Первые несколько лет основные строительные работы велись на Заячьем острове. Здесь выросла крепость Санкт-Питер-Бурх, явившаяся ядром будущего города. Ее место нахождение было определено самим Петром, который оценил стратегическую целесообразность расположения форпоста в дельте Невы.
Уже через год появились все шесть бастионов (выступающие из крепостной стены укрепления). Хотя бастионы и были земляными , забота о каменном строительстве нового города являлась одной из важнейшей для Петра. Специальным указом 1714 года в России запрещалось сооружение зданий из камня, а всех мастеров-каменьщиков в приказном порядке направили на невские берега. Пётр установил своеобразную «каменную» пошлину: каждому кораблю, каждому обозу, прибывающему в город, следовало привозить определённое количество строительного материала.


Крепость должна была представлять собой сомкнутую цепь из бастионов и куртин (стены, соединяющие бастионы). Строительство фортификационных сооружений проходило под присмотром ближайших сподвижников царя, и потому бастионы назвали в их честь — Нарышкиным, Трубецким, Зотовым, Головкиным, Меншиковым.

Один из южных бастионов находился под непосредственным наблюдением Петра, поэтому получил наименование Государев. На восточной стороне острова, в куртине, соединявшей этот бастион с Меншиковым, устроены главные крепостные ворота. Их защищал равелин (внешняя вспомогательная треугольная в плане постройка), названный в честь святого Иоанна. Чтобы попасть в крепость, надо пройти через Иоанновский деревянный мостик, Иоанновские ворота и войти в Петровские ворота, над аркой которых помещён гербовый двуглавый орёл из свинца. Ворота украшены большим барельефом «Низвержение Симонаволхва» немецкого скульптора и резчика Г.К.Оснера. Считается, что это произведение изображающее апостола Петра, который силой своей молитвы низвергает с небес колдуна-язычника, в аллегорической форме прославляют победу царя Петра над шведским королём Карлом ХII. За петровскими воротами справа расположен Артиллерийский цейхгауз (1801), слева — Инженерный дом (1749).
К 1787 году вся крепость оделась в гранит. В 1840 году была закончена перестройка в камни всех укреплений. На Нарышкином бастионе установили сигнальную Флагшточную башню и пушку, выстрел которой оповещал о наступлении полудня — традиция, сохранившаяся и в наши дни.
Неподалёку от Петропавловского собора находится Комендандский дом (1743-1746). За 200 лет сменилось 32 коменданта. Должность эта являлось и часто пожизненной. Её получали заслуженный боевые генералы, пользовавшиеся особым доверием государя.
Если у вас есть дети или вы только решили их завести, то следует подумать о развивающих играх онлайн, ведь скоро почти все игры будут онлайн, так что побеспокойтесь заранее о ваших чадах и подберите лучшие игры

Петропавловская крепость является одним из старейших военно-инженерных сооружений Санкт-Петербурга. С ее возведения, по сути, и началось рождение города. Она числится, как филиал музея истории и раскинулась на берегу Невы, на Заячьем острове. Ее строительство начато в 1703 году по предложению Петра I и проходило под руководством князя Александра Меньшикова.

История Петропавловской крепости

Это фортификационное сооружение «выросло» с целью защиты российских земель от шведов в Северной войне, разыгравшейся в VIII веке и длящейся 21 год. Уже до окончания 19 века здесь были возведены многочисленные здания: церковь, в которой впоследствии обустроили усыпальницу, бастионы, куртины и т. д. В свое время тут располагались самые настоящие орудия. Высота стен составляет 12 м, а толщина – около 3 м.

В 1706 году в Петербурге случилось серьезное наводнение, и так как большая часть фортификаций были деревянными, их просто смыло. Авторам проекта пришлось все заново восстанавливать, но уже с использованием камня. Эти работы были окончены только после кончины Петра I.

В 1870-1872 гг. Петропавловскую крепость переоборудовали под тюрьму, в которой отбывали наказание многочисленные узники, среди которых отметился наследник российского престола царевич Алексей, Бестужев, Радищев, Тютчев, генерал Фонвизин, Щедрин и др. В 1925 г. Петропавловский собор, появившийся вместо старой деревянной церкви св. Петра и Павла, получил статус музея. Несмотря на это, службы в нем были возобновлены лишь в 1999 году.

Краткое описание объектов музейного комплекса

Его название говорит само за себя – раньше здесь размещались покои чиновников крепостного Инженерного управления и чертежная мастерская. Этот небольшой дом состоит всего из одного этажа и выкрашен в оранжевый цвет, поэтому виден издалека. Внутри находится выставочный зал со старинной экспозицией.

Свое название он получил в честь того, что в одном из залов хранится ботик Петра I. Построен он в стилях «барокко» и «классицизм» с крышей в форме полуарки, которую венчает женская статуя, созданная архитектором и скульптором Давидом Йенсеном. Тут же находится сувенирный магазин, где можно купить магнитики, тарелки и другие вещи с изображением крепости.

Здесь размещена интересная экспозиция «История Санкт-Петербурга», в рамках которой можно найти старинные платья, надетые на манекены, фотографии города, картины, различные скульптуры и предметы интерьера 18-19 веков.

Бастионы . Всего их насчитывается 5, самый молодой из них – это Государев. В 1728 году на территории Петропавловской крепости открыли Нарышкин бастион, где по сей день стоит пушка, из которой, не пропуская ни дня, в полночь производится один выстрел. Остальные бастионы – Меньшиков, Головкин, Зотов и Трубецкой – в свое время являлись тюрьмой для заключения узников, кухней для писарей комендантского управления и казармой. Одни из них облицованы кирпичом, а другие – плиткой.

