В апреле выйдет фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером о россиянине Виталии Калоеве, чья семья погибла в авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году. Спустя 478 дней после трагедии Виталий Калоев убил авиадиспетчера, из-за ошибки которого погибли его жена и двое детей.

В июле 2002 года российский архитектор Виталий Калоев работал в Испании. Он завершил возведение коттеджа под Барселоной, сдал заказчику объект и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Светлана с детьми, 11-летним сыном Константином и 4-летней дочкой Дианой, никак не могла купить билет на самолёт. И лишь за три часа до отлёта в аэропорту ей предложили «горящие» билеты на борт того самого самолёта.

Википедия

Пилоты Ту-154 к этому моменту ещё не видели «Боинг», приближавшийся слева, но были готовы к тому, что придётся выполнять манёвр для расхождения с ним. Поэтому они приступили к снижению сразу после получения команды диспетчера (фактически, даже до того, как она была окончена). Однако сразу после этого в кабине прозвучала команда автоматической системы предупреждения опасных сближений (TCAS), информирующая о необходимости набирать высоту. Одновременно пилоты рейса 611 получили от такой же системы инструкцию снижаться.

Один из членов экипажа обратил внимание остальных на команду TCAS, ему ответили, что диспетчер дал команду снижаться. Из-за этого никто не подтвердил получение команды (хотя самолёт уже снижался). Через несколько секунд Нильсен повторил команду, на этот раз её получение было немедленно подтверждено. При этом он по ошибке сообщил неправильные сведения о другом самолёте, сказав, что тот находится справа от Ту-154. Как показала в дальнейшем расшифровка бортовых самописцев, некоторые из пилотов рейса 2937 были введены в заблуждение этим сообщением и, возможно, решили, что есть ещё один самолёт, невидимый на экране TCAS. Ту-154 продолжал снижаться, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS. Никто из пилотов не проинформировал диспетчера о противоречии в полученных командах.

В то же время рейс 611 снижался, выполняя инструкцию TCAS. Как только стало возможно, пилоты сообщили об этом Нильсену. Диспетчер не услышал этого сообщения из-за того, что одновременно на связь с ним на другой частоте вышел другой самолёт.

В последние секунды пилоты обоих самолётов увидели друг друга и попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но это не помогло.

Полицейские не хотели пускать Виталия к месту катастрофы, но когда он объяснил, что там его жена и дети, пропустили. По словам Виталия, его дочь Диану нашли в трёх километрах от места падения самолёта. Калоев сам участвовал в поисковых работах и нашёл сначала порванные бусы Дианы, а затем и её тело.

В десять утра я был на месте трагедии. Увидел все эти тела - в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его.


22 февраля 2004 года его попытка поговорить с авиадиспетчером Питером Нильсеном закончилась убийством диспетчера на пороге собственного дома в швейцарском городке Клотен: двенадцать ударов перочинным ножом.

Я постучал. Нильсен вышел. Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: «Посмотри!» Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели. И там понеслось.

Калоева освободили досрочно - в ноябре 2008 года. При выходе из тюрьмы первое, что сказал Виталий Калоев: «Зачем мне теперь эта свобода?».

Радио Свобода

Виталий Калоев недавно отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы. Через тринадцать лет после трагедии Виталий Калоев женился.

Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело - это уже второй вопрос, - признался Виталий Калоев. - Научиться жить после этого нельзя… Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать - плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям.

Youtube

Трейлер фильма «Последствия»

  • Сразу после катастрофы швейцарская компания «Скайгайд» возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски. В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы. Эксперты признали, что в столкновении виноваты диспетчеры. Только после публикации отчета компания «Скайгайд» признала свои ошибки, и спустя два года после катастрофы ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших.
  • В 2016 году Виталий Калоев был задержан в аэропорту Мюнхена. Он летел для участия в траурных мероприятиях по случаю гибели 2 июля 2002 года над Боденским озером самолета Ту-154. Выяснилось, что швейцарская сторона запротестовала против того, чтобы пускать Калоева на церемонию.

  • По словам Калоева, создатели фильма «Последствия» с ним не консультировались, сам он картину не видел, но собирается посмотреть. «Сняли и сняли. Что там реагировать? Главное - чтобы ничего не исказили. А то будет экшн с погоней. Я ведь ни от кого не прятался. Открыто пришел, открыто ушел», - сказал Калоев.

Экипаж судна был достаточно опытным. Командир - А. М. Гросс (пятидесяти двух лет)- налетал 12070 часов. Первым пилотом данного самолета стал в мае 2001 года, до этого выполнял обязанности второго пилота.

В кабине кроме КВС находился также М. А. Иткулов, который работал в "Башкиравиа" уже восемнадцать лет. Он являлся вторым пилотом данного судна с апреля 2001 года.

