Собор создан по проекту известной компании, которая построила здание Законодательного суда в Лондоне. Храм сделан в стиле готического Возрождения. В декоре здания присутствуют прерафаэлитские витражи, острые иглы коленопреклонения, на которых изображено 50 государственных цветов, а также висят 50 флагов американских штатов. Пол церкви сделан из дорогого итальянского и бельгийского мрамора.Рядом с Собором стоит мемориальная часовня, посвященная погибшим американцам во Второй мировой.

Сейчас американский храм работает в качестве прихода. Службы ведутся на английском языке. Но не смотря на это, Собор является в первую очередь резиденцией епископа Епископальной церкви в Европе.

Американский Собор Святой Троицы запечатлен на картине великого художника. Оригинал картины Жана Беро "После службы в церкви Святой Троицы, Рождества 1890 года" хранится в Музее Карнавале.

Собор Сакре-Кёр

Практически из любой точки Парижа видно это величественное белое здание. Любой человек, даже впервые попавший в столицу Франции, ни с чем не перепутает этот красивейший собор. Базилика Сакре-Кёр была названа так в честь католического праздника Святого Сердца Христова, а посвящен этот храм памяти жертв франко-прусской войны.

Строительство было начато в 1875 году на холме Монмартр, в самой высокой точке Парижа (130м). Для укрепления фундамента пришлось вырыть 83 шахты, глубина некоторых составляла 33 метра. Сам собор, высотой 94 метра, решили строить из редкого известняка, который при соприкосновении с водой покрывается особым белым налётом. Вот почему Сакре-Кёр обладает таким уникальным цветом.

Особенно хороша базилика, если смотреть на нее снизу. Можно остановиться на площадке у подножья лестницы из 237 ступеней, ведущей на вершину холма, и увидеть храм во всем его белоснежном великолепии. Лестница приведет к главному входу собора, который украшают бронзовые фигуры святого Людовика (слева от входа) и Жанны д’Арк (справа).

С обзорной площадки перед Сакре-Кёр открывается потрясающая панорама Парижа. При ясной погоде вы увидите улочки и бульвары города, а в вечернее время городские фонари и подсветка исторических зданий создадут феерическую картину города-праздника.

Кафедральный собор Успения Богоматери

Кафедральный собор Успения Богоматери (по-французски Cathedrale Notre-Dame-de-l"Assomption) расположен в историческом центре Парижа на Площади Победы. Рядом с Собором находится статуя папы Урбана II, который начал здесь в 1095 году Первый крестовый поход.

Кафедральный собор Успения Богоматери - прекрасный готический собор, до которого здесь находились три христианских храма. Важная особенность собора - уникальный строительный материал вулканического происхождения. Это самый крупный храм из этого особого камня.

Посетив Кафедральный собор Успения Богоматери, вы сможете увидеть внутреннее убранство XIX века и послушаете орган. Также здесь есть прекрасная коллекция живописи XII-XV веков и фрагменты готических фресок.

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери - известный на весь мир готический собор, расположенный в самом центре Парижа. Всемирная известность этого храма может соперничать разве что с популярностью Эйфелевой башни. Своей славой Собор Парижской Богоматери в немалой степени обязан одноименному роману Виктора Гюго.

Знаменитый собор был заложен ещё в двенадцатом веке, а если точнее - в 1163 году. Монументальная стройка длилась более ста пятидесяти лет, зато сейчас этот храм признан настоящей жемчужиной французской столицы. В первую очередь собор поражает своими размерами - его башни возносятся на 69 метров над землей, а дубовый шпиль и того выше - на 96 метров. Экстерьер собора достаточно мрачен - здание украшено каменными горгульями и химерами, а на фасаде изображены сцены из Страшного суда. Интерьеру тоже мрачности не занимать - подобно большинству готических зданий, в Соборе Парижской Богоматери полностью отсутствует настенная живопись, и вместо фресок внутреннее убранство храма оживляют лишь разноцветные витражи.

Собор Парижской богоматери - одна из самых известных и популярных мировых достопримечательностей. Это действительно старинное, легендарное место, посетить которое ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. А для верующих собор является местом настоящего религиозного паломничества: именно здесь хранится одна из священных реликвий христианства - терновый венец Иисуса Христа.

Собор Сен-Луи

Собор Сен-Луи неоднократно в своих романах упоминал Александр Дюма.

Однако, Собор построенный в 18 веке так и не был завершен. Здесь представлены морские экспонаты, модели кораблей. Внутренние залы посвящены в основном именно морской тематике, в то время как сама архитектура собора больше похожа на военный форт средневековья.

Во внутреннем дворе собора можно посидеть за столиками и спрятаться от городской суеты, как в прямом смысле, за каменной стеной.

Рядом расположен морской и океанографический музеи.

Собор Александра Невского

Ни для кого не секрет, что в Париже со времён Российской империи проживает большое количество русских. В те времена у русской общины возникла проблема - единственное молельное место располагалось на территории посольства, и едва ли могло вместить даже малую часть верующих.

В 1847-м году главный священник русского посольства в Париже Иосиф Васильев пожелал построить постоянную церковь. После долгой возни с бюрократией французское правительство одобрило проект. Так началось строительство собора Александра Невского. Строительство велось на пожертвования, большая часть которых поступила от русских со всего мира. Удивительно, но к пожертвованиям присоединились и французы.

Собор был освящён 11 сентября 1861 года, а в двадцатом веке был причислен к историческим памятникам Франции.

Собор Дома инвалидов

Изначально Дом инвалидов представлял собой некий лечебный пункт, пригодный для состарившихся и увечных солдат. Руководил строительным процессом придворный архитектор Либераль Брюан. На работу у него ушло около шести лет. А первое заселение пенсионеров произошло в 1674 году.

В марте, 1676 году дальнейшее строительство Дома инвалидов было перепоручено Жюлю Ардуэн-Мансару, который и ранее принимал участие в возведении здания и занимался помещениями госпиталя и входными павильонами. Строительство продлилось еще почти 30 лет.

