В горнозаводской зоне Челябинской области есть загадочное место — гора Иремель. Издревле люди сталкивались здесь с непознанным. Мистикой овеяно буквально все в округе: у подножия горы раньше находились скиты старообрядцев, последователи эзотерической культуры проводят здесь тренинги, уфологи утверждают, что над горой довольно часто появляются НЛО, а этнографы собирают сказания о древнем подземном народе, обитавшем в окрестностях — чуди.

Почему именно сюда тянет людей, желающих познать духовную сущность человека? Почему именно на склонах Иремеля люди открывают в себе какие-то доселе скрытые возможности, по-другому осмысливают жизнь? Оказывается, не только наши современники приходили на Иремель для общения с неведомым, это повелось издревле. Как правило, такие места именуются местами силы.У Иремеля есть своя загадочная история. Само название горы пришло к нам из незапамятных времен, так назвали ее заселявшие эти земли тюрки (пращуры современных башкир). В переводе с древнетюркского, слово «Иремель» означает «место, дающее человеку силу», а название деревни Тюлюк, находящейся у подножия горы (основана два столетия назад), переводится как «желание». Именно из-за соседства Тюлюка с Иремелем и берет свое начало легенда о том, что якобы на вершине горы исполняются любые желания, достаточно лишь поднести подарок духам Иремеля. В стародавние времена духам приносили человеческие души. Согласно преданиям, жрецы древних народов совершали кровавые жертвоприношения на вершине горы, дабы задобрить богов и выпросить у них богатый урожай.

В наше время, говорят, достаточно повязать ленточку на Дерево желаний, растущее на вершине. Как бы там ни было, во все времена гора Иремель считалась у башкир священной.

Коварные духи

На протяжении многих лет подниматься на гору разрешалось только жрецам или героям. Даже в наше время кто-то ревностно защищает «святую гору». Известен случай, когда туристы поставили на вершине Иремеля православный крест, но через некоторое время его нашли скинутым с постамента…

Иремель фигурирует во многих сказаниях как башкирского, так и русского народа. Говорят, его недра хранят в себе несметные богатства, нажитые таинственным народом — чудью. Люди считали (и считают по сей день), что вода в реках, берущих начало на склонах Иремеля, обладает чудесными свойствами — дает человеку силы, исцеляет больных, а по ночам, в определенные дни и часы, светится!

Не каждому открыт путь к вершине «святой горы». Если человек идет на Иремель с чистой душой, то гора принимает его с радостью, если помыслы его черны — строит всяческие козни на пути, словно не пуская к цели.

Современные туристы уже сами слагают легенды о проделках батюшки Иремеля. Самой обычной шуткой горы является пропажа, а затем внезапное появление вещей туристов или невозможность уйти восвояси. Считается, что духи водят людей, заставляя плутать в трех соснах.

В наши дни специалисты по аномальным явлениям рассказывают о том, что над горой часто можно наблюдать НЛО, встретиться со снежным человеком и увидеть таких чудищ, которым и названия-то пока нет. Ведь, по мнению эзотериков, именно на Иремеле сосредоточен канал выхода из земли положительной энергии.

Новая Гиперборея?

Есть гипотезы, согласно которым Иремель является прародиной всей славянской цивилизации, чем-то вроде Гипербореи. Гипотеза эта опирается на археологические раскопки, проведенные близ села Ахуново (Учалинский район), якобы свидетельствующие о том, что именно на Иремеле берет начало славянская цивилизация. Возможно даже, что именно в тех местах были написаны славянские веды, «Книга Велеса», а также «Книга Коляды». А само село Ахуново — обитель бога света Крышеня.

Как считают приверженцы этой гипотезы, легенда о Гиперборее подтверждается целебными свойствами воды Иремельского озера, расположенного близ села Байсакал (примерно в 12 километрах от Иремеля). Озеро это имеет очертания правильного круга, что наводит на мысль о чаше с Сурьей — солнечным чудотворным напитком, которую принес бог Крышень, а само озеро, по легенде, является обителью мистической птицы Гамаюн, на которой прилетел бог, дабы зародить свет — зажечь «бел-горюч камень».

