На дистанциях электроснабжения проводят работу по выявлению опасных мест контактной сети. Перечни и фотографии этих мест с указанием необходимых мер, обеспечивающих безопасное выполнение работ, утвержденные руководством дистанции электроснабжения, находятся у энергодиспетчера и в районе контактной сети, где вывешиваются в помещениях дежурных пунктов, в уголке по охране труда, а карточки производства работ в этих местах вручают руководителю работ вместе с нарядом-допуском на работу.

К опасным местам на контактной сети относят следующие (рис. 12.5).

  • 1. Врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышево- го оборудования и т.п. (рис. 12.5, а).
  • 2. Места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций (рис. 12.5, г).
  • 3. Опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м (рис. 12.5, ж).
  • 4. Общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м (рис. 12.5, ё).
  • 5. Опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника, разъединитель и разрядник (рис. 12.5, в).
  • 6. Прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами (рис. 12.5, б).
  • 7. Места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин (рис. 12.5, д).

Рис. 12.5. Опасные места на контактной сети и схемы расстановки знаков-указателей: а - врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудования и т.п.; б - прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами; в - опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника, разъединитель и разрядник; г - места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций; д - места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин; е - общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м; ж - опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м; з - места расположения электрорепеллентной защиты на ригелях контактной сети переменного тока для предупреждения гнездования птиц; и - опоры с роговыми разрядниками

  • 8. Места расположения электрорепеллентной защиты на ригелях контактной сети переменного тока для предупреждения гнездования птиц. Длина антенны должна быть 180-190 м, расстояние до проводов контактной подвески не менее 2,5 м, кроме того, для защиты изоляторов от птиц должны применять специальные конструкции с двух сторон от изолятора (рис. 12.5, з).
  • 9. Опоры с роговыми разрядниками, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к контактной сети другого пути или фидера. Роговые разрядники, смонтированные на жесткой поперечине, кроме роговых разрядников, шлейфы которых подключены к ближайшим от опоры путям (рис. 12.5, и).

Примечания.

Перечень опасных мест может быть дополнен руководством дистанции электроснабжения, исходя из местных условий.

Наряд на выполнение работы в опасном месте должен иметь отличие: красную полосу по диагонали от левого нижнего угла до правого верхнего угла. Такая же полоса должна быть и на карте технологического процесса подготовки работы в опасном месте. В правом верхнем углу наряда должен быть проставлен номер технологической карты.

На контактной сети опасные места обозначают предупреждающими знаками-указателями (красная стрела) и плакатами «Внимание! Опасное место».

Контрольные вопросы

  • 1. Как заземляют контактную сеть для производства работ?
  • 2. Какие имеются группы по электробезопасности?
  • 3. Каковы условия выполнения работ на контактной сети и в чем их сущность?
  • 4. Какие устройства на контактной сети относятся к опасным местам?
  • 5. Что такое наведенное напряжение?
  • 6. Как осуществляется контроль за соблюдением правил безопасности?
  • 7. Каков порядок работы с изолирующих съемных вышек и рабочих площадок автомотрис и дрезин?
  • 8. Кто имеет право выдавать распоряжения, наряд-допуск?
  • 9. Кто является ответственным за безопасное производство работ?
  • 10. Какая обязанность у наблюдающего?
  • 11. Какая обязанность у производителя работ?
  • 12. Как производятся комбинированные работы?
  • 13. Какие имеются организационные и технические мероприятия?

2.5.1. К опасным местам на контактной сети следует относить:

· врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудования;

  • места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций;
  • опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м;
  • общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м;
  • опоры, где расположены 2 и более разъединителей, разрядников;
  • прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами;
  • места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин;
  • места расположения электрорепеллентной (отпугивающей птиц) защиты;
  • опоры с роговым разрядником, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к другому пути.

2.5.2. К опасным местам на ВЛ следует относить:

· опоры с совместной подвеской проводов ВЛ 6,10 кВ и до 1000 В при расстоянии между ними менее 2 м;

  • участки ВЛ в пролете пересечения двух линий, если пересечение выполнено с отступлением от требований правил устройства электроустановок;
  • опоры, на которых установлены 2 и более разъединителей, 2 и более кабельные муфты различных присоединений;
  • опоры, на которых крепятся провода пересекающихся линий напряжением до 1000 В различных присоединений;
  • участки линий освещения пешеходных мостов, расположенные над контактной сетью, и линии освещения пассажирских платформ на тросовой подвеске, закрепленной на нижних фиксирующих тросах поперечин;
  • деревянные опоры с загниванием более допустимого, согласно инструкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения СЦБ.

2.5.3. В зависимости от местных условий, по решению руководства ЭЧ, в пределах районов контактной сети могут устанавливаться и другие опасные места.

2.5.4. Опасные места должны определяться комиссией, возглавляемой заместителем начальника ЭЧ, ведающего эксплуатацией контактной сети, в составе инженера по охране труда или инженера по контактной сети, начальника (старшего электромеханика) ЭЧК. Результаты обследования электроустановок оформляются актом, в котором указываются причины опасности. Ограждение каждого опасного места должно производиться предупреждающим знаком "Внимание! Опасное место", согласно положению о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта.



2.5.5. Перечень опасных мест и их карточки (приложение 6 к настоящим Правилам) должны утверждаться руководством ЭЧ и находиться у энергодиспетчера и в ЭЧК. Вместо карточек энергодиспетчеру может быть выдан перечень опасных мест с указанием в нем мер безопасности при выполнении работ в каждом месте. Перечень опасных мест с мерами безопасности должен быть вывешен в уголке по технике безопасности ЭЧК.