Здание состоит из двух частей в одном: церковь для солдат и купольная церковь. В 1873 году его окончательно разделили на две части большой перегородкой из стекла. Со временем Дом инвалидов от части становится музеем: сюда было переправлено из Лувра собрание рельефных планов, и организованно несколько музеев, посвященных армии.

По сей день в здании функционирует отель, который предоставляет жилье инвалидам, служившим во французских войсках и пенсионерам.


Достопримечательности Парижа

Кафедральный храм во имя Пресвятой Троицы на набережной Бранли в Париже был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 4 декабря 2016 года. Входит в комплекс Русского духовно-культурного центра.

Русский духовно-культурный центр - комплекс из четырёх зданий:

  • кафедральный собор Святой Троицы Корсунской епархии Русской православной церкви,
  • российско-французской начальной школы на 150 учеников,
  • выставочного центра,
  • здания епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями.

Центр расположен на территории общей площадью 4,2 тыс. кв. метров в VII округе Парижа, приобретённой Правительством России участке земли в Париже, в нескольких сотнях метрах от Эйфелевой башни и в непосредственной близости от музея Бранли, Гран Пале и парижского музея современного искусства. Территория центра является частью посольства РФ во Франции и обладает в этой связи дипломатическим иммунитетом.

Проект центра разработан французским архитектором Жаном-Мишелем Вильмоттом. Официальное открытие состоялось 19 октября 2016 года.

Адрес: 1 Quai Branly, 75007 Paris.

Собор святого Саввы (Париж)

Собор Свято́го Са́ввы (серб. Црква Светог Саве у Паризу) - кафедральный собор Западноевропейской епархии Сербского патриархата, расположенный в городе Париже и освящённый в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии - святого Саввы Сербского.

В сентябре 1947 года в Париже была основана первая сербская православная община, которая 3 февраля 1948 года была официально признана французскими властями. На начальном этапе приход не имел своего отдельного храма и богослужения совершались в храмах других христианских конфессий.

В 1962 году община взяла в аренду протестантскую церковь на рю Симплон, а в 1984 году окончательно приобрела и переоборудовала здание для православных служб.

Здание собора было построено в неороманском стиле и снаружи облицовано тесаным известняком и украшено ажурным орнаментом. Над входом в храм помещена фреска святителя Саввы Сербского, написанная в стиле древней сербской церковной живописи. Внутри церковь разделена вдоль опорными столбами на две части: слева - храмовое пространство; в правом - установлена большая икона Пресвятой Богородицы «Всецарица». Резной двухярусный иконостас из морёного дуба с иконами (справа от Царских врат) в нижнем ряду - Спасителя, Архангела Михаила, Иоанна Крестителя, великомученика и целителя Пантелеимона; слева - образ Божией Матери «Троеручница», архидиакон Стефан, святитель Савва Сербский, святитель Николай Чудотворец. Во втором иконостасном ряду изображены двенадцать апостолов. Венчает иконостас образ Ветхозаветной Троицы и православный восьмиконечный крест. Росписей в храме нет.

Адрес: 23, rue du Simplon, 75018 Paris

Церковь святого Серафима Саровского (Париж)

Храм на рю Лекубр был построен в 1933 году и освящён в честь преподобного Серафима Саровского. Проект иконостаса церкви создал учредитель Общества возрождения художественной Руси, академик Н. В. Глоба. В нижнем ряду были установлены иконы письма П. А. Федорова.

Спустя сорок лет здание храма пришло в негодность, в связи с чем в 1973-1974 годах на месте старого храма по проекту архитектора А. Н. Фёдорова была построена новая деревянная церковь. Внутри храма находятся два массивных клёна, стволы которых выходят наружу через отверстия в крыше (одно растение живое, второе - засохшее). На одном из деревьев находится текст завещания Серафима Саровского.

Одной из главных святыней храма является икона преподобного Серафима с частицей его мощей. Также в церкви хранятся часть камня, вывезенного из Царского Села, на котором святой совершал свой молитвенный подвиг, часть мантии святого и небольшое количество муки, которую сестры Дивеевского монастыря мололи на ручной мельнице и раздавали по горстке паломникам как благословение.

Адрес: 91, rue Lecourbe, Paris 15e.

Собор Александра Невского (Париж)

Русское присутствие во Франции датируется начиная с XVIII века. В XIX веке около тысячи русских постоянно или временно проживают в Париже. У них нет другого молельного места кроме того, что было в русском посольстве в Париже - слишком тесного.

В 1847 году священник русского посольства - Иосиф Васильев - начал работы по проектированию постоянной церкви. Инертность русского правительства и французская административная медлительность сдерживали завершение проекта, но Наполеон III в конце концов дает своё согласие.

Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире. Царь Александр II внёс личный вклад - приблизительно 150 000 франков золотом. Проект вызвал большой интерес во Франции. К пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.

Новая церковь освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. Она посвящена святому Александру Невскому, Новгородскому князю, славному герою Руси.

Адрес: Париж, Rue Daru, 12

Собор святого Стефана (Париж)

В 1890 году по проекту французского архитектора Жозефа Водреме (1829-1914) на улице Жоржа Бизе, 7 в XVI округе Парижа состоялась закладка греческого православного собора, освящение которого было совершено 22 сентября 1895 года в честь первомученика архидиакона Стефана.

Здание собора высотой 42 метра было построено в византийском стиле, облицовано белым и коричневым глазурованным кирпичом, а стены прорезаны длинными арочными окнами. Венчает собор купол, расположенный на парусах и равносторонний византийский крест. Арочный вход в храм обрамляют коринфские колонны из жёлтого известняка. Наружные стены собора частично застроены более поздними постройками.

В 1962 году в храме венчались легендарная певица Эдит Пиаф, принявшая православие, и греческий парикмахер Теофанис Ламбукас.

В 1977 году в соборе отпевали величайшую оперную певицу греческого происхождения Марию Каллас.

С 1980 года по субботам в храме регулярно проводит богослужения на арабском языке община Антиохийской православной церкви.

