и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Санта Мария дель Пополо– церковь на одноименной площади в Риме у подножия холма Пинчо рядом с Порта дель Пополо – главными северными воротами города в средние века.

Церковь Санта Мария дель Пополо – знаковое место в Риме и для истории города, и для его преданий, и для мировой культуры, но, особенно для христиан.

Предполагается, что именно в этой церкви хранится одно из первых Евангелий, переведенных Кириллом и Мефодием на славянский язык.

В 9 веке Святые Кирилл и Мефодий принесли Священную Книгу в Рим на суд римского Папы Анриана-II, который утвердил богослужения на славянском и разрешил хранить Евангелие на славянском в римских церквях.

Уважаемые самостоятельные путешественники! Если кому-то из вас удалось побывать в музее церкви Санта Мария дель Пополо и посчастливилось увидеть первое Евангелие на славянском языке, расскажите об этом!

Легенда церкви Санта Мария дель Пополо

По одному из преданий города Рима, церковь Святой Марии del Popolo появилась на этом месте «благодаря» Нерону, точнее призраку ужасного императора. Легенда гласит так: давным-давно, в далекие средние века в районе площади дель Пополо стал появляться призрак Нерона, внося смуту и страх в людские души.

Поговаривали, что именно здесь был похоронен жестокий император, оставшийся в памяти предков лишь как гонитель христиан, сжегший великий город. Чаще всего признак ненасытного Нерона видели на ореховом дереве, растущем на площади. Паника, нагоняемая жутким призраком, заставила народ обратиться к Папе Пасхалию-II за помощью и защитой. И, вот в одну ночей 1099 года привиделась Папе Римскому во сне Пресвятая Дева Мария, повелевавшая срубить это дерево. Пасхалий-II это исполнил в точности, и как уверяют, собственноручно.

На этом же месте он нашел человеческие кости, которые выбросил в Тибр, а на этом месте приказал воздвигнуть часовню в честь Девы Марии, чьим покровительством Рим избавился от кошмарного призрака Нерона. Кроме того, как раз к этому времени крестоносцы в очередной раз освободили Иерусалим, что явилось дополнительным основанием для восхваления Девы Марии.

Народная молва утверждает, что для этой часовни деньги на строительство собирали всем миром, именно поэтому и площадь, и одноименная церковь названы «del Popolo», то есть «народные».

История церкви Санта Мария дель Пополо в Риме

В 13-ом веке, к уже построенной часовне была пристроена небольшая церковь в римском стиле. А церковь, которую мы видим сейчас, достроена уже в конце 15 века (начало реконструкции 1472 год) по велению Сикста-IV, поручившему флорентийскому архитектору Баччио Понтели придать церкви завершенный вид латинского креста, выполнив ее в строгом ренессансном стиле.

Икона "Мадонна дель Пополо" в главной апсиде церкви Санта Мария дель Пополо

(Basilica of Santa Maria del Popolo – одна их первых церквей Рима, построенных в стиле Ренессанс). В 1505 году Донато Браманте расширил церковь апсидой, а еще позднее (середина 17-го века) Дж.Лоренцо Бернини добавил барочные элементы (дугообразные линии) в главный фасад, что бы слегка «модернизировать» внешний облик церкви под «модное» тогда барокко.

В то время рядом с церковью Санта Мария дель Пополо находился первый в Риме монастырь Августинцев, в котором останавливался сам Мартин Лютер во время своего визита в 1510-1511гг. К сожалению, во время разграбления Рима в 1527г этот монастырь был полностью разрушен.

Апсида Санта Мария дель Пополо

Апсида церкви, в которой размещается главный алтарь знаменита своей иконой Божьей Матери, по преданию приписываемую руке самого Евангелиста Луке. В действительности этот образ «Мадонны дель Пополо» создан одним сиенским мастером в 13 веке, что ни в коем случае не умаляет благости и святости образа. Те, кто побывал в церкви Santa Maria del Popolo, на себе смогли убедиться в этом.

Здесь же, в апсиде главного алтаря базилики находятся два витражных окна, считающихся самыми старыми в Риме. Выполнены они французским мастером Гильомом де Марсильятом в 1509году.

Церковь Санта Мария дель Пополо на карте Рима:

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

Черти устроили свое логово.
1. Предполагаемая могила Нерона

Чтобы прогнать чертей, папа Пасхалий II в 1099 году устроил крестный ход. Кроме того, орех, под которым лежали злополучные кости, был сожжен, а прах императора выбросили в Тибр. На месте захоронения была поставлена капелла, чтобы черти не вздумали сюда явиться снова. Из капеллы и выросла церковь Санта Мария дель Пополо [41.9114635N 12.4765635E ].
2.