2.5.6. Опасное место может быть исключено из перечня, если будет выполнена необходимая техническая реконструкция электроустановки, обеспечивающая безопасные условия производства работ без принятия дополнительных мер безопасности.

На дистанциях электроснабжения проводят работу по выявле­нию опасных мест контактной сети. Перечни и фотографии этих мест с указанием необходимых мер, обеспечивающих безопасное выполнение работ, утвержденные руководством дистанции элект­роснабжения, находятся у энергодиспетчера и в районе контактной сети, где вывешиваются в помещениях дежурных пунктов, в уголке по охране труда. Карточки производства работ в этих местах вру­чают руководителю работ вместе с нарядом-допуском на работу.

К опасным местам на контактной сети относят:

Врезные и секционные изоляторы, отделяющие погрузочно-разгрузочные пути, пути осмотра крышевого оборудования и т.д. (рис. 11.2, а);

Прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на рас­стоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников или ОПН другой секции контактной сети с другими потенциалами (рис. 11.2, б);

Опоры, где расположены два и более разъединителей, разряд­ников или анкеровок различных секций (рис. 11.2, в);

Места сближения консолей или фиксаторов различных секций на расстояние менее 0,8 м (рис. 11.2, г);

Места прохода питающих, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин (рис. 11.2, д);

Общие стойки фиксаторов различных секции контактной сети при расстоянии между фиксаторами менее 0,8 м (рис. 11.2, е);

Опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места рабо­ты на которых до токоведущих частей менее 0,8 м (рис. 11.2, ж);

Места расположения электрорепеллентной защиты (рис. 11.2, з);

Опоры с роговым разрядником или ОПН, на которых смонти­рована подвеска одного пути, а шлейф подключен к другому пути или фидерной трассы (рис. 11.2, и).

Опасные места на контактной сети обозначают специальными предупреждающими знаками указателями (красная стрела или

Рис. 11.2. Опасные места на контактной сети и схемы расстановки знаков-указателей

плакат «Внимание! Опасное место», расстановка которых показа­на на рис. 11.2. Работы по обеспечению безопасности в таких мес­тах выполняются согласно «Карточки производства работ в опас­ном месте контактной сети».

Карточка производства работ в опасном месте на контактной сети (пример):