Недалеко от Иремеля есть каменный откос, называемый в народе Трибуной. Он чем-то напоминает голову птицы. А в десяти метрах от горы, лежит огромный белоснежный валун. Простое ли это совпадение, или действительно легенда о Крышене имеет реальные корни?

Легенд о Гиперборее много, ее ищут на Севере, в Сибири, но, как видим, есть гипотеза, что она находится на юге Уральских гор.

Легенды о чуди

С давних пор бытуют легенды о том, что в здешних местах давным-давно жил некий таинственный народ — чудь белоглазая. В народных поверьях чудь — это искусные ремесленники и чародеи. По поверьям, народ этот жил в Иремельских пещерах незадолго до включения Урала в состав Московского царства.

Старожилы окрестных сел рассказывают, что в действительности существовал некогда народ, живший по склонам здешних гор. Был он мирный, жил тихо по соседству с другими людьми. Была у чуди своя религия, в таинства которой они не посвящали пришлых. Якобы и по сей день можно найти в Иремельских пещерах священные алтари чуди. Согласно преданию, люди прознали о том, что у чуди есть несметные богатства. И захотели поживиться. Но делиться с людьми чудь не собиралась, осознав, что в покое их все равно не оставят. И этот народ решил навсегда скрыться в недрах Иремеля, дабы унести с собой все свои тайны и богатства. Какие именно знания так ревностно охраняла чудь, легенда молчит.

По сей день люди верят в эту легенду, но немного измененную. Так, среди туристов ходит легенда о гномах — маленьком народе, живущем в горе. Существуют, якобы, пещеры, забравшись в которые, человек навсегда становится пленником низкорослого горного народа, утаскивающего несчастного глубоко под землю.

Однажды автору этих строк удалось записать вот такой рассказ байсакальского старожила: «Есть на Иремеле одна заваленная пещера. Как-то в нее пролез искатель сокровищ. Ничего не нашел, зато рассказывал потом, что видел в пещере какие-то книги и древние писания».

Эзотерический туризм

Однако какими бы невероятными ни казались легенды о «святой горе», люди едут к Иремелю с конкретными целями, чтобы самосовершенствоваться, укреплять дух. Многие из тех, кто тут побывал, отметили, что стали по-другому мыслить и смотреть на жизнь, обрели духовные ценности, о которых раньше и помыслить не могли. Некоторые после посещения горы и уединения на вершине, где, как говорят, люди «заглядывают к себе в душу», вернувшись домой, никогда более не возвращаются к вредным привычкам. Как считают эзотерики, именно в этом уникальном месте у человека происходит гармонизация тонких тел, подпитка энергией, духовное возрождение. Причиной всему — выход на поверхность земли той самой положительной энергии, которой у посвященных славен Иремель.

По заверениям специалистов по аномальным явлениям, Иремель представляет собой регион высшего познания законов природы, высокой концентрации духовной энергии, а также более тонкой трансляции энергий во времени и пространстве, взаимосвязи человека и Вселенной, связи с информационным полем Земли — ноосферой.

Андрей ЛЮБУШКИН

Житель Уфы Юрий Исламов на гору Иремель поднимается несколько раз за лето. Он сопровождает жаждущих испытать себя и загадать желание на вершине. Журналист Metro присоединился к одной из групп.
Гора Иремель находится на границе Башкирии и Челябинской области. Из Уфы мы едем до деревни Тюлюк. Мы - это 12 человек: экстрасенсы, психологи, энерготерапевты и обычные граждане, любители энергетических мест.

Список желаний
К Иремелю мы пойдём завтра, а сегодня, разбив палатки возле деревни, направляемся к Ларкиному ущелью, к водопаду. Наш проводник предлагает "принять ванну" в ледяной воде.
- Иремель в переводе с древнетюркского означает "место, дающее силу", название деревни Тюлюк - "Желание", - объясняет Юрий. - Ущелье находится между ними и является промежуточным этапом, вода придаёт сил для дальнего похода.