Вскоре после передачи в престижную Ломбардскую Конгрегацию Санта Мария дель Пополо была восстановлена архитектором Андреа Бреньо в 1472-1477 гг. по приказу Папы Сикста IV за счет пожертвований на Освобождение гроба Господня в Иерусалиме. Средневековая церковь была полностью разрушена, и была построена новая трехнефная базилика с четырьмя одинаковыми часовенками с обеих сторон, восьмиугольным главным куполом и высокой колокольней в ломбардском стиле над правым трансептом.
3.

Результатом этой реконструкции стал ранний и прекрасный пример итальянской архитектуры эпохи Возрождения в Риме. Несмотря на многочисленные изменения, которые произошли в последующие века, базилика по существу сохранила свою сикстинскую форму до сегодняшнего дня.
4.

В 1655-1660 гг. фасад и интерьер были изменены Бернини, которого попросил папа Александр VII обновить церковь Возрождения до более современного стиля барокко.
5.

Главный купол базилики Купол Санта-Мария-дель-Пополо был первым восьмиугольным куполом эпохи Возрождения над прямоугольным переходом, установленным на высоком барабане. Во время его строительства в 1474-1475 гг. у него не было реального прецедента, единственными сравнимыми примерами были рисунки Филарете для утопистского города Сфорцинда, которые никогда не выполнялись. Таким образом, купол сначала был визуальной аномалией на горизонте Рима, но позже стал прототипом, который имеет много последователей в городе и в других итальянских городах. Целью этой новинки была чудесная икона Мадонны дель Пополо, которая была размещена прямо в центре куполообразного святилища.
9.

Себастьяно дель Пьомбо создал картину "Рождество Богоматери" для Алтаря . Оригинальный алтарь, шедевр Андреа Брегно, был удален по просьбе кардинала Антонио Мариа Саула в 1627 г.; святыня сейчас находится в ризнице, а некоторые боковые панели - в баптистерии. Новый алтарь значительно больше, чем оригинал. Четыре больших колонны из черного мрамора поддерживают тимпан с двумя гипсовыми ангелами.
10.

Фрески в своде хора являются поздней работой Пинтуриккьо (1508-1509). Коронация Девы Марии на синем и золотом фоне в пластине в центре напоминает средневековую мозаичную апсиду в базилике Санта-Мария-Маджоре .
13.

Правый неф базилики
14.

Как только вы войдете в Рим через северные ворота (античная Порта Фламиния, ныне Порта дель Пополо), с левой стороны вашему взгляду явится скромный возрожденческий фасад церкви, посвященной Святой Богородице. Скромная внешность обманчива, а великолепие с древним обелиском в центре настойчиво зазывает не останавливаться и идти вперед. Остановитесь, пожалуйста. И посетите сначала церковь.

Ваше терпение вознаградится сторицей. Вы будете приятно удивлены контрастом между сдержанным ренессансным оформлением снаружи и пылающим многоцветьем барочного интерьера. В Риме не так много церквей, над оформлением которых работали вдохновенно многие выдающиеся мастера искусства. Базилике Санта Мария дель Пополо уделяли пристальное внимание римские папы, с нею связаны легенды.

Могила императора Нерона и народная легенда

В античную эпоху на месте церкви находился мавзолей рода Домициев , к которому принадлежал император Нерон (Луций Домиций Агенобарб). После самоубийства императора его прах веками покоился в этом семейном склепе. Однако, как мы знаем, при Нероне были казнены святые апостолы Петр, Павел и тысячи христиан, что вызвало стойкое представление о нем как об Антихристе. Со времен раннехристианских общин также бытовало мнение, что Нерон-Антихрист может вернуться и принести с собой горе и смерть.

На фото слева (изящная гравюра Д. Пиранези - кликните!) изображен склеп Нерона. На руинах этой могилы со временем, согласно преданию, вырос огромный грецкий орех, в кроне которого поселились вороны и демоны. Место считалось проклятым и люди обходили его стороной. В 1099 году папа Пасхалий II велел срубить дерево, сжечь его, а пепел вместе с останками могилы бросить в реку Тибр.

Затем на добровольные пожертвования граждан в этом месте соорудили маленькую капеллу, посвященную святой Богородице.

В 1227 году папа Григорий IX превращает капеллу в церковь и расширяет ее. По его указанию в церковь переносят первую реликвию - образ Богородицы из латеранской капеллы Святого Спасителя (Santissimo Salvatore). С 1250 года церковь переходит во владение монашеского ордена Св. Августина. В 1472 - 1477 годах по воле папы Сикста IV архитектор Андреа Бреньо оформляет фасад базилики и надгробие делла Ровере. В начале XVI века Браманте оформляет хор базилики, затем Рафаэль проектирует капеллу Киджи, а в начале XVII в. Бернини целиком перестраивает интерьер церкви в стиле барокко.

