Спустя двое суток после крушения самолета Airbus A320 авиакомпании Germanwings во французских Альпах появились сообщения о том, что лайнер мог быть уничтожен намеренно. Когда командир корабля отлучился из кабины, второй пилот заблокировал дверь изнутри и направил самолёт вниз, не обращая внимания на предупреждения диспетчеров и срабатывание аварийных систем. Между тем в истории авиации уже были случаи, когда катастрофу провоцировали сами лётчики. И всё же по количеству жертв крушение в Альпах - одно из самых страшных.

Спустя двое суток после крушения Airbus A320 бюджетной авиакомпании Germanwings во французских Альпах начала вырисовываться картина того, что в действительности происходило в кабине пилота за некоторое время до катастрофы. Когда командир воздушного судна на минуту вышел, второй пилот заблокировал дверь и самовольно начал резкое снижение лайнера. Такие действия можно расценить как намерение уничтожить самолёт. Об этом на пресс-конференции заявил прокурор Марселя Брис Робен. Выводы сделаны на основе данных, полученных в результате расшифровки чёрных ящиков.

Как сообщается, командир пытался вернуться в кабину, однако сделать этого не смог. На аудиозаписи речевого самописца слышны попытки выломать дверь, попытки диспетчера связаться с экипажем, предупреждения электронных систем самолёта о возможности крушения. Второй пилот не произнёс ни слова, однако его нормальное дыхание слышно вплоть до столкновения с землёй.

Уже известно имя второго пилота - это 28-летний гражданин Андреас Любиц. В списках разыскиваемых террористов он не значился. Как заявил глава правления компании Lufthansa Карстен Шпор, Любиц прошёл все медицинские тесты, экзамены и испытания и был пригоден к полётам без каких-либо оговорок. Знакомые и соседи рассказали, что он был симпатичным, застенчивым человеком, посещал местную лётную школу и не имел других хобби, кроме пилотирования. По их мнению, он не мог совершить такое ужасное преступление, как осознанное уничтожение пассажирского самолёта. 24 марта Любиц сел в кресло второго пилота, аэробус вырулил на полосу и взлетел, взяв курс из Барселоны в Дюссельдорф.

Пассажиры на борту, видимо, до последнего не осознавали приближения конца. «Крики начались перед самым падением, в самые последние моменты», - заявил прокурор Марселя. Катастрофа во французских Альпах стала самой крупной во Франции за последние 15 лет. Погибли 150 человек: 144 пассажира и 6 членов экипажа. Это крушение стало и самым страшным по количеству жертв среди авиакатастроф, произошедших по злому умыслу пилота.

А были и такие. Вот только некоторые из них.

Не представлял жизни без неба

В 1999 году в результате действий самоубийцы был уничтожен почти весь воздушный флот авиакомпании Air Botswana. Пилот по имени Крис Фатсве угнал самолёт ATR-42. Почти два часа он кружил над лётным полем, угрожая по рации покончить жизнь самоубийством, направив самолёт на лётное поле и здание терминала.

Люди, находившиеся в аэропорту, были срочно эвакуированы. Власти во главе с командующим вооружёнными силами страны начали переговоры с Фатсве, пытаясь убедить его посадить самолёт. Однако пилот угрожал врезаться в здание, где находился офис авиакомпании Air Botswana. Он потребовал вызвать на переговоры вице-президента, других требований Фатсве не озвучил.

Как выяснилось позднее, он был отстранён от полетов по состоянию здоровья. По сообщениям некоторых , лётчик ранее не раз намекал своему руководству, что собирается покончить с собой. Другой пилот сообщил Agence France Press, что из-за недостаточных мер безопасности проникнуть в лайнер на лётном поле и угнать его сложности не представляло.

Когда в воздухе у ATR-42 Фатсве закончилось топливо, он направил самолёт вниз, на лётное поле, где в тот момент находились ещё два таких же воздушных судна. В результате все три самолёта были уничтожены. У компании остался всего один самолёт, технически неисправный. Единственной жертвой авиакатастрофы стал сам Крис Фатсве.

