Трамвай 28 (Лиссабон) – одновременно достопримечательность, общественный транспорт и аттракцион. Для местных жителей – это обычный способ передвижения по городу, но туристы используют старинные, желтые вагончики для осмотра достопримечательностей. Маршрут трамвая проходит через многие известные места столицы, а именно через весь исторический центр Лиссабона.

Трамвай 28 в Лиссабоне – общая информация


Маршрут существует уже более века, за это время он практически не изменился. В вагонах установлены деревянные сидения, чтобы сообщить водителю об остановке, достаточно потянуть за веревку в салоне. Трамвай следует такими узкими улочками, что пассажиры могут протянуть руку и коснуться стен домов.

Сегодня по маршруту следуют отреставрированные вагончики, построенные в начале прошлого столетия. Их внешний вид максимально сохранен.

Интересно знать! В прошлом трамвай приходилось часто останавливать, и пассажиры ждали, пока хозяйки закроют ставни, которые мешали проехать.

Что можно увидеть по маршруту трамвая

Маршрут 28 трамвая в Лиссабоне на карте.




Маршрут трамвая 28 в Лиссабоне начинается от площади Мартин Мониш и следует через квартал Моурарию. Это старый мавританский квартал с узкими улочками и маленькими, словно, кукольными домиками. В тавернах исполняют фаду.

Древнейший столичный квартал, именно с него началась история Лиссабона. Крепость строили римляне, а реконструировали арабы. Сегодня в некогда роскошном районе живут бедные семьи рыбаков.


Интересный факт! Название района переводится, как «горячий источник». В период средневековья из стены бил теплый ключ, водой пользовались жители Лиссабона.

Церковь установлена 300 лет назад и сегодня восхищает удивительно белоснежным цветом стен. Церковь носит название Святой Энграсии – мученицы Браги.


Это интересно! Строительство храма велось на протяжении 284 лет.


Замок является одной из главных достопримечательностей столицы. Находится на возвышенности, поэтому его будет хорошо видно из окна 28 трамвая. Здание в разные эпохи было замком, театром, местом содержания заключенных, арсеналом. В XV веке в стенах замка праздновали триумфальное возвращение Васко да Гама из легендарного путешествия в Индию.

В 1755 замок был полностью разрушен. Реконструкция проводилась вплоть до конца прошлого века. Внешний вид здания сохранен и дополнен большим количеством зелени и роскошными павлинами.

Название старейшего собора – аббревиатура, которая обозначает – резиденция епископа. Подобные храмы построены во всех крупных городах страны.


Главный объект почитания святыни – мощи Святого Винсента. Существует легенда, в соответствии с которой в 12 столетии на реке Тежу появилась лодка, управляемая воронами. В лодке было тело Винсента, замученного до смерти арабами. Когда лодка причалила к берегу, птицы обустроили гнездо на крыше собора. Именно поэтому символы собора – плот и вороны. Если решите прокатится на трамвае 28, непременно увидите этот храм.

Эта часть города выполнена в стиле Помбалино. Улица Аугушта – португальский аналог французских Елисейских полей.


Появление нового архитектурного стиля связано с трагическими событиями в Лиссабоне, а именно с разрушительным землетрясением в 1755 году. Катастрофа всего за 3 минуты разрушила город и унесла жизни почти всех жителей. Восстановлением Лиссабона занимался маркиз Помбала. После землетрясения маркиз действовал весьма решительно. Прежде всего, он приказал закрыть город и выставить вооруженную охрану, чтобы нейтрализовать панику. Уцелевшие жители занимались тушением пожаров, разбирали завалы и боролись с бандами мародеров.

Маркиз предпринял рискованный ход, благодаря которому защитил город от возможных страшных последствий – эпидемий. Сразу после катастрофы всех погибших утопили в море.

На площади установлена статуя монарха Жозе I на коне. Местные жители называют статую – Черная лошадь, правда, сегодня конь, выполненный из бронзы, приобрел зеленоватый оттенок – перед временем не устоит даже камень.


