Город Ришикеш - это город мудрецов, которые, познавая себя, узнают о мире. Мировая столица йоги лежит на пути в Гималаи. Ришикеш, окруженный с трех сторон лесистыми холмами, разделен на две части великой рекой Гангой, стремительно скатывающейся с гор.

Мировая столица йоги - это место, где можно не только очистить сознание, но и тело. Город Ришикеш – это вегетарианский город, в котором туристы не найдут алкоголя, мяса, яиц и рыбы. Ришикеш предлагает гостям все самое вкусное и полезное - рис, овощи, фрукты, орехи и чай масала. Близость гор влияет на климат: зимой в городе прохладно, а летом никогда не бывает жарко.

Известность Ришекешу принесла группа «Beatles». В 60-х годах музыканты приехали в мало кому известный город, чтобы обрести просветление. Здесь битлы практиковали медитацию и йогу в ашраме великого йога Махариши.

В городе буквально кипит духовная жизнь. Туристы при желании смогут пожить в монастырских общинах, посетить ашрамы и религиозные центры. Великолепная архитектура и красочность религиозных построек подарят туристам часы и даже дни, наполненные эстетическим блаженством.

Ганга, текущая с севера на юг, задает ритм городу. Подвесные мосты сами по себе являются достопримечательностями, которые имеют давнюю историю. Подумать только, столетие назад реку соединял канатный мост, и только в 30-х XX века англичане построили стальной подвесной мост Лакшманджула. По обе стороны моста раскинулись рынки, предлагающие туристам сувенирную продукцию: статуэтки, четки, этническую одежду, ароматические масла и мн. др.

На западном берегу туристы смогут приобрести религиозную литературу в книжном магазинчике и свежие булочки в немецкой пекарне. Восточный берег не предусмотрен для широкой экспансии туристов и представляет собой поросшие лесом предгорья. Тринадцатиэтажная башня Траямбакешвар предложит туристам обзорные площадки, с которых открывает вид на обжитую, западную часть города и реку, украшенную изображениями индуистских богов. В пяти км от башни находится водопад и пещера с кружевными известняковыми отложениями.

Мост Рамджула располагается значительно южнее, в паре км от первой переправы. Мост не просто стоянка тук-туков, но и центр туристической жизни. На дальнем берегу, по правую руку располагается самый большой и знаменитый ашрам, вдоль него тянется набережная.

Если пойти в противоположную сторону от Сваргашрама, то можно увидеть, как живут аскеты, отказавшиеся от материальных благ. Кроме скромных жилищ садху, можно увидеть чистые пляжи. Женщинам лучше воздерживаться от купания в реке и глубоких декольте, чтобы не оскорбить чувств верующих.

Чтобы добраться до прогулочной набережной Тривени Гат, украшенной изображениями богов, нужно нанять авторикшу. На набережной построены гхаты, каменные ступенчатые сооружения для омовения священными водами. По вечерам у воды проводят красивые церемонии, которые называются Ганга Аарти. Противоположный берег занят деревьями, ползущими вверх по склону.

На горе возвышается храм Нилкантх Махадев Мандир, обнимающий громадное дерево. На его крыше застыли: каменные боги, взбивающие океан головастой змеей, и всеблагой бог Шива, глотающий яд, чтобы не допустить гибели человечества.

Дорога из храма идет по территории заповедника, где встречаются дикие слоны. Спустившись вниз, туристы окажутся в Битлз Ашраме, в котором теперь царит запустение. Впрочем, некоторые энтузиасты утверждают, что заброшенность этого ашрама способствует концентрации, так необходимой для занятий медитацией. В Ришекеше туристам предложат активный отдых: путешествие по реке Ганге, рафтинг, альпинизм, а также групповые и индивидуальные занятия йогой. Также Ришикеш интересен тем, что открывает дорогу к священному городу Харидвара и Четырем Святыням Гархвальских Гималаев, к древним горным поселениям.