Интерьер базилики Санта-Мария-дель-Пополо

Многие знатные фамилии (от банкиров до кардиналов и пап) стремились приобрести фамильные капеллы в базилике. Это повлекло за собой участие десятков скульпторов, художников и архитекторов в оформлении частей интерьера.

Центральный неф базилики. В глубине - алтарь и икона Мадонна дель Пополо .

Арочные пролеты оформлены из стукко "под мрамор" великим Джан Лоренцо Бернини по заказу папы Александра VII Киджи.

Знаменитая икона Санта Мария дель Пополо в центральном алтаре.

Оригинальный алтарь работы Андреа Бреньо .

Правый неф

Капелла делла Ровере (первая справа). Пинтуриккьо . Презепе (вертеп). Сан Джироламо на коленях и за ним, предположительно, автопортрет самого художника.

Капелла Чибо (вторая справа). Карло Маратта . Непорочное зачатие со святыми Иоанном Евангелистом, Григорием, Августином и Иоанном Антиохийским.

Капелла Бассо делла Ровере (третья слева). Ученики Пинтуриккьо . Мадонна с младенцем в окружении святых .

Свод хора. Пинтуриккьо (1508-1509 гг.). Коронация Богородицы . Мадонна в окружении евангелистов, отцов церкви и Сибилл.

Левый неф

Знаменитая капелла Черази (слева от алтаря): здесь представлены работы великих мастеров Караваджо и Аннибале Карраччи:

Караваджо . Распятие Святого Петра (1601 г.).

Согласно легенде апостол Петр попросил своих палачей распять его на кресте головой вниз дабы не уподобляли его, простого смертного, Спасителю.

Обращение Савла , или Павел на пути в Дамаск (1601).

Караваджо, мастер света и теней, изобразил один из эпизодов жития апостола, сыгравший решающую роль в его обращении в христианство. Цитируем из Деяний святых апостолов:

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна . Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать . Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

Аннибале Карраччи . В центре капеллы - Вознесение Богородицы (1601 г.).

Капелла Киджи (вторая слева)

Луиджи де Паче (по рисункам Рафаэля). Творец в окружении восьми изображений планет . Мозаика, 1516 г.

Лоренцетто . Пророк Иона выходит из чрева кита на берег.

Джан Лоренцо Бернини . Ангел и пророк Аввакум (1658-1661 гг). По заказу папы Александра VII.

Ангел помогает пророку достать миску и накормить супом Даниила, брошенного в яму со львами (композиция с противоположной стороны, см. ниже).

Джан Лоренцо Бернини . Пророк Даниил со львами (1655-1657 гг). По заказу папы Александра VII.

Полезные сведения

Адрес базилики : Piazza del Popolo 12

Телефон : 06 3610836

Расписание :

В рабочие дни: с 7,00 до 12,00, затем с 16,00 до 19,00.

По выходным: с 8,00 до 13.30 и с 16.30 до 19.15

– красноречивое свидетельство того, что истинная красота часто прячется под невыразительной оболочкой. Её фасад не притягивает взгляды изощрённой отделкой или необычными формами, но за стенами скромного с виду здания скрываются уникальные сокровища.

Здание церкви построено в 1470-х годах. Раньше на её месте стояла римская часовня конца XI века. Своим названием базилика обязана древней легенде: считалось, что когда-то здесь находилась гробница Нерона, жестокого гонителя христиан. Спустя века над склепом вырос тополь (на латыни populus), в кроне которого собирались стаи воронов. Место прослыло проклятым, горожане обходили его стороной до тех пор, пока в 1099 году Папе Римскому Пасхалию II не явилась Дева Мария и не приказала срубить дерево. Папа незамедлительно исполнил волю Пресвятой Богородицы и повелел возвести на этом месте часовню, названную её именем.

Другая версия не так романтична: некоторые историки полагают, что название возникло от словосочетания popolo romano («римский народ»), поскольку средства на строительство часовни собирали всем миром.

В 1277 году по приказу Папы Григория IX на месте часовни появилась небольшая церковь. Тогда же в неё из (Basilica di San Giovanni in Laterano), расположенного на Латеранском холме здесь же, в Риме, была перенесена икона Божьей Матери, созданная, по преданию, самим Евангелистом Лукой. На самом деле образ мадонны был написан в XIII веке в .

В 1250 году церковь перешла под юрисдикцию ордена Святого Августина. Здание несколько раз перестраивалось; глобальной реконструкции оно подверглось в середине XV века по приказу Папы Сикста IV. Работы по перестройке осуществлялись под руководством Андреа Бреньо (Andrea Bregno) и Баччо Понтелли (Baccio Pontelli). Санта Мария дель Пополо стала одной из первых церквей в Риме, в архитектуре которых преобладает стиль Возрождения. Именно тогда базилика приобрела тот вид, который сохранился до наших дней.

