Стихия не считается с мировым финансово-экономическим кризисом, а от отказов техники не гарантируют даже самые надежные бренды на рынке воздушных перевозок. 2009 год запомнится читателям новостей как год землетрясений и авиакатастроф. "Лента.ру" представляет обзор мировых происшествий и катастроф, произошедших за последние двенадцать месяцев.

Апеннины в руинах

Отчет о жестоких выходках природы и прочих превратностях судьбы за 2009 год можно начинать с весны. В ночь на 6 апреля произошло сильное землетрясение в Италии, эпицентр которого пришелся на город Аквила, расположенный в 85 километрах к востоку от Рима.

Примерно в полчетвертого утра разбуженные жители Аквилы начали покидать свои дома, испугавшись сильных подземных толчков. Возможно, многим из них поспешная эвакуация спасла жизнь - в результате землетрясения в городе были повреждены десятки жилых домов, старинные церкви. Несколько зданий обрушилось, в том числе корпус студенческого общежития.

Вернуться в свои дома люди не решались - подземные толчки происходили и дальше с регулярностью примерно раз в полчаса. Количество жертв и разрушений неумолимо продолжало расти. Если сначала сообщалось о нескольких десятках погибших и примерно 17 тысячах людей, оставшихся без крыши над головой, то к концу стихийного бедствия эти цифры выросли в несколько раз.

Землетрясение нанесло ущерб по всему центру страны - в Риме, Молизе, Умбрии, Кампании. Однако более всего пострадал регион Абруццо, административным центром которого является Аквила.

6 апреля премьер-министр Италии Сильвио Берлускони ввел в стране чрезвычайное положение. Он также обратился за помощью к Евросоюзу - в итоге на ликвидацию последствий стихийного бедствия ЕС выделил около 30 миллионов евро. Примерный ущерб Италии в европейской валюте составил не менее 3 миллиардов. К середине апреля погибшими считались почти 300 человек, еще 70 тысяч остались без крова.

Если верить сейсмологам, причиной землетрясения стало смещение Африканской и Евразийской литосферных плит, граница между которыми находится чуть южнее Апеннинского полуострова. Смещение повлияло на геологический разлом, проходящий с севера на юг вдоль Апеннинской гряды. Очаг землетрясения находился как раз на линии этого разлома, приблизительно на глубине десяти километров.

Как и всегда в подобных случаях, в прессе начались разговоры о том, можно ли было предупредить стихийное бедствие. В центре внимания оказался ученый Джоакино Джулиани, который предупреждал о землетрясении за месяц до происшедшего. Тогда власти не придали значения предупреждению Джулиани и призвали перестать сеять панику через интернет.
Впрочем, глава Национального института геофизики и вулканологии Италии, отвечая на вопросы журналистов уже после катастрофы, вполне внятно обосновал позицию государства: "Каждый раз, когда происходит землетрясение, находятся люди, утверждающие, что знали о нем заранее. Но, уверяю вас, точно предсказать подобное невозможно".

Гибель Паданга

По сравнению с событиями в Италии, землетрясение в индонезийской провинции Западная Суматра, из-за географической удаленности этого региона от Европы, может показаться не очень значительным. Но лишь на первый взгляд.

30 сентября 2009 года стихия фактически стерла с лица земли целый город - столицу Западной Суматры Паданг. Город с населением более 750 тысяч жителей был разрушен на три четверти. В число пострадавших сооружений попали две больницы, а также аэропорт, который позже вернулся к работе в аварийном режиме.

Тысячи людей оказались под завалами, но даже те, кто не получил ранений, выбравшись из-под обломков невредимыми, попали в очень тяжелое положение. После землетрясения Паданг накрыл проливной дождь, вместе с которым в город пришли панические слухи о приближающемся цунами. За несколько дней до событий на Суматре гигантская волна обрушилась на другой тихоокеанский архипелаг Самоа.

К счастью, слухи не подтвердились, но и без цунами жертвами землетрясения в Индонезии стали более 1300 человек. Более 2400 были госпитализированы с различными ранениями.