Индийский городок Ришикеш, раскинувшийся у подножья Гималайских гор, считается одним из священных городов Индии и мировой столицей йоги. В этот город непрерывно стекаются паломники, желающие совершить обряд поклонения великой Матери Ганге и омыться в ее прозрачных, весьма быстротечных, но от этого не менее священных водах. Многолюдность Ришикешу обеспечивают и странники, которые отсюда отправляются в путешествие к Четырем святыням. И, конечно же, основными гостями города становятся туристы, интересующиеся такой духовно-физической практикой, как йога. Но, несмотря на все эти специфические особенности, Ришикеш удачно реализует себя как город с необычными и одновременно удивительными достопримечательностями, которые путешественники могут осмотреть самостоятельно или в сопровождении гида.

Река Ганга разделяет город на две части – восточную и западную. Более интересным для туристов является восточный берег, на который как раз и можно попасть по одной из двух основных достопримечательностей Ришикеша – мосту Лакшманджула или мосту Рамджула. Оба подвесных моста являются пешеходными. Впрочем, местных жителей этот нюанс мало интересует. Они с завидным постоянством передвигаются по подвесным конструкциям на мотоциклах.

Мост Лакшманджула располагается значительно ближе к старой части города. Изначально он был единственным канатным вариантом, позволяющим перебраться через реку. Но почти девяносто лет назад благодаря британскому правительству его заменили стальной подвесной конструкцией. Теперь туристы, безопасно прогуливаясь по мосту, могут любоваться многочисленными храмами на берегу и живописным крутым изгибом реки Ганг, резко поворачивающей в сторону Гималаев. Однако красивые речные виды далеко не главный повод для прогулки именно по этому мосту. Согласно местной легенде Лакшманджула был построен точно в том месте, где брат Рамы Лакшмана пересек священную реку и после длительных медитаций усмирил свой гнев. В итоге выше того священного места река Ганг стала более шумной и быстротечной, а ниже – речной поток превратился в спокойное течение. На границе этих «чудес» и расположился мост. И с тех пор каждый, кто проходит по нему освобождается от гнева и злости, становясь на время спокойным и умиротворенным.

На обоих берегах возле входа на мост туристов поджидают торговцы, предлагающие книги по аюрведе, йоге, медитации и недорогие четки из рудракша. Перейдя по мосту на восточный берег, путешественники могут последовать примеру паломников и отправиться на осмотр храма Шри Траянбакшвар . Многие туристы это архитектурное творение называют «свадебный пирог» или «дом с колокольчиками». В действительности храм представляет собой 13-этажное сооружение с множеством индийский божеств и колокольчиков. Также на всех уровнях обязательно встречаются магазинчики со всевозможными религиозными безделушками и приставучими зазывалами, стремящимися любыми способами заманить туристов внутрь торговых точек. Поднявшись на очередной этаж, туристы могут позвонить в колокольчик и полюбоваться видом из окна. На последнем этаже самых напористых путешественников ожидает сюрприз – великолепный вид на реку и Ришикеш, а также бородатый гуру, который за символическую плату благословляет всех желающих тилакой на лбу.

Мост Рамджула значительно моложе Лакшманджула. Стоя на нем, туристы смогут понаблюдать за плавающей в Ганге рыбой, а при наличии чего-либо съедобного в руках или сумке путникам придется защищаться от проворных обезьян, облюбовавших этот мост.

На западном конце Рамджула располагается главная стоянка тук-туков, а восточный конец украшает прогулочная набережная. Широкая Тривени Гхат выглядит более красиво и современно только с одной стороны – южной. Здесь красуются колоритные скульптуры, установлены лавочки и продаются специальные тарелочки с цветами для пускания по Ганге в знак благодарности за очищение от грехов. Прогуливаясь по широкой набережной, туристам удастся полюбоваться скульптурой Парвати и Шивы и видом противоположного берега с дивным горным пейзажем.

В северной части набережной любознательные путешественники смогут понаблюдать за церемонией массового купания. Здесь же туристам удастся осмотреть старейший район Ришикеша, заселенный санньясинами. На его узких улочках располагаются ашрамы с садиками и малопонятные строения.