Вечером, накануне восхождения на священную гору, Юрий раздаёт всем по два листа бумаги и просит написать свои цели и желания - всего 45 пунктов.
- Один лист вы оставите на Иремеле, а второй возьмёте с собой и будете постепенно следить, как исполняются желания, - поясняет Юрий. - Иремель быстро отвечает на просьбы. Но будьте осторожнее в формулировках. Как-то один из участников восхождения загадал квартиру. Когда мы возвращались домой, узнал, что у него умер любимый дедушка и оставил ему дом…

Наша группа начала заполнять листы. У кого-то желания закончились на десятом пункте, другим было не остановиться.
- Хочу похудеть, - вполголоса проговаривает свои желания и так миниатюрная Карина. - Чтобы кубики на животе появились.
- Формулируй осторожно, - советует Карине энерготерапевт Лена. - Ведь похудеть можно по разным причинам. Лучше написать, что хочешь хорошо себя чувствовать и нравиться себе. Желательно избегать частицы "не" - она негативно действует на энергетику.

Мужские камни
От деревни Тюлюк до вершины Иремеля - 12 километров. Большая часть пути пролегает по предгорью - нужно подниматься по лесной тропе. Под ногами корни деревьев и огромные камни. За четыре часа подъёма мы пережили несколько коротких ливней и град, тропа превратилась в скользкую жижу.
Мы переходим несколько горных рек. Одна из них - самая широкая - высохла несколько лет назад, и о её существовании напоминают огромные белые камни. Эти валуны находятся на середине пути, здесь обычно делают остановку.
- В этом месте стоит провести какое-то время и посидеть на камнях, - говорит Юрий. - Считается, что от них исходит особая сексуальная энергия, якобы камни действуют не хуже препаратов по улучшению потенции.
Мужчины не торопятся вставать с камней, некоторые берут небольшие булыжники с собой.

Изменил судьбу
Через четыре часа мы на вершине Иремеля - на большом плато, усыпанном камнями.
- На протяжении многих лет подниматься на гору разрешалось только жрецам или героям, - рассказывает Юрий. - Даже в наше время кто-то ревностно защищает "святую гору", не разрешает подняться - как будто испытывает тебя на прочность. Поэтому в предгорье столько препятствий - и камни, и бездорожье. Но зато, когда поднимаешься, чувствуешь себя героем. Славяне представляли Ирий как небесный остров. Когда сегодня стоишь на вершине Иремеля, представляешь, что испытывали люди, посещавшие это место тысячи лет назад: под ногами земля, а вокруг только небо!
Ещё несколько лет назад Юрий Исламов не предполагал, что его жизнь изменится. Работал вахтовым методом на нефтяных и газовых разработках. Работа не нравилась, но зарплата была достойной.

Я медлил с увольнением, - рассказывает Юрий. - И однажды во время отпуска отправился на Аркаим - ещё одно место силы. Это сейчас я вегетарианец, не употребляю спиртное, а тогда был другим человеком. Но тем не менее загадал, чтобы моя жизнь изменилась. Вернувшись домой, написал заявление об уходе. Выучился на астролога и стал заниматься тем, что мне по душе. Аркаим ускоряет исполнение желаний, а гора Иремель даёт силы, чтобы они исполнились. Сейчас уже не желаю чего-то конкретного, а прошу сил и энергии, чтобы можно было продолжать работать дальше. Иремель ни разу не подводил. Каждый раз после возвращения чувствую себя заново родившимся.

Вампиров гора разворачивает на полпути
Листочки с желаниями все спрятали под камни на вершине горы.
- Иремель - идеальное место для медитаций, - поделился с журналистом Metro экстрасенс Венер. - Я вижу, что сюда поднимаются люди с чистой аурой. Как будто Иремель фильтрует путешественников: людей с отрицательной энергетикой, так называемых вампиров, разворачивает на полпути. Я знаю, кто и что загадал. Естественно, большинство загадывают про здоровье, семью, карьеру. Но исполнятся только те желания, которые правильно и чётко сформулированы.
С вершины Иремеля мы спускались три часа.
- Некоторое время назад я совершала восхождение в Тибете, шла десять дней, - рассказывает энерготерапевт Лена. - Так вот, по ощущениям и энергозатратам подниматься на Иремель мне было сложнее. Но несмотря на физическую усталость, по возвращении ощущается прилив энергии. Хочется подпрыгнуть и парить какое-то время в воздухе. алёна бобрович

В горнозаводской зоне Челябинской области есть загадочное место - гора Иремель. Мистикой овеяно все в округе: у подножия горы раньше находились скиты старообрядцев, последователи эзотерической культуры проводят здесь тренинги, уфологи утверждают, что над горой довольно часто появляются НЛО, а этнографы собирают сказания о древнем подземном народе чуди, обитавшем в окрестностях.