В течение нескольких часов после удара стихии на Суматру были направлены многочисленные бригады врачей и спасателей из других районов страны, а также начала поступать гуманитарная помощь от остального мира. Не осталась в стороне и Россия - 1 октября в Индонезию отправились два самолета МЧС.

Причиной катаклизма стало географическое положение Индонезии, уже привычной к подобным выходкам природы. С точки зрения сейсмологов, Паданг расположен крайне опасно - он стоит практически на границе двух литосферных плит - Индо-Австралийской и Евразийской. Эпицентр землетрясения находился в 47 километрах от Паданга.

Подземные толчки были настолько сильными, что ощущались даже в столице Индонезии Джакарте, расположенной в 940 километрах от эпицентра. Как выяснилось позднее, магнитуда первого толчка составила 7,6. Затем произошло еще около 20 сотрясений, магнитуда которых достигала 6,0. А уже 1 октября на острове Суматра был зафиксирован еще один толчок магнитудой 6,8, который, впрочем, к жертвам и разрушениям не привел.

Манила просит о помощи

Примерно через месяц после бедствия в Индонезии стихия испытала на прочность еще одно тихоокеанское государство - Филиппины. На острова обрушились один за другим несколько тропических штормов. Самый крупный из них - "Кетсана" - достиг филиппинского побережья 26 октября.

В течение 12 часов на острова выпало более 40 сантиметров осадков - рекордная норма за последние 40 лет. Ливни сопровождались ураганным ветром - от 85 до 100 километров в час. Столица страны - Манила - была в короткий срок затоплена почти на 80 процентов.

Президенту Филиппин Глории Арройо пришлось добираться на экстренное заседание правительства по монорельсовой надземной дороге, а часть пути даже проделать пешком. Но многим филиппинцам повезло гораздо меньше. Скорость прибывания воды была столь высока, что люди не успевали спасти даже документы и деньги, а некоторые утонули прямо в своих домах. Те, кто пытался отсидеться на крышах, зачастую оказывались в воде из-за обрушения строений.

В стране было объявлено чрезвычайное положение, развернуты лагеря для людей, оставшихся без крыши над головой. А их по приблизительным подсчетам набралось до 100 тысяч. Количество погибших в результате наводнения превысило 300 человек. Еще около сотни филиппинцев погибли от следовавшего за "Кетсаной" тропического шторма "Парма". Для ликвидации последствий нескольких штормов подряд Филиппинам пришлось прибегнуть к помощи американских спасателей и военных.

Нелетное лето

Если весна и осень 2009 года были отданы на откуп бушующей стихии, то лето прошло под знаком крупных авиакатастроф. Утром 1 июня в воды Атлантического океана рухнул аэробус компании Air France, летевший из Рио-де-Жанейро в Париж. Когда самолет находился в 350 километрах от побережья Бразилии, связь с ним прервалась. На борту A330-200 находились 228 человек.

Причиной катастрофы могла стать как техническая неисправность самолета, так и сложные погодные условия. Исходя из расшифровки последних автоматических сообщений, полученных с борта, установлено, что аэробус разрушился при ударе о воду.

Позже были найдены и опознаны тела 50 пассажиров. Кроме этого спасателям удалось обнаружить лишь отдельные фрагменты человеческих тел. До сих пор не найдены и "черные ящики" аэробуса, хотя Франция не оставляет попыток отыскать их. В декабре было объявлено о проведении новой операции совместно с экспертами ВМС США и американского Национального комитета безопасности перевозок.

Операция будет проводиться при помощи эхолокаторов и роботизированных подводных лодок. Поиски затрудняет большая глубина (до 7 тысяч метров) в том месте, где, как предполагают, затонул самолет. Новый поход за бортовыми самописцами начнется не раньше февраля 2010 года.