Адрес: 7 Rue Georges Bizet, 75016 Paris, Франция

В любой стране можно насчитать несколько знаменитых и известных на весь мир зданий и сооружений, являющихся ее визитной карточкой. И, конечно, Франция, не исключение: французские замки, прекрасные мосты, прекрасные памятники и величайшие храмы – все это о ней. Сегодня, мы расскажем об самых красивых соборах и церквях Франции.

Или «Sainte Chapelle» в Париже . Эта изумительная французская часовня стоит на острове Сите. Величественное сооружение всегда вызвало восторг и восхищение любого, кто его когда-либо видел, а в период средневековья капеллу называли - «врата в рай». Века спустя, великий французский писатель Андре Моруа назвал Сент-Шапель - «подлинным чудом готического искусства». Не изменилось мнение о ней и сегодня, туристы приходят в изумление, увидев красоту этого сооружения. Даже несмотря на то, что часовня окружена не совсем позитивными, с точки зрения энергетики, зданиями: рядом стоит Дворец Правосудия и тюрьма «Консьержери», которые тоже монументальны и величественны, лишь часовня – пробуждает приятные эмоции. Часовня Сент-Шапель строилась по приказу французского короля Людовика Девятого, он, по политическим соображениям, нуждался в том, чтобы все французы убедились в его исключительности и в том, что он достоин стать Божьим избранником на престоле. Людовик приобрел уникальные реликвии христианства в Константинополе, они стоили баснословных денег, поэтому понадобилась достойная капелла для их хранения. Этими реликвиями стали: терновый венец Иисуса Христа и несколько щепок от его креста. Получилось так, что реликвии обошлись королю в три раза дороже, чем было потрачено денег на строительство Сент-Шапель. Это было в 1248 году. Узнать о тех событиях можно, посетив часовню, и рассмотрев ее изумительные витражи, на которых прописана тема перенесения христианских святынь, и этот сюжет центральный, как и сцена «Тайной вечери» и некоторые другие сюжеты из Библии. Эти темы прослеживаются в сотне малых элементов «готической розы». В давние времена верхняя часовня была местом молитв членов французской королевской семьи, в нижней – молились слуги и простолюдины, но сегодня, туристы могут изучить все уголки капеллы. Здание часовни было сильно повреждено в период Французской революции, но его восстановили, по чудом уцелевшим, старинным чертежам. Только вот священные реликвии тут теперь отсутствуют, о давнем нахождении здесь тернового венца сегодня напоминают только каменные шипы, украшающие колокольни. Чтобы прочувствовать средневековую атмосферу этой часовни, рекомендуем прийти сюда на концерт классической органной музыки, тут они периодически проводятся.

Или «Basilique Notre-Dame de Fourvière» в Лионе . Здание лионской базилики Нотр-Дам де Фурвьер, многие назовут вычурным или эклектичным, что немудрено из-за смешения нескольких стилей: классицизма, неоготики, неовизантийского. Но по словам архитектора, создававшего базилику, Пьера Боссана: разве что-то в этом мире может быть слишком хорошо Царицы Небесной!? Базилика расположилась на высоком холме Фурвьер, а окружают ее, древнеримские театры. Величественное здание базилики, украшенное ажурными башенками, зубчатыми кружевными стенами, было построено в конце девятнадцатого века. Его видно почти из любой точки города Лиона. Особенно оно выигрышно смотрится, когда освещенная ярким солнцем позолоченная статуя Богородицы, на башне-капелле, начинает светиться, словно посылая благословение всем жителям и гостям Лиона. Благодаря своим четырем башням, церковь похожа на крепость, и этот архитектурный прием был придуман Боссаном неспроста: он считал, что вера в Бога должна защищать любого человека не хуже цитадели. Строительство базилики Нотр-Дам де Фурвьер на холме Фурвьер, который с давних пор был известен, как место силы, было вызвано порывом благодарных жителей Лиона. На этом холме они возносили молитвы к Деве Марии в 1643 году, об избавлении города от чумы, молились в 1870 году о божественной защите города от вторжения грозной армии Бисмарка. И молитвы помогли! За это, лионцы и возвели красивейшую церковь, вобравшую все самое лучшее из достижений мировой архитектуры. Интерьеры базилики Нотр-Дам де Фурвьер не менее великолепны, ведь входя сюда, думаешь, что попал в какой-то иллюзорный мир: солнце, пробиваясь сквозь многочисленные витражи, отражается миллионами разноцветных лучиков, освещая великолепные мозаики, изящную лепнину, изумительную роспись, прекрасные скульптуры. Подняться на этот холм, можно на фуникулере.

Или «Cathédrale Notre-Dame des Doms d"Av» в Авиньоне . Французский город Авиньон, стоящий на скале над Роной, издавна известный, как «Город пап», из-за того, что семьдесят лет в нем проживали Папы Римские, еще известен и как «Город-крепость», из-за своих неприступных фортификаций, окружающих поселение. На территории Авиньона, раньше было расположено двадцать мужских и пятнадцать женских монастырей, закрепивших за городом еще одно звание – французский «Город колоколов и церквей». Конечно, многие из них давно превратились в руины или стерты с лица земли, другие – используют в иных целях, но прекрасный собор Нотр-Дам-де-Дом, так же, как и восемьсот лет назад, гордо высится над городом, восхищая своей красотой всех проходящих мимо. Авиньонский кафедральный собор входит в единый ансамбль с Папским дворцом и древнейшим мостом Сен-Бенезе, обрывающимся посредине реки. Монументальность старинной церкви, которую венчает интересный купол в романском стиле, на котором вместо креста находится громадная статуя Девы Марии, покрытая позолотой. Этот католический храм больше похож на вавилонский зиккурат, тем не менее, в свое время, он нес функции римского Собора Святого Петра, представляя из себя кафедру Верховного понтифика. Вообще, название Кафедрального собора Нотр-Дам-де-Дом, можно перевести «Дом епископа». Собор возводили не на пустом месте: раньше, уже в четвертом веке, тут стояла древняя базилика, где и размещался епископ, но ее в восьмом веке разрушили сарацины. А к жизни она возродилась лишь в середине двенадцатого столетия. Статую Девы Марии, весящую четыре с половиной тонны, водрузили на здание в 1859 году.