У Иремеля есть своя загадочная история. Само название горы пришло из незапамятных времен: так назвали ее заселявшие эти земли тюрки — пращуры современных башкир. В переводе с древнетюркского слово «Иремель» означает «место, дающее человеку силу», а название деревни Тюлюк, находящейся у подножия горы и основанной два столетия назад, переводится как «желание».

Именно из-за соседства Тюлюка с Иремелем и берет свое начало легенда о том, что якобы на вершине горы исполняются любые желания, достаточно лишь поднести подарок духам Иремеля. В стародавние времена духам приносили человеческие души. Согласно преданиям, жрецы древних народов совершали кровавые жертвоприношения на вершине горы, дабы задобрить богов и выпросить у них богатый урожай.

В наше время, говорят, достаточно повязать ленточку на Дерево желаний, растущее на вершине. Как бы там ни было, во все времена гора Иремель считалась у башкир священной. Некоторые люди видят в россыпи камней на вершине горы останки некогда больших рукотворных блоков.

Иремель фигурирует во многих сказаниях как башкирского, так и русского народа. Говорят, его недра хранят в себе несметные богатства, нажитые таинственным народом - чудью. Люди считали и считают по сей день, что вода в реках, берущих начало на склонах Иремеля, обладает чудесными свойствами - дает человеку силы, исцеляет больных, а по ночам, в определенные дни и часы, светится.

Не каждому открыт путь к вершине «святой горы». Если человек идет на Иремель с чистой душой, то гора принимает его с радостью, если помыслы его черны - строит всяческие козни на пути, словно не пуская к цели.

Современные туристы уже сами слагают легенды о проделках батюшки Иремеля. Самой обычной шуткой горы является пропажа, а затем внезапное появление вещей туристов или невозможность уйти восвояси. Считается, что духи водят людей, заставляя плутать в трех соснах.

В наши дни специалисты по аномальным явлениям рассказывают о том, что над горой часто можно наблюдать НЛО, встретиться со снежным человеком и увидеть таких чудищ, которым и названия-то пока нет. По мнению эзотериков, именно на Иремеле сосредоточен канал выхода из земли положительной энергии.

Есть гипотезы, согласно которым Иремель является прародиной всей славянской цивилизации, чем-то вроде Гипербореи. Гипотеза эта опирается на археологические раскопки, проведенные близ села Ахуново (Учалинский район), якобы свидетельствующие о том, что именно на Иремеле берет начало славянская цивилизация.

Возможно, что именно в тех местах были написаны славянские веды, «Книга Велеса», а также «Книга Коляды». А само село Ахуново - обитель бога света Крышеня. Как считают приверженцы этой гипотезы, легенда о Гиперборее подтверждается целебными свойствами воды Иремельского озера, расположенного близ села Байсакал, примерно в 12 километрах от Иремеля.

Озеро это имеет очертания правильного круга, что наводит на мысль о чаше с Сурьей - солнечным чудотворным напитком, которую принес бог Крышень, а само озеро, по легенде, является обителью мистической птицы Гамаюн, на которой прилетел бог, дабы зародить свет - зажечь «бел-горюч камень».

Недалеко от Иремеля есть каменный откос, называемый в народе Трибуной. Он чем-то напоминает голову птицы. А в десяти метрах от горы, лежит огромный белоснежный валун. Простое ли это совпадение, или действительно легенда о Крышене имеет реальные корни?

С давних пор бытуют легенды о том, что в здешних местах давным-давно жил некий таинственный народ - чудь белоглазая. В народных поверьях чудь - это искусные ремесленники и чародеи. По поверьям, народ этот жил в Иремельских пещерах незадолго до включения Урала в состав Московского царства.

Старожилы окрестных сел рассказывают, что в действительности существовал некогда народ, живший по склонам здешних гор. Был он мирный, жил тихо по соседству с другими людьми. Была у чуди своя религия, в таинства которой они не посвящали пришлых. Якобы и по сей день можно найти в Иремельских пещерах священные алтари чуди.