Не прошло и месяца с момента катастрофы в Атлантике, как еще один аэробус утонул вместе с пассажирами. 30 июня в районе Коморских островов в Индийском океане разбился самолет компании Yemenia Airways, следовавший в столицу островного государства - город Морони. На борту лайнера находились 142 пассажира. 66 из них были гражданами Франции, почти все остальные являлись гражданами Коморских островов. Вместе с пассажирами погибли 11 членов экипажа.

Единственной выжившей в катастрофе стала 14-летняя девочка, которая была срочно госпитализирована. Состояние подростка врачи оценили как стабильное.

К сожалению, кроме нее никого из пассажиров аэробуса спасти не удалось. В районе катастрофы, а также на окрестных островах за время спасательных мероприятий было обнаружено более десятка тел, которые предположительно принадлежали пассажирам A310-300. Также были опровергнуты появившиеся в СМИ сообщения о еще двух выживших - маленьком ребенке и пилоте аэробуса.

"Черные ящики" самолета спасателям найти удалось, однако точная причина катастрофы до сих пор не установлена. Как и в случае с лайнером Air France, рассматривается версия о неблагоприятных погодных условиях. По другой версии, разбившийся самолет находился в плохом техническом состоянии.

Еще один пассажирский рейс в летнем "черном списке" - Ту-154, летевший из Тегерана в Ереван. 16 июля самолет компании Caspian Airlines разбился при заходе на аварийную посадку в одном из иранских аэропортов. На борту находились 168 человек, в том числе 153 пассажира. Все они погибли. Авария произошла через 16 минут после взлета.

От этой катастрофы в памяти осталось две дополнительных неприятных детали. Во-первых, на борту Ту-154 находилась юношеская сборная Ирана по дзюдо в полном составе. Во-вторых, самолет незадолго до крушения прошел полное техническое обслуживание в российских Минеральных Водах.

После прохождения техосмотра Ту-154 имел допуск к полетам по 2010 год включительно. При этом официальной причиной крушения была названа остановка двигателя. После катастрофы правительство Ирана запретило местным авиакомпаниям покупать и арендовать подержанные самолеты российского производства.

Чудо на Гудзоне

Чтобы завершить катастрофический отчет за 2009 год на позитивной ноте, вернемся в самое начало года. 15 января Америка едва не стала свидетельницей очередной крупной авиакатастрофы, но вместо нее случилось то, что вскоре стали называть не иначе как "гудзонским чудом".

Аэробус A-320 авиакомпании US Airways, следовавший из нью-йоркского аэропорта "Ла Гуардиа" в Шарлотт, штат Северная Каролина, уже через несколько минут после взлета столкнулся со стаей птиц и повредил двигатели. Решение сидевшему за штурвалом Чесли Б. Салленбергеру III пришлось принимать буквально в течение нескольких секунд.

Сначала пилот хотел вернуться обратно в нью-йоркский аэропорт, и диспетчеры дали на это разрешение. Затем Салленбергер передумал, решив посадить самолет в ближайшем аэропорту Тетерборо, штат Нью-Джерси. После этого связь с бортом пропала.

В дальнейшем находившиеся в домах по берегам Гудзонского залива люди могли наблюдать удивительную картину. Некоторые даже с перепугу приняли происходящее за повторение событий 11 сентября 2001 года. Самолет, находившийся на высоте около километра, начал резко снижаться и, пролетев над мостом Джорджа Вашингтона, сел прямо на поверхность реки. Вопреки опасениям, что аэробус тут же утонет, он удержался на плаву и начал медленно дрейфовать на юг.

Находившиеся внутри пассажиры надели спасательные жилеты и по возможности забрались на спинки кресел. Из-за открытия аварийных выходов в салон хлынула вода. Осознав, что лайнер приводнился удачно, люди начали выбираться на крышу.

Тем временем самолет постепенно набирал воду и стал погружаться в Гудзон. На помощь пассажирам спешно отправились полицейские и спасательные катера, суда береговой охраны, частные паромы.