Или «Église Saint-Michel» в Дижоне . Это эклектичное здание, построенное из светло-серого песчаника, впечатляющее днем, но становящееся неотразимым на закате солнца, когда стены его начинают излучать необычное розовое свечение, величественное и в то же время утонченное, привлекает туристов своим сказочным внешним видом. Оно похоже на сказочный замок, с высокими неприступными башнями и каменными куполами. Церковь стоит неподалеку от роскошного Дворца герцогов. Ее возвели в 889 году. Сначала это была скромная деревянная часовенка, которая с ростом числа прихожан, уже не могла вмещать всех желающих, и тогда, в 1020 году, настоятелем было принято решение о возведении большой каменной церкви. Нынешнее здание церкви Сен-Мишель, с великолепными резными порталами, изображающими сцены из Библии, знаменитых мифических героев, строилось в период с 1497 по 1529 годы. А возникла подобная необходимость из-за такого случая, произошедшего в 1430 году: одна женщина, живущая в Монако, купила у торговца реликвиями из разграбленных старинных храмов и гробниц, старинную дароносицу. Вернувшись домой, женщина начала рассматривать свою покупку и обратила внимание, что на дне дароносицы, имеются остатки «гостии» - это постный хлеб, используемый при причастии. Она решила соскрести его ножом, но лишь дотронувшись до хлеба, увидела, что оттуда потекла кровь, которая потом высохла, но оставила след в виде изображения Иисуса Христа на троне. Удивленная дама, отправилась за консультацией к священнику, он взял эту «гостию» и послал Папе Римскому Евгению Четвертому, а тот подарил реликвию герцогу Бургундскому. Таким образом, «гостия» оказалась во французском городе Дижоне. А чтобы эту бесценную вещь было где хранить, начали возводить величественный собор, на деньги богатых жителей города. Это было в 1497 году. Здание воплотило черты стиля ренессанс и «пламенеющей» готики. В 1529 году, эту церковь освятили. К сожалению, три столетия спустя «гостия» исчезла с лица земли, став еще одной жертвой Великой французской революции, а собор утратил сакральное значение. Но память о великой христианской реликвии, осталась в средневековой литературе и на витражах католических соборов Бургундии. Но, утратив сакральную ценность, церковь Сен-Мишель не утратила своего величия, до сих пор восхищая всех, кто ее видит впервые.

Или «Cathédrale Notre-Dame de Reims» в городе Реймсе . Реймсcкий собор – прекрасное и величественное здание, сумел при своих монументальных размерах остаться изящным и утонченным. В этом католическом храме Реймса все грандиозно, но, тем не менее, тонко. Нотр-Дам начали возводить еще в 401 году, а в 1210 году, он сгорел в страшном пожаре. Уже через несколько месяцев храм начали строить заново, ведь иначе было нельзя, так как в одиннадцатом веке появилась традиция короновать там на правление королей Франции. В соборе Реймса были коронованы практически все французские монархи. Потрясающе красивый собор радует своей прелестью туристов и по сей день: его ажурная и изящная внешность – эталон готической архитектуры, подчеркнутый интересным скульптурным убранством, модным в ту эпоху. Лишь одно здание фасада Реймсского собора начитывает две тысячи триста фигур, из них выделяется величественная галерея из пятидесяти шести фигур французских королей. Средневековый шедевр не так уж и далек от эстетики современного искусства: если вы зайдете в центральную часовню, то обратите внимание на интересный витраж, его в двадцатом веке разработал известный художник Марк Шагал. Тут изображено распятие Иисуса Христа и жертвоприношение Исаака.

Или «Cathédrale Notre-Dame de Chartres» в городе Шартре . Французский провинциальный город Шартр, расположен в восьмидесяти километрах от Парижа, именно там и находится французская «Библия в камне» и одна из красивейших церквей мира - Собор Нотр-Дам. Этот готический монументальный храм, был построен всего за тридцать лет и прошел процедуру освящения в 1260 году, с тех пор, он практически не видоизменялся, чем объясняется его мировая архитектурная значимость и ценность. Но, как всегда бывает, этот собор вырос не на пустом месте: самая первая церковь была построена на этом месте еще в четвертом веке, но свою знаменитость он особо ощутил в 876 году, с момента размещения там бесценной христианской святыни – «Покрова Девы Марии», представляющего отрез шелка бежевого цвета, который носила Богородица во время принесения ей «благой вести». С этой реликвией связана масса чудес, и одно из них то, что полотно чудесным образом уцелело в мощном пожаре 1194 года, длившемся три дня и уничтожившим старое здание собора, который был построен в романском стиле, и почти весь город. Не поддающееся логическому объяснению спасение реликвии, иначе как чудом быть не могло, народ Шартра понял, что это было знамение, и начал строить новый храм, уже в прекрасном готическом стиле. Уникальной особенностью этого французского храма является наличие разных башен на западной стороне фасада: дело в том, что было принято решение о сохранении уцелевшей в пожаре пирамидальной колокольни, ее включили в ансамбль в неизменном виде. На другой башне, вы увидите очень красивый шатер, в стиле пламенеющей готики. Шартрский собор Нотр-Дам может гордиться изумительными витражами, площадь которых достигает две тысячи шестьсот квадратных метров. Витражи создавали с двенадцатого по тринадцатый века, но к сожалению, секрет их создания был утрачен в тех далеких временах, тем не менее нам досталась честь видеть самое лучшее собрание европейского витражного искусства. А еще, собор привлекает своими удивительными окнами-розами: которые преломляя лучи солнца, мечут по интерьеру собора разноцветные молнии, лишь дополняя пышность его убранства. На полу Шартрского собора вы увидите лабиринт – символ скитания человеческой души по пути к Богу. Его протяженность двести шестьдесят два метра. По сей день существует традиция: если вы хотите покаяться и попросить у высших сил прощения за свои грехи, то как средневековый пилигрим, преодолейте этот путь на коленях, и Бог смилостивится над вами.