В 1908 году на площади был убит предпоследний португальский монарх – Карлуш I. Во время покушения король скончался сразу, его сын Луиш Филипе получил ранение, от которого в скором времени умер. Меньше всего пострадал принц Мануэл II – пуля попала в руку. Именно он в будущем стал править Португалией. Нападавшие – представители Республиканской партии – были застрелены на месте, но их последователям спустя несколько лет удалось свергнуть монархию.

В 1974 году здесь произошла бескровная революция.

Конструкция соединяет две части столицы – верхнюю и нижнюю. Конструкция следует от Золотой улицы до площади Карму. Высота подъема – 32 метра.


Лифт – творение архитектора из Франции Рауля Месснье дю Понсаро. Некоторые историки полагают, что техническую идею лифта он позаимствовал у знаменитого земляка, подарившего миру Эйфелеву башню, — Гюстава Эйфеля. Подъемник лифта выполнен в утонченном неоготическом стиле и украшен ажурным узором.


Это самый утонченный район португальской столицы. Название в переводе означает – скрип. Вероятно, местные жители назвали эту часть Лиссабона именно так, поскольку здесь постоянно слышался скрип колес карет, которые преодолевали крутые склоны. В позапрошлом веке сюда приходили желающие потусоваться и творческие личности, которые хотели прославиться.

На заметку! Сегодня в Шиаду находятся лучшие рестораны и бары столицы.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы

10. Базилика Эштрела


Это последняя остановка трамвая. Строительство началось в 18 веке и по легенде связано с обетом, который дала королева Мария I. Обращаясь к высшим силам, она пообещала построить храм после рождения сына.

Вскоре после данного обета королева родила наследника, и началось строительство базилики. К сожалению, ребенок умер от оспы, а его мать потеряла рассудок, не дождавшись окончания строительства. Базилику строили долгих 11 лет.

Стоимость проезда и график движения


Стоимость проезда во всех трамваях Лиссабона одинаковая:

  • 1,25 евро по карте;
  • 2,85 евро, если приобрести билет у водителя.

Если вы планируете много ездить по Лиссабону, лучший вариант – купить проездной билет, который действует на протяжении одного дня. Вы получаете право на проезд в любом городском транспорте.

  • по количеству поездок;
  • деньгами – такая система называется Zapping, заплатить придется до 15 евро.

Карты продаются в:

  • кассах метрополитена;
  • специальных автоматах;
  • книжных магазинах;
  • киосках.

Обратите внимание! Если вы пополнили карту по системе Zapping, ею оплачивают проезд в любом городском транспорте. Для оплаты, при входе в трамвай карту прикладывают к кругу на желтом аппарате. После этого загорается зеленая лампочка, а на экране появляется информация об остатке средств.


Если вы заправляете карту поездками, помните, что каждая действует только час. Это означает, что на протяжении 60 минут можно пересаживаться в любой общественный транспорт, каждый раз прикладывая карту к аппарату. Деньги списываются только один раз в час.

Это важно! Для детей до 4 лет проезд бесплатный, дети старше оплачивают поездки, как взрослые.

График работы трамвая 28:

  • с понедельника по пятницу – с 5-40 до 21-15;
  • в субботу – с 5-45 до 22-30;
  • в воскресенье и праздничные дни – с 6-45 до 22-30.

Дорога от начальной до конечной остановки занимает 40-60 минут.


  1. Чтобы получить максимум впечатлений и массу положительных эмоций, лучше прийти на конечную остановку рано утром. В этом случае удастся занять удобные места в вагончике.
  2. Во время поездки следите за личными вещами и карманами, к сожалению, случаи краж не редкость.

Поездка в экскурсионном трамвае — популярное развлечение среди туристов. Трамвай 28 (Лиссабон) проходит через весь исторический центр. Во время езды вы сможете насладиться видами, не выходя из вагончика.

Похожие записи:

Поездка на 28-ом трамвае по Лиссабону - это фактически обзорная экскурсия по городу. Маршрут проходит мимо основных достопримечательностей столицы Португалии. Небольшие желтые вагоны, облик которых практически не изменился с начала прошлого века, легко преодолевают крутые подъемы и спуски, петляя по узким улицам старого Лиссабона.