Спасатели сработали оперативно - в результате никто из 155 пассажиров не погиб, 78 из них пострадали, но в основном от обморожения. Пострадавших доставили в больницы Манхеттена и Нью-Джерси, однако большинству из них продолжительное лечение не понадобилось. Полузатонувший аэробус отбуксировали вниз по Гудзону и пришвартовали в Нью-Йоркской гавани у Бэттери-парка.

Пилот Челси Б. Салленбергер III стал в Америке национальным героем. Пресса ласково прозвала его "Салли", а в социальной сети Facebook в считанные часы после катастрофы открылось сообщество поклонников автора "чуда на Гудзоне". К концу 2009 года в него вступили около 20 тысяч пользователей.

Морозным днем в январе 2009 года самолет компании US Airways вылетел из нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардия куда-то в Северную Каролину. Через две минуты после взлета в него влепилась стая гусей, выведя из строя оба двигателя. Еще через несколько минут командир экипажа Чесли Салленбергер, которого все, естественно, называли Салли (Том Хэнкс), и второй пилот Скайлc (Аарон Экхарт) посадили аэробус посреди реки Гудзон, прямо напротив Манхэттена. Никто из 150 пассажиров не погиб, одна стюардесса поранила ногу.

Иствуд, основываясь, в частности, на быстро выпущенной , с максимальной достоверностью реконструирует недавнюю удивительную историю. Страна носит Салли на руках, его портреты на всех первых полосах, Обама зовет его на инаугурацию (этого в фильме уже нет). Тем временем развивается невидимая миру - но центральная для фильма, которому необходим конфликт, - профессиональная драма: комиссия авиационного ведомства пытается выяснить, не проще ли было посадить самолет менее эффектно, в одном из ближайших аэропортов, и вроде бы склоняется к тому, что да, проще.

Русский трейлер «Чудо на Гудзоне»

«Чудо на Гудзоне», как и всякое, впрочем, чудо, первым делом вызывает скепсис. Старенький Иствуд в очередной раз исследует природу американского героизма, Том Хэнкс в очередной раз играет американского героя, и все это выглядит как фильм «Экипаж» (с Дензелом Вашингтоном, не наш) минус водка и кокаин (то есть самое интересное).

И действительно картина местами может показаться пресной или даже приторной. Нерв «Снайпера» , предыдущей работы Иствуда, с которой трудно избежать сравнения, бился из-за того, что герой убил 150 человек, - достижение все-таки небесспорное. Салли 150 человек спас: о чем тут, по идее, говорить. Даже если самолет можно было посадить традиционным способом, кого это по-настоящему волнует, кроме авиакомпании, - победителей не судят. Борьба хорошего с лучшим, усы щеточкой, делающие сразу двух главных героев (особенно Экхарта) похожими на добродушных псов, телефонные переговоры с любимой женой (Лора Линни), аплодисменты в пабах, объятия незнакомых людей, эфир у Леттермана и так далее.

Но это не более чем событийная канва, которую Иствуд излагает со свойственной ему в последние годы строгой прямолинейностью. То, что происходит на экране на самом деле, наоборот, развенчание героизма или, точнее, романтического мифа о нем. Чуда, утверждает Иствуд, не было. Триумфальные три минуты стали возможны только потому, что до этого у Салленбергера были 40 лет полетов. Уже в реке люди не погибли от переохлаждения, потому что рядом оказался паром и оперативно сработали спасатели. Что-то сделал второй пилот, что-то диспетчер, что-то стюардессы, что-то сами пассажиры. Иначе говоря, посадить аэробус на воду не подвиг; подвиг - каждое утро надевать штаны, идти на работу и пытаться делать ее хорошо.