В самом центре города туристам непременно стоит посетить старый храм Бхарат Мандир , возведенный в XII веке. Он посвящен всемогущему Вишну, статуя которого, вырезанная из цельного Шалиграма, красуется на серебряном алтаре внутри храма. Напротив главного входа в храм путешественникам повстречается многолетнее загадочное растение, состоящее из трех переплетенных деревьев. Считается, что эти три дерева представляют Tri Dev – тройственность Вишну. Возраст этих деревьев неизвестен, но местные жители верят в их священное происхождение.

Внутри храма можно будет посетить музей, в котором хранятся скульптуры, керамика и прочие археологические находки, датируемые III-XIV веком. Вход в храм свободный, но ожидается, что туристы внесут небольшое пожертвование на содержание этого священного места.

Еще один храм ожидает внимания со стороны туристов на окраине Ришикеша на высоте более 1300 метров над уровнем моря. Это удивительный Нилкант Махадев , построенный на том месте, где Шива выпил яд, грозивший уничтожить все живое. Внутри храма ничего особо интересного нет. А вот на крыше туристам удастся рассмотреть многочисленные цветные скульптуры, среди которых Шива, пьющий смертельный яд, и прочие божества.

Также можно будет совершить подношение богам, после чего путешественников впустят в святилище храма. Подносы с дарами продаются возле храма. Стоимость набора составляет 10–50 рупий. Причем сам храм окружен множеством торговых палаток, кафешек и магазинчиков. Компенсирует всю эту туристическую шумиху красивейший пейзаж, открывающийся с высоты горы.

Добраться до храма путешественникам проще всего будет на такси. Можно, конечно, отважиться на пешую прогулку, но дорога, поднимающаяся все время в гору, вряд ли порадует туристов. А вернуться обратно в город можно будет пешком. Заодно получиться заглянуть в бездействующий ашрам Махариши Махеш Йоги , который когда-то своим посещением прославила ливерпульская четверка The Beatles.

Недавно вернулся из Индии, большую часть времени я жил в городе Дехрадун, на севере страны, недалеко от Гималаев. Я жил у друга, местного жителя, и за все мои две недели мы посетили много восхитительных мест как в Дехрадуне, так и в других городах. Впечатлений масса, но особо хотелось отметить поездку в Ришикеш, который находится примерно в 40 километрах от Дехрадуна. В Ришикеш съездить была исключительно моя идея, все таки мировая столица йоги и все дела. При этом мой друг всячески отговаривал меня от этой поездки утверждая, что смотреть там нечего и вообще городишка загаженный порядком. Но, быть рядом с Ришикешем и не побывать там меня не устраивало. К тому времени я уже немного освоился в Индии и решил съездить один. Итак цена на городском автобусе 51 рупия (рубль) в одну сторону, ехать из Дехрадуна где-то 1 - 1,5ч. За это время я успел узнать в Интернете, что все основные достопримечательности находятся в "старом" Ришикеше, поэтому было принять решение сразу отправится туда, пешком, город не сильно большой.

По прибытию на автостанцию в Ришикеш я сверил направление по GoogleMaps и пошел по обочине дороги в нужном мне направлении. Моему взору тут же открылась картина ужасной помойки, которая длилась на протяжении всего моего пути (где-то 500м до поворота) слева от дороги. Помимо мусора в помойке находились, копошились, валялись, спали множество свиней, которые живут здесь, как собаки у нас в России, несколько коров и возможно козы, я точно не разглядел в далеке. Пока я шел видел их около сотни свиней, от самых маленьких до средних размеров, держутся семьями.


Еще было непонятное сооружение в этой помойке, видно "местные практикующие". Признаться честно, в Индии действительно одна из самых острых проблем это загрязнения мест проживания (обитания) бытовыми отходами оно встречается повсеместно где живут люди, но в Ришикеше мне показалось, что переплюнули все остальные города, в которых мне удалось побывать.

Дойдя до старого города и двигаясь по главной улице вверх взору открывается множество лавок пестрящих объявлениями о сплаве по Гангу на надувных лодках (их больше всего) и различных экстремальных развлекушках. За городом так же находятся баннеры.



Но сразу хочу предупредить, если вы решили "сплавиться" имейте ввиду, что экстрима может быть чуточку больше, чем вы ожидаете.