Застраховал жизнь и покинул этот мир

Ещё одно крушение, причиной которого могло стать желание одного из пилотов покончить с собой, произошло 19 декабря 1997 года. Boeing 737-36N авиакомпании SilkAir выполнял рейс MI185 из Индонезии в Сингапур. Находясь на высоте 10 тыс. метров, борт по невыясненным причинам перевернулся, перешёл в практически вертикальное пикирование и упал в реку Музи в окрестностях Палембанга. Погибли 104 человека: 97 пассажиров и 7 членов экипажа.

Расследованием занимались Национальный комитет по безопасности на транспорте (NTSC) и Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB). Как выяснилось, бортовые самописцы перестали фиксировать происходящее на борту воздушного судна за 6 минут до начала снижения. Технических неполадок до момента крушения у самолёта выявлено не было.

Cледствию не удалось обнаружить признаков сбоя электропитания, приводящего в некоторых случаях к нарушению работы самописцев. Это указывало на их преднамеренное отключение одним из членов экипажа.

В качестве причины была выдвинута версия о заклинивании руля направления. Однако даже если бы такое произошло, самолёт начал бы переворачиваться, но не пикировать. Была проведена серия испытаний на авиационном тренажёре с целью моделирования поведения упавшего Boeing, совпадающего с показаниями радара. В результате наиболее точного повторения маршрута падения удалось добиться только при намеренном переводе самолёта в пикирование.

Проведённый психологический анализ личностей командира воздушного судна и второго пилота позволил следователям предположить, что виновником катастрофы мог быть 41-летний Цу Вай Минг. Он был очень опытным пилотом, проработал в авиакомпании 5 лет и налетал 7173 часа.

Как выяснилось, незадолго до катастрофы у Цу Вай Минга возникли финансовые трудности - его долги составили $1,2 млн. Он застраховал свою жизнь на $600 тыс., причём страховка должна была вступить в силу в день его гибели. Есть предположение, что Цу Вай Минг отключил бортовые самописцы лайнера, обманным поручением вынудил второго пилота покинуть кабину, после чего направил самолёт к земле.

Летчики-убийцы: известные случаи намеренных крушений самолетов

Александр Ратников, Иван Ткачёв, Олег Макаров

Катастрофа аэробуса A320, в которой погибли 150 человек, могла быть следствием решения второго пилота покончить с собой, считают французские следователи. Это не первая подобная авиакатастрофа

Второй пилот разбившегося А320 обращался в клинику в Дюссельдорфе 27.03.2015, 18:45

Крушение пассажирского самолета A320 во Франции произошло в результате «намеренных действий» второго пилота, сообщила в четверг ​​французская прокуратура. После того как командир воздушного судна вышел из кабины, оставив лайнер в режиме автопилота, второй пилот заблокировал дверь и сознательно активировал фатальное снижение самолета, заявил на пресс-конференции прокурор Марселя Брис Робен.

Прокурор назвал это «намеренной попыткой уничтожить самолет», но воздержался от заключения, что это было изощренное самоубийство. «Я не могу называть это суицидом, но возникает резонный вопрос», — сказал Робен.

В истории известны случаи, когда летчики намеренно уничтожали самол​​ет во время полета (не все из них были официально доказаны). Некоторые из таких случаев фактически приводили к массовому убийству. 19 декабря 1997 года в Индонезии потерпел крушение Boeing 737 авиакомпании Silk Air, в результате чего погибли 104 человека. Самолет начал резкое снижение, после чего разбился о землю. Индонезийские власти так и не смогли определить причины катастрофы. Но Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) предположил, среди прочих версий, что падение лайнера было вызвано умышленными действиями командира. Вероятно, дождавшись, пока его помощник выйдет из кабины, он отправил самолет в пике, отключив оба бортовых самописца. Перед этим у пилота отмечались сложности на работе, обострившиеся в последние месяцы перед крушением. Летчик также испытывал финансовые затруднения.