© Каро Премьер

Это нехитрое соображение - как раз то, что всю дорогу не дает покоя Салленбергеру, пока его качает толпа, и, возможно, именно об этом думают Клинт Иствуд и Том Хэнкс, получая очередной «Оскар». Оба, профессионалы до мозга костей, здесь выступают подчеркнуто неброско, почти сухо. Хэнкс, переигравший уже все, кажется, грани человеческого достоинства, опять находит в положительном до зубовного скрежета персонаже какие-то уникальные нюансы. Иствуд в разговорных сценах кажется пассивным, но когда дело доходит до главного номера, собственно катастрофы, режиссерское хладнокровие творит чудеса - даже не в IMAX эти сцены пробирают до мурашек. «Чудо на Гудзоне» с его аллюзиями к 11 сентября и кризису 2008-го - гимн Нью-Йорку и, конечно, это дань уважения Чесли Салленбергеру, но в сущности это глубоко непафосный фильм - и именно поэтому он так неотразим. Похлопать пилоту, говорит он, можно совсем не обязательно при посадке. Да и не обязательно пилоту.

Одна из самых ожидаемых премьер сентября - американский фильм «Чудо на Гудзоне», снятый режиссёром Клином Иствудом. Сценарий Тодда Комарники основан на реальных событиях 15.01.2009, когда пилотами авиарейса Нью-Йорк - Шарлотт была совершена аварийная посадка на Гудзон воздушного судна компании US Airways спустя 308 секунд после взлёта. Статья посвящена одному из немногих авиационных инцидентов, обошедшихся без человеческих жертв благодаря безупречным действиям экипажа.

Авиационное происшествие

Рейс 1549 вылетел из аэропорта Ла-Гуардия с опозданием. Из-за плохой погоды сто пятьдесят пассажиров и пять членов экипажа ожидали разрешения на взлёт до 15:24. Небо расчистилось, но ожидался шторм, поэтому люди мечтали добраться к пункту назначения как можно быстрей. французского производства находился в эксплуатации всего 10 лет и слыл довольно надёжным воздушным судном, поэтому ничто не предвещало беды. Для опытного экипажа завершался четвёртый день полётов, после которого должен был последовать отдых.

На 91-й секунде боковым зрением второй пилот увидел стаю птиц, после чего возникло ощущение, что лайнер резко остановился, натолкнувшись на бетонную стену. Оба двигателя заглохли, при этом в левом начался пожар. Передав сигнал о бедствии, экипаж начал сверять свои действия с процедур. Перезапуск двигателей оказался невозможным из-за малой высоты, а предлагаемые диспетчером аэропорта посадочные полосы не гарантировали успех. Аварийная посадка A320 на Гудзон казалась единственным выходом в сложной ситуации. У капитана авиалайнера были лишь секунды, чтобы принять решение, от верности которого зависела жизнь 155 человек.

Экипаж

Волею судьбы лайнер оказался в руках опытного экипажа.

Капитан Чесли Салленбергер, 1951 года рождения, через несколько дней должен был отметить свой пятьдесят восьмой день рождения. За его плечами годы военной службы и налёт в размере 19663 часа. Двадцать девять лет пилот высшего класса отдал гражданской авиации, он был экспертом по безопасности полётов.

Для сорокадевятилетнего Джеффри Скайлза это был один из первых полётов на Airbus A320. Но он был отлично подготовлен теоретически, ибо только закончил переобучение на данный класс самолётов, имея общий налёт в 15643 часа.

Посадка А320 на Гудзон казалась обоим единственно возможным способом избежать катастрофы. Расшифровка переговоров в кабине лайнера покажет, насколько точны и хладнокровны были их действия, что позволит мэру Нью-Йорка назвать Чесли Салленбергера «Капитаном Спокойствие». Опытными были и стюардессы, предотвратившие панику на борту. Каждая из них отдала авиации более 25 лет.

Экстренная посадка

Когда по салону разнёсся запах и угас звук двигателей, пассажиров охватил страх. Услышав характерный признак включения микрофона, каждый надеялся на сообщение, что самолёт вернётся в аэропорт и всё будет хорошо. Но капитан лайнера объявил о готовности к жёсткой посадке. Чесли Салленбергер развернул А320 на юг в сторону реки, хотя по маршруту он двигался в северо-восточном направлении. Второй пилот обеспечивал герметичность, необходимую при приводнении. Посадка на Гудзон требовала филигранной точности маневра, в ином случае катастрофа становилась неизбежной. Электронный мозг продолжал работать. Командиру экипажа удалось выровнять баланс, не задев и на минимальной скорости посадить самолёт напротив Манхэттена.