Еще в городе хватает объявлений по самым различным типам йоги. Столица, как никак.


По пути мне встретился мост через Ганг, помоему Рам Джула. На меня он не произвел никакого впечатления, мост да мост. Много народу через него ходит, коров водят ездят на мотороллерах и велосипедах. Все это при ширине моста порядка 1,7 метров.


Множество туристов и разных стран, в том числе и из Индии). После нескольких дней в Дехрадуне, для меня было необычно увидеть столько европейских лиц. С России тоже группу повстречал.

В общем прошел я через город, заглядывая в некоторые закоулочки, где-то за час с лишним. Поглядел на Ганг с набережной. Ничего особенного.


Из-за своей топографической ошибки вышел из города и направился дальше, считая, что самая красота города еще впереди. По пути мне встретилась табличка. Но должного внимания я тогда не обратил на нее. Ну водопадик еще один. После Кемпти Фола за Массури, не думал, что меня может что-то удивить.


Указательный столбик и человек в форме прояснили немного ситуацию, указав на то, что город кончился.


Развернулся и отправился назад. По пути остановился местный на джипе и предложил подвести. Я поинтересовался, что интересного можно посмотреть в городе. Он немного задумался и ответил, что пожалуй самое интересное это водопад, на который я сразу не обратил внимания. Попросил высадить меня рядом с водопадом, отблагодарил и отправился смотреть. Билет стоит 30 рупий для иностранцев и они еще требуют паспорт. Хотя касса расположена где-то в стороне от главного входа и многие, на мой взгляд, ее просто игнорируют.

Подъем к водопаду пешком занял около 40 минут, с передышками можно и весь час идти. Перед самым водопадом встретились макаки, штук 10 лазающие по кустам рядом с дорогой.

Сам водопад оказался вполне ничего так.

Плюс много много разных мартышек которые видно питаются пищей принесенной туристами и мусором.

Прежде чем начать спускаться обратно в город, я решил проверить куда ведет дорога от водопада. Она была еле заметная и уходила высоко в горы. Я долго долго шел вверх. Виду открывались прекрасные виды на город и Ганг с высоты.


На верху меня ждала маленькая деревушка и пару тракторов строящих дорогу. Пройдя деревушку я решил отправиться назад, т.к. ноги уже начали болеть. Меня подхватил местный житель на мопеде, предложив спуститься вместе. По пути рассказав, что действительно смотреть в городе не на что. Это город больше для различных пиллигримов, йога-практикантов и любителей "расширить сознание".

Он довез меня до самой набережной, где я немного прогулялся и отправился обратно на вокзал.



На вокзале Ришикеш поставил последнюю точку в нашем знакомстве с ним. Каждый автобус на Дехрадун забивался в мгновение око (сидячие места). Местные начинали бежать к новому автобусу пока тот еще ехал к месту остановки и забивали его в моментально.

Я решил подождать следующего автобуса и свидетелем отвратительной картины. Одной местной жительнице стало непосебе, видно от местной еды, а поскольку с автобуса выходить опасно - он может уехать в любой момент или место займут, она начала облегчать свой желудок прямо из окна автобуса посреди автостанции в несколько заходов. Автобус уехал, а к луже подбежала свинья и давай поедать все это дело.))) Все подлизала.

Вот такое лицо показал мне Ришикешь. Я не спорю, что там возможно много качественных школ йоги и возможности просвятиться и возвыситься, но есть и гадковатые вещи. Для туризма, на мой взгляд, город не представляет ценности. В Индии можно найти места гораздо величественнее и красивее.

Исток Ганги, и , являющиеся Гархвальскими местами пребывания Шивы и соответственно и расположенные вблизи истоков рек Мандакини и Алакананда, впадающими в Гангу (см.соответствующие статьи).
Ритмом и эмоциями Ришикеша правит . Она течет с севера (с гор) на юг (на равнину). в реке холодная и чистая, многие иностранцы окунаются вместе с индийскими паломниками. Восточный берег города закрыт для автомобилей, ради спокойствия обитателей ашрамов. Подвесные мосты - пешеходные, впрочем мотоциклисты по ездят постоянно.