Надо заметить, что трамвай 28 маршрута - это полноценный общественный транспорт, а не просто развлечение для туристов. Большинство пассажиров - местные жители, едущие по своим делам.

Как уже говорилось, облик и интерьер трамвайных вагонов практически не менялся с начала прошлого века (чего нельзя сказать об оборудовании). Кабина водителя не отделена от пассажирского салона, можно подойти и встать рядом.

Рамы со стеклами в окнах отсутствуют, возможно их вставляют лишь на зиму. От палящего солнца или непогоды можно заслониться лишь опустив сверху окна рулонную шторку. Для фиксации шторки предусмотрены специальные выемки, хорошо заметные на фото.

Сильно высовываться из окон тоже не рекомендуется - местами, до пешеходов, светофоров, дорожных знаков, а иногда и домов, можно достать рукой.

Крутые подъемы и спуски узких улиц старого города противопоказаны другим видам наземного общественного транспорта.

Трамвай перемещается довольно быстро, но часто возникают заторы, так как практически на протяжении всего маршрута, трамвайные рельсы являются частью проезжей части.

Заторы возникают не только перед светофорами, чаще всего причиной являются остановившиеся на путях автомобили, производящие погрузку-выгрузку. Пассажиры и водитель терпеливо ждут, никто не возмущается, несмотря на то, что в действиях виновника остановки незаметно особой спешки.

Так выглядит табличка на остановке. Отправив SMS, можно узнать время прибытия трамвая.

А так выглядят спешащие на трамвай пассажиры. Количество пассажиров на протяжении маршута сильно меняется: трамвай то набит битком, то практически пустой. В случае большого количества пассажиров, следует особенно внимательно следить за своими вещами. Ведь 28-ой маршрут популярен не только среди туристов, но и среди воров-карманников.

Внешний вид вагонов трамвая.

Детали интерьера и экстерьера.
Табличка с информацией.

Салон.

В оформлении интерьера используется много деревянных конструкций.

Кнопки для подачи сигнала об остановке трамвая - их в салоне несколько.

Сведения о количестве мест.

Выемки для фиксации рулонной шторки на окне.

Поручень.

Задние фонари.

Лиссабонский трамвай в интерьере городских улиц.

Другие отчеты о поездке в Португалию.

В Лиссабоне трамваи являются не только средством передвижения, но и очень популярным туристическим аттракционом. Дело в том что португальской столице удалось сохранить две линии на которых ходят старинные вагоны из 30-х годов прошлого века. Кто бы мог подумать, что деревянные трамваи, передвигающиеся с изрядным грохотом по узеньким улочкам старого города, станут модным развлечением для туристов. Торопитесь пока португальские власти не превратили маршруты №28 и №12 в чисто туристический аттракцион с повышением цен разумеется. Узенькие улочки Алфамы и маленький деревянный старинный трамвай будто созданы друг для друга, современные трехвагонные монстры там просто не пройдут, застрянут между стенами домов.

Трамвай №28 у библиотеки Камоэнса в районе Байрру-Алту

Сейчас можно покататься на раритетном трамвае всего по цене одной поездки на общественном транспорте. В Вене предприимчивые городские чиновники уже давно отменили самый привлекательный для туристов трамвайный маршрут, превратив его экскурсию на трамвае по знаменитой Рингштрассе, стоимость проезда подскочила в разы.

Оплатить проезд в трамвае №28, как и в любом другом виде общественного транспорта, можно любым проездным документом типа zaping card или Lisbon card, а если вы не собираетесь больше пользоваться общественным транспортом в Лиссабоне, то можно просто купить разовый билет у водителя за 2,90€, это самый дорогой способ. Стоимость проезда с использованием zaping card всего 1,30€. Входить нужно в переднюю дверь, а выходить из задней, в трамвае №28 всё по старому. Свою zaping card нужно провалидировать при посадке о специальное устройство, расположенное рядом с вагоновожатым, только после этого проезд считается оплаченным. Штрафы за безбилетный проезд огромны.