Наименование опасного места и его расположение Схема или фотография опасного места Меры, обеспечивающие безопасные условия руда
Секционные разъедини­тели Cl, C2 находятся на одной опоре, подключены к посту секционирования непосредственно и к кон­тактной сети через врезные изоляторы в шлейфах Станция_____________ Пост секционирования Рис. 11.3. Общий вид опасного места на кон­тактной сети с двумя сек­ционными разъединителями на одной опоре Для производства работ отключить секционные разъединители Cl, C2 и отсоединить шунты с врезных изоляторов разъединителей С1, С2. Установить заземляющие штанги на шлейфы с двух сторон на разъеди­нителях Cl, C2 и устано­вить шунты на разъеди­нителях С 1,С2. Производитель работ - группа V. Исполнители: при снятии шунта - группа V, при работе - IV
  • 4. Организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности выполнения работ
  • 4.1. Работники, обеспечивающие безопасность работ.
  • 4.2. Организационные мероприятия. 4.2.1. Виды организационных мероприятий.
  • 4.2.2. Порядок выдачи и оформление наряда или распоряжения.
  • 4.2.3. Проведение выдающим наряд, распоряжение инструктажа производителю работ (наблюдающему).
  • 4.2.4. Выдача приказа или разрешения на подготовку места работы.
  • 4.2.5. Допуск к работе.
  • 4.2.6. Инструктаж членам бригады.
  • 4.2.7. Надзор во время работы, изменение состава бригады.
  • 4.2.8. Оформление перерывов в работе.
  • 4.2.9. Перевод бригады на новое рабочее место.
  • 4.2.10. Окончание работы, сдача-приемка рабочего места, включение оборудования в работу.
  • 4.2.11. Выполнение работ по распоряжению.
  • 4.2.12. Выполнение работ в порядке текущей эксплуатации.
  • 4.2.13. Пробное включение электрооборудования.
  • 4.3. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, выполняемых со снятием напряжения.
  • 4.3.1. Виды технических мероприятий.
  • 4.3.2. Производство отключений.
  • 4.3.3. Вывешивание плакатов, ограждение рабочего места.
  • 4.3.4. Проверка отсутствия напряжения.
  • 4.3.5. Заземление отключенных токоведущих частей в электроустановках.
  • 4.3.6. Хранение и учет заземлений.
  • 4.4. Производство работ по предотвращению аварий и ликвидации их последствий.
  • 5. Меры безопасности при подготовке и выполнении отдельных работ
  • 5.1. Работы на сглаживающем устройстве и его реакторе.
  • 5.2. Работы на постах секционирования, пунктах параллельного соединения, автотрансформаторных пунктах электропитания, пунктах подготовки к рейсу пассажирских поездов.
  • 5.3. Работы на фидерных выключателях 27,5 кВ.
  • 5.4. Обслуживание установок компенсации реактивной мощности.
  • 5.5. Обслуживание блока трансформатора собственных нужд и других трехфазных блоков.
  • 5.6. Работы на коммутационных аппаратах.
  • 5.7. Обслуживание комплектных распределительных устройств (кру).
  • 5.8. Обслуживание измерительных приборов, устройств релейной защиты, вторичных цепей, устройств телемеханики.
  • 5.9. Обслуживание электросчетчиков.
  • 5.10. Чистка изоляции в распределительных устройствах, окраска.
  • 5.12. Работа с мегаомметром.
  • 5.13. Работа с электроизмерительными клещами и измерительными штангами.
  • 5.14. Работы в электроустановках, связанные с подъемом на высоту.
  • 5.15. Обслуживание аккумуляторных батарей.
  • 5.16. Обслуживание сборок и щитов до 1000 в.
  • 5.17. Обслуживание мест подключения отсасывающих линий.
  • 5.18. Работы в открытых распределительных устройствах тяговых подстанций с грузоподъемными машинами, механическими вышками.
  • 5.19. Основные меры безопасности при работе с электроинструментом, светильниками.
  • 5.20. Переносные ручные электрические светильники.
  • 5.21. Электросварочные работы.
  • 5.22. Работа командированного персонала на эчэ, пс, ппс, атп, ку, упк, ппп, эчс.
  • 5.23. Работы на воздушных линиях электропередачи 6, 10, 35 кВ и до 1000 в, на осветительных установках пассажирских платформ, на ригелях и прожекторных мачтах железнодорожных станций.
  • 5.24. Рытье траншей для кабелей вдоль или поперек железнодорожного полотна.
  • 5.25. Работа на опорах воздушной линии электропередачи напряжением до 35 кВ, в том числе вблизи железнодорожного полотна.
  • 5.26. Выполнение работ с использованием машин с шарнирной стрелой вблизи движущихся поездов.
  • 5.27. Работы с грузоподъемными машинами, механическими вышками вблизи питающих линий контактной сети и воздушных линий электропередачи.
  • 5.28. Меры безопасности при фазировке в сетях 6, 10, 35 кВ.
  • 5.29. Работы по расчистке трассы воздушной линии электропередачи от деревьев вблизи железнодорожных путей и других вл.
  • Рмсунок 6. Расположение направляющего подруба или пропила со стороны падения дерева и выше него с противоположной стороны ствола дерева основного пропила.
  • 5.30. Работы с приставных лестниц
  • 5.31. Обходы и осмотры вл. Ликвидация повреждений на вл.
  • 5.32. Требования пожарной безопасности к содержанию территории и распределительных устройств электроустановок.
  • Группы по электробезопасности персонала, обслуживающего электроустановки
  • Правила прохода по железнодорожным путям
  • Рекомендации по оценке знаний персонала по электробезопасности
  • Удостоверение №
  • Перечень обязательной оперативно-технической документации на тяговых подстанциях, районах электроснабжения
  • 1. Общая документация.
  • 2. Специальная документация на тяговых подстанциях.
  • 3. Специальная документация в районах электроснабжения.
  • Техническое указание № о-04/05 «Об определении опасных мест на контактной сети, тяговых и понизительных подстанциях, постах секционирования, пунктах параллельного соединения и линиях электропередачи»
  • 1. Порядок выявления опасных мест.
  • 2. Обозначение опасных мест.
  • 3. Выполнение работ в опасных местах.
  • 4. Ликвидация опасных мест.
  • Карта технологического процесса подготовки работы в опасном месте
  • Форма наряда-допуска эу-44
  • Наряд-допуск №
  • Регистрация целевого инструктажа, проводимого выдающим наряд
  • Регистрация целевого инструктажа,
  • Регистрация целевого инструктажа, проводимого ответственным руководителем (производителем работ, наблюдающим)
  • Лицевая сторона наряда
  • Оборотная сторона наряда
  • Наряд-допуск
  • Наряд-допуск №
  • Порядок заполнения наряда-допуска формы эу-115 (наряда)
  • Лицевая сторона наряда
  • Оборотная сторона наряда
  • Требования безопасности к лестницам, лесам, подмостям, сходням и другим приспособлениям
  • Журнал учета работ по нарядам и распоряжениям
  • Нормы комплектования тяговой подстанции, пс, ппс, атп, выездных бригад средствами защиты
  • Распределительные устройства напряжеием выше 1000 в тяговой подстанции
  • Нормы комплектования рабочего места в трансформаторной подстанции, выездных бригад средствами защиты
  • Распределительные устройства напряжением выше 1000 в подстанции
  • Оперативно-выездные бригады, обслуживающие подстанции, воздушные и кабельные линии электропередачи
  • Журнал учета и содержания средств защиты (рекомендуемая форма)
  • Переносные заземления
  • Ремонтные работы на кабелях
  • Классы электроинструмента и электрических машин
  • Меры безопасности при работе с ручным инструментом
  • Формы заявки, приказа и уведомления на производство работ
  • Нормы обеспечения противопожарным оборудованием объектов тягового электроснабжения
  • Меры первой медицинской помощи пострадавшим в аварийной ситуации
  • Содержание
  • 3. Оперативное обслуживание и производство работ на тяговых подстанциях и в электроустановках районов электроснабжения 21
  • 4. Организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности
  • 4.4. Производство работ по предотвращению аварий и ликвидации
  • 5. Меры безопасности при подготовке
  • Приложения
  • Техническое указание № о-04/05 «Об определении опасных мест на контактной сети, тяговых и понизительных подстанциях, постах секционирования, пунктах параллельного соединения и линиях электропередачи»

    Персонал, обслуживающий электроустановки, подвергается опасности травмирования электрическим током. С этой позиции электроустановки всех классов напряжения до и выше 1000 В опасны, в тоже время в элек­троустановках хозяйства электроснабжения ОАО «РЖД» имеются участки, которые требуют особого внимания - опасные места.