Штурманом был С. Г. Харлов, наверное, самый опытный член экипажа. В авиакомпании работал уже двадцать семь лет, налетав при этом почти 13000 часов.

В кабине находился бортинженер О.И. Валеев, а также проверяющий - (пилот первого класса). Последний находился на месте второго пилота и наблюдал за действиями Гросса.

В салоне самолета работали четыре бортпроводника. Самой опытной была Ольга Багина, которая провела в небе 11546 часов.

Таким образом, авиакатастрофа над Боденским озером унесла жизни девяти членов экипажа.

Пассажиры Ту-154

На борту авиалайнера находилось шестьдесят человек. Все они погибли.

Самой страшной новостью того дня стала авиакатастрофа над Боденским озером. Список погибших говорил громче всех СМИ, ведь пятьдесят два пассажира были детьми, жизнь которых только-только начиналась.

Практически все летевшие были из столицы Башкирии - Уфы. Практически все погибшие ребята были детьми высокопоставленных лиц республики (например, дочь руководителя администрации президента Башкирии, дочь замминистра по культуре, сын директора Иглинского завода и другие).

Список жертв авиакатастрофы над Боденским озером пополнила Екатерина Поспелова (1973 г. р.), которая была заместителем декана социально-гуманитарного факультета по воспитательной работе.

Остальные пассажиры также принадлежали к элите Башкирии, например, Светлана Калоева, заместитель гендиректора комбината "Дарьял". Она летела вместе с двумя детьми на встречу с мужем, который работал в Испании.

Авиакатастрофа над Боденским озером стала самой крупной для Башкирии. Траур в республике длился три дня.

Boeing 757

Данный самолет был выпущен в 1990 году и среди других судов своей авиакомпании был самым старым (налетал более 39000 часов).

В 1996 году самолет купила грузовая компания и эксплуатировала для транспортировки документации и других материалов.

В злополучный день за штурвалом сидел англичанин Пол Филлипс, сорока семи лет от роду. Он был довольно опытным пилотом. В компании работал тринадцать лет. В качестве командира воздушного судна - с 1991 года.

Вторым пилотом был Брент Кантиони из Канады.

Поскольку самолет был грузовым, на нем находились лишь два члена экипажа, жизнь которых и унесла авиакатастрофа над Боденским озером.

События перед трагедией

Пассажиры рейса 2937 летели из Москвы в Барселону. Для большей части детей эта поездка была поощрением за отличную учебу и внеучебную деятельность. Оплатил эти смертельные каникулы Комитет по делам ЮНЕСКО. Глава Комитета в этом полете потерял свою дочь.

Надо сказать, что вокруг этого полета шумиха началась далеко до отлета из Уфы. Почти все высокопоставленные чиновники стремились получить место для своих детей в самолете, так что некоторым "простым гражданам" эта сила власти спасла жизнь. Например, журналистка Л. Сабитова и ее дочка шести лет должны были сесть в тот злополучный самолет. Директор турфирмы, которая организовала эту поездку, в качестве гонорара за статью обещал Сабитовой путевки в Испанию. Но в последний день все отменил, объяснив это давлением сверху. Места журналистки и ее ребенка заняли дети верхушки власти Башкирии.

Рокового рейса могло бы и не быть, но группа башкирских школьников опоздала на свой понимая всю важность пассажиров, быстро организовала дополнительный. На него также было продано восемь билетов непосредственно в Москве.

Летел плановым грузовым рейсом из Бахрейна в Брюссель. До столкновения он уже совершил промежуточную посадку в Бергамо. Авиакатастрофа (2002) над Боденским озером произошла через полчаса после их взлета с итальянской земли.

Столкновение

В момент столкновения оба самолета находились в воздушном пространстве Германии. Несмотря на это обстоятельство, движением в небе управляла швейцарская компания. В ту ночную смену на работе было только два диспетчера, один из которых покинул свое рабочее место незадолго до катастрофы.

Поскольку Петер Нильсен находился на посту один и вынужден был следить за несколькими воздушными путями, он не сразу заметил, что два самолета двигаются навстречу друг другу в одном эшелоне.

КВС ТУ-154 первым заметил объект в небе, двигающийся в их направлении. Он принял решение снижаться. Примерно в это же время на связь вышел Нильсен, который также дал указание на снижение. При этом он не сообщил необходимых сведений другому борту, находящемуся в опасной близости.

На "Боинге" сработал сигнал "Опасное сближение" и дал команду на снижение. Параллельно на ТУ-154 этот же сигнал приказал набирать высоту. Пилот "Боинга" начал снижаться, пилот ТУ-154, действовавший по приказу диспетчера, - тоже.

Нильсен также ввел в заблуждение экипаж дав неверные сведения о местоположении "Боинга". Самолеты столкнулись в 21:35:32 практически под прямым углом. В 21:37 обломки воздушных судов упали на землю в окрестностях Юберлингена.