Согласно преданию, люди прознали о том, что у чуди есть несметные богатства, и захотели поживиться. Но делиться с людьми чудь не собиралась, осознав, что в покое их все равно не оставят. И этот народ решил навсегда скрыться в недрах Иремеля, дабы унести с собой все свои тайны и богатства. Какие именно знания так ревностно охраняла чудь, легенда молчит.

Среди туристов ходит легенда о гномах - маленьком народе, живущем в горе. Существуют, якобы, пещеры, забравшись в которые, человек навсегда становится пленником низкорослого горного народа, утаскивающего несчастного глубоко под землю.

Один байсакальский старожил рассказывал: «Есть на Иремеле одна заваленная пещера. Как-то в нее пролез искатель сокровищ. Ничего не нашел, зато рассказывал потом, что видел в пещере какие-то книги и древние писания».

Как заверяют специалисты по аномальным явлениям, Иремель представляет собой регион высшего познания законов природы, высокой концентрации духовной энергии, а также более тонкой трансляции энергий во времени и пространстве, взаимосвязи человека и Вселенной, связи с информационным полем Земли - ноосферой.

Использованы материалы статьи Андрея Любушкина с сайта

Введение………………………………………………..3

1. Описание ………………………………………. 4

2. Легенды о горе…………………………………. 7

3. Большой и малый Иремель……………………. 9

4. Горные цепи……………………………………..11

5. Охрана гор……………………………………….13

6. Горные породы…………………………………..14

7. Климат……………………………………………16

8. Горные туры……………………………………...17

Заключение……………………………………………...19

Список литературы……………………………………..22

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

В УРАЛЬСКУЮ СКАЗКУ!

Гора Иремель - символ красоты Южного Урала. Восхождение на Иремель - незабываемое ощущение, которое можно получить только в наших горах! Свежесть таежного воздуха, отражение солнца в брызгах горной воды! Небеса над вершинами… Уральские горы при рождении Земли были самими высокими на планете. В каждом камне хранится Память о былом величии. Горы притягивают своей красотой, теплым обаянием мощных замшелых скал и чистым светом высокогорья. Все это создано для человека.

Иремель - вторая по величине гора Южного Урала. На вершинах горы снег не тает вплоть до июня. Считается, что купание в ручьях, стекающих с Иремеля, снимает усталость и заряжает энергией. А если подняться по ней пешком, то можно зарядиться силой на год. Здесь растет женьшень, корень которого считается эликсиром молодости.

1. Описание

В Белорецком районе Республики Башкортостан на границе с Челябинской областью расположен один из самых ценных участков Южного Урала - хребет Иремель, состоящий из гор Большой Иремель (1582,3 м) и Малый Иремель (1449,4). Таежные и горно-тундровые природные сообщества Иремеля хорошо сохранились, здесь находятся местообитания более 20 видов растений и животных, занесенных в Красные книги (МСОП, РФ, РБ), в том числе эндемиков, например родиолы иремельской.


Rhodiola iremelica Boriss . Семейство Толстянковые Crassulaceae.

На территории Челябинской области встречается в верхних поясах гор - на хребтах Большой Таганай, Уреньга (горы Первая Сопка и Голая), Зигальга (гора Поперечная), Нургуш. Отмечен в сопредельных районах Республики Башкортостан (в горном массиве Иремель, на горе Большой Шелом, хребтах Аваляк, Машак, Малый Ирендык, Крыкты). Принадлежность к данному виду растений, произрастающих в горно-лесном поясе на известняковых скалах по берегам рек (на р. Аша у пос. Точильный Ашинского р-на, на р. Ай у д. Алексеевка Саткинского р-на и с.Кульметово Кигинского р-на Республики Башкортостан), нуждается в подтверждении, возможно, они относятся к близкому виду R. rosea L. s. str. Указания для высокогорий северной части Пермской области также, вероятно, относятся к R. rosea L.s. str.