    Такие места возникают при ликвидации повреждений, в процессе соз­дания временных схем электропитания, вводе в эксплуатацию оборудова­ния, смонтированного без проекта, с нарушением требований ПУЭ, ПУТЭКС на контактной сети, в электроустановках районов электроснаб­жения, тяговых подстанций.

    Наличие опасных мест объясняется также необходимостью эксплуата­ции не подвергшихся реконструкции устройств, выполненных в соответ­ствии с требованиями отмененных нормативных документов. Выполнение работы в опасных местах требует особого внимания.

    С целью обеспечения безопасности персонала при выполнении работ по обслуживанию электроустановок в опасных местах необходимо:

      своевременно выявлять опасные места, формировать перечни (базу дан­ных) таких мест для лиц, выдающих наряды, осуществляющих проверку пра­вильности их выписки при приеме заявок (ЭЧЦ), чтобы исключить случаи травматизма из-за отсутствия в наряде дополнительных мер безопасности;

      доводить до каждого работника сведения о наличии опасных мест, ме­рах безопасности при выполнении работ в таких местах;

      вести планомерную работу в хозяйстве по замене оборудования, мо­дернизации электроустановок с целью исключения травмоопасных узлов.

    1. Порядок выявления опасных мест.

    1.1. Выявление опасных мест должно быть проведено комиссионно.

    В состав комиссии должны входить: отраслевой заместитель начальни­ка дистанции, начальник линейного подразделения, отраслевой инженер производственно-технического отдела (технолог).

    Результаты обследования должны оформляться актом, подписанным всеми членами комиссии. На предмет выявления опасных мест должны быть обследованы контактная сеть, питающие и отсасывающие линии, воздушные линии (ВЛ) до и выше 1000 В, в том числе ВЛ автоблокировки и продольного электроснабжения, тяговые и трансформаторные подстан-

    ции, в том числе комплектного и модульного исполнения, линейные уст­ройства тягового электроснабжения, железнодорожных узлов. Акты об­следования должны быть составлены по перегонам, станциям, тяговым подстанциям, линейным устройствам тягового электроснабжения (ПС, ППС, АТП), по железнодорожным узлам с перечислением трансформатор­ных подстанций, линий до и выше 1000 В. При обследовании оборудова­ния, находящегося на территории одного подразделения и обсуживаемого персоналом другого подразделения, выявление опасных мест необходимо производить комиссией, в состав которой должны входить отраслевые за­местители начальника дистанции, курирующие оба подразделения

      В акте должен быть отражен факт проведения обследования вне за­висимости от выявленных результатов (наличия или отсутствия опасного места), указано, что обследовано, где находится опасное место, границы (перегон, станция, номер опоры, электроустановка, номер ячейки) и при­чина, по которой место отнесено к опасным. Если опасным местом являет­ся прошивка шлейфа, необходимо указать место прохождения шлейфа по отношению к контактной сети, ВЛ (над ВЛ, контактной сетью, между не­сущим тросом и контактным проводом, верхним фиксирующим и нижним фиксирующим тросами гибкой поперечины, расстояние и расположение шлейфа по отношению к ферме ригеля).

      Акты должны храниться у инженеров по охране труда, копии - у руководителей линейных подразделений и отраслевых инженеров техни­ческих отделов для планирования работы по ликвидации опасных мест, связанной с капитальными вложениями. В цехах дистанции электроснаб­жения акты должны храниться в отдельной папке.

    1.4. Повторное обследование электроустановок должно проводиться комиссионно при проведении обходов и осмотров электроустановок один раз в 2 года в соответствии с требованиями нормативных документов по техническому обслуживанию устройств СЦБ, связи и контактной сети электрифицированных железных дорог.

    Если в результате проведения аварийно-восстановительных или других работ допущены отступления от требований ПУЭ, ПУТЭКС и подготовка места работы требует повышенного внимания и выполнения дополнитель­ных мер безопасности, такое место должно быть оформлено актом как опасное место, в недельный срок по представлению начальника цеха в со­ответствии с требованием п. 1.1.

    1.5. На основании акта обследования в двухнедельный срок руководи- телем линейного подразделения совместно с отраслевым инженером про- изводственно-технического отдела должны быть составлены карты техно- логического процесса подготовки работы в опасном месте (далее карты) за подписью членов комиссии (приложение №1). На опоры с загниванием выше допустимого можно составлять одну карту, но на схемах такие места должны быть обозначены на каждом перегоне, станции. Карты утвержда- ются начальником дистанции электроснабжения. В графе «Меры безопас- ности, необходимо выполнить переключения» должны быть указаны объ- екты, присоединения и коммутационные аппараты, которые должны быть отключены при подготовке места работы, места, количество переносных

    заземлений и другие меры безопасности. Карты должны быть в линейном подразделении, копии - у отраслевого инженера. Карты необходимо кор­ректировать ежегодно, переутверждать - один раз в три года.

    1.6. На основании актов и карт отраслевым инженером должны разраба- тываться сводные перечни опасных мест (далее перечни) по установленной форме (приложение №2). Перечни подписывает ответственный за электро- хозяйство, утверждает - начальник дистанции электроснабжения. Перечни опасных мест должны быть у энергодиспетчера и инженера по охране труда в полном объеме, у отраслевого инженера технического отдела - по отрас- ли (тяговые подстанции, контактная сеть, районы электроснабжения), в ре- монтно-ревизионном участке - по тяговым подстанциям и районам элек- троснабжения, у начальника цеха - по своему цеху, у начальников районов контактной сети - кроме того, по соседним районам контактной сети. Пе- речни необходимо переиздавать ежегодно в начале года.