Интерьер

Стоит только переступить порог, и взгляду открываются роскошные интерьеры, какие увидишь не во всяком городском кафедральном соборе.

Скромная снаружи, посвящённая Святой Богородице церковь открывает себя с самой неожиданной стороны. А когда узнаёшь, что за великие шедевры украшают стены базилики, и какие громкие имена стоят за их созданием, понимаешь, что пройти мимо было бы непростительной ошибкой.

В разные годы проектированием и оформлением интерьеров церкви занимались Донато Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi), Андреа Бреньо. В середине XVII века (Giovanni Lorenzo Bernini) осуществил ещё одну масштабную реконструкцию базилики; с тех пор в её убранстве преобладает стиль барокко.

Капелла Киджи

Косвенно с церковью знаком всякий, кто никогда не бывал в Вечном Городе, но смотрел экранизацию романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Действие фильма частично разворачивается в капелле Киджи (Chigi). Она носит имя заказчика, банкира Агостино Киджи. Проектировал будущую усыпальницу богатого рода Рафаэль Санти; он украсил купол капеллы мозаикой «Сотворение мира». До конца XVI века в церкви находились и две живописные работы мастера. Спустя сто лет Бернини реконструировал капеллу по заказу другого представителя рода, кардинала Фабио Киджи, позже ставшего Папой Александром VII.

Работы Караваджо в капелле Черази

Капелла Черази (Cerasi) связана с не менее знаменитым итальянским мастером, (Caravaggio). Здесь хранятся две его подлинные работы, «Обращение на пути в Дамаск» (иначе «Обращение Савла») и «Распятие апостола Петра».

«Обращение Савла», выполненное в стиле реализма – одно из самых ярких проявлений таланта Караваджо. Над алтарём висит холст «Вознесение Девы Марии» работы Аннибале Каррачи (Annibale Carracci).

Пинтуриккьо в капелле делла Ровере

Стоит особо отметить и капеллу рода делла Ровере (Della Rovere). Она построена в конце XV века и расписана Пинтуриккьо (Pinturicchio) и его учениками. Пинтуриккьо оформил и капеллу Сайбо (Cybo), но результаты его работы нам не увидеть: в конце XVII века капелла была реконструирована последователем Бернини архитектором Карло Фонтана (Carlo Fontana).

Другие капеллы

Капеллы Сайбо-Содерини (Cybo-Soderini), или капелла Распятия, и Теодоли (Theodoli) не так «популярны» среди туристов, но не менее интересны. Оформлением первой занимался фламандский художник Питер ван Линт (Pieter van Lint. В ней находится деревянное распятие XV века. Вторая выполнена в стиле римского маньеризма и украшена лепным декором работы скульптора Джулио Маццони (Giulio Mazzoni).

Алтарь базилики украшают два витражных окна работы француза Гийома да Марсилла (Guillaume de Marcillat). Их датируют 1509 годом, а потому они считаются самыми старыми в Риме. Сам же алтарь выполнен Андреа Бреньо в 1472-1477 годах.

Часы работы, как добраться

Базилика расположена на (Piazza del Popolo), 12.

Церковь открыта ежедневно с 7:00 до 12:00 и с 16:00 до 19:00, по воскресным дням с 8:00 до 19:30. Вход свободный.

Проезд на общественном транспорте: на метро по ветке A (красная) до станции Flaminio или Spagna, далее пешком.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Глава 3.
На мозаиках Рафаэля в капелле Киджи церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (зодиак МР) изображен слегка измененный зодиак Астрономии. Астрономически на нем записано либо 23-25 августа ст.ст. 1785 года, либо 11-12 августа ст.ст. 1843 года

3.1. Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) в Риме, капелла Киджи и зодиак MP

Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) на Тополиной площади (пьяцца дель Пополо) в Риме принадлежит к числу наиболее известных средневековых римских церквей, рис.172 , рис.173 , рис.174 . Считается, что ее построил папа Сикст IV в 1477 году, причем год постройки прямо указан на стенах самого здания, рис.175 , рис.176 . Особенно знаменит один из приделов этой церкви - так называемая капелла Киджи - с мозаиками Рафаэля, созданными якобы в 1516 году. Однако, как мы покажем в данной главе, на этих мозаиках изображен зодиак, на котором астрономически записана дата отнюдь не XVI века, а XVIII или даже XIX (имеется два варианта датировки). Таким образом, общепринятая датировка мозаик Рафаэля в капелле Киджи 1516 годом неверна. Более того, полученная нами поздняя датировка этих знаменитых мозаик - в сочетании с проставленной на них ложной датой 1516 года - свидетельствует об их ПОДЛОЖНОСТИ.