Авиакатастрофа (2002) над Боденским озером была видна с земли. Некоторые, увидев два огненных шара в небе, решили, что это НЛО.

Расследование

Выяснить причины трагедии взялась специальная комиссия. Ее создало Немецкое федеральное бюро, проводящее расследование авиакатастроф. Над Боденским озером столкнулись два самолета, все пассажиры погибли. Отчет данной комиссии был оглашен лишь через два года.

Среди главных причин назвали неправильные действия (а скорее бездействия) диспетчера и ошибку экипажа ТУ-154, который игнорировал систему автоматического предупреждения опасных сближений, полностью подчиняясь Петеру Нильсену.

Также были отмечены неправомерные действия компании "СкайГид", которая занималась управлением воздушным движением. Руководство не должно было позволять дежурить в ночное время лишь одному диспетчеру.

В злополучную ночь в диспетчерской не работала телефонная связь, а также оборудование (радар), которое предупреждает о возможном сближении самолетов.

Все эти факты были учтены комиссией, которая проводит расследование авиакатастроф.

Столкновение над Боденским озером вызвало большой резонанс не только в обществе, но и во всей системе управления полетами. Поскольку, если бы экипаж ТУ-154 действовал по приказу системы предупреждения, трагедии бы не случилось. Однако в нормативных документах такая система была названа вспомогательной, то есть приоритетными были указания диспетчера. После случившегося было принято решение внести соответствующие изменения в руководство полетами.

Убийство диспетчера

1 июля 2002 года произошла авиакатастрофа над Боденским озером. Список погибших включал Светлану Калоеву и двух ее детей: Костю и Диану. Семья летела в Барселону, где находился их отец Виталий.

Мужчина одним из первых прибыл на место трагедии и лично помогал найти останки своих любимых людей.

В феврале 2004 Калоев был задержан по подозрению в убийстве Петера Нильсена, того самого диспетчера. Мужчина был смертельно ранен на пороге своего дома в Цюрихе. Виталий не признал свою вину, но подтвердил, что посещал Петера с целью получить извинения за то, что он совершил.

Калоев был приговорен к заключению на восемь лет. В ноябре 2007 года мужчина был досрочно освобожден и депортирован в Россию.

Суд

Авиакатастрофа над Боденским озером, реконструкция которой доказала неправомерные действия диспетчера, послужила причиной громким судебных процессов.

Так, компания "Башкирские авиалинии" подала иск в суд на "СкайГид", а потом и на Германию. Обвинения состояли в том, что ни та, ни другая сторона не проводила необходимых мер для обеспечения безопасности движения в воздушном пространстве.

Суд постановил, что Германия несет ответственность за произошедшее, поскольку страна не имела права передавать УВД заграничной компании. Конфликт между страной и авиакомпанией был урегулирован лишь в 2013 году внесудебно.

"СкайГид" был признан виновным в том, что произошла авиакатастрофа над Боденским озером. Список виновных состоял из четырех человек, один из которых обошелся лишь денежным штрафом.

Память

На месте падения самолетов был установлен памятник в виде разорванной жемчужной нити.

В Цюрихе, откуда происходило управление самолетами, диспетчерская всегда украшена живыми цветами в память о погибших.

Мемориал погибшим в авиакатастрофе над Боденским озером был установлен в Уфе, на кладбище, где покоятся их останки.

В 2002 году над немецким озером Боден в районе города Юберлинген в ночь с 1 на 2 июля столкнулись два самолета: пассажирский Ту-154 «Башкирских авиалиний» и почтовый Боинг-757 американской авиалинии. Погибло 72 человека, в их числе 52 ребенка из Республики Башкирия, которые по реФшению ЮНЕСКО были признаны лучшими в учебе и получили двухнедельные каникулы в Испании в качестве подарка.

Архитектор Виталий Калоев, у которого погибли жена и двое детей нанес более 20 ножевых ранений авиадиспетчеру Петеру Нильсону, которого посчитал главным виновным в трагедии, случившейся 14 лет назад.

Случайный рейс

Семья Виталия Калоева попала на этот рейс случайно. Они летели к нему, своему отцу, известному архитектору, который заканчивает проект строительства дома недалеко от Барселоны. В Москве у Светланы с детьми была пересадка, но нужных билетов не было. Им предложили полететь на самолете «Башкирских авиалиний», который летел в Барселону.

Сожженные деревья

Жители Южной Германии увидели в ночном небе множество разноцветных огненных шаров, яркие искры, которые стремительно приближались к озеру и взрывались. Некоторые даже подумали, что это связано как-то с НЛО. Но это была одна из самых страшных и редких авиационных катастроф нашего времени.

Обломки самолетов упали на границе Германии и Швейцарии. Осколки и обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Деревья были сожжены. Целую неделю полицейские искали тела погибших. Они находили их в поле, около школы, около дорог.