Протяженность маршрута, режим работы

Время работы по будним дням: с 05:40 до 23:25
Время работы по субботам: с 05:45 до 23:10
Время работы по воскресеньям и праздничным дням: с 06:45 до 23:10

Трамваи следуют по маршруту с интервалом 10-20 минут.

Общая протяженность маршрута 7,02 км от площади Мартим Мониж (Martim Moniz) до Кампо де Орике (Campo de Ourique (Prazeres)), в обратном направлении протяженность маршрута 7,51 км. Дело в том, что в разных направлениях трамвай следует по разным улицам и переулкам, местами улочки настолько узкие, что там возможно проложить рельсы только в одном направлении, в обратном направлении трамвай следует по соседним улицам. Поездка займет около 40-50 минут в зависимости от времени стоянок на остановках.


Трамвай №28 на площади Камоэнса

На площади Мартим Мониж (Martim Moniz) можно посетить панорамный бар, расположенный на крыше Hotel Mundial. А на противоположной конечной остановке Кампо де Орике (Campo de Ourique (Prazeres)) можно зайти на рынок Mercado de Campo de Ourique. По сравнению с центральным рынком Рибейра, Mercado de Campo de Ourique более дешевое место, это не только место торговли фруктами, рыбой и зеленью, на рынке вы найдете большой фуд корт, где можно серьезно подкрепиться.

Если вы приезжаете в Лиссабон в высокий туристический сезон, не тешьте себя надеждой, что вам удастся использовать трамвай в качестве общественного транспорта. Мы были в низкий сезон в декабре и вынуждены констатировать то, что все трамваи 28 маршрута были очень плотно набиты. Удовольствия от поездки при таких обстоятельствах испытать очень сложно. Лучше прогуляться вдоль маршрута пешком, самые лучшие кадры получаются снаружи.


В салоне старинного трамвая

Если вы приехали в Лиссабон в высокий туристический сезон и очень хотите прокатиться на легендарном трамвае, стоит придти на площадь Мартим Мониз (Martim Moniz) рано утром, когда большинство туристов еще спят. На конечной остановке собирается очередь, днем вполне возможно простоять в ней от 30 минут до часа. Лучше всего подождать трамвай в котором найдется сидячее место для вас, так вам будет удобнее осматривать город. В старинном вагоне довольно низкие окна и осматривать город стоя не совсем удобно, придется все время наклоняться. Как видите на фотографии выше вагоновожатый сидит прямо в салоне без какой либо перегородки.

Маршрут трамвая №28 на карте

Красными звездочками я пометила самые интересные остановки, при нажатии на звездочку вы сможете увидеть фотографию места и прочитать легкое описание. Остановки расположены довольно близко друг от друга, не составит труда пройти пешком от первой звездочки до четвертой (если считать от площади Мартим Мониз), на этом участке пути концентрация достопримечательностей настолько высока, что жаль смотреть на всё это великолепие только из окна трамвая.

Вы увидите большую часть всех достопримечательностей Лиссабона — кафедеральный собор Се, замок Святого Георгия, площадь Коммерции, площадь Камоэнса, базилику-да-Эштрела, проедите мимо нескольких смотровых площадок.

Всего в Лиссабоне существует всего 5 трамвайных маршрутов — 12, 15, 18, 25, 28. Двенадцатый маршрут частично повторяет маршрут №28 по центру города и это единственный уцелевший круговой маршрут. Старинные же вагоны работают на всех маршрутах кроме 15. Маршрут №15 следует от площади Фигейра в очень туристический район , он укомплектован только современными вагонами, рассчитанными на перевозку большого количества пассажиров. Как вариант можно прокатиться на трамвае №12, он частично повторяет маршрут 28 трамвая, там меньше народа.


Карта маршрутов №28 (красный) и №12 (фиолетовый)

Самые интересные фотографии можно сделать на улицах с односторонним движением. Там где маршрут туда и обратно пролегает по соседним переулкам. Прямо из окна вагона фотографии получаются не очень хорошие.