Приведем для начала краткие сведения о церкви Санта Мария дель Пополо, размещенные в интернете (Википедия). В целом, они взяты из современных путеводителей и отражают официальную точку зрения современных итальянских историков.

"Санта-Мария-дель-Пополо (итал. Santa Maria del Popolo) - церковь ордена августинцев в Риме, от которой берет свое название большая пьяцца дель Пополо. Возникла на месте часовни, построенной у тополя (populus) близ северных ворот Рима папой Пасхалием II. Нынешнее здание церкви возведено в 1472-77 годах и расписано Пинтуриккьо, интерьер основательно обновлен Бернини при Александре VII (то есть, в 1665-1667 годах - Авт.). Наибольший художественный интерес представляют пять приделов церкви... КАПЕЛЛУ КИДЖИ спроектировал Рафаэль для своего покровителя Агостино Киджи. МОЗАИЧНОЕ УБРАНСТВО КАПЕЛЛЫ ПРИНАДЛЕЖИТ РАФАЭЛЮ, картины в алтаре - Себастьяно дель Пьомбо" (ru.wikipedia.org).

Примерно то же самое говорят и источники начала XX века. Например, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает: "Из храмов в стилях Возрождения и барокко выдаются... Санта Мария дель Пополо (1477), с фресками Пинтуриккио и капеллой Киджи" , статья "Рим". "Рафаэль изготовляет картоны, по которым Лузаччо ди Паче выполняет мозаичные купола капеллы Киджи в церкви Санта Mapиa дель Пополо" , статья "Мозаика".

Мы побывали в церкви святой Марии в тополях осенью 2009 года. Вход в капеллу Киджи был занавешен пологом в целях реставрации, рис.177. Однако во время нашего посещения реставраторы в капелле Киджи не работали и можно было зайти внутрь, за полог, что многие посетители и делали. Мозаики и фрески внутри капеллы не были закрыты. С первого же взгляда нам стало очевидно, что на мозаиках Рафаэля изображен зодиак, который является разновидностью зодиака Астрономии. Мы подробно сфотографировали и впоследствии изучили как сам зодиак, так и все остальное убранство капеллы.

Мозаики с зодиаком покрывают своды купола капеллы. Ниже, в межоконных проемах подкупольного барабана находятся фрески Франческо Салвиати, изображающие библейское сотворение мира. Общий вид мозаик и фресок показан на рис.178 .

Пояснительная табличка при входе в капеллу, в переводе на русский язык гласит следующее, см. рис.179 :

"Капелла Киджи была пожалована папой Юлием II в 1507 году сиенскому банкиру Агостино Киджи, который считался одним из самых богатых людей эпохи Возрождения. Для убранства капеллы Киджи нанял Рафаэля. Тот уже работал прежде на Киджи, расписывая принадлежащую ему виллу Фарнезино (о вилле Фарнезино, ее зодиаках и их датировке пойдет речь в последующих нащих книгах - Авт.). Как раз в то время (в 1514 году) Рафаэль был занят разработкой проекта Собора св. Петра в Ватикане... В капелле Киджи по рисункам Рафаэля были изготовлены лишь мозаики (которые он сам разработал), а также боковые статуи Ионы (изваяна Лоренцетто) и Илии (закончена Рафаэлло да Монтелупо) ... В середине XVII столетия папа Александр VII Киджи, правнук первого хозяина капеллы, решил придать семейной капелле законченный вид. Он поручил Бернини изваять две боковые статуи Даниила и Аввакума, а также большие надгробные статуи Агостино и Сигизмондо Киджи, начатые еще Лоренцетто и Рафаэлло да Монтелупо в 1522 году - возможно, на основе рисунков самого Рафаэля.

ПРАВАЯ СТЕНА

Рафаэлло да Монтелупо, "Пророк Илия" (1522), мрамор - Жан Лоренцо Бернини, "Статуя Агостино Киджи" (ок.1655), мрамор - Жан Лоренцо Бернини, "Пророк Аввакум" (ок.1655), мрамор - Рафаэлло Ванни, "Аарон" (1653), масло по холсту в круглом проеме

Себастьяно дел Пьомбо и Франческо Салвиати, "Рождество Богородицы" (закончено около 1555), масляная роспись по стене - Лоренцетто, алтарная скульптура "Христос и Самаритянка" (ок.1522), бронза

ЛЕВАЯ СТЕНА

Лоренцетто, "Пророк Иона" (ок.1522), мрамор - Жан Лоренцо Бернини, "Статуя Сигизмондо Киджи" (ок.1655), мрамор - Жан Лоренцо Бернини, "Пророк Даниил" (ок.1655), мрамор - Рафаэлло Ванни, "Давыд" (1653), масло по холсту в круглом проеме

Франческо Салвиати (медальоны), "Аллегории времен года" (1557), масляная роспись по стене - Франческо Салвиати (подкупольный барабан), "Сотворение мира и первородный грех" (1554), масляная роспись по стене - Луиджи де Паче, "Бог-отец создатель Вселенной" (1516), мозаики"

Фрески "Сотворение мира и первородный грех", находящиеся непосредственно под мозаиками с зодиаком, представлены на рис.180 , рис.181 и рис.182 . Видно, что они изображают только лишь библейские сцены из книги Бытие и не содержат никаких дополнительных сведений, относящихся к астрономической записи дат на зодиаках.