Или «Notre Dame de Amiens» в Амьене . В столице французской области Пикардии – городе Амьене, находится удивительный и весьма впечатляющий собор Нотр-Дам. Строить его начали в далеком 1220 году в честь Святого Жана Батиста: дело в том, что его голова была привезена рыцарями-крестоносцами из четвертого Крестового похода в 1206 году. Удивительно, но мощи христианского Святого до сих пор хранятся здесь, привлекая в Амьен сотни тысяч паломников со всего мира. Собор Нотр-Дам в Амьене – это не просто одна их красивейших французских церквей, но и истинное воплощение совершенной красоты, а также средневековый шедевр инженерного искусства. Здание возведено в классическом готическом стиле, но некоторые элементы оформления, все же склоняются к стилю пламенеющей готики. Потрясающий фасад Амьенского собора нисколько не уступает по великолепию Парижскому Нотр-Даму: он тоже имеет грандиозные размеры, ажурное окно-розу, три высокие портала, Галерею королей, состоящую из двадцати двух гигантских статуй, являющихся французскими королями, но символизирующими царей Иудеи. Собор примечателен и внутри, он грандиозен и величествен: очень высокий, длинный, зал, со ста двадцатью шестью тонкими колоннами, на которые опирается центральный неф, словно возвышает и приближает к Богу любого в него входящего. Идеальные пропорции и безупречность прослеживаются во всех деталях. Внутри собора вы увидите фигуру «Плачущего ангела», который печально склонившись над человеческим черепом, оплакивает глупость людского рода. Эту скульптурную композицию создал Николя Блассе. В Амьенском соборе вы сможете увидеть потрясающие резные скамьи, с изображениями более чем четырех тысяч мифических, библейских, реальных персонажей, которые были созданы резчиками по дереву в шестнадцатом веке. Считается, что Амьенский собор – это величайшее создание искусства зодчества, и далеко не каждый собор, сможет затмить его красоту.

Или «Sacre Coeur», в Париже . Издавна на холме Монмартр в пригороде Парижа, селились бедные представители французской богемы: художники, музыканты, писатели. И, в первую очередь, это место привлекало их своей дешевизной. Но именно эти люди смогли в корне изменить наши представления об искусстве. На сегодняшний день, холм Монмартр, расположенный в восемнадцатом округе Парижа, является не только самой высокой его точкой, но и местом, где стоит неподражаемая и великолепная Базилика Святого Сердца - Сакре-Кер, и откуда открываются умопомрачительные виды на город. Название данного холма переводится, как «Гора мучеников»: оно уносит нас в давнюю историю христианства, но продолжает оставаться актуальным и в двадцать первом веке: два века подряд, на Монмартре селятся гениальные мастера, часто умирающие в голоде и нищете, становясь признанными гениями и творцами лишь после смерти. Несмотря на то, что сегодня Монмартр – престижный район Парижа, тут сохранился дух провинциальности: нищие художники, рисующие на улице, бедные уличные музыканты, бары и кабаре и масса туристов, которые стремятся своими глазами увидеть удивительную архитектурную доминанту Монмартра - Базилику Сакре-Кер, которая была возведена в честь Святого Сердца Христова. Эта огромная по размерам церковь, отливающая молочно-розовым цветом, видна со всех концов Парижа. Она, наряду с Эйфелевой башней и Лувром, - настоящий символ города. К базилике Сакре-Кер можно подняться пешком, преодолев несколько сотен ступенек или же проехать на фуникулере. Эта французская церковь вобрала в себя элементы двух стилей - романского и византийского. Особенно прекрасна она по ночам, когда загораются огни подсветки: Сакре-Кер становится схожей с одним из фантастических дворцов древней Византии. Вечерами на многочисленных ступенях церкви встречаются многочисленные компании туристов, местных жителей, музыканты, они пьют, поют, веселятся, а сверху на них строго взирает статуя Иисуса Христа, с центрального фасада базилики.

Или «Notre Dame de Paris» в Париже . Этот собор, расположенный на острове Сите, посреди реки Сены, – сердце Парижа. Нотр-Дам де Пари - монументальное здание, славящееся фантастической красотой. Собор вырос на месте самой первой христианской базилики Парижа, а она, в свою очередь, была построена на руинах древне-римского храма. Собор Парижской Богоматери заложили в 1163 году, и он строился и увеличивался в размерах до девятнадцатого века, становясь безмолвным свидетелем всех великих и ужасных событий французской истории: Варфоломеевская ночь, Великой французской революции, приход к власти императора Наполеона Бонапарта и так далее. Это готический собор, с элементами романского стиля. Здание, хотя и огромно, но пропорционально. Кстати, собор достигает почти семидесяти метров в высоту, но рядом с ним не чувствуешь себя мелким, а, наоборот, словно духовно вырастаешь, ободренной мощью божественной силы и невероятной энергетикой этого места. Знакомясь с западным фасадом собора, который являет «Библию в камне», поражаешься размаху и фантазии архитекторов: изумительное окно-розетка, грандиозная галерея с двадцатью восемью фигурами библейских царей, сценка Страшного суда, начертанная на центральном портале, знаменитые фигурки химер и горгулий, изображения святых, мифических существ, простых людей. В соборе хранится важная христианская святыня – терновый венец Христа. Знаменитый писатель Виктор Гюго создал об этом величественном храме целый роман, но даже ему не удалось в полной мере передать те чувства, которые овладевают человеком, стоящим перед собором Парижской Богоматери.