Казалось, лайнер сразу же устремился на дно. От него обрывало какие-то части, людей швыряло по салону, но, спустя непродолжительное время, он всплыл на поверхность, словно поплавок. Где-то образовалась течь, салон стал наполняться ледяной водой. Экипаж организовал эвакуацию пассажиров. Захватив плавсредства, люди стали выбираться через аварийные выходы на крылья. Никто не знал, возможен ли взрыв авиалайнера, но низкая температура воды не позволяла плыть самостоятельно. Только через 10 минут прибыли первые спасательные паромы, началась эвакуация пострадавших, 78 из которых получили различные травмы. Но, главное, все были живы.

57-летний американский пилот, бывший военный летчик Чесли Салленбергер за несколько секунд спас полторы сотни жизней.

После отказа обоих двигателей из-за столкновения с птицами он посадил .

Мостовой между мостов

Все пассажиры и члены экипажа остались живы. Кстати, по данным Федерального авиационного управления США, с 1990 по 2007 год в стране зафиксировано 80 тыс. случаев столкновения птиц с пассажирскими самолетами. Потенциальную угрозу пернатые создают примерно одному из 10 тыс. рейсов.

Но и в СССР был похожий случай. 21 августа 1963 года в Ленинграде совершил первое в мире удачное приводнение самолет, следовавший из Таллина в Москву. Уже при взлете в таллинском аэропорту командир Ту-124 Виктор Мостовой обнаружил, что шасси заклинило.

Командир доложил о неполадке диспетчерам. Однако из-за сгустившегося тумана аварийную посадку в Таллине запретили. Мостовому предложили сажать машину на запасной грунтовой полосе пулковского аэродрома в Ленинграде, - вспоминает заслуженный летчик СССР Владимир Дмитриев.

Самолет кружил над городом, вырабатывая запас горючего до тонны. На седьмом круге бортмеханик доложил Мостовому о том, что горючего остается больше, чем необходимо по инструкции. "Иду еще на один круг", - сообщил на землю командир. Он не подозревал, что топливомеры самолета неисправны. Когда до аэропорта оставался 21 км, запас топлива был исчерпан: левый двигатель самолета встал.

Чтобы сократить расстояние до аэродрома, экипаж решил лететь над историческим центром города. Однако над Смольным отказал и второй двигатель. К счастью, внизу была Нева, - рассказывает Дмитриев. - "Витя, садись на воду", - крикнул Василий Чеченов, второй пилот, в прошлом гидролетчик.

И тогда Мостовой принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: сажать самолет на поверхность воды - между Большеохтинским и Финляндским мостами. Чтобы избежать паники, 27-летний командир приказал членам экипажа отвлечь пассажиров разговорами.

Самолет пронесся в паре метров над мостом Александра Невского - в то время еще только строящимся. Рабочие, стоявшие на металлических конструкциях, в ужасе попадали в воду. В нескольких десятках метров от Финляндского моста самолет плюхнулся в реку.

При посадке Ту-124 получил пробоину и почти сразу начал набирать воду. Лишь благодаря действиям Юрия Поршина, капитана буксира, зацепившего металлический трос за штурвал пилотов и отбуксировавшего самолет к берегу, он не затонул на 13-метровой глубине. Его "пришвартовали" к причалу завода "Северный пресс" так, что одно из крыльев легло на сушу, образуя трап. Командир самолета сошел на землю последним. Он был очень спокойным, но абсолютно седым.

Наградить или наказать? - такой вопрос встал перед Главным управлением ГВФ СССР сразу после аварии.

Мостового исключили из авиаотряда за разгильдяйство. Якобы по его вине Ту-124 вначале едва не рухнул на центр Ленинграда, а потом чуть не пошел ко дну, - продолжает Владимир Дмитриев. - Лишь после того как скандал дошел до ЦК КПСС, а героизм летчика стал известен на Западе, Мостового наградили орденом Красной Звезды, а членов его экипажа - медалями.

