молодой паре, они были местными жителями, как я поняла, но не знали нашей улицы. И они решили поискать ее вместе с нами, мы бродили вместе по Альфаме, и они периодически спрашивали у прохожих по-португальски про нашу улицу. Побродив минут 15 вместе с нашими португальскими помощниками, мы ее все-таки нашли) парочка продолжила прогулку, а мы стали решать новый квест — как попасть в квартиру). Пока мы искали, я позвонила хозяину (так мы договорились по электронке), но ответа не было. Я звонила потом еще несколько раз, но так никто и не отвечал. И вот мы ночью (было уже часов 12) стоим под дверью наших апартаментов и думаем, где же нам переночевать. Такое с нами было впервые, и мы были в растерянности. В Португалии ночью кстати прохладно, лучше взять с собой теплые вещи, вечером погода резко меняется — это все океан). Стояли мы недолго, хозяин скоро перезвонил, он забыл где-то телефон по его сумбурному объяснению и успокоил нас, сказав, что едет к нам. Вскоре он приехал, мы заселились, и жизнь наладилась)

Альфаму посетить обязательно стоит, там можно прочувствовать настоящий дух Португалии. Альфама — это фаду, доносящиеся вечером из каждой кафешки, необыкновенная архитектура, азулежу, трамваи, которые с трудом помещаются на улице…