Ришикеш и его достопримечательности

Мост Лакшманджула (Лакшманжула) . Первый подвесной мост через Гангу был канатным. В 1927 году британское правительство построило стальной подвесной мост в районе Лакшманджула. На обеих берегах возле моста рынок сувениров, в основном религиозных. Рекомендуют покупать в Ришикеше четки из рудракша, которые тут стоят от 40 рупий за штуку (чем мельче семена в четках, тем дороже рудракша). На западном берегу прямо над мостом книжный магазин с богатым выбором книг по медитации, йоге, аюрведе, буддизму и проч., и German Bakery , и магазин европейской выпечки. На восточном берегу 13-этажная башня храма Траямбакешвар . На эту башню можно подняться, чтобы оценить вид на реку, и изображения если не всех, то очень многих индийских божеств.

Мост Рамджула (Рамжула) Новый мост Рамджула перекинули в 2-х км ниже по течению. Здесь также центр торговли и общепита, на западном берегу рядом с мостом расположена главная стоянка авторикш (тук-туков). Отсюда можно уехать в Лакшманжулу, вверх по горной дороге, либо вниз "в Ришикеш", то есть в индийскую деловую часть города, куда иностранцы забредают довольно редко. Вы можете называть мост Рамджула как ориентир для таксистов, если вы впервые приехали в город и высадились на автобусной станции. На восточном берегу справа от моста начинается район Сваргашрам, названный по самому большому ашраму, вдоль которого идет прогулочная набережная.
Если вам не хочется идти по мосту через Гангу пешком - вы можете добраться на противоположный берег на катере, который курсирует каждые 10-20 минут в зависимости от наполняемости. на катер около Рамджулы осенью 2007 года стоил в один конец 5 рупий, в оба конца 8 рупий, поездка через Гангу занимает примерно 5-7 минут.

Деревня садху Можно совершить приятную прогулку, если от моста Рамджула пойти по восточному берегу вверх по течению, к Лакшманджуле. Узкая улочка вдоль берега реки идет по старейшему району Ришикеша, заселенному санньясинами. Это место до сих пор напоминает деревню. Здесь есть и с садиками, и сарайки аскетов. Отсюда можно выйти на красивые и довольно чистые пляжи у Ганги . Учтите, что женщинам здесь не принято загорать, купаться им можно только в одежде. Большую часть года вода в реке довольно холодная.

Тривени Гхат Тривени Гат - широкая набережная, украшенная скульптурными изображениями божеств, это излюбленное место отдыха индусов. Иностранцы редко заходят сюда, так как Тривени Гхат находится в стороне от их основных дислокаций в Лакшманжуле и Сваргашраме. Чтобы добраться до Гата, нужно сесть в рикшу у моста Рамджула и ехать "в Ришикеш". Тук-тук высадит вас у перекрестка, узорчатая арка обозначает вход на улицу, ведущую в гхату. Здесь рынок чисто индийского ширпотреба и ритуальных принадлежностей. Каждый вечер на Тривени Гате проходит красивая церемония Ганга Аарти. Это прекрасное место для отдыха и медитации, так как на противоположном берегу Ганги города нет, и можно любоваться горами и джунглями.

Нилкантх Махадев Мандир.
Самый интересный храм Ришикеша Нилкантх Махадев Мандир находится высоко на горе. Добраться туда легче всего на такси, которое идет по горной дороге больше часа. За терпение вы будете вознаграждены: сверху открываются прекрасные виды на Гангу и Ришикеш. Дорога идет по заповеднику, где стоят знаки, предупреждающие о возможности встречи с дикими слонами. Вы проедете первобытную деревню Buffalo People, в которой не рекомендуется останавливаться, так как уклад этих горных людей сильно страдает от вмешательства цивилизации. Перед входом в храм стоит купить тарелку с подношениями божеству (20-50 рупий), тогда вас пустят в святилище. Особенно впечатляет огромное древнее дерево, вокруг которого построен храм. нужно снимать заранее, и омывать ноги в холодной воде источника. Зимой это может стать испытанием для паломников. На крыше храма многофигурная композиция, изображающая богов, пахтающий мировой с помощью змея Васуки, и , пьющий яд ради спасения человечества. (Нилкант, "синяя шея" - это эпитет Шивы, чье горло посинело от яда). Спустится из храма можно пешком (около 2-х часов прогулки по джунглям), тогда вы выйдете к реке около "Битлз Ашрама".