Самолет приземлился на самолет

Но приводнение - еще не самый экзотичный вариант посадки. Так, 8 июля 2005 года 55-летний водитель "Порше" решил использовать ВПП в аэропорту германского Битбурга, чтобы насладиться скоростью своего автомобиля. Разрешение от руководства аэропорта, как ни странно, имелось. А потому гонщик спокойно носился по полосе со скоростью 160 км/ч. Неожиданно прямо на крышу "Порше" начал садиться легкомоторный самолет. Водитель резко затормозил, из-за чего самолет соскользнул с крыши и упал на землю. 58-летний пилот не пострадал, а вот крылья поломал. Полиция позже установила, что виновником аварии был именно пилот: он не запросил разрешение на посадку. Но самое любопытное: пришлось подготовить специальный рапорт в компанию-страховщика "Порше", где отказывались верить, что на автомобиль их клиента попытался сесть самолет.

А во Флориде до сих пор вспоминают, как пилот одномоторного "Пайпер Черуки" пытался совершить вынужденную посадку на шоссе около города Дандина. Ударившись о дорогу, самолет несколько раз подпрыгнул, отбросил в сторону два грузовика и приземлился на крышу третьего. Летчик и водитель отделались легкими ушибами, а несколько человек на месте "посадки" - сильным испугом.

Впрочем, с крышами автомобилей на равных состязаются и другие "посадочные площадки". Скажем, в 2001 году в Великобритании легкий самолет приземлился прямо на жилой дом. После отказа двигателя у пилота была альтернатива: сесть на железнодорожные пути либо на крышу дома. А в октябре 2008-го спортивный самолет угодил прямо на крышу здания австрийской полиции. И опять-таки обошлось без жертв.

Но, пожалуй, самая удивительная посадка произошла в прошлом году в американском штате Техас: когда один самолет приземлился прямо на другой. В аэропорту, который расположен недалеко от Далласа, диспетчер сообщил пилоту заходящего на посадку самолета, что полоса свободна, и дал разрешение садиться. В это время со стороны рулежной дорожки выехал другой лайнер. Аварии избежать не удалось. Обеим машинам был нанесен серьезный ущерб, однако пилоты не пострадали.

Между тем

По словам члена правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерия Шелковникова, заход на посадку и посадка - самые сложные этапы полета. Многолетняя статистика показывает: ежегодно по этой причине в мире происходит в среднем 17 авиапроисшествий.

другие уникальные посадки

Ту-134 ГосНИИ гражданской авиации выполнял испытательные полеты с аэродрома Шереметьево. При заходе на посадку отказали одновременно два двигателя. Командир посадил самолет на водную поверхность канала им Москвы. Никто не пострадал.

"Боинг 727-230" греческой авиакомпании выполнял рейс из Афин в Салоники. Самолет пилотировали опытные пилоты. Погода в аэропорту назначения была сложнейшая: гроза, порывы ветра, мощная облачность. Самолет пролетел первую треть взлетно-посадочной полосы, в итоге при посадке выкатился за ее пределы, его нос повис над берегом Средиземного моря. Но экипаж и пассажиры - 35 человек - остались живы.

"Боинг 767-260ER" эфиопской авиакомпании выполнял рейс из Аддис-Абебы в Абиджан. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолет и потребовали лететь в Австралию. Но на подходе к Коморам у самолета закончилось топливо, двигатели остановились. Пилоты пытались произвести посадку на мелководье в 500 метрах от пляжа, однако левый двигатель и край крыла ударились о воду и машина разрушилась. Из 175 человек, находившихся на борту, спаслись 50.

A320-214 филиппинской авиакомпании выполнял рейс из Манилы в Баколод. При посадке самолет "снесло" на правую сторону взлетно-посадочной полосы. Он протаранил ограждение аэропорта и остановился в небольшой реке. Никто из 130 человек, находившихся на борту, не пострадал.