    1.7. Ответственным за организацию работы по выявлению опасных мест, составление необходимой документации, оформление нарядов в опасных местах в соответствии с требованиями Указания, наличием у энергодиспетчера необходимой документации, организацию контроля со стороны энергодиспетчера за выполнением работ в опасных местах явля- ется главный инженер дистанции электроснабжения.

    Подготовка приказа на создание комиссий, контроль за полнотой охва­та электроустановок линейных подразделений комиссиями по выявлению опасных мест, за предоставлением отраслевыми инженерами перечней опасных мест возлагается на инженеров по охране труда. По докладу ин­женера по охране труда ответственный за электрохозяйство решает воз­никшие вопросы с начальником дистанции электроснабжения.

    1.8. Перечни опасных мест должны быть вывешены в уголках по охране труда в помещениях тяговых подстанций, районов электроснабжения, кон- тактной сети, РРУ и изучены обслуживающим персоналом. У энергодис- петчеров перечни должны храниться в отдельной папке. Знание персона- лом перечней и карт должно проверяться при периодических испытаниях

    1.9. Примерный перечень опасных мест на тяговых и трансформаторных подстанциях и линейных устройствах тягового электроснабжения:

    1.9.1. Неогражденные токоведущие части, расположенные:

      в ЗРУ от пола на расстоянии менее при напряжении от 3 до 10 кВ - 2,5 м, 20-35 кВ - 2,7 м (ПУЭ, табл. 4.2.5Д);

      в ОРУ от земли или от кровли зданий на расстоянии менее при напря­жении: до 10 кВ - 2,9 м; 20 кВ - 3,0 м; 35 кВ - 3,1 м; 110 кВ - 3,6 м (ПУЭ, табл.4.2.2 Г);

      в ЗРУ и ОРУ на расстоянии между токоведущими частями разных це­пей в разных плоскостях, а также между токоведущими частями разных цепей по горизонтали при обслуживании одной цепи и неотключенной

    другой цепи, между токоведущими частями и зданиями или сооружениями не менее (м) при напряжении:

    (ПУЭ, табл.4.2.5 Г и 4.2.2 Д).

    Например: секционный разъединитель и секции шин (в случае отклю­чения одной из них) при секционировании шин распределительных уст­ройств только одним разъединителем.

    1.9.2. Наличие общих конструкций, по которым персонал при произ- водстве работ со снятием напряжения на одном присоединении может приблизиться к находящимся под напряжением частям других присоеди- нений на расстоянии менее указанных в Межотраслевых правилах по ох- ране труда (правилах безопасности) при эксплуатации электроустановок и настоящей Инструкции.

    Например: оборудование ОРУ, расположенное на общих конструкциях.

      Ячейки РУ питающих и отходящих линий, которые не оборудо­ваны заземляющими ножами на кабеле и блокировками, предотвращаю­щими подачу напряжения на отключенное оборудование от посторонних источников питания.

      Осветительная арматура, расположенная от неогражденных токо-ведущих частей распределительных устройств напряжением выше 1000 В на расстоянии менее 1 м.

    1.10. Примерный перечень опасных мест на воздушных линиях элек­тропередачи:

    1.10.1. Опоры с совместной подвеской проводов ВЛ напряжением 6-10 кВ и до 1 кВ, если при выполнении работ на одной из линий можно приблизиться к другой на расстояние менее 2-х метров (п.2.5.57).

    1.10.2. Опоры двухцепных линий напряжением 35 кВ и выше с расстоя- нием между ближайшими проводами разных цепей менее указанных в

    п.2.5.56 ПУЭ.

    Двухцепные линии напряжением до 1000 В и выше 1000 В до 20 кВ не яв­ляются опасным местом, так как работа на одной из цепей линии должна вы­полняться со снятием напряжения и заземлением обеих цепей.

    1.10.3. Участки ВЛ в пролете пересечения 2-х линий, если пересечение выполнено с отступлением от требований п.2.5.119, 2.5.122 ПУЭ. Наи- меньшее расстояние между проводами пересекающихся ВЛ 10 кВ между собой или с ВЛ более низкого напряжения при длине пролета до 100 м должно быть 2 м.

      Опоры, на которых установлены два и более разъединителя, две и более кабельные муфты различных присоединений.

      Опоры, на которых крепятся провода пересекающихся различ­ных линий напряжением до 1000 В.

      Участки линий освещения пешеходных мостов, расположенные над контактной сетью, и линии освещения островных платформ на тросо­вой подвеске, закрепленной на нижних фиксирующих тросах и закреплен­ных на отдельно стоящих опорах на расстоянии менее 2-х метров от кон­тактной сети.

      Опоры с загниванием больше допустимого по ПТЭЭП.

      Опоры ВЛ автоблокировки и продольного электроснабжения с установленным на них силовым оборудованием, сопротивление контура заземления которых вдвое и более превышает приведенное в ПУЭ и «Ин­струкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств электро­снабжения сигнализации, централизации, блокировки и связи на федераль­ном железнодорожном транспорте» ЦЭ-881/02.

      Коммутационный аппарат РУ-0,4кВ (рубильник, автомат) на разных контактов которого (подвижных и неподвижных) присутствует на­пряжение от различных источников (схема резервирования питания РУ-0,4 кВ разных трансформаторных подстанций).

    1.11. Примерный перечень опасных мест на контактной сети.

      Врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключае­мые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудо­вания и т. п.

      Места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фик­саторов различных секций перегонов и станций.

      Опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м.

      Общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м.

      Опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника, разъединитель и разрядник.

      Прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами.

    1.11.7. Места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин.

    1.11.8. Места расположения электрорепеллентной защиты.

    1.11.9. Опоры с роговыми разрядниками, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к контактной сети другого пути или фидера. Роговые разрядники, смонтированные на

    жесткой поперечине кроме роговых разрядников, шлейфы которых под­ключены к ближайшим от опоры путям.

    Приведенный перечень мест повышенной опасности может быть до­полнен руководством дистанции электроснабжения, исходя из местных ус­ловий.


    ОПАСНЫЕ МЕСТА
    1. К опасным местам на контактной сети относятся:

    врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудования и т.п.;

    места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций;

    опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м;

    общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей, перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м;

    опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника;

    прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами;

    места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин;

    места расположения электрорепеллентной защиты;

    опоры с роговым разрядником, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к другому пути.

    2. К опасным местам на ВЛ относятся:

    опоры с совместной подвеской проводов ВЛ 6, 10 кВ и с напряжением до 1000 В при расстоянии между ними менее 2 м;

    участки ВЛ в пролете пересечения двух линий, если пересечение по габаритам выполнено с отступлением от требований ПУЭ;

    опоры, на которых установлены два и более разъединителя, две и более кабельные муфты различных присоединений;

    опоры, на которых крепятся провода пересекающихся линий напряжением до 1000 В различных присоединений;

    участки линий освещения пешеходных мостов, расположенные над контактной сетью, и линии освещения пассажирских платформ на тросовой подвеске, закрепленной на нижних фиксирующих тросах поперечин;

    деревянные опоры с загниванием более допустимого.

    3. Опасные места должны быть обозначены предупреждающими знаками и плакатами "Внимание! Опасное место".

    Приложение 4
    УКАЗАТЕЛИ, ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ, РУЧНЫЕ СИГНАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА КОНТАКТНОЙ СЕТИ
    УКАЗАТЕЛИ "ОПУСТИТЬ ТОКОПРИЕМНИК"
    1. На электрифицированных участках постоянного тока перед воздушными промежутками, где в случае внезапного снятия напряжения в одной из секций контактной сети не допускается проход электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, применяются сигнальные световые указатели "Опустить токоприемник", помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 58).

    Рис. 58
    При появлении на сигнальном указателе мигающей светящейся полосы прозрачно-белого цвета машинист обязан немедленно принять меры к проследованию ограждаемого воздушного промежутка с опущенными токоприемниками. Нормально сигнальные полосы указателей не горят и в этом положении указатели сигнального значения не имеют.
    ПОСТОЯННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ
    2. В случае применения сигнальных указателей "Опустить токоприемник" перед ним устанавливается постоянный сигнальный знак с отражателями "Внимание! Токораздел" (рис. 59, а ). Постоянный сигнальный знак "Поднять токоприемник" с отражателями на нем устанавливается за воздушным промежутком в направлении движения (рис. 59, б ).

    Схема установки сигнальных указателей "Опустить токоприемник" и постоянных сигнальных знаков "Поднять токоприемник" и "Внимание! Токораздел" приведена на рис. 60. Размещение их не должно ухудшать видимость и восприятие постоянных сигналов.

    При обращении 12-вагонных электропоездов расстояние от воздушного промежутка до постоянного знака "Поднять токоприемник" должно быть не менее 250 м.

    Рис. 59


    Рис. 60
    3. Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки, должны иметь отличительный знак - чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные полосы. Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой (рис. 61, а ).

    Знаки могут наноситься непосредственно на опоры или щиты, закрепляемые на опорах (рис. 61, б ).

    Рис. 61
    На многопутных участках допускается установка указанных знаков на конструкциях контактной сети над осью пути. Остановка электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками между этими опорами (знаками) запрещается.

    4. Предупредительные сигнальные знаки с отражателями устанавливаются на электрифицированных участках:

    "Отключить ток" (рис. 62, а ) - перед нейтральной вставкой;

    "Включить ток на электровозе" (рис. 62, б );

    "Включить ток на электропоезде" (рис. 62, в ) - за нейтральной вставкой.

    Схема установки этих знаков приведена на рис. 63.

    Рис. 62


    Рис. 63
    Сигнальный знак "Конец контактной подвески" (рис. 64) устанавливается на контактной сети в местах, где оканчивается рабочая зона контактного провода.

    Рис. 64
    ВРЕМЕННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ
    5. В местах, не допускающих проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками (при неисправности контактной сети, производстве плановых ремонтных и строительных работ, когда при следовании поездов необходимо опускать токоприемники), устанавливаются временные сигнальные знаки с отражателями, которые показывают:

    "Подготовиться к опусканию токоприемника" (рис. 65, а );

    "Опустить токоприемник" (рис. 65, б );

    "Поднять токоприемник" (рис. 65, в ).

    Схема установки этих знаков приведена на рис. 66.

    Рис. 65

    Рис. 66
    Если на двухпутном участке ведутся плановые ремонтные путевые и строительные работы с пропуском поездов по одному из путей и укладкой временных съездов, не оборудованных контактной сетью, сигнальный знак "Опустить токоприемник" устанавливается на расстоянии не менее 100 м от ограждаемого участка. Остальные сигнальные знаки устанавливаются по указанной на рис. 66 схеме.