Битлз Ашрам. Так называют в народе ашрам Махариши Махеш Йоги, ныне бездействующий. После того, как свами уехал в Америку, этот ашрам перешел к государству, и был законсервирован. Теперь говорят, что место проклято, но скорее всего причина того, что ашрам пустует, экономическая - его территория огромна и на восстановление понадобится слишком много денег. Даже заросший джунглями, ашрам впечатляет своей планировкой и роскошью замысла, и можно представить, каким прекрасным он был во времена "Битлз". Впрочем, многие находят, что запустение весьма способствует медитативной атмосфере. Туда обязательно стоит сходить. Вход охраняет просветленный военный, который скорее всего, обнаружит свое существование, только когда вы будете покидать ашрам. Он молча берет 20 рупий с человека и идет медитировать дальше.

Водопад. Пройдя 5 км. по дороге выше от храма Траямбакешвар, вы найдете небольшую дхабу с чаем и самосами, построенную специально для тех, кто идет посмотреть на водопад. Сам водопад в джунглях справа, фактически их 2, и они не очень большие, но красивые. Особенно интересна пещера с минерализованными стенами и потолком рядом с одним из водопадов. Еще дальше по этой же дороге находится ашрам Phul Chatti, рядом с которым есть очень милые пляжи для купания. Иностранки ходят туда, чтобы загорать, но лучше делать это в компании знакомых мужчин.

Рафтинг по Ганге
В Шивпури, в 30 мин. езды по дороге на Бадринат, на песчаном берегу Ганги расположен лагерь рафтеров. Кроме спуска по реке предлегается такое развлечение, как прыжки в воду со 10-метровых скал. Уровень экстрима небольшой, так что можно брать в лодки детей и новичков. Организацией рафтинга занимаются многие турагенства в городе.

Маршрутные авторикши (тук-туки) в Ришикеше

Вам могут понадобится маршрутные тук-туки, т.е публичные авторикши повышенной вместимости, которые ходят по Роуд (дорога, по которой вы приехали в Ришикеш, продолжается до моста Рамжула и стоянки тук-туков, и дальше - к Лакшманжуле). Они ходят очень часто, проезд в них стоит 5 рупий. Остановить их на улице можно взмахом руки, на нужной вам остановке - стуком по потолку кабины. В такой тук-тук влезает до 8-ми человек. Водители авторикш всегда пытаются перехватить иностранцев до того, как они дойдут до отправляющихся общественных маршруток, и предложить частный извоз за 40-50 рупий по тому же маршруту. Если вы вышли на западный берег с моста Лакшманжула, вам нужно подняться по ступеням мимо ювелирных лавок, и вы увидите разные тук-туки. Сначала стоят таксисты, если пройти еще 100 метров, будут стоять маршрутки. Когда вы выходите с Рамжулы, то проходите крытую стоянку насквозь (там вас тоже будут приглашать в тук-тук, и тоже таксисты), маршрутки на выезде стоят на дороге.

Добро пожаловать в мировую столицу йоги и перевалочный пункт по пути в Гималаи. Узнайте, какие впечатления остались от его посещения.

Где находится

В долине воды Ганга окрашены серо-желтыми тонами. Они впадают в Бенгальский залив мутной массой, вобравшей в себя и пыль знойных полупустынь, и фабричные отходы лежащих у русла индустриальных районов, и прах погребенных в нем людей. Но у своих истоков, в Гималаях, Ганг светится небесной голубизной.

Начало пути в горы

Склоны Гималаев покрыты густыми непролазными джунглями. В них тигры и олени, обезьяны и павлины, птицы, пресмыкающиеся самых разных видов, размеров, окрасок.

Интересно: во время поездки в Индию


Для туристов побывать здесь - не просто оказаться на экскурсии. Нелегко продираться через густые заросли по горным кручам. Кажется, что тебя окружает таинственное запустение. Где-то в кустах прячется зверь, под обрыв летят стремительные лани, олени, свистят на все лады укрытые густой листвой деревьев птицы.