Биология. Короткокорневищный травянистый многолетник. Произрастает в высокогорьях на каменистых незадернованных участках горных тундр и высокотравных подгольцовых лугов, редко на каменистых берегах ручьев и затененных скалах в горно-лесном поясе. Размножается преимущественно семенами, реже вегетативно (ветвлением корневища).

Лимитирующие факторы. Сбор в качестве лекарственного сырья, рекреационное воздействие.

Меры охраны. Охраняется в национальных парках «Зюраткуль» и «Таганай». Необходимы создание особо охраняемых природных территорий на хребтах Зигальга и Уреньга, контроль за состоянием популяций, ограничение сбора растений, разведение в культуре. Культивируется в Ботаническом саду УрО РАН (Екатеринбург).

Иремель представляет двухвершинный массив: Большой Иремель высотой 1582 м и Малый Иремель высотой 1449 м. Вершины отделены седловиной шириной до 1 км и высотой над уровнем моря 1200-1250 м. Над уровнем реки Юрюзань приподнят на 1000 м.

Протяженность массива Иремель с юго-запада на северо-восток 12 км, с юго-востока на северо-запад. 8 км.

Иремель очень живописен и доступен, в 40 км находится трасса федерального значения М5, от которой, практически к подножию горы, к селу Тюлюк, ведет асфальтовая дорога. Серьезную угрозу представляет растущий год от года поток туристов. К сожалению, у многих любителей путешествий сформировалось потребительское отношение к природе, что приводит к необратимому разрушению уникальных сообществ горы. Растет сеть тропинок и костровищ, вырубается елово-пихтовый лапник и подрост, кучи оставляемого мусора встречаются на протяжении всего подъема на вершину, на которой образовались целые свалки отходов. Уничтожаются тундровые растения, практически исчезла популяция родиолы иремельской.

Еще в 1965 г. утвержден памятник природы республиканского значения: "Гора Иремель" на площади 5980 га. Режим памятника природы вводит ограничения на рекреационное использование, сбор дикорастущих растений и др., однако в связи с отсутствием штата охраны режим никем не контролируется. С 1994 г. в Башкортостане идет подготовка к созданию природного парка "Иремель", подготовлено несколько предпроектных обоснований.

2. Легенды о горе

Гора Иремель у башкир считалась святой на её вершину к концу ХІХ в. едва поднялось десяток человек. Восходить на нее запрещалось неписанными законами. Иремель фигурирует прямо или косвенно во многих легендах башкирского народа. По преданиям в недрах горы спрятаны несметные сокровища. Иремель называют одной из точек выхода положительной энергии, есть легенды о жертвоприношениях на этой горе, проведенных для «перекрытия» связи с космосом. Уфологи уверяют, что именно, у подножия Иремеля находится одно из самых аномальных мест, расположенных на территории России. НЛО видит каждый второй. Вода в реках, берущих начало с Иремеля считается священной, она дает энергию и силу человеку, а ночью в определенный час светится. По некоторым легендам гора может исполнять загаданные желания. При восхождении на Иремель рекомендуется взять подарок духу горы, и советуют не оставаться на ночь у вершины. Говорят, что плохого человека Иремель и плохо встречает, существует много рассказов о проделках батюшки Иремеля над неопытными туристами. Учеными разрабатывается теория древнего исторического предназначения горы Иремель. В священной книги древних индоиранцев – Авесте золотая гора Хукарья идентифицируются с горой Иремель, и ей придается значение, сравнимое лишь с древнегреческим Олимпом богов.

Есть на Южном на Урале

Гора Большой Иремель

Высотою она выше

Окружающих земель

Там хозяйка золотая

У подножия стоит,

Путников благословляя

За порядком она бдит,

Вокруг пейзаж красивый - горы

Хребет Зигальга и Нургуш

Увижу-ль снова я и скоро-ль?

Природы акварель и тушь!

3. Большой и малый Иремель

Различают Большой и Малый Иремель, которые поднимаются на общем основании горного массива, имеющего основное простирание СВ - ЮЗ.