Жемчужное ожерелье дочери

Виталий Калоев тем временем ждал свою семью в Барселоне. Он был одним из первых, кто приехал сюда, чтобы искать своих родных в сельской провинции Южной Германии. Полицейские не хотели его пускать на место трагедии, но пошли ему навстречу, когда узнали, что он будет вместе с ними искать погибших.

В лесу он нашел разорванное жемчужное ожерелье своей четырехлетней дочери Дианы. К удивлению спасателей, тело его дочери практически не пострадало. Обезображенные тела его жены Светланы и десятилетнего сына Константина поисковые службы найдут гораздо позже.

Неудачная попытка встретиться с диспетчером

После этого Виталий несколько раз подходил к руководству авиакомпании и задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины диспетчера в случавшейся катастрофе над озером. «Человека с бородой» директор компании испугался. Больше об этом руководство компании ничего не говорило. Авиационный диспетчер остался работать на своем месте.

Виталий на протяжении этого времени много раз ездил на кладбище к погибшей семье, во Владикавказе он установил им памятник.

Калоев неоднократно обращался к руководству компании Skyguide с просьбой о встрече с диспетчером. Сначала ему пошли навстречу, но потом отказали без объяснения причин. Когда проходили траурные мероприятия, посвященные годовщине трагедии, Калоев снова подошел к руководителям швейцарской компании, но никакого ответа от них не получил.

Версии крушения

Изначально в СМИ широко распространилась версия о том, что в ту роковую ночь авиационный диспетчер Питер Нильсен остался в комнате один, а его товарищи ушли отдыхать. Он следил за передвижениями самолетов с помощью двух экранов, расположенных друг от друга на расстоянии около метра. Это в компании было обычным делом: ночью оставался работать только один оператор. В эту ночь инженеры компании отключили часть аппаратуры потому, что проводили профилактическую работу с радарами.

По версии следствия, в тот день по роковой случайности авиадиспетчер не правильно рассчитал воздушных коридор для двух самолетов. Они набрали один и тот же эшелон высоты и начали стремительное сближение, действуя по командам с земли. В это время в воздушное пространство вошел третий самолет, который отвлекал внимание диспетчера. В радиосвязи возникли помехи. Спустя 22 месяца после катастрофы, немецкие следователи огласили две основные версии происшествия. Во-первых, Питер Нильсен слишком поздно заметил опасность столкновения, во-вторых, российский экипаж совершил ошибку, выполняя команды оператора, а не своей специальной бортовой системы, предупреждающей об опасном сближении. Следователи также указали руководству компании на недопустимость дежурства одного оператора.

Авиадиспетчер убит

Через полтора года эта трагедия имела продолжение. В 2004 году информационные агентства облетела еще одна страшная весть – на пороге своего дома 24 февраля был убит авиадиспетчер, который отвечал за обеспечение воздушного коридора для двух самолетов. Судмедэксперты насчитали на теле жертвы нападения более 20 ножевых ранений, нанесенные хаотично и с большой силой. От полученных ран диспетчер умер на пороге своего дома. У него осталось трое детей и жена.

З6-летний диспетчер стал последней, 72-ой жертвой.

Психически здоров

Полиция разослала ориентировку на человека восточной внешности, одетого в черные брюки и черное пальто. Виталия Калоева нашли неподалеку в местном отеле. Его задержали.

В ходе допроса он рассказал, что узнал адрес диспетчера и позвонил ему в дверь. Когда он открыл, показал фотографии своих детей и жены. Но потом, по признанию Калоева, он ничего не помнил. Больше ничего рассказывать швейцарским следователям Калоев не стал. Его поместили на обследование в психиатрическую клинику и, признав вменяемым, дали восемь лет заключения. Срок мститель отбывал в швейцарской тюрьме. Через два года по решению Верховного суда Швейцарии Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение. Он вернулся на родину в Осетию, где стал работать на посту заместителя министра архитектуры и строительства Республики Северная Осетия.

Трагедия над Боденским озером стала главным мотивом фильма американского режиссера «Последствия», в котором Арнольд Шварценеггер сыграл Виталия Калоева.

Много лет прошло с тех пор, как над Германией столкнулись грузовой "Боинг" и российский пассажирский самолет. Но для людей, потерявших в той катастрофе над Боденским озером близких, боль не утихла. Масштабная трагедия унесла жизни не только взрослых, но и детей.

Участники катастрофы

Катастрофа над Боденским озером произошла в ночь с первого на второе июля в 2002 году. Она унесла жизни 71 человека. В памяти людей событие навсегда останется как одна из масштабнейших трагедий, забравших жизни сразу 52 детей. В небе над Германией столкнулись два самолета. Один из них - Ту-154М - принадлежал «Башкирским авиалиниям» и следовал из Москвы в Барселону. Второй участник происшествия - грузовой "Боинг-757" - летел из Бергамо в Брюссель. Если на борту "Боинга" находился только экипаж, то на российском лайнере было 57 пассажиров и команда.