24 марта днем самолет авиакомпании Germanwing, следовавший из Барселоны в Дюссельдорф, потерпел крушение в Альпах. Лайнер Airbus A320 покинул аэропорт Барселоны в 10:01 по барселонскому времени (12:01 мск), в 10:35 (12:35 мск) самолет достиг высоты 38 тыс. футов, рассказал на спецбрифинге гендиректор компании Germanwings Томас Венкельманн. По его словам, затем лайнер начал резко снижаться в течение 8 минут. Контакт с самолетом был потерян в 10:53 (12:53) на высоте 6 тыс. футов. «Затем лайнер разбился», — резюмировал он. Все 150 пассажиров и членов экипажа считаются погибшими.

По статистике Федерального управления гражданской авиации США (FAA) (.pdf), за десятилетие с 2003 по 2012 год было выявлено восемь самоубийств пилотов во время полета. В большинстве случаев пилот-самоубийца летел один. Факторами, которые могут склонить летчика к такому шагу, FAA называет депрессию, отношения в обществе и финансовые проблемы.

Суицид пилота был назван в качестве одной из версий катастрофы рейса MH370 авиакомпании Malaysia Airlines в марте прошлого года. Основатель новозеландской авиакомпании Kiwi Airlines Эван Уилсон, изучающий бесследное исчезновение MH370, считает, что командир воздушного судна Захари Шах был психически болен и покончил с собой, погубив всех пассажиров.

Крушение A320

24 марта Airbus A320 авиакомпании Germanwings направлялся из Барселоны в Дюссельдорф. На его борту были 144 пассажира и шесть членов экипажа. Через 40 минут после взлета лайнер достиг крейсерской высоты. Пилоты в последний раз вышли на связь и сообщили о траектории лайнера.

Через минуту самолет начал снижаться без объяснения причин. Это продолжалось в течение десяти минут: лайнер снизился примерно с 11 до 2,5 км. Затем он врезался в гору во Французских Альпах. Первоначально сообщалось, что Airbus успел подать сигнал бедствия. Однако позднее выяснилось, что сигнал подал диспетчер, утративший связь с самолетом.

Никто из находившихся на борту не выжил. Вечером 24 марта спасатели обнаружили и направили на расшифровку первый черный ящик — им оказался тот, который фиксирует переговоры экипажа. Позднее был обнаружен корпус второго черного ящика, но его содержимое оказалось утеряно.

Было озвучено несколько версий причин крушения. Некоторые эксперты полагают, что дело в неисправности датчиков, передававших в бортовой компьютер неверные данные. Другие специалисты считают, что произошла разгерметизация, и пилоты снизились до высоты, на которой можно дышать (но не заметили гору). Также предполагалось, что пилоты из-за каких-то неисправностей искали место для вынужденной посадки. Версия теракта также рассматривалась, однако не входила в число приоритетных.

Глава Lufthansa Карстен Шпор изначально настаивал на том, что самолет был исправен. Он заявил: «Это необъяснимо для нас».

31 октября 1999 года над Атлантикой потерпел крушение Boeing 767 авиакомпании Egypt Air. Погибли 217 человек. Как выяснило следствие, катастрофа случилась вскоре после того, как командир воздушного судна покинул кабину. Американские следователи предположили, что крушение было вызвано преднамеренными действиями помощника пилота, однако точные доказательства этого отсутствуют. Египетские власти не согласились с версией о преднамеренном характере действий одного из членов экипажа.

В 1976 году пилот Западно-Сибирского управления гражданской авиации 33-летний Владимир Серков самовольно поднял в воздух самолет Ан-2 из аэропорта Новосибирск-Северный. Затем он направил самолет в пятиэтажный жилой дом, где проживала его жена, которая решила с ним расстаться и ушла от него, забрав с собой ребенка. В результате крушения погибло 5 человек.

В 1994 году пилот Королевских ВВС Марокко намеренно направил самолет ATR-42, выполнявший внутренний рейс из аэропорта Агадир Аль-Массира в аэропорт имени Мохаммеда V, в Атласские горы, предварительно отключив автопилот. Погибли 44 человека.