Или «Cathedrale Notre-Dame de Rouen» в Руане . Этот старинный католический собор, являющийся самым высоким храмом Франции, считается великим национальным памятником страны и настоящим шедевром готики. Французский город Руан, издавна зовут «Городом сотни Шпилей», ведь в нем много высоких зданий со шпилями, но Руанский собор по своей красоте превосходит их. Его даже увековечил художник Клод Моне в своих картинах. Высота Руанского кафедрального собора – сто пятьдесят один метр. Массивные стены этого собора тянутся вдоль улицы Сан-Романо, которая в средние века считалась самой престижной в Руане. Возник этот собор на месте древней христианской базилики четвертого века, которая возникла тут после того, как в эти края приехал епископ Меллон, начавший проповедовать христианство среди местных жителей. К девятому веку, тут образовалось довольно крупное епископское подворье, включавшее две церкви, Кафедральный собор, в честь Богоматери, баптистерий, но все это сровняли с землей, напавшие на город Руан в 841 году орды викингов. После себя они оставили лишь пепелище. И тогда, правящий в те годы Францией король Карл Третий Простоватый, в 911 году, пойдя на уступки завоевателям, дал согласие на то, чтобы Нормандия стала герцогством и выдал свою дочь Гизелу за вождя викингов Роллана Пешехода, а тот, в свою очередь, принял крещение, взяв имя Роберт. Так появилась династия герцогов Нормандских, а Франция обезопасила себя от нового нападения грозных северных покорителей морей. Герцог Роберт, в 1020 году, начал строительство величественного католического собора в романском стиле, его дело продолжили наследники. К сожалению, до наших дней от того сооружения достояла лишь одна крипта. Самой старой башней Раунского собора является башня Сан-Ромен, которой уже восемь веков, она возводилась в 1145 году. Собор часто разрушался из-за природных катаклизмов, человеческой неосторожности, например, один неф, сгорел в средние века при пожаре, в восемнадцатом веке здание собора пострадало от сильнейшего урагана, и конечно же, одной из наиболее печальных страниц истории собора, является бомбардировка 1944 года, длившаяся на протяжении целой ночи, при которой была повреждена боковая башня, она, завалившись на бок, повредила несколько несущих колонн. Но, к счастью, собор не рассыпался, а чудом простоял до того времени, как началась его реставрация и восстановление, что длилось около двенадцати лет. В наше время, а именно, в 1999 году, Руанский собор пострадал в результате сильной бури, когда стихия повредила его колокола, а в 2000 году обрушилась еще одна башня, но так как это случилось в пять утра, никто не пострадал. Эта древняя конструкция, созданная словно из каменного кружева, с изумительными витражами, высоким шпилем, привлекает тысячи туристов. Кстати, внутри храма находится гробница первого герцога Нормандии Роллана Пешехода, а также саркофаг короля Ричарда Первого или Ричарда Львиное Сердце, но в саркофаге находится не все тело английского короля, бывшего еще и герцогом Нормандским, в период с 1189 по 1199 годы, а лишь его сердце.

– страна, где сконцентрированы самые красивые и удивительные базилики, соборы, церкви, часовни и храмы. Вы, наверное, обратили внимание, что каждый более или менее значительный город этой страны, обязательно имеет свой собор Нотр-Дам, и в этом нет ничего необычного, потому как французы – католики, а у них Божья Матерь почитается даже больше Иисуса Христа, вот и возводят они масштабные религиозные сооружения, посвящая их Деве Марии. Несмотря на то, кому посвящен храм или собор, каждый из них потрясающий и великолепный, а мы рассказали лишь о малой части самых красивых соборов Франции.

В начале 13-го века, это римско-католический собор был возведен в городе Бурж, столице провинции Берри. Построенный во французском готическом стиле, Буржский собор стоит в месте религиозного значения, начиная, по крайней мере с третьего века, именно здесь, в римском городе Аварикум нашли защиту первые христиане среди галлов. Сегодня собор имеет современный дизайн и великолепный фасад с ошеломляющей затейливой резьбой и украшениями. Удивительно, но большая часть витражей осталось оригинальной, многие из них с изображением истории из Ветхого и Нового Заветов.

2. Страсбургский собор (Strasbourg Cathedral)

Страсбургский собор иногда называют Розовым собором. Собор построен из песчаника, который придает ему розовый оттенок. Несмотря на то что значительные его части возведены в романском стиле, он считается одним из лучших примеров высокой, или поздней, готической архитектуры. В соборе Страсбурга до сих пор продолжаются католические церковные службы, которые вы можете посетить.

Участок, на котором стоит Страсбургский собор первоначально был занят римским храмом, затем романской церковью, которая была построена в 1015 году, а затем разрушена в результате пожара. Настоящий Собор был завершен в 1284 году.

Уникальный, не имеющий аналогов, шпиль Страсбургского собора был самым высоким в христианском мире в течение четырех столетий.


3. Монолитная церковь Сен-Жан (Monolithic Church of Saint-Jean)

Обтер-сюр-Дрон, это маленький и живописный городок, с традиционной архитектурой и причудливыми домами в регионе Нувель-Аквитания на юго-западе Франции. Сам по себе городок является уникальной достопримечательностью Франции, но центром притяжения без сомнения является церковь Сен-Жан, вырезанная почти полностью из известняка в скале. Построенная в 7-м веке и значительно расширенная в 12-м веке, церковь имеет сводчатый неф, крестильный бассейн и десятки древних гробов.


4. Руанский собор (Rouen Cathedral)

Руанский собор, эторимско - католический готический собор в Руане , Нормандия. Руан иногда называют городом тысячи шпилей, потому что он является домом для многих церквей. Тем не менее, одна выделяется среди остальных: Кафедральный собор Руана. Этот огромный, возвышающийся собор является самым высоким во всей Франции.

Строительство нынешнего здания началось в 12- м веке. На земле на которой возвышается собор, похоронен предводитель викингов, Ролло , основатель герцогства Нормандии , он был крещен здесь в 915 году и похоронен в 932 году.


5. Базилика Сакре-Кер (Sacre-Coeur)

Базилика Сакре-Кер является одной из самых известных церквей во Франции, расположена в Париже, на холме Монмартр, который является самой высокой точкой в Париже. Она была построена в романо-византийском стиле, и очень похожа на знаменитый собор Святой Софии в Стамбуле. Одной из главных особенностей базилики Сакре-Кер является огромная мозаика Иисуса. Тройной арочный портик, увенчан двумя бронзовыми конными статуями французских национальных святых , Жанны Д"Арк и короля Людовика IX святого, разработанный Ипполитом Лефевром. Колокол собора является одним из самых тяжелых в мире, его вес составляет 19 тонн. С купола открывается превосходный панорамный вид на Париж.