Вот джунгли вдруг закипели движением. На деревьях что-то качалось, визжало, ломая ветки, тряся сами деревья. Это стая обезьян напала на дикорастущие плодовые деревья. Шаги человека на минуту остановили шум, но через миг та же суетная, стремительная возня. Человек для них не страшен. И к нему они здесь, в джунглях, будучи не избалованы подкармливанием лакомствами, безразличны.

Туристы по своему маршруту поднимаются все выше в горы, все дальше от дороги - и вдруг оказываются перед возделанным полем и крестьянским домиком. Край не так безлюден, как кажется поначалу. Потеряв друг друга из виду за густыми зарослями, путешественники карабкаются еще выше и глубже. И снова оказалось, что джунгли не заброшены человеком. Вот ловко пробираясь по каменистой круче, навстречу идут две девочки, лет по десяти-двенадцати. Они пасут коз и овец. И снова поле. И снова пастухи. Каждый клочок земли в той или иной мере служит здесь человеку.


Врата Гималаев

Там, где Ганг покидает Гималаи и врывается в долину, где его воды еще чисты и прозрачны, к подножию гор прилепился небольшой древний город Ришикеш, что в переводе означает «обитель святых». Это еще один глубоко чтимый индусами город, к которому так же течет нескончаемый поток паломников, верящих, что здесь воды Ганга особенно чудодейственны.

Когда-то путнику приходилось идти сюда от Хардвара через густые джунгли, кишевшие хищными зверями и пресмыкающимися. Тучи несущих страшную малярию москитов тоже устрашали намеревавшихся посетить «обитель святых»; тех, кто отправлялся в путь, предостерегали в Хардваре: только человек с чистыми помыслами может безопасно достичь Ришикеша.

Сейчас хоть и сохранились джунгли, хоть и есть в них разное зверье, но до города и дальше в горы проложена широкая асфальтированная дорога, и отправляющийся в путь будет идти - а за хождение пешком, как верят индусы, грехи искупаются надежнее - не одиноким, не страшась обитателей джунглей. Его будут то и дело обгонять автомобили или крестьянские телеги.

Возле города издавна существует лепрозорий - колония прокаженных. Непонятная в древности болезнь - проказа наводила ужас на людей. От одних она передавалась по воздуху, когда разговаривающий мог брызнуть слюной на здорового; другие были совсем безопасны для окружающих. Но всех их старались изолировать от общества, согнать в лепрозории, где они были обречены на медленную, тяжелую смерть.

Возле города лепрозорий не такой, где больные живут, не общаясь со здоровыми. Прокаженные создали свой городок в расчете на сердобольных паломников, видящих в подаче милостыни еще один шанс искупить свои грехи перед богами.

Специалисты утверждают, что только один из четырех заразен. Но попробуй угадай, заразный или безопасный больной тронул тебя за руку.

Здесь риши - «святые» создали один из главных центров йогов, превращенный в модное место для людей, увлекающейся йогизмом, особенно ее мистической стороной, предопределяющей самосозерцание, отрешение человека от земных сует в мыслях о себе. Сюда приезжали миллионеры, кинозвезды, индийские и западные.


Как и в других местах, на священных для индуса водах Ганга благоденствовали всевозможные «святые»: риши, садху, свами. Жили припеваючи, да и сейчас живут неплохо брахманы - служители культа и владельцы небольших отелей. Однако и тут веет свежей струей.

Вот местечко Вирдбхадра, расположенное в шести километрах от города. Показывая на выросший здесь недавно городок, гид-индиец говорит:

Вот смотрите. Рядом с очагом страшной болезни появился источник здоровья - завод антибиотиков.

Туристам представляется обширный городок: фабричные корпуса, современные дома, широкие удобные дороги. А когда-то на этой земле лежали непроходимые джунгли. Чистый воздух предгорий Гималаев, обилие незагрязненной воды Ганга сделали это место как нельзя более удобным для производства лекарств, требующего особого природного режима.