Большой Иремель венчается величественной платообразной вершиной, называемой Кабан и достигающей высоты 1582м. Башкирское слово Кабан, означающее по-русски «стог», «омет», очень верно определяет форму вершины, когда смотришь на нее с запада. Значение слова Иремель точно не определено; Д. Н. Мамин Сибиряк считает, что это слово усвоено тюрками от обитавшего здесь народа «чуди», как и названия рек Уй, Миасс От центральной части Б. Иремеля отходят два отрога: один - на СЗ, протяжением около 5 км и заканчивающийся скалистым поднятием под названием Жеребчик (1250 м), и другой - на ЮЗ, протяжением около 7 км и заканчивающийся скалами Синяк (940 м). На СВ от Кабана на высоте 1250-1300 м идет длинная (3 км) седловина, являющаяся продолжением основной оси Иремельского массива и связывающая Большой Иремель с Малым. На ней также имеются два поднятия. Первое, четко террасировано и метко называется по-местному «Залавок». Второе поднятие расположено к седловине ближе к М. Иремелю и возвышается над ней на 50 м в виде вытянутой каменистой сопки.

Малый Иремель протянулся в широтном направлении почти на 8 км (рис.2). Он несет на себе 5 сопковидных каменистых вершин со стенообразными скалистыми останцами. Центральная сопка поднимается выше 1 400 м, а западная имеет высоту 1394 м и очень крутой западный и северный склоны. На западе Малый Иремель отделяется от северо-западного отрога Большого Иремеля широкой межгорной ложбиной, которая дренируется водотоками, питающими р. Карагайку, левый приток р. Тюлюка. На западном отроге Малого Иремеля замечательные скальные города, останцы, а поскольку посетителей мало – изобилие брусники и особенно голубики. На Малом Иремеле особенно выражены нагорные террасы, скальные города, останцы, каменные осыпи, глинистые пятна и каменные котлы, а пейзажи этого восьмикилометрового отрога иремельского массива просто неповторимы.

4. Горные цепи

В целом вся горная группа Иремеля имеет форму овала, вытянутого по главной оси с СВ на ЮЗ на 20 км. Западная сторона овала разорвана широкими ложбинами между отрогами и представляет двойную подкову. Наиболее высокие точки представлены скалистыми останцами.

Большая часть отдельных скал - останцев поднимается по вершинам Иремельской подковы и образует своеобразный редкий гребень. Останцы окружены, особенно с западной стороны, каменными россыпями, вернее грудами крупных каменных глыб.

Своеобразную и живописную форму рельефа Иремеля, а также хребтов Бакты, Нургуша, Зигальги, Машака, Яман-Тау и Аваляка представляют «скальные города». Приурочены они на Иремеле к концевым участкам отрогов.

Скальные города отличаются от гольцовых вершин Иремеля резким расчленением, большой относительной высотой скал, развитием каменных хаосов у оснований. Как крепости с бойницами, зубцами, башнями и бастионами, поднимаются из хвойного леса своей верхней частью скалы Синяка, Суктажа и Жеребчика, Встречаются небольшие площадки, покрытые мощной подушкой зеленых мхов или дерниной. Скалы достигают 40-50 м относительной высоты, Последние труднопроходимы, а составляют они по площади большую, основную часть скальных городов. Можно сказать, что скалы лишь венчают эти огромные хаосы.

Иремель…

Одно слово… и целый мир возникает перед глазами…

Вот уже 7 лет каждый год я с друзьями встречаю 22 июня рассвет на горе Иремель, что на Южном Урале в Башкирии, и каждый раз это событие всей жизни.

В 2006 году мой друг Максим из Магнитогорска рассказал о горе Иремель как о необычном волшебном месте, месте силы с чудесами и предложил совершить туда поездку. Одному не хотелось и я решил пригласить друзей, да в добавок провести там различные полезные практики. Начал согласовывать возможные даты с участниками и ведущими, и 17 июня после многократных переносов решили ехать. Всего собралось 30 человек из Самары, Киева, Магнитогорска, Тольятти и Москвы. Заехали в Александровку (село в 35 км от вершины) и оттуда начали движение к горе. Через 10 км сделали лагерь в котором и начали практиковать. Провели небольшой тренинг, сказко терапию и после часть группы уехала домой. В месте где был лагерь были необычные места: изгиб реки почти под прямым углом, прямая канава глубиной около пол метра и рядом поваленные в одном направлении деревья, поляна с поваленными по кругу деревьями и странная полянка прямо на дороге с сумеречным светом. Помню ко мне подошла девушка и попросила посмотреть на нее когда зайдет в эту полянку. Ей казалось что она исчезает там. Я правда тогда ничего исчезающего не заметил.