Подробнее на РБК:


В ходе следственных действий в доме второго пилота самолета Airbus A320 авиакомпании Germanwings была обнаружена разорванная медицинская справка о болезни, причем она была действительна на день катастрофы, сообщает Der Spiegel со ссылкой на заявление немецкой прокуратуры. Кроме того, в доме были обнаружены медицинские документы, которые свидетельствуют, что пилот Андреас Любиц проходил лечение, при этом он скрывал свое заболевание от работодателя. Прокуратура не уточнила характер болезни пилота. Следователи также не обнаружили в доме погибшего предсмертную записку.

«Медицинские документы были конфискованы, они указывают на существующую болезнь и соответствующее лечение, прописанное доктором», — сообщила прокуратура Дюссельдорфа.

«Тот факт, что в доме были найдены разорванные больничные листы, из которых следовало, что пилот не мог работать в день преступления, подтверждает предварительный вывод о том, что больной скрывал свое заболевание от работодателя и от коллег», — цитирует прокуратуру Reuters. Медицинские документы были обнаружены не только при обыске в доме Любица в Дюссельдорфе, но и в еще одном доме в городке Монтабаур - административном центре района Вестервальд в земле Рейнланд-Пфальц.​ В этом городе Любиц родился и вырос, в 20 лет он уехал из Монтабаура чтобы учиться на курсах пилотов.

По информации французского телеканала M6, освобождение от работы по здоровью было выдано Любицу на период с 16 по 29 марта, тогда как авиакатастрофа произошла 24 марта. Кроме того, источники телеканала сообщили, что в доме пилота при обыске были найдены антидепрессанты. Ранее немецкое издание Bild сообщило, что шесть лет назад Любиц в течение полутора лет посещал психиатра, при этом знакомые пилота отзываются о нем как о «нормальном парне».

Катастрофа самолета Airbus A320 произошла через 30-40 минут после вылета из аэропорта Барселоны в Дюссельдорф. На борту находились 144 пассажира и шесть членов экипажа, все они погибли. Едва достигнув крейсерской высоты в 11 тыс. м, лайнер стал терять высоту, снижение продолжалось восемь минут, после чего самолет на высокой скорости врезался в гору близ города Барселоннет. Расследование показало, что перед крушением автопилот самолета был переключен на снижение до минимально возможной высоты в 30 м.

По данным, полученным после расшифровки бортового самописца, командир корабля вскоре после взлета вышел из кабины пилотов в туалет. Когда он вернулся, дверь была заперта, а второй пилот Андреас Любиц не реагировал на стук. Как заявил 26 марта задействованный в расследовании прокурор Марселя Брис Робен, Любиц сознательно направил самолет в пике в момент столкновения с землей, пассажиры поняли, что происходит, только за несколько секунд до катастрофы. По мнению следователей, сам Любиц до момента катастрофы был в сознании.

Подробнее на РБК:

Второй пилот разбившегося A320 Андреас Лубитц Новый поворот в трагедии самолета Airbus A320 , разбившегося в Альпах во вторник. По последним данным, причиной трагедии могло стать самоубийство второго пилота, который намеренно направил самолет вниз, не впустив командира корабля в кабину после того, как тот ненадолго вышел. Второй пилот заблокировал дверь и начал снижение самолета, что и привело к катастрофе. Об этом на пресс-конференции в четверг заявил прокурор Марселя. По словам представителя французской прокуратуры, второй пилот всё время оставался за штурвалом самолета. Незадолго до трагедии командир воздушного судна добровольно вышел из кабины, попросив второго пилота взять управление на себя. При этом, по словам прокурора, между командиром и вторым пилотом не было никакого конфликта. Подробности пресс-конференции в собственном переводе изложил в Facebook журналист Сергей Пархоменко. По его словам, далее прокурор сказал следующее: оставшись один, второй пилот НАМЕРЕННО переключил несколько тумблеров и настроил автопилот на максимально быстрое снижение. После этого он НАМЕРЕННО заблокировал дверь. Командир самолета через интерфон требовал его впустить в кабину, то есть второй пилот не мог не видеть, кто это. До момента катастрофы второй пилот был жив - на расшифрованной аудиозаписи слышно его дыхание. При этом неизвестно, находился ли пилот в сознании. На записи слышны вопросы диспетчеров и просьбы отозваться, но второй пилот не отвечает. Авиакомпания сообщила имя второго пилота – это немец Андреас Лубитц . В комментариях к этой записи есть некоторые дополнения из других источников. Второй пилот заблокировал дверь и, как написало издание FAZ, hat das Flugzeug vorsätzlich zum Absturz gebracht (Авиакатастрофа была устроена намеренно). По мнению экспертов, пилот разбившегося A320 мог сознательно заблокировать дверь кабины, чтобы покончить с собой. В ходе пресс-конференции прокурор Марселя несколько раз повторил, что крики в салоне были слышны только в последнюю минуту – то есть пассажиры осознали ситуацию в самый последний момент (снижение происходило относительно плавно в течение примерно восьми минут). «Был интересный момент – у следователя спросили "каково было вероисповедание пилота". Он сказал, что не скажет, но "об этом, скорее всего, не нужно беспокоиться". И вот только сообщили, что версия теракта исключается», - пишет один из комментаторов. «Теперь все кишки промоют этому Лубитцу - и будьте уверены - за 48 часов! Может, мусульманской веры (тайно), может, псих. По-немецки: АМОК-ЛОЙФЕР. Чувак - в состоянии амока. Во время полёта вёл себя заторможенно. На вопросы пилота отвечал "да"-"нет"», - комментирует один из пользователей. Еще одна интересная подробность: «Там, оказывается, стоит какой-то таймер. Пилот ввел код, а второй пилот изнутри нажал на тумблер и заблокировал вход. Еще интересно - в США одного пилота НИКОГДА не оставляют в кабине (уходящего пилота заменяет стюардесса - я это сам сто раз видел). Оказывается, в Европе нет такого правила», - пишет один из пользователей. Другой блогер уточняет: «Это не правило, это рекомендация ИКАО для всех авиакомпаний в мире. Американские компании это приняли за обязательное правило, европейские не систематически, увы, по коммерческим причинам (пока кто-либо из стюардесс сидит в кабине пилота и ждет, она не работает). «Удивительно, часа не прошло с оглашения имени второго пилота, а в ФБ уже появилась группа Soutien à Andreas Lubitz, héro de l"Etat Islamique (Поддержка Андреаса Лубитца, герой Исламского государства 1), - отмечает один из пользователей. Группа действительно есть, но довольно странная. Так, там «официально» сообщается, что администратор группы, сделавший ошибку в названии страницы, будет обезглавлен. «ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСС-РЕЛИЗ: Исламское государство приносит свои извинения за неправильное написание в названии страницы. Менеджер сообщества был отстранен от должности и будет обезглавлен, чтобы это послужило в качестве урока», - сообщается на странице в соцсети (в настоящее время группа уже заблокирована). При этом власти Франции и Испании, а также авиакомпании Germanwings и Lufthansa не комментируют информацию о результатах расшифровки бортового самописца. Так, ранее представители авиакомпании Germanwings, которой принадлежал разбившийся лайнер, заявили, что у них нет официальных данных, подтверждающих, что во время катастрофы в кабине самолета находился только второй пилот. Первыми эту информацию обнародовало The New York Times. По данным источника издания, согласно расшифровке записей бортового самописца следует, что в какой-то момент командир корабля выходит из кабины, а затем не может попасть обратно. При этом забаррикадировавшийся в кабине второй пилот не отвечает коллеге и диспетчерским службам. Как сообщил французский эксперт по вопросам авиабезопасности Жан Серра, второй пилот (речь идет об Андреасе Лубитце), в отличие от командира судна, имел всего 630 часов налета и поступил в Germanwings совсем недавно – в 2013 году. Пассажирский самолет A320 компании Germanwings, летевший из Барселоны в Дюссельдорф, разбился во французских Альпах 24 марта. Самолет исчез с экранов радаров в 10.53 по местному времени на высоте около 1,8 тыс метров. На борту аэробуса находились 150 человек - 144 пассажира и шесть членов экипажа, в основном граждане Испании и Германии, в том числе 16 немецких школьников, возвращавшихся вместе с двумя учителями из испанской деревни, куда дети ездили по обмену. Также на борту разбившегося самолета были граждане Австралии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Дании, Казахстана, Колумбии, Мексики, США и Японии.