Самое ужасное, что в катастрофе над Боденским озером (фото приведено в статье) погибло 52 ребенка. Среди пассажиров было лишь пятеро взрослых. Школьники из Башкирии летели в Испанию на отдых. Путешествием в теплые края были премированы самые талантливые ученики, которым комитет по делам ЮНЕСКО и выдал путевки.

Череда нелепых событий

Башкирские дети прибыли в Москву и должны были отправиться авиарейсом в Испанию. Но по какой-то случайности сопровождавшие их взрослые перепутали аэропорт. А потому вместо Домодедово дети оказались в Шереметьево. Ошибка выяснилась достаточно поздно, поэтому вся группа просто опоздала на свой рейс. Казалось бы, что в этом такого? Да, просто досадная случайность. Конечно, дети были расстроены, но, по логике, они должны были просто отправиться домой. Тогда бы катастрофа над Боденским озером не случилась.

Однако стоит сказать, что в группе учеников были дети высокопоставленных людей. Поэтому влиятельные родители решили направить в Москву борт «Башкирской авиалинии». Самолет должен был чартерным рейсом переправить школьников в Испанию. Экипаж лайнера возглавил Александр Гросс, который неоднократно летал в данном направлении и хорошо ориентировался в маршруте.

После того как детей посадили в самолет, оказалось, что еще остались свободные места. А потому было решено реализовать семь билетов. Так на борт попали совершенно случайные люди. Среди них оказалась семья Шисловских (жителей Беларуси). Они тоже опоздали на свой самолет, а потому вынуждены были приобрести новые билеты. Оставшиеся три места достались семейству Калоевых из Северной Осетии. Светлана Калоева вместе со своими детками летела к мужу в Испанию, который уже достаточно давно работал в этой стране. После катастрофы над Боденским озером (фото останков самолета см. ниже) имена этих людей даже не сразу были выяснены.

Работа диспетчерской службы

В ночь катастрофы над Боденским озером два лайнера (грузовой "Боинг" и российский Ту-154М) находились в воздушном пространстве Германии. Однако по непонятным причинам координация их движения была передана швейцарской организации «Скайнайд» в Цюрихе. В диспетчерском центре фирмы обычно в ночное время дежурит не менее трех человек. Но в ночь трагедии на рабочем месте оказался всего один - Питер Нельсен. Впоследствии его имя станет известно всем. Находясь один на дежурстве, диспетчер был просто вынужден одновременно отслеживать два терминала. Видимо, это и привело к трагедии.

Питер Нельсен слишком поздно обнаружил сближение двух самолетов. До катастрофы над Боденским озером оставалось не более минуты. Но и в критической ситуации можно было предотвратить беду. Однако дальнейшие действия Питера Нельсона, наоборот, усугубили положение. По непонятным причинам диспетчер дал неправильную команду, которая привела к крушению двух лайнеров.

Действия пилотов и диспетчера

Обнаружив, что самолеты идут на сближение и их курсы пересекаются, Питер Нельсен предпринял попытку спасти ситуацию. Он дал указание российским пилотам пойти на снижение. Но в это же самое время экипаж башкирского самолета уже сам обнаружил приближение другого самолета с левой стороны. Пилоты могли успеть сделать маневр во избежание столкновения.

После команды диспетчера о снижении на борту сработала система TCAS, оповещающая об опасности столкновения. Именно система предписывала набирать высоту.

Точно такая же система сработала и на "Боинге", предлагая команде снизить высоту. Если бы пилоты самолетов выполнили инструкции TCAS, возможно, и не было бы катастрофы 2002 над Боденским озером.

Один из пилотов российского борта обратил внимание экипажа на тот факт, что команда диспетчера противоречит предписанию системы. Но было принято решение выполнять инструкции с земли. Тем более что прозвучала повторная команда.

Кто виновен в трагедии?

Экипаж российского самолета действовал строго по инструкции, предписывающей ориентироваться на команды наземных диспетчеров. Не секрет, что бортовые приборы могут выходить из строя. Поэтому пилоты всегда ориентируются на мнение диспетчеров. Аппаратура центров отслеживания полетов намного точнее и надежнее, нежели бортовые системы, подверженные сбоям при работе в сложных условиях. Времени на раздумья в критической ситуации просто не было, поэтому пилоты выполнили команду Питера Нельсена. Именно она и стала причиной трагедии, что и было доказано комиссией, расследовавшей катастрофу.

Расшифровка черного ящика позволила доказать, что диспетчер просто дезинформировал пилотов. Экипаж, ориентируясь на его слова, посчитал, что справа от них имеется еще один самолет, а их система показывает только борт справа. Следовательно, TCAS дала сбой. Логичные действия пилотов вполне укладываются в рамки инструкции. Единственное, что остается загадкой - почему экипаж не обратил внимание Нельсена на противоречие его команд предписаниям системы безопасности. Скорее всего,у пилотов просто не было на это времени, а потому они выполнили указания диспетчера. Ведь оставались считанные секунды до катастрофы.