Приступим к описанию зодиака в капелле Киджи. Мы будем называть его зодиаком MP.

3.2. Зодиак МР посвящен возвращению грубого гороскопа зодиака Астрономии с одним небольшим, но существенным для астрономического датирования изменением

Начнем с мозаик Рафаэля, представляющих собой ряд отдельных картин, расположенных поясом по окружности купола, рис.178 . Над ними есть еще одна мозаика в самом центре купола, которая была изготовлена Луиджи Паче одновременно с мозаиками Рафаэля. Она является важным астрономическим дополнением к зодиаку MP и мы также изучим ее ниже.

Мозаики Рафаэля представляют собой ряд отдельных картин, рис.178. Их ровно восемь - в точности, как и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа, см. выше. Сейчас мы убедимся, что и в палатах Борджиа и в капелле Киджи изображен один и тот же зодиак Астрономии. Однако - с разными астрономическими уточнениями и, соответственно с разной датировкой. Пройдемся по всем восьми рафаэлевским мозаикам последовательно, от первой до последней.

Начнем с мозаики, посвященной ВЕНЕРЕ, рис.183 . Венера изображена в виде полуобнаженной молодой женщины с золотистыми волосами. К ней прильнул купидон с горящим факелом. Горящий факел, скорее всего, символизирует здесь яркий блеск Венеры. С точки зрения астрономического датирования он важен для нас тем, что подчеркивает ее ВИДИМОСТЬ. Голова Венеры находится на дуге зодиака между символами созвездий ВЕСОВ и ТЕЛЬЦА. Это те же самые созвездия, которые изображены возле Венеры и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа. Сверху изображен ангел с крыльями, который, по-видимому, не имеет астрономического значения. Такие ангелы изображены на всех мозаиках Рафаэля, посвященных всем планетам древности.

В правом нижнем углу мозаики Венеры, рядом с кулачком купидона, в котором он зажимает горящий факел, изображено число 1516, рис.184 . Причем, это не просто число, а ДАТИРОВКА 1516 ГОДОМ Н.Э. Историки ИМЕННО ТАК И ДАТИРУЮТ МОЗАИКИ В КАПЕЛЛЕ КИДЖИ, см. ниже. Таким образом, если верить историкам, Рафаэль (или Луиджи Паче) ЛИЧНО ПРОСТАВИЛ НА СВОИХ МОЗАИКАХ ДАТУ. Причем проставил ее удивительно похоже на то, как это делается в наше время - АРАБСКИМИ ЦИФРАМИ И БЕЗ УКАЗАНИЯ ТОЧКИ ОТСЧЕТА. Но записывать даты в таком виде стало принято лишь в XIX веке. Раньше так обычно не делали. Конечно, возможны исключения. Само по себе это пока ничего не доказывает, но, все же, вызывает подозрения. Тем более интересно будет вычислить астрономическую датировку данного зодиака и сравнить ее с проставленной на нем датой. Если они сойдутся, то мы получим редкий пример современного способа записи дат в Средние века. Если нет (как и произойдет), то наши подозрения о подложности даты 1516 г. - а вместе с ней и всех мозаик в целом - подтвердятся.

Продолжим наше движение по мозаикам Рафаэля в капелле Киджи. Следующая мозаика посвящена СОЛНЦУ, рис.185 . Солнце изображено здесь в виде солнечного бога Аполлона, стреляющего из лука. Голова Аполлона находится на дуге зодиака, на которой изображено созвездие ЛЬВА. Никаких других созвездий не показано. На голове Аполлона изображен большой золотистый диск, по которому расходятся красные лучи. Это диск Солнца. Сверху изображен ангел с крыльями. Вспомним, что на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа картина, посвященная Солнцу, тоже была подписана APOLLO, то есть "Аполлон", и на ней было показано одно лишь созвездие Льва. Здесь мы видим в точности то же самое.