Итак 19 июня нас было 22 человека и мы решили подняться на вершину Иремеля. Предстояло пройти еще 25 км по тропе в гору с болотистыми местами. Шли медленно, поскольку с нами было две бабушки и по пути сделали еще один ночлег. 21 подошли к подножью вершины, это около 1500 м над уровнем моря. Место шикарное — мох почти по щиколотку, невысокие ели, родниковая вода и впереди возвышается на 150 м вершина Иремеля как из насыпи курумника. В этот же день вечером к нашему костру подсела башкирская семья и рассказала поверье, что те люди, кто встречает рассвет 22 июня на Иремеле, получают поддержку всей земли в делах своих, заряд силы и энергии. После такого рассказа группа решила подниматься встречать рассвет. Вышли в 3 ночи. Подъем был непростой, первый раз и часто останавливались. В одну из таких остановок я посмотрел верх и мне показалось что все небо со звездами вращается. Я поднял руку и по отношению к ней действительно зафиксировал — все звезды двигались со скоростью спутника по отношению к моей поднятой неподвижной руке. Мне стало страшно, все мои представления о Вселенной рушились. Этого просто не могло быть. Рядом поднимались две женщины из нашей группы. Я попросил их посмотреть на звезды — они просто сказали — «Да, движутся», как-то просто, обыденно и пошли дальше…

Получилось что 22 человека 22 июня встретили рассвет на горе Иремель. Потом были сказочные дни нахождения на горе. Поход к Малому Иремелю, когда мы попали на красную глыбу которая выкачала энергию, группа распалась и с трудом к вечеру добрались в лагерь. На вершине практиковали дза-дзен и были видения золотого и серебряного дождя. Потом искали необычные места и видно этим рассердили Дух дедушки Иремеля. Светило солнце но за 20 мин все изменилось лупанул ливень с градом размером с голубиное яйцо. Пришел туман и нам пришлось уходить. Мало того пошел дождь и обратный путь все 35 км пришлось идти без остановки. Не доходя до Александровки в том месте где была первая стоянка, похоже на сумеречной полянка у нас исчезла женщина. Исчезла аж на 6 часов. Как она рассказывала — вдруг пропала дорога, появились большие кочки. Ей стало страшно, начала звать на помощь, но никого.. Вспомнила все молитвы и через некоторое время появилась радуга по которой она вышла в наше измерение.

В целом все завершилось благополучно и довольные и счастливые все мы разъехались по домам. Несколько человек с того путешествия круто изменили свою жизнь и сейчас рассказывают о феноменах своей жизни как просветленные (один сновидящий, концентрирует энергию способную менять физическую материю, другой стал монахом в миру и наблюдает за собой оставаясь в полном адеквате ко всему происходящему). У всех изменилось сознание, стало глубже, тоньше…

Каждый год снова и снова звал и зовет Иремель. Много было там чудес которые я видел своими глазами, много рассказов. По разным видениям, ченелингу это место основания нашей цивилизации, ее исток, разрушенное в результате звездных конфликтов. Оно хранит тайны нашего бытия, открывает связь с сознанием нашей Земли-матушки, исцеляет физически и духовно. Не все могут туда попасть (не всех Иремель пускает). До конца 20-го века запрещалось подниматься на вершину горы, если ты не шаман. Могу в это поверить, сознание там меняется сильно. Вода тамошняя исцеляет от всех заболеваний. Рассказывали даже случай исцеления от онкологии 2-й степени. В царские времена губернаторы туда посылали за водой своих водовозов.

Это одна из самых анормальных зон России. Я там сфотографировал НЛО, причем глазами его не видел а на фото было. Есть там действующие порталы, дольмен человека 7-ми метрового роста, врата времени и много всего другого. Это стоит посмотреть, почувствовать — никогда больше не забудете. Как сказал один мой знакомый после прилета в Киев через неделю — до слез хочется обратно.

Вот такое это место, место силы все нашей Планеты. Туда приходишь и возникает ощущение — наконец-то я дома..