Столкновение над Боденским озером

Команда Питера Нельсена привела к неизбежному столкновению "Боинга" и Ту-154М. Оба самолета шли на снижение. При этом российский лайнер выполнял предписание диспетчера, а Боинг - инструкцию бортовой системы безопасности. Экипажи двух самолетов сообщили о своих действиях диспетчеру, однако он не услышал кого-то из них, из-за того, что одновременно выходил с ними на связь. Если бы в ту роковую ночь на месте было два сотрудника службы, то информация была бы вовремя услышана и катастрофы на Боденским озером (2002 год) не было.

Уже в последние секунды пилоты лайнеров пытались уйти от сближения, отклонив свои штурвалы. Но самолеты столкнулись почти под прямыми углом. А точнее сказать, "Боинг" врезался в российский лайнер, разрубив его на две части на высоте около десяти тысяч метров. Рухнув вниз, Ту-154М разломался на четыре части. Его обломки разлетелись в окрестностях Иберлингена. Остатки грузового "Боинга" были найдены всего в семи километрах от российского самолета.

Расследование авиакатастрофы

Катастрофа над Боденским озером долгое время расследовалась для выявления ее причин. Поскольку трагедия произошла в небе над Германией, то и расследование вело немецкое Федеральное ведомство. Первые выводы комиссия опубликовала лишь спустя два года. Была доказана вина диспетчера, не сумевшего вовремя дать правильные команды. А вот с российских летчиков в последствие были сняты все обвинения. Хотя изначально шведская компания обвинила во всем именно экипаж Ту-154М, который якобы неправильно повел себя, поскольку не понимал команд Питера Нельсона на английском языке.

В ходе следствия был установлен ряд поразительных факторов некомпетентности работы шведской компании. Оказалось, что на момент катастрофы в центре управления полетами была отключена система экстренного оповещения о сближении и телефонная линия. А также не функционировал и резервный телефон. Почему так произошло - неизвестно.

Дополнительные неполадки системы

Диспетчер из Карлсруэ заметил катастрофическое сближение лайнеров и пытался об этом сообщить на пункт фирмы «Скайгайд», но его попытки были безуспешны, поскольку все каналы связи были отключены.

После катастрофы Питера Нельсена отстранили от работы, а в отношении организации «Скайгайд» велось следствие.

Судьба диспетчера

Однако на этом не закончилась история катастрофы над Боденским озером. Список погибших пополнился еще одним именем. Это печально известный Питер Нельсен, который официально не признавал своей вины. Диспетчер, по чьей вине погибло такое количество людей, был убит Виталием Калоевым, семью которого унесла трагедия. Дело Калоева с учетом всех обстоятельств рассматривали в течение целого года. И в 2005 году Виталий был признан виновным в убийстве, его приговорили к восьми годам лишения свободы. Но, учитывая крайне сложное психическое состояние мужчины, срок уменьшили до пяти лет. А впоследствии он был выпущен через три года за примерное поведение. После всех событий Калоев вернулся в родную Осетию.

Мемориал погибшим

На месте трагедии в 2004 году установили памятник погибшим пассажирам, который выполнен в виде разорванной нити жемчуга. Идея такого мемориала зародилась из-за найденного жемчужного ожерелья дочери Виталия Калоева. Скульпторы возвели увеличенный прототип жемчужин на месте катастрофы над Боденским озером.

Фото погибших людей навсегда увековечены в Уфе на Южном кладбище, где были похоронены практически все жертвы трагедии. Могилы расположили в той последовательности, как дети сидели в салоне самолета.

В Цюрихе еще один мемориал напоминает о трагических событиях 2002 года. Напротив печально известной компании «Скайгайд» установили памятник из камня и стекла. Осколки в виде спирали на мемориале символизируют 72 свечи - 71 жертва катастрофы и убитый диспетчер.

Экранизация истории

Жуткая трагедия заставила американских режиссеров снять фильм про катастрофу над Боденским озером. Лента получила название «Последствия». Сюжет и некоторые нюансы истории немного изменены. Действие картины происходит в США. Здесь работает главный герой (праобраз Виталия Калоева) - Роман Мельник. Он с нетерпением ждет, когда к нему прилетит беременная жена и ребенок. Главную роль в фильме сыграл Арнольд Шварценеггер, что еще больше привлекло внимание общественности к этой трагедии.