Место где стоит базилика традиционно ассоциируется с обезглавливанием покровителя города, Сен-Дени в 3-м веке.


6. Нотр-Дам-де-ла-Гард (Notre Dame de la Garde)

Портовый город Марсель является местом расположения невероятной Нотр-Дам-де-ла-гард. Собор возведен в честь покровителя моряков. Римско-католический собор был построен на руинах древней крепости в 19-м веке, и он был создан в византийском стиле Возрождения. Внутри собора вы будете впечатлены статуей Мадонны с младенцем, а также впечатляющей колокольней и каменными сводами.


7. Аббатство Мон-Сен-Мишель (Mont Saint Michel Abbey)

Своей популярности у туристов аббатство Мон-Сен-Мишель обязано своему расположению на острове. Остров Мон-Сен-Мишель находится всего в полумиле от побережья недалеко от Нормандии, что делает доступ к нему ограниченным. Здесь до сих пор проживают монахи-бенедиктинцы, аббатство находится в окружении причудливых улиц, магазинов, кафе и музеев, посвященных острову и его истории.

С более чем 1,7 миллиона посетителей в 2014 году аббатство является одним из самых посещаемых культурных объектов во Франции . Внесено в список всемирного наследия Юнеско.


8. Собор Реймса (Reims Cathedral)

Более 800 лет назад началось строительство собора Реймса, он заменил старую церковь, разрушенную в результате пожара в 1211 году , которая была построена на месте базилики , где Хлодвиг был крещен епископом Реймса в 496 году. Сегодня собор является потрясающим примером готической архитектуры и служит главной достопримечательностью в городе Реймс. Именно в этом самом соборе, короновались многие французские короли и записи показывают, что даже Жанна д"Арк присутствовала на одной из этих церемоний в 15-м веке. Собор является резиденцией архиепископа Реймса.


9. Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris)

Самым известным собором Франции является Нотр-Дам де Пари, который был построен в середине 12-го века, во время правления Людовика VII. Нотр-Дам является самым популярным памятником в Париже и во всей Франции, переигрывая даже Эйфелеву башню, каждый год собор посещают более 15 миллионов туристов.

Но знаменитый собор также является действующей католической церковью, местом паломничества, и координационным центром католицизма во Франции. Жемчужина парижской архитектуры, Нотр-Дам де Пари, возведен в готическом стиле, и он может похвастаться своими невероятными размерами. Его контрфорсы были одними из первых в мире, и многие горгульи использованы не только для украшения, но и для опоры колонн.

Нотр- Дам де Пари стоит на месте первой христианской церкви Парижа, базилики Сент- Этьен, которая сама была построена на месте римского храма Юпитера .


10. Шартрский собор (Chartres Cathedral)

Шартрский собор является готический по архитектуре, латинской церковью, расположенной в Шартре в 80 километрах к юго - западу от Парижа. Возведение собора в Шартре началось в 11-м веке. Это невероятное здание, построенное в готическом стиле, считается одним из самых важных частей архитектуры во Франции. Красочные витражи сохранились хорошо, а два разных шпиля конкурируют за внимание туристов. Хотя внешний вид является феноменальным, не пропустите реликвии находящиеся внутри, такие как платье, которое якобы носила Мария, когда она родила Иисуса.

Собор находится в исключительном хорошем состоянии для своих лет. Большинство оригинальных витражей остались нетронутыми, в то время как в архитектуру внесены лишь незначительные изменения с начала 13-го века. Во внешнем виде здания преобладают тяжелые контрфорсы , что позволило архитекторам значительно увеличить размер окна, в западной части доминируют два контрастных шпиля высотой 105 метров.

Он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, который называет Шартрский собор "высокой точкой французского готического искусства " и "шедевром".


Говоря о Русском соборе в Париже, стоит начать с того, что соборов на самом деле два. Объясняется все сложностью административно-иерархической структуры православной церкви и наличием двух в некоем роде конкурирующих организаций: РПЦ (Русская православная церковь или Московский Патриархат) и РПЦЗ (Русская православная церковь заграницей). Поэтому-то в Париже и существует два русских православных храма: на улице Daru в 17 округе располагается построенный еще в XIX веке собор Александра Невского, подчиняющийся РПЦЗ и Константинопольскому патриархату, тогда как на набережной Сены в 7 округе с 2016 года действует собор Святой Троицы, принадлежащий Корсунской епархии РПЦ. И если о деятельности РПЦ все наслышаны, то РПЦЗ даже для многих православных, не живущих за границей, — аббревиатура не самая известная.

Что такое РПЦЗ?

Появление в 20-х гг. XX века РПЦЗ — Русской Православной церкви заграницей — было прямым следствием Октябрьской революции и Гражданской войны: РПЦЗ создавали русские эмигранты-священники для русских эмигрантов-прихожан.

На протяжении десятилетий по всему миру от США до Австралии РПЦЗ не только сохраняла православные традиции еще дореволюционной России, но и играла объединяющую роль для многих поколений русских эмигрантов: открывала русскоязычные школы, печатала книги и периодические издания, просто являлась центром притяжения на русскоязычных эмигрантов. И это до сих пор очень чувствуется при посещении старого Собора на улице Daru. Сюда приходили и приходят не только помолиться, но и обменяться новостями, найти работу в русскоязычной среде (во дворике с давних пор есть популярная доска объявлений), на соседних с собором улицах обосновались рестораны русской кухни.

Вместе с тем РПЦЗ долгое время старалась жить, как будто революции и советской власти не существовало вовсе, а царь рано или поздно вернется на российский престол. Любое изменение старых порядков, обрядов и традиций считалось неприемлемым, и наверняка такая консервативность многих отдалила от зарубежной православной церкви, особенно в последние десятилетия.