Улица с односторонним движением, фото из окна в Алфаме

Рельсы расположены всего в 90 см друг от друга. Вообще трамвай в Лиссабоне впервые появился в 1873 году. Поначалу он работал на конной тяге, как и в других городах мира, только в 1901 году все трамвайные линии перешли на электрическую тягу. К слову сказать в Санкт-Петербурге первая конка появилась на 13 лет раньше Лиссабона, а вот электрификация трамваев догнала мой родной город только в 1907 году. В такой задержке были виноваты собственники конно-трамвайных линий, не понимали они всей прогрессивности использования электричества вместо конной тяги.

Наибольшего развития трамвайная сеть Лиссабона достигла к 1959 году, в те времена в городе существовало 27 трамвайных маршрутов, 6 из них было кольцевыми. Потом последовало сокращение трамвайной сети Лиссабона всего до 5 маршрутов. Хорошо, что не успели полностью уничтожить трамваи, лишили бы столицу такого туристического аттракциона.

Нам повезло в последний день нашего пребывания в Лиссабоне мы смогли проехаться на трамвае №28 по полному маршруту. Было довольно свободно. Трамвай со скрипом вскарабкивался на горки и довольно резво катился с них вниз. В одном узком месте прохожий чуть не упал под колеса, между стеной дома и трамваем там было буквально не больше 1,5 метров. Вагоновожатый сразу же остановился и побежал посмотреть, как чувствует себя этот человек, только убедившись, что с ним всё хорошо, он повез нас дальше по холмам Лиссабона. На площади Мартим Мониз мы ждали посадки всего 10 минут, а на противоположной конечной станции мы сели на этот же трамвай и поехали обратно. Так, что посещать Лиссабон в низкий туристический сезон очень приятно.

Хотите поехать в Лиссабон самостоятельно? Читайте в одной статье краткий . Вы узнаете: про все виды трансфера из аэропорта (стоимость), про стоимость билетов на общественный транспорт, получите план осмотра города на 6 дней, узнаете в какие из музеев стоит зайти, а какие пропустить.

Поездка на 28-ом трамвае по Лиссабону - это фактически обзорная экскурсия по городу. Маршрут проходит мимо основных достопримечательностей столицы Португалии. Небольшие желтые вагоны, облик которых практически не изменился с начала прошлого века, легко преодолевают крутые подъемы и спуски, петляя по узким улицам старого Лиссабона.

Надо заметить, что трамвай 28 маршрута - это полноценный общественный транспорт, а не просто развлечение для туристов. Большинство пассажиров - местные жители, едущие по своим делам.

Как уже говорилось, облик и интерьер трамвайных вагонов практически не менялся с начала прошлого века (чего нельзя сказать об оборудовании). Кабина водителя не отделена от пассажирского салона, можно подойти и встать рядом.

Рамы со стеклами в окнах отсутствуют, возможно их вставляют лишь на зиму. От палящего солнца или непогоды можно заслониться лишь опустив сверху окна рулонную шторку. Для фиксации шторки предусмотрены специальные выемки, хорошо заметные на фото.

Сильно высовываться из окон тоже не рекомендуется - местами, до пешеходов, светофоров, дорожных знаков, а иногда и домов, можно достать рукой.

Крутые подъемы и спуски узких улиц старого города противопоказаны другим видам наземного общественного транспорта.

Трамвай перемещается довольно быстро, но часто возникают заторы, так как практически на протяжении всего маршрута, трамвайные рельсы являются частью проезжей части.

Заторы возникают не только перед светофорами, чаще всего причиной являются остановившиеся на путях автомобили, производящие погрузку-выгрузку. Пассажиры и водитель терпеливо ждут, никто не возмущается, несмотря на то, что в действиях виновника остановки незаметно особой спешки.

Так выглядит табличка на остановке. Отправив SMS, можно узнать время прибытия трамвая.

А так выглядят спешащие на трамвай пассажиры. Количество пассажиров на протяжении маршута сильно меняется: трамвай то набит битком, то практически пустой. В случае большого количества пассажиров, следует особенно внимательно следить за своими вещами. Ведь 28-ой маршрут популярен не только среди туристов, но и среди воров-карманников.