Гибель семьи в автокатастрофе заставляет героя метаться в поисках виновников. Из счастливого человека Роман Мельник в одно мгновение превращается в одинокого загнанного волка. А вместо извинений и соболезнований от компании, виновной в катастрофе, главный герой лишь получает непонятные для него предложения об отступных. Все это еще более усугубляет психическое состояние Романа Мельника, пытающегося найти справедливость, ведь виновник трагедии преспокойно находится на свободе и не понес наказания. Его разум не в состоянии понять, почему так все происходит… В итоге Мельник отправляется с ножом к диспетчеру авиакомпании. В киноленте все происходит в точности так, как это было в реальной жизни. Конечно, некоторые детали и имена были изменены режиссером. Но главная задача, которую он преследовал, была выполнена. Режиссер сумел на экране передать всю глубину человеческой трагедии и внутренних переживаний главного героя.

Самолёт «Башкирских авиалиний» выполнял чартерный рейс из Москвы в Барселону. Большинством пассажиров Ту-154 были дети, которые направлялись в Испанию на отдых. Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО предоставил им путёвки в качестве поощрения за высокие достижения в учёбе. Грузовой Boeing 757-200PF совершал рейс DHX 611 из Бахрейна в Брюссель (Бельгия) с промежуточной посадкой в Бергамо (Италия). В результате столкновения погиб 71 человек: члены экипажей обоих самолётов и все пассажиры Ту-154.

Роковые секунды

Российский самолёт вылетел из Москвы в 18:48, грузовой лайнер из Бергамо — в 21:06.

На момент катастрофы оба воздушных судна находились над территорией Германии, но движением лайнеров в небе управляли диспетчеры частной швейцарской компании Skyguide. В ночь трагедии в Цюрихе дежурили два авиадиспетчера. За несколько минут до столкновения самолётов один из операторов ушёл на перерыв. Поэтому работать одновременно за двумя пультами пришлось 34-летнему диспетчеру Питеру Нильсену.

Как выяснилось в ходе следствия, часть оборудования диспетчерской — основная аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение персонала об опасном сближении лайнеров — была отключена. Это и стало причиной трагедии: Нильсен слишком поздно подал российским пилотам сигнал о снижении.

  • Швейцарские диспетчеры воздушного движения контролируют полеты в аэропорту Цюриха 2 июля 2002 года
  • Reuters

Два самолёта двигались перпендикулярно друг другу на одном эшелоне FL360. До их столкновения оставалось меньше минуты, когда диспетчер заметил опасное сближение. Он передал команду российскому судну на снижение, и пилоты тотчас же приступили к выполнению его указания. Но в этот момент в кабинах обоих самолётов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS). Автоматика дала команду пассажирскому лайнеру немедленно набирать высоту, а грузовому — снижаться. Однако российские пилоты продолжили выполнять указания диспетчера.

Но грузовой борт тоже снижался, следуя командам TCAS. Пилоты сообщили об этом Нильсену, однако он этого не услышал.

В последние секунды перед трагедией экипажи заметили друг друга и попытались избежать катастрофы, но было уже слишком поздно. В 21:35 рейсы 2937 и 611 столкнулись практически под прямым углом на высоте 10 634 метра.

Boeing врезался в фюзеляж пассажирского Ту-154. От удара самолёт развалился в воздухе на четыре части. Грузовой лайнер потерял управление и упал на землю в 7 км от российского Ту-154.

Суд отца и мужа

К июлю 2002 года российский архитектор Виталий Калоев уже два года работал в Испании. Он закончил объект под Барселоной, сдал его заказчику и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Его жена с детьми к тому моменту была уже в Москве, но возникла проблема с покупкой билетов. И тут ей предложили «горящие» — на тот самый рейс «Башкирских авиалиний».

Узнав о случившемся, Виталий Калоев сразу же вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Юберлинген, где произошла катастрофа.

Ответственность за случившееся тогда не взял на себя никто — никто не попросил прощения у безутешных родителей. Суды тянулись годами и не приводили ни к какому результату. Диспетчер, допустивший столкновение двух самолётов, тоже отказывался признать свою вину.

  • Виталий Калоев подходит к могиле своей семьи

Через полтора года после трагедии Виталий Калоев решил встретиться с Питером Нильсеном. Он узнал его адрес и приехал к нему домой. Калоев не говорил по-немецки, поэтому когда Нильсен открыл дверь, он протянул ему фотографии с телами его детей, и произнес по-испански только одно слово: «Посмотри». Но вместо извинений Нильсен ударил его по руке, выбив фотографии. Что было дальше Виталий Калоев, по его словам, не помнит — слёзы брызнули из глаз, сознание отключилось. Позднее следователи насчитали на теле Нильсена 12 ножевых ранений.

Швейцарский суд признал Виталия Калоева виновным в убийстве и приговорил его к восьми годам лишения свободы, но через два года мужчину отпустили за примерное поведение, и он вернулся в Осетию.

Эта история получила широкий резонанс. Обсуждая случившееся, общество разделилось на два лагеря: тех, кто понимает, почему семьянин, человек, ранее никогда не нарушавший закон, мог совершить подобное, и тех, кто осуждает поступок Калоева.