Что известно об Андреасе Лубитце

Андреасу Лубитцу было 28 лет, он родом из немецкого города Монтабаур (Федеральная земля Рейнланд-Пфальц). Полтора года назад он окончил летную школу и сразу поступил в Lufthansa, где летал в качестве второго пилота. Известно, что он не был связан с какими-либо террористическими или экстремистскими организациями. Прокурор Марселя, отвечая на вопросы, заявил, что не считает Лубитца самоубийцей. «Когда вы принимаете решение покончить с собой, то вы делаете это сами. Но когда с вами еще 150 человек – то было бы странно называть это суицидом», – заявил прокурор. О Лубитце написали и в аэроклубе Luftsportclub Westerwald, в котором он впервые поднялся в небо. «Андреас стал членом нашего клуба еще подростком, он всегда мечтал о полетах, – говорится в сообщении о его смерти. – Он осуществил свою мечту, за которую заплатил такую высокую цену».

Авиакатастрофы из-за самоубийств пилотов

В истории авиакатастроф было несколько инцидентов, в которых самоубийство или попытка самоубийства пилота рассматривались как возможные версии. - Катастрофа Boeing 737 под Палембангом – авиакатастрофа, произошедшая 19 декабря 1997 года. Boeing 737-36N авиакомпании SilkAir выполнял рейс Тангеранг-Сингапур, но, находясь на высоте 10 тысяч метров, по неустановленной причине перевернулся, свалился в вертикальное пикирование и упал в реку Музи в окрестностях Палембанга. Погибли 104 человека. Одна из ключевых версий причин катастрофы - самоубийство пилота, который намеренно ввел самолет в пике. - Катастрофа Boeing 767 под Нантакетом в Атлантике – авиакатастрофа, произошедшая 31 октября 1999 года. Boeing 767-366ER авиакомпании EgyptAir, выполняя рейс Лос-Анджелес-Каир с промежуточной посадкой в Нью-Йорке, разбился в Атлантическом океане примерно в ста километрах южнее американского острова Нантакет. Погибли 217 человек, все, кто находился на борту. По версии американской стороны причиной крушения стало самоубийство пилота, египетские эксперты утверждали, что имела место техническая неисправность. - Попытка захвата DC-10 над Мемфисом - авиапроисшествие, произошедшее 7 апреля 1994 года. Один из пассажиров – уволенный пилот Оборн Кэллоуэй – попытался захватить самолет McDonnell Douglas DC-10-30F компании FedEx, совершавший рейс Мемфис-Сан-Хосе. Кэллоуэй намеревался убить всех членов экипажа и покончить с собой, представив инцидент, как авиакатастрофу. Таким способом он намеревался отомстить компании за свое увольнение и получить страховку в размере 2,5 млн долларов. Однако, благодаря героизму экипажа, террорист потерпел неудачу и до сих пор обдумывает свое поведение, отбывая пожизненный тюремный срок в одной из американских тюрем.

1 Организация запрещена на территории РФ.

МОСКВА, 26 мар — РИА Новости. Спустя двое суток после крушения самолета Airbus A320 бюджетной авиакомпании Germanwings во Французских Альпах начала вырисовываться картина того, что в действительности происходило в кабине пилота за некоторое время до катастрофы: когда командир воздушного судна вышел из кабины, второй пилот заблокировал дверь и самовольно начал снижение лайнера, таким образом, его действия можно расценить как намерение уничтожить воздушное судно.

Эти выводы на основе данных, полученных по итогам расшифровки речевого самописца, сообщил в четверг на пресс-конференции прокурор Марселя Брис Робен. По его словам, в первые 20 минут полета оба пилота вели нормальный разговор. Когда командир лайнера вышел из кабины, вероятно, в туалет, второй пилот заблокировал дверь и самовольно начал снижать воздушное судно.