Следующая мозаика посвящена МАРСУ, рис.186 . Марс изображен в виде воина в доспехах, с мечом и щитом в руках. Голова Марса расположена на дуге зодиака между ОВНОМ и СКОРПИОНОМ. Сверху показан ангел, удерживающий руку Марса с занесенным мечом. И опять мы видим полное совпадение с грубым гороскопом зодиака Астрономии. С теми же самыми созвездиями Марс был изображен и в палатах Борджиа,

Затем идет мозаика, посвященная ЮПИТЕРУ, рис.187 . Как и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа, Юпитер показан между РЫБАМИ и СТРЕЛЬЦОМ, рис.188 . В левом нижнем углу рядом с Юпитером изображен орел, знак Юпитера. Более того, Юпитер зажимает в руке пучок громов и молний, поэтому не остается никаких сомнений, что это именно Юпитер, рис.187 . Сверху, как обычно, изображен ангел.

Следующая мозаика посвящена САТУРНУ, который представлен здесь в виде бородатого мужчины с косой в руке, рис.189 . Коса является признаком Сатурна и однозначно указывает, что речь идет именно о нем. Здесь мы в первый и последний раз на всем зодиаке MP встречаем некоторое отличие от грубого гороскопа зодиака Астрономии. А именно, в в то время, как в палатах Борджиа Сатурн был изображен между Водолеем и Козерогом, здесь показано ТОЛЬКО ОДНО созвездие - КОЗЕРОГ, рис.190 . Значит, САТУРН БЫЛ В КОЗЕРОГЕ. Причем не просто в Козероге, а ДОСТАТОЧНО ДАЛЕКО ОТ ВОДОЛЕЯ. Например - в середине Козерога или, лучше всего, на границе Козерога и Стрельца. Но никак не на границе Козерога и Водолея. Иначе не имело бы никакого смысла отступать от канонического вида зодиака Астрономии. А поскольку такое отступление налицо, значит, это было сделано намеренно и должно иметь вескую причину.

Следующей идет мозаика, посвященная ЛУНЕ, рис.191 . Луна изображена в виде богини Дианы, стреляющей из лука. На голове у нее - полумесяц, символ Луны, на котором сидит РАК, рис.192 . Значит, Луна была в Раке. То же самое было и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа.

Последняя планетная мозаика посвящена МЕРКУРИЮ, рис.193 . Как и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа, Меркурий показан между ДЕВОЙ и БЛИЗНЕЦАМИ. В руке у Меркурия - жезл Меркурия, являющийся признаком данной планеты. Сверху, как обычно, изображен ангел.

Ряд мозаик Рафаэля замыкает восьмая картина, не соответствующая ни одной планете. Изображен ангел над звездным глобусом, рис.194 . Тут сквозит подражание зодиаку Астрономии, где тоже есть восьмая картина, не отвечающая ни одной планете. Но если там она имела вполне содержательный смысл - изображала событие (изобретение птолемеевской системы мира), которому посвящен зодиак - то здесь восьмая картина ничего особенного не означает. Она просто добавлена для общего числа. Это выглядит довольно необычно для действительно старого, средневекового подлинника.

И, наконец, самая последняя мозаика, расположенная сверху под куполом, представлена на рис.195 . Ее рисунок уже не приписывается Рафаэлю, однако считается, что она была изготовленная одновременно с остальными мозаиками тем же самым мастером Луиджи Паче, см. рис.179 . Эта подкупольная мозаика представляет собой ценное астрономическое дополнение к зодиаку MP. Она напоминает исследованный нами ранее зодиак PD из падуанской крестильни [ЕРИЗ]. Астрономический смысл ее довольно прозрачен и состоит в следующем.

В круге изображен Господь Вседержитель в окружении семи ангелочков - семи планет древности, рис.195 . Четыре ангелочка показаны внизу, рядом с Богом, три другие - сверху, на противоположной стороне круга. Один из четырех нижних ангелочков-планет явно выделяется тем, что прильнул к Вседержителю, буквально спрятавшись у него под мышкой. Астрономически "спрятавшаяся" планета - та, которая не видна с Земли поскольку скрывается, "прячется" в солнечных лучах. И действительно, спрятавшийся ангелочек нарисован черноволосым, в то время как у остальных шести ангелочков цвет волос золотистый. Итак, мы получаем, что четыре из семи планет древности были близки к Солнцу, причем одна из них настолько близка, что терялась в солнечных лучах и не была видна с Земли. Это - черноволосый ангелочек на мозаике. Еще три планеты находились существенно дальше от Солнца, чем первые четыре, но, скорее всего - не очень далеко друг от друга, поскольку на мозаике они изображены сплоченной кучкой сверху, рис.195 .

С точки зрения астрономии, описанная картина является ценным уточнением основного гороскопа. Она поможет нам отсеять лишние астрономические решения и датировать зодиак.

3.3. Формальные астрономические данные, заложенные в зодиаке MP и дополнительной сцене под куполом

Итак, на зодиаке MP задано следующее расположение планет:

СОЛНЦЕ - во ЛЬВЕ.

ЛУНА - в РАКЕ.