    В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, работник дистанции электроснабжения, обнаруживший эту неисправность, обязан отойти на 500 м в сторону ожидаемого поезда и подавать машинисту приближающегося поезда ручной сигнал "Опустить токоприемник" (рис. 67):

    днем - повторными движениями правой руки перед собой по горизонтальной линии при поднятой вертикально левой руке;

    ночью - повторными вертикальными и горизонтальными движениями фонаря с прозрачно-белым огнем.

    Рис. 67
    Машинист обязан: подать оповестительный сигнал, при обесточенной электрической цепи опустить токоприемники и с особой бдительностью проследовать место повреждения, убедившись в исправности контактной сети, поднять токоприемники и продолжить движение.

    Приложение 5
    МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С РУЧНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ И МОНТАЖНЫМИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ
    1. Бойки молотков и кувалд должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев.

    2. Рукоятки молотков, кувалд и другого инструмента ударного действия должны быть изготовлены из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины, кизила, граба) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих прочность и надежность в работе. Свободный конец рукоятки должен несколько утолщаться (кроме кувалд) во избежание выскальзывания рукоятки из рук при взмахах и ударах инструментом.

    У кувалд рукоятка к свободному концу несколько утоньшается. Кувалду насаживают на рукоятку в сторону утолщенного конца без клиньев. Клинья для укрепления инструмента на рукоятке выполняются из мягкой стали с насечками (ерши).

    3. Рукоятки лопат изготавливаются из древесных пород без сучков и косослоя или из синтетических материалов.

    4. Инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и др.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов. На рабочем конце не должно быть повреждений. Длина инструмента ударного действия должна быть не менее 150 мм.

    5. При работе клиньями или зубилами с помощью кувалд следует применять клинодержатели с рукояткой длиной не менее 0,7 м.

    6. При работах с инструментом ударного действия работники должны пользоваться защитными очками для предотвращения попадания в глаза твердых частиц.

    7. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм. Применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого запрещается.

    8. Запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. Допускается удлинять рукоятки ключей дополнительными рычагами только типа "звездочка" либо применять ключи с длинными рукоятками. Во избежание падения запрещается класть инструмент на перила ограждений или на край площадки лесов, подмостей, а также вблизи открытых люков, колодцев.

    9. Рабочие поверхности губок разводного ключа должны быть параллельны между собой. Допускается отклонение от параллельности, направление на уширение зева к его основанию, не превышающее 2°. При повороте червяка подвижная губка ключа должна перемещаться по всей длине зева плавно, без заеданий. В процессе эксплуатации разводного ключа должно обеспечиваться удержание червяка от самопроизвольного поворота. Не должно быть выпадения губки при разведении зева. При эксплуатации разводных ключей не допускается пользование дополнительными рычагами и использование ключа с размерами под зев свыше указанного на ключе.

    10. Натяжные муфты не должны иметь изгиба винтов, люфта, винтов в направляющих гайках, трещин и заусенцев на корпусе муфты

    11. Рукоятки рихтовочных ключей должны быть гладкими и не иметь заусенцев.

    12. Напильники, ножовки и другие инструменты заостренным концом со стороны рукоятки должны быть насажены на деревянные рукоятки со стяжными кольцами. Работать таким инструментом без рукояток запрещается.

    13. Блоки полиспастов должны иметь клеймо с указанием грузоподъемности. Ролики в полиспастах должны легко вращаться, для чего их необходимо систематически смазывать. Щеки блоков, реборды роликов, натяжной крюк и петли не должны иметь трещин, сколов и других дефектов.

    Приложение 6
    РАБОТА С МЕГАОММЕТРОМ
    1. Измерения мегаомметром в установках напряжением выше 1000 В производят по наряду два работника, один из которых должен иметь группу IV.

    В установках напряжением до 1000 В измерения выполняются по распоряжению двумя лицами, одно из которых должно иметь группу III.

    Измерения мегаомметром выполняются на отключенных токоведущих частях, с которых снят заряд путем предварительного их заземления. Заземление с токоведущих частей следует снимать только после подключения мегаомметра.

    2. Испытания изоляции линии, которая может получать напряжение с двух сторон, разрешается производить только в том случае, если от оперативного персонала электроустановки, которая присоединена к другому концу этой линии, получено сообщение о том, что выключатель и разъединители отключены и вывешен плакат "Не включать. Работают люди".

    3. Перед началом испытаний необходимо убедиться в отсутствии людей, работающих на той части электроустановки, к которой присоединен испытательный прибор, запретить находящимся вблизи него лицам прикасаться к токоведущим частям и, если нужно, выставить охрану.

    4. При работе с мегаомметром прикасаться к токоведущим частям, к которым он присоединен, запрещается. После окончания работы необходимо снять остаточный заряд с проверяемого оборудования посредством его кратковременного заземления.

    5. Измерения мегаомметром запрещаются:

    на одной из цепей двухцепных линий напряжением выше 1000 В, в то время когда другая цепь находится под напряжением;

    на одноцепной линии, если она идет параллельно работающей линии напряжением выше 1000 В;

    во время грозы или при ее приближении.

    Приложение 7
    ПЛАКАТЫ И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ


    Номер плаката или знака

    Наименование и назначение

    Исполнение, размеры, мм

    Область применения

    ПЛАКАТЫ ЗАПРЕЩАЮЩИЕ

    1.

    "Не включать. Работают люди".

    Для запрещения подачи напряжения на рабочее место


    Красные буквы на белом фоне.

    Кайма красная шириной 13 и 5 мм.