Командир пытался вернуться в кабину, однако сделать этого не смог. На аудиозаписи, извлеченной с речевого самописца, слышны попытки выломать дверь, вызовы диспетчера, предупреждения систем самолета о возможности столкновения. Второй пилот не произнес ни слова, однако его нормальное дыхание слышно вплоть до момента катастрофы.

"Действия второго пилота могут быть расценены как намерение уничтожить самолет", — озвучил вывод следователей прокурор. Он подчеркнул, что второй пилот намеренно перевел самолет в снижение, случайно сделать этого нельзя.

Пассажиры (всего 144 человека) лайнера, по словам Робена, до последнего не осознавали приближения катастрофы — "крики начались перед самым падением, в самые последние моменты".

Знакомые второго пилота A320: он не мог осознанно уничтожить самолет Ранее прокурор Марселя Брис Робен заявил, что действия Андреаса Лубитца можно расценить как намерение уничтожить воздушное судно. Airbus A320 авиакомпании Germanwings во вторник днем разбился в труднодоступном районе Альп на юго-востоке Франции, погибли 150 человек.

"Симпатичный, но застенчивый"

Личность второго пилота, находившегося в кабине в момент катастрофы, также была установлена, — им оказался 28-летний Андреас Лубитц, уроженец земли Рейнланд-Пфальца.

Симпатичный, но застенчивый — так охарактеризовали знакомые и соседи пилота, сообщает немецкий телеканал N-tv из города Монтабаур. По их словам, он посещал местную школу воздухоплавания и не имел других хобби, кроме пилотирования. Вместе с тем он не был "сумасшедшим пилотом, для которого авиация стала идеей фикс".

Как ранее заявил пресс-секретарь авиакомпании Lufthansa, второй пилот лайнера был "первым офицером в Germanwings с сентября 2013 года" и имел 630 часов летной практики. Основной пилот лайнера, как стало известно ранее, налетал более 6 тысяч часов на этом типе самолетов.

Многие опрошенные немецким телеканалом говорили о том, что Лубитц всегда держался обособленно, даже во время праздников в клубах, которые посещал. На вопрос о религиозности второго пилота его знакомые ответили, что до отъезда в обучающий центр авиакомпании Lufthansa в Бремене он не был замечен в излишней религиозности, однако после возвращения он снимал небольшую квартиру в городе, в которой появлялся только по выходным, и исповедовал ли он какую-либо религию в последнее время, неизвестно.

"Спровоцирована намеренно"

Глава МВД Германии Томас де Мезьер, говоря о личности второго пилота, заявил, что у немецких спецслужб нет никаких данных о его причастности к террористическим организациям.

В Lufthansa в свою очередь заявили, что авиакомпания не имеет данных о возможных причинах действий пилота своего дочернего предприятия. "Мы можем только гадать, у нас никаких данных о том, что могло побудить второго пилота к этим действиям", — сообщил журналистам глава правления Lufthansa Карстен Шпор. В то же время он заявил, что, исходя из позиции Lufthansa, катастрофа А320 была спровоцирована намеренно.

Шпор также сообщил, что авиакомпания может пересмотреть критерии отбора пилотов и системы безопасности после катастрофы лайнера. По его словам, вместе с экспертами из авиакомпаний, профсоюза Vereinigung Cockpit и профильных ведомств руководство Lufthansa "будет думать, что можно еще сделать в этой сфере — при отборе и при обучении".

Работы продолжаются

На месте крушения судна в настоящее время продолжается эвакуация тел погибших и их идентификация, сообщил прокурор Марселя. По его словам, процесс эвакуации сильно осложнен тем, что самолет разбился в труднодоступном горном районе, и может занять одну или даже две недели. "Идентификация же будет продолжаться до того, пока все не будут установлены", — сказал прокурор.

Кроме того, по-прежнему ведутся работы по поиску второго черного ящика — параметрического. Накануне на месте крушения была найдена его пустая оболочка, однако сам прибор пока найти не удалось.

Командующий ВВС Польши Анджей Бласик до момента крушения самолета 10 апреля 2010 года находился в кабине с пилотами и настаивал на посадке судна, несмотря на неподходящие условия.