ЮПИТЕР - между Стрельцом и Рыбами, то есть в СТРЕЛЬЦЕ, КОЗЕРОГЕ, ВОДОЛЕЕ или РЫБАХ.

САТУРН - в КОЗЕРОГЕ.

МЕРКУРИЙ - между Близнецами и Девой, то есть в БЛИЗНЕЦАХ, РАКЕ, ЛЬВЕ или ДЕВЕ (по кратчайшему пути от Близнецов до Девы).

МАРС - между Овном и Скорпионом, то есть в СКОРПИОНЕ, СТРЕЛЬЦЕ, КОЗЕРОГЕ, ВОДОЛЕЕ, РЫБАХ или ОВНЕ.

ВЕНЕРА - между Тельцом и Весами, то есть в ТЕЛЬЦЕ, БЛИЗНЕЦАХ, РАКЕ, ЛЬВЕ, ДЕВЕ или ВЕСАХ.

Отличие от грубого гороскопа зодиака Астрономии здесь лишь в том, что Сатурн указан в одном Козероге, а не в Водолее-Козероге. Выше уже говорилось о том, что вносить подобные изменения в канонический образец зодиака Астрономии имело смысл лишь в том случае, если Сатурн НАХОДИЛСЯ ДОСТАТОЧНО ДАЛЕКО ОТ ВОДОЛЕЯ. Иначе зачем было менять канон? Даже если бы Сатурн был в середине Козерога, каноническая область Водолей-Козерог все еще вполне подходила бы для него. Подлинная необходимость в ее изменении возникала лишь в том случае, если Сатурн находился на противоположном от Водолея краю Козерога, рядом со Стрельцом. Или, быть может, даже чуть-чуть вышел из Козерога и залез в Стрельца. Тогда, действительно, каноническая область Водолей-Козерог уже не соответствовала бы положению Сатурна и ее надо было изменить. Что мы и видим на зодиаке MP.

Из соображений устойчивости в наших расчетах мы допускали, что Сатурн мог находиться либо в середине Козерога (с некоторой натяжкой), либо на границе Козерога и Стрельца (идеальный случай). Но - не на краю Козерога со стороны Водолея. Данное условие проверялось нами вручную на этапе отсева предварительных решений. При формальном поиске предварительных решений для Сатурна допускалось любое место в Козероге, в том числе и граница Козерога и Водолея.

Приведем соответствующе входные данные для программы ГОРОС.


ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОГРАММЫ HOROS
Зодиак в базилике Санта-Мария-дель-Пополо в Риме - зодиак MP

Повторение зодиака Астрономии с уточнением
по Сатурну: Сатурн строго в Козероге

Код данных MP00

ВЕНЕРА - в Тельце-Весах
МЕРКУРИЙ - в Близнецах-Деве
ЛУНА - в Раке
ЮПИТЕР - в Стрельце - Рыбах
САТУРН - в Козероге (для Сатурна указан только Козерог!)
МАРС - в Овне-Скорпионе (по меньшей дуге через Козерога)
СОЛНЦЕ - во Льве

Сатурн, Юпитер, Марс перестановочны
Солнце, Луна, Венера, Меркурий перестановочны

ШКАЛА СОЗВЕЗДИЙ

<0>ОВЕН<1>ТЕЛЕЦ<2>БЛИЗНЕЦЫ<3>РАК<4>ЛЕВ<5>ДЕВА<6>ВЕСЫ<7>
СКОРПИОН<8>СТРЕЛЕЦ<9>КОЗЕРОГ<10>ВОДОЛЕЙ<11>РЫБЫ<12=0>

ГРАНИЦЫ ЗОДИАКАЛЬНЫХ СОЗВЕЗДИЙ НА ЭКЛИПТИКЕ J2000
(в градусах долготы, с уточнениями от 17.11.2007)
НЕЧЕТКОСТЬ ГРАНИЦ 5 ГРАДУСОВ ДУГИ В ОБЕ СТОРОНЫ

<31>ОВЕН<56>ТЕЛЕЦ<92>БЛИЗНЕЦЫ<118>РАК<137>ЛЕВ<172>ДЕВА<215>ВЕСЫ
<239>СКОРПИОН<266>СТРЕЛЕЦ<296>КОЗЕРОГ<326>ВОДОЛЕЙ<349>РЫБЫ<31>
===========================================================

Кроме основного гороскопа на зодиаке MP присутствует ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СЦЕНА, согласно которой планеты располагались на небе следующим образом. Все семь планет разбились на две группы. В одной группе было четыре планеты, включая Солнце, в другой три. В группе из 4 планет одна не была видна из-за близости к Солнцу, а остальные были видны. Оставшиеся три планеты располагались где-то в другом месте эклиптики, вдали от Солнца, но недалеко друг от друга. Они составляли вторую группу. См. объяснения выше и