Ксения Каспари — автор книги «Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева» — в беседе с RT рассказала, что она провела достаточное количество времени с Виталием Калоевым и увидела в нём человека «очень интеллигентного, доброго, адекватного и образованного».

Каспари отметила, что Калоев, в отличие от других родственников погибших, своими глазами видел место трагедии и тела своих родных. В силу этого ему психологически было тяжелее, чем остальным.

  • Ксения Каспари – автор книги о Калоеве
  • Издательство "Эксмо"

«Родственники погибших детей прилетели, возложили венки, сдали ДНК-тесты, улетели и получили запечатанные цинковые гробы. А Калоев, пусть и не участвовал непосредственно в поисках, но на второй день ему показали фотографии уже найденных тел, и на одном из первых снимков он увидел свою дочь. Её нашли в числе первых, она упала на дерево и выглядела практически неповреждённой. Он её опознал», — рассказала Каспари RT.

«Он оказался на месте катастрофы, когда только-только начались поисковые операции. Он, видя фрагменты тел, различные свидетельства оборванных жизней, понимал и представлял, какой смертью погибли его дети», — говорит Ксения Каспари.

В 2017 году на экраны вышел американский фильм «Последствия», в основу сюжета которого легла реальная история осетинского архитектора. Роль Виталия Калоева сыграл Арнольд Шварценеггер.

В разговоре с RT Ксения Каспари упомянула о том, что катастрофе над Боденским озером предшествовал целый ряд случайных обстоятельств.

Лучшие школьники Уфы летели на каникулы в Испанию через столицу. Но сначала у них возникли проблемы с визами, потом детей по ошибке отвезли в аэропорт Шереметьево, хотя вылет был из Домодедова. Самолёт улетел без них. Тогда группе школьников выделили новый рейс, но когда лайнер уже выкатился на взлётно-посадочную полосу, выяснилось, что на борт не загрузили еду. Пришлось вернуться в аэропорт и потратить ещё некоторое время на загрузку контейнеров с питанием.

В то же время жена и дети Калоева, у которых также были билеты на роковой рейс, опоздали на посадку, но их всё равно зарегистрировали.

«Как будто какая-то неведомая рука вела к трагедии. Чтобы развести самолёты не хватило нескольких секунд — минуты, которые ушли на все эти детали, оказались судьбоносными», — отметила Каспари.

В поисках виновного

За 15 лет и в Германии, на территории которой произошла катастрофа, и в Швейцарии, где базируется Skyguide, и в Испании — пункте назначения российского лайнера, состоялось множество судов по делу о крушении самолётов над Боденским озером.

Было много вопросов как к диспетчерской компании, так и к германской стороне, которая не имела права поручать частной швейцарской фирме руководить полётом. Но представители Skyguide сразу после трагедии заявили, что вина лежит на российских пилотах, которые якобы не поняли указаний операторов центра полётов, из-за чего и произошло столкновение.

Тем не менее в 2004 году Германия опубликовала документ с итогами расследования, где в заключение было сказано, что в столкновении Ту‑154 с Boeing виноваты швейцарские диспетчеры. Skyguide вынуждена была признать вину, и через два года после трагедии директор диспетчерской компании принёс извинения семьям погибших.

  • Reuters

Окончательный вердикт в отношении восьми сотрудников компании Skyguide был вынесен в 2007 году. Четырёх менеджеров признали виновными в причинении смерти по неосторожности, троих суд приговорил к условному заключению, одному был выписан штраф. Ещё четверых обвиняемых суд оправдал.

Семьям погибших диспетчерская компания выплатила денежные компенсации, сумма которых не озвучивалась. Однако помимо претензий к Skyguide родственники подали иски на две американские компании, которые отвечали за автоматизированную систему безопасности самолётов TСAS.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников в беседе с RT подчеркнул, что обвинять в авиационных катастрофах кого-то одного неправильно.

«В авиации нет случаев, когда можно однозначно ответить на вопрос: «Кто виноват?» Трагедии всегда предшествует многообразие причин — целая череда событий и людей», — говорит Постников.

Собеседник RT отметил, что вся система построена на взаимосвязи инструментальных и человеческих факторов, которые не должны позволить катастрофе произойти. При этом он добавил, что столкновение воздушных судов в небе — одно из самых редких событий, случающихся в авиации.

В интервью RT Постников заявил, что в крушении самолётов над Боденским озером «нельзя вешать всю вину на одного диспетчера».

«В этой ситуации виноваты и диспетчеры, и наши пилоты. Это сочетание недостатков, ошибок, недопонимание в работе диспетчеров и экипажа. Но конечно, то, что за терминалами остался один оператор, что была отключена вся система, — это абсолютно неприемлемо», — заключил эксперт.