    Плакат переносный


    В электроустановках напряжением до и выше 1000 В. Вывешиваются на приводах разъединителей, отделителей, выключателях нагрузки, на ключах и кнопках дистанционного управления, на коммутационной аппаратуре до 1000 В (в автоматах, рубильниках, выключателях), при ошибочном включении которых может быть подано напряжение на рабочее место. На присоединениях до 1000 В, не имеющих в схеме коммутационных аппаратов, плакат вывешивают у снятых предохранителей

    2.

    "Не включать. Работа на линии".

    Для запрещения подачи напряжения на линию, на которой работают люди


    Белые буквы на красном фоне.

    Плакат переносный


    То же, но вывешивают на приводах, ключах и кнопках управления тех коммутационных аппаратов, при ошибочном включении которых может быть подано напряжение на ВЛ или КЛ, на которой работают люди

    ЗНАКИ И ПЛАКАТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ

    3.


    По ГОСТ 12.4.026-76 (знак № 2.5).

    Фон желтый, кайма и стрела черные.

    Сторона треугольника:

    360 на дверях помещений

    100 для оборудования и тары

    Знак постоянный


    В электроустановках напряжением до и выше 1000 В.

    Укрепляются на внешней стороне входных дверей РУ за исключением дверей комплектного распределительного устройства и КТП, расположенных в этих устройствах; наружных дверей камер выключателей и трансформаторов; ограждений токоведущих частей, расположенных в производственных помещениях; дверей щитов и сборок напряжением до 1000 В


    То же

    То же

    В населенной местности*.

    Укрепляется на опорах ВЛ выше 1000 В на высоте 2,5-3 м от земли, при пролетах менее 100 м укрепляется через опору, при пролетах более 100 м и переходах через дороги - на каждой опоре. При переходах через дороги знаки должны быть обращены в сторону дороги, в остальных случаях - сбоку опоры поочередно с правой и левой стороны. Плакаты крепят на металлических и деревянных опорах


    4.

    "Осторожно! Электрическое напряжение".

    Для предупреждения об опасности поражения электрическим током


    Размеры те же, что и у знака № 3.

    Кайма и стрела наносятся посредством трафарета на поверхность бетона несмываемой черной краской.

    Фоном служит поверхность бетона.

    Знак постоянный


    То же, но только на железобетонных опорах ВЛ

    5.

    "Стой! Напряжение".

    Для предупреждения об опасности поражения электрическим током


    Черные буквы на белом фоне.

    Кайма красная шириной 21 мм.

    Плакат переносный


    В электроустановках до и выше 1000 В.

    В ЗРУ вывешивается на временных ограждениях токоведущих частей, находящихся под рабочим напряжением (когда снято постоянное ограждение); на временных ограждениях, устанавливаемых в проходах, куда не следует заходить; на постоянных ограждениях камер, соседних с рабочим местом.

    В ОРУ вывешивается при работах, выполняемых с земли, на канатах и шнурах, ограждающих рабочее место; на конструкциях, вблизи рабочего места на пути к ближайшим токоведущим частям, находящимся под напряжением


    6.

    "Испытание. Опасно для жизни".

    Для предупреждения об опасности поражения электрическим током при проведении испытаний повышенным напряжением


    Черные буквы на белом фоне.

    Кайма красная шириной 21 мм.

    Стрела красная по ГОСТ 12.4.026-76. 280210


    Вывешивается надписью наружу на оборудовании и ограждениях токоведущих частей при подготовке рабочего места для проведения испытания повышенным напряжением

    7.

    "Не влезай. Убьет!"

    Для предупреждения об опасности подъема по конструкциям, при котором возможно приближение к токоведущим частям, находящимся под напряжением


    Черные буквы на белом фоне. Кайма красная шириной 21 мм.

    Стрела красная по ГОСТ 12.4.026-76.

    Плакат переносный


    В РУ вывешивается на конструкциях, соседних с той, которая предназначена для подъема персонала к рабочему месту, расположенному на высоте

    8.

    "Внимание! Опасное место".

    Фон желтый, кайма и стрела черные

    В опасных местах на конструкциях РУ тяговых подстанций, на контактной сети

    9.

    "Осторожно! Негабаритное место"

    Фон желтый, кайма и восклицательный знак внутри каймы черные

    Устанавливается на границах зон, где пространство между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава не обеспечивает безопасность работающих

    ПЛАКАТЫ ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ

    10.

    "Работать здесь".

    Для указания рабочего места


    Белый круг диаметром 168 и 68 мм на зеленом фоне.

    Буквы черные внутри круга.

    Кайма белая шириной 5 и 2 мм. 250250;

    Плакат переносный


    В электроустановках электростанций и подстанций вывешивают на рабочем месте. В ОРУ при наличии защитных ограждений рабочего места вывешивают в месте прохода за ограждение

    11.

    "Влезать здесь".

    Для указания безопасного пути подъема к рабочему месту, расположенному на высоте


    То же

    Вывешивают на конструкциях или стационарных лестницах, по которым разрешен подъем к расположенному на высоте рабочему месту

    ПЛАКАТ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ

    12.

    "Заземлено".

    Для указания о недопустимости подачи напряжения на заземленный участок электроустановки


    Черные буквы на синем фоне.

    Кайма белая шириной 13 и 5 мм.

    8050


    В электроустановках электростанций и подстанций вывешивают на приводах разъединителей, отделителей и выключателей нагрузки, при ошибочном включении которых может быть подано напряжение на заземленный участок электроустановки, и на ключах и кнопках дистанционного управления ими