Внешний вид вагонов трамвая.

Детали интерьера и экстерьера.
Табличка с информацией.

Салон.

В оформлении интерьера используется много деревянных конструкций.

Кнопки для подачи сигнала об остановке трамвая - их в салоне несколько.

Сведения о количестве мест.

Выемки для фиксации рулонной шторки на окне.

Поручень.

Задние фонари.

Лиссабонский трамвай в интерьере городских улиц.

Другие отчеты о поездке в Португалию.

Трамвай маршрута №28 спускается вниз к Алфаме. Здесь одностороннее движение, поэтому зачастую вагоны идут друг за другом. И нигде больше нет таких узких улочек. На половине горы крепостного холма находится стена, выложенная плитками, на которых изображен старый Лиссабон. Так город выглядел до большого землетрясения 1755 года. Старый мавританский квартал Алфама остался невредимым после этой катастрофы. Новые крыши были построены благодаря введению программы по обновлению. На смотровой террасе Санта-Лузия можно спокойно передохнуть и уже после этого спуститься в Алфаму. Здесь живут простые люди. Зажиточных горожан вы тут не встретите.

Алфама

В Лиссабоне имеется целый ряд таких жилых районов, расположенных в стороне от деловых и торговых кварталов, величественных церквей и бульваров. Во время мавританского господства Алфама называлась Моурария. Туристы сразу будут поражены восточной атмосферой, которая скрывает нужду и бедность. Однако удивительным кажется то, что люди, которые стоят на краю общества, с таким достоинством и дружелюбностью мирятся со своей судьбой. Квартал Алфама заканчивается на берегу Тежу. Отсюда всего несколько шагов до 28-го маршрута. Для экскурсии в Шиаду вагончики снова должны подниматься в гору.




Шиаду

Остановка Ларгу-ду-Шиаду – маленькая площадь и знаменитое кафе «А Бразилейра», в котором, как считают местные жители, подают самый лучший эспрессо. Стоит заглянуть внутрь. Классическую обстановку кафе видели уже целые поколения жителей Лиссабона. Традиционным считается несколько раз в день выпить чашечку кофе в этом заведении. И лучше не в одиночестве, а в кругу друзей и знакомых для того, чтобы сделать перерыв во время длинного рабочего дня. Те, кто хочет посидеть в уличной части кафе, должны будут заплатить по счету несколько больше. Чаще всего здесь сидят иностранцы прямо по соседству с памятником известному португальскому писателю Фернанду Пессоа, который раньше был завсегдатаем этого кафе.




Белем

Трамвай №28 продолжает следовать литературным курсом. Следующая площадь названа в честь Луиша-ди-Камоэнса, автора «Лузиады» - похвалы в адрес португальских первооткрывателей. Здание парламента Сан Бенту, бывший бенедиктинский монастырь, отошедший городу во время секуляризации. При наличии специального разрешения можно осмотреть зал заседания депутатов. В противном же случае остается довольствоваться лишь церемонией смены республиканской гвардии.


Сделаем остановку перед городской церковью Эштрела. Рядом с ней находится один из самых красивых парков Лиссабона. Особая атмосфера этого парка отдыха заключается в обогащении европейского искусства возделывания сада при помощи растительности бывших колоний. Сад является своего рода культурным мостом Португалии между Старым и Новым светом.


Кладбище Празереш является конечной остановкой трамвая №28. Честно говоря, Празереш не особенно привлекательный район города. Однако стоит посмотреть на его аллеи, засаженные кипарисами, на которых вплотную друг к другу стоят мраморные надгробные плиты. Рядом с центральными воротами – памятники португальским писателям. Традиционное почитание которых со стороны города продолжается и по сей день. За чугунными воротами располагается мавзолей гигантских размеров. Этот массивный монумент символизирует силу и гордость, больше того, глубинную связь господ и слуг вплоть до смерти. По обе стороны кипарисовой аллеи похоронена челядь королевской семьи. Женщины с одной стороны, мужчины – с другой. Празереш является последним прибежищем не только богатых. Простые горожане также имеют шанс получить место на кладбище с видом на Тежу.