Объединение или примерение

Выйдя из подчинения Московского Патриархата еще в 1927 году и войдя напрямую в подчинение Патриархата Константинопольского, до 2007 года РПЦЗ являлась полностью независимой от РПЦ организацией. При этом если большую часть XX века русская зарубежная церковь считала РПЦ пособником большевиков и агентом КГБ, то Московская Патриархия причисляла РПЦЗ к раскольникам. Однако после краха Советского Союза именно Москва первой начала делать шаги к объединению двух церквей. Наконец, в 2007 году соответствующее соглашение было подписано, и РПЦЗ вернулась в лоно РПЦ, но с особым статусом “самоуправляемой церкви”. То есть с формальной точки зрения РПЦЗ признает над собой власть Московского Патриархата, но с административной и во многом политической является организацией очень самостоятельной. Подобные статусы имеют, в числе прочих, Украинская и Молдавская православные церкви.

Как сказал один из клириков об объединении РПЦ и РПЦЗ, произошло не столько объединение, сколько “примирение” двух церквей. И наличие двух православных соборов в Париже лишний раз является тому подтверждением. Неслучайно сразу после объединения РПЦ и РПЦЗ представители Московского Патриархата заговорили о необходимости строительства нового русского собора в Париже под эгидой РПЦ в дополнение к уже существующему православному храму Александра Невского. И вот почти десятилетие спустя новая церковь увидела свет.

Кому нужен новый русский собор в Париже?

Этот новый собор многие православные парижане ждали давно. Маленький кафедральный храм Трех Святителей на улице Petel в 15-м округе давно не вмещал всех желающих. Он был организован группой эмигрантов, не захотевших разрывать отношения с Московским Патриархатом и открывших в 1931 году в подвале бывшей велосипедной фабрики православную церковь. Кстати, в Париже действуют ещё пять небольших православных церквей, но все они относятся к Константинопольскому Патриархату, а не к Московскому.

И вот теперь у РПЦ появился новый приход в Париже, поражающий не только размахом и архитектурой, но и местоположением. Комплекс зданий находится в престижном 7 округе на левом берегу Сены недалёко от главной парижской достопримечательности - Эйфелевой башни. Кроме храма, здесь разместилась русско-французская школа, выставочное пространство, зал для встреч и концертов на 220 зрителей, жилые и служебные помещения. Собор Святой Троицы явно старается играть ту же роль, что полтора столетия до него играл старый собор Александра Невского — стать центром русской эмиграции и культурной жизни русского Парижа.

Относится собор к Корсунской епархии, объединяющей зарубежные приходы РПЦ во Франции, Испании, Португалии, Швейцарии и Андорре, и находится в ведении Московской Патриархии.

Кто и за сколько?

Церемония открытия православного собора Святой Троицы и Русского духовно-культурного центра прошла в октябре 2016 года. Участок под строительство Россия купит ещё в 2010 году, обойдя двух серьезных конкурентов — Канаду и Саудовскую Аравию. Стоимость сделки не разглашалась, но французские газеты называли сумму в 70-75 миллионов евро.

Строительство заняло полтора года и стоило чуть меньше 100 миллионов евро. Деньги на покупку земли и постройку нового комплекса выделены из бюджета Российской Федерации.

Первоначальный вариант архитектора Мануэля Ньюеса-Яновского, выигравшего конкурс, вызвал протест у Парижской мэрии. По мнению городских чиновников этот проект не вписывался в исторический ансамбль набережной Бранли и не представлял интереса с эстетической точки зрения. Российская сторона прислушалась к недовольству французской стороны, отдав предпочтение занявшему второе место французскому архитектору Жан-Мишелю Вильмотту, кстати, давно работающему в России.

Русская архитектура французского архитектора

В архитектурном плане храм представляет смешение классического русского церковного зодчества и духа современной архитектуры. Не всем этот гибрид пришёлся по душе, зато комплекс идеально вписался в историческую застройку города.

Здание собора, построенного из светлого бургундского известняка, венчают пять куполов. Самый большой символизирует Христа, четыре поменьше - евангелистов Луку, Марка, Иоанна и Матфея. Архитектор Вильмотт в интервью газете «Коммерсант» признается, что самым сложным было найти верный рисунок луковицы, чтобы храм прочитывался не как византийский, а как русский.

Купола-луковицы изготовлены в Бретани из композитных материалов по технологии, применяемой в аэрокосмической отрасли - они необычайно лёгкие и прочные. 90 000 тончайших пластин сусального золота наносились вручную в течение трёх месяцев. Купола не блестят и не сверкают, а нежно сияют деликатной матовостью.

Русский православный собор Александра Невского

А что же собор Александра Невского на улице Daru близ Триумфальной арки? Какова его роль на православной карте французской столицы?

На протяжении полутора веков он символизировал русский православный мир во Франции. Православный храм, построенный ещё при Александре II по проекту Романа Кузьмина в русско-византийском стиле, стал важнейшим центром притяжения для многих тысяч русских эмигрантов, оказавшихся в Париже до и после революции.

Здесь венчались Пабло Пикассо и Ольга Хохлова, а свидетелями были Сергей Дягилев и Гийом Аполлинер. Здесь отпевали Ивана Тургенева, Василия Кандинского, Ивана Бунина, Фёдора Шаляпина, Булата Окуджаву. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская обвенчали в соборе дочь Елену.

Собор Александра Невского вышел из подчинения Московской Патриархии в 1931 году, с тех самых пор он относится к Константинопольскому Патриархату и подчиняется РПЦЗ. Именно поэтому на воскресных службах
здесь так много потомков “белой эмиграции”. По-русски они говорят с сильным французский акцентом, но православным традициям, как они их понимают, не изменяют. Поэтому вряд они когда-либо составят компанию прихожанам нового Собора. Зато если собор Александра Невского - несомненно важнейший исторический памятник Парижа и все еще живое место эмигрантской жизни русскоязычных православных парижан, то новому собору Святой Троицы только предстоит таковым стать.

Русский собор в Париже Рейтинг: ★★★★★ 4.9 based on 75 reviews

5 1