Кроме того, попытки давления на экипаж оказывал глава протокола польского МИД, который сказал капитану: «Мы будем пытаться (совершить посадку — ред.), пока не получится» за 15 минут до крушения самолета.

СМИ также отмечают, что пока капитан и экипаж самолета решали, приземлиться им или нет, их отвлекали люди, которые заходили или выходили из кабины пилотов. На записи слышно, как человек, находившийся в кабине пилотов или поблизости, спрашивает другого: «Что это?» Тот отвечает: «Пиво, а ты что, не пьешь?». Две минуты спустя бортпроводница обращается к кому-то с вопросом: «Желаете ли выпить что-нибудь?», на что ей, как передает «Интерфакс », ответили восторженным «да».

Ниже представлены выдержки из записи с черных ящиков, опубликованные RMF FM.

— Когда начинаются эти торжества?
— Через час? — отвечающий не уверен в том, что говорит.
— Не знаю, но если мы не спустимся до минимума, эти рыбки не прыгнут, — частично непонятное высказывание командира самолета. (В рубрике «заметки» эксперты добавляют: «нервозность в голосе, легкое заикание»).
— Они должны там быть!

— Бася!! Выглядит не очень, появился туман. Неизвестно, приземлимся ли мы! — обращается командир самолета к главе персонала.
— Да? Они не успеют.
— Sorry!
— Они должны там быть!
— А если мы не приземлимся, тогда что? — спрашивает посторонний голос.
— Команды нет, — обращает внимание голос «третьего лица», записанный немного тише.
— Тогда уйдем, — отвечает второй пилот.
— Подождем полчаса. У нас нет времени, — добавляет капитан.
— Жарко будет! — говорит позднее навигатор. Заметка к этому высказыванию объясняет: «в смысле, что будет горячая обстановка».

Третьи лица и шум в кабине. На протяжении всей последней фазы полета в кабине звучат призывы к третьим лицам соблюдать тишину. Слышно слабое «Тихо там».

В кабине пилотов впервые появляется присутствующий до конца полета предположительно главнокомандующий ВВС Польши. Экипаж ведет разговор с пилотами Як-40 , который приземлился в Смоленске. Сообщение о нахождении облаков на высоте 50 метров и видимости в 400 метров вызывает беспокойство.

В кабине звучит вопрос:
— У них было так же?
— Нет, у них получилось, — отвечает второй пилот.
— Видишь! — отмечает «третье лицо».
— У нас проблема!

Разговор командира самолета с главой протокольной службы:
— Господин директор, появился туман. При таких условиях мы не сможем приземлиться. Попробуем подойти, сделаем один подход, но скорее всего ничего из этого не получится. Следовательно, прошу обдумать что будем делать дальше.
— Будем пытаться, пока не получится.
— Нам бензина не хватит до тех пор, пока не получится.
— Значит у нас проблема!
— Можем полчаса повисеть и уходим на второй запасной.
— Какой запасной?
— Минск или Витебск.
— Тогда может в Минск.
— Господин директор, давайте вернемся.

Во время подготовки к подходу в сложных условиях микрофоны в кабине регистрируют:
— Пошел отсюда!
— Да.
— Иди.
— Спроси Артура (из экипажа Як-40), плотные ли тучи, — просит капитан.
Второй пилот докладывает, что плотность облаков составляет 400–500 метров.
— Такая плотность?! — спрашивает навигатор.
— Ну такая! — подтверждает второй пилот.
— Это издевательство! — утверждает кто-то, после чего второй пилот выходит на связь вновь и проверяет данные.
— Судя по тому, как было у нас, на 500 метрах мы были над облаками, — отвечает Як-40
— Значит, бух, — констатирует бортинженер.

Самолет президента Польши Леха Качиньского . Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. Качиньский летел на траурные мероприятия в Катынь, где захоронены польские военнослужащие, расстрелянные НКВД СССР в 1940 году.


По итогам расследования было установлено, что причиной крушения стало непринятие экипажем самолета в условиях плохой видимости. Также сыграло свою роль отсутствие должной реакции и необходимых действий экипажа при многократном срабатывании системы предупреждения о сближении с землей.