Куртины . Самая известная из них – это Невская, построенная по проекту Доменико Трезини. Здесь с высокой точностью воссозданы двухэтажные казематы времен царской власти. К ней примыкают Невские ворота. В комплекс также входит Васильевская, Екатерининская, Никольская и Петровская куртина. Когда-то здесь размещались сводные батальоны, а теперь проходят многочисленные выставки.

– тут чеканились монеты для России, Турции, Нидерландов и других государств. Сегодня в этом здании расположен завод по производству различных медалей, наград и орденов.

– именно тут покоятся члены царской семьи – Александр II и его супруга, принцесса Гессенского дома и российская императрица, Мария Александровна. Особый интерес представляет иконостас, оформленный в виде праздничной арки. В центре него находятся врата со скульптурами великих апостолов. Говорят, что высота шпиля составляет целых 122 м. В 1998 году в усыпальницу были перенесены останки членов семьи Николая II и самого императора. Завершает этот ансамбль колокольня, здесь хранится самая большая в мире коллекция колоколов. Находятся они в башне, декорированной позолотой, большими часами и скульптурой ангела.



Ворота . Самые известные из них, Невские, встречают гостей между Нарышкиным и Государевым бастионом и построены в стиле классицизма. Они интересны своими массивными светлыми колоннами, подражающими римским. Когда-то через них отправлялись на казнь несчастные узники. Также имеются Васильевские, Кронверкские, Никольские и Петровские ворота.

Равелины . В Алексеевском равелине при царской власти была темница, куда сажали политических заключенных. В Иоанновском оборудован музей космонавтики и ракетной техники им В. П. Глушко и его касса.

В одном из внутренних двориков Петропавловской крепости возвышается памятник Петру I на постаменте, обнесенный оградой.

Тайны и мифы этого мистического места

Наиболее известной тайной Петропавловской крепости является то, что в полночь с одного из бастионов производит выстрел призрак усопшего Петра I. Также говорят, что все могилы, имеющиеся в усыпальнице, пусты. Есть еще один зловещий слух о том, что когда-то по коридорам крепости любило бродить некое привидение. Предположительно, это был землекоп, погибший во время строительства этого сооружения. Известно, что он упал с большой высоты прямо в пролив. Загадочная фигура перестала появляться только после того, как один из очевидцев перекрестил призрак и отмахнулся от него Библией.

Суеверным будет интересно узнать и о том, что были случаи прохождения зубной боли при прикосновении к надгробию Павла I, которое считается священным. Последняя же, и самая необычная, легенда гласит, что в могилах императора России Николая II и членов его семьи покоятся совсем другие люди.

  • Режим работы – каждый день, кроме 3-го дня недели, с 11.00 до 18.00. Вход же на территорию возможен всю неделю с 9 утра до 20 вечера.
  • Адрес расположения – Санкт-Петербург, Заячий остров, Петропавловская крепость, д. 3.
  • Транспорт – рядом с Петропавловской крепостью ходят автобусы № 183, 76 и № 223, трамвай № 6 и № 40. Вблизи находится ст. метро «Горьковская».
  • Попасть за стены крепости можно бесплатно, а чтобы войти в Петропавловский собор, взрослым нужно будет заплатить 350 руб., а студентам и школьникам – на 150 руб. меньше. Для пенсионеров действует 40% скидка. Билет в остальные здания стоит примерно 150 руб. для взрослых, 90 руб. – для студентов и учащихся и 100 руб. – для пенсионеров. Дешевле всего будет подняться на колокольню.


Какими бы красивыми и интересными ни были фото Петропавловской крепости в интернете, но посмотреть на нее вживую во время посещения экскурсии будет куда интереснее! Это сооружение в СПб не зря ведь получило статус музея, и каждый год принимает тысячи восторженных посетителей.

Согласно легенде, едва русские суда пристали к острову, над ним появилась царственная птица - орел. Приняв это за божье благословение, царь вышел на берег, вырезал заступом две полосы дерна, сложил их крестом и, как повествует сочинение анонимного автора XVIII в. «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга», «сделав крест из дерева и водружая в дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла...» Таким образом началось строительство крепости Санкт-Петербург (так она называлась вначале, и лишь позже, когда вокруг нее вырос новый город, название Санкт-Петербург стало обозначать город, а крепость стала именоваться Петропавловской) .

Петропавловскую крепость строили с большой поспешностью, опасаясь нападения шведов. Для ускорения дела царь и его приближенные сами руководили работами. Строилась она как образцовое фортификационное сооружение бастионной системы, и, как писали современники, «сам Его Величество сочинил чертеж оной крепости». В плане крепость представляет собой вытянутый шестиугольник с бастионами, пять из которых названы по имени сподвижников Петра, а один - Государевым. Профессиональное руководство осуществлял швейцарский архитектор и инженер Доменико Трезини, специально приглашенный Петром I.

Строили крепость русские солдаты, пленные шведы, крестьяне, согнанные по приказу царя со всех концов России, и даже каторжане, отбывавшие здесь свое наказание. Условия труда были тяжелыми, смертность от эпидемий, голода и холода была очень велика. Тем не менее работа не прекращалась ни на минуту.

Для своего времени Петропавловская крепость стала первоклассным образцом военно-инженерного искусства. При ее строительстве были использованы последние достижения западноевропейской фортификации. Высота ее стен - 9 м, толщина - около 20 м, со всех сторон ее окружает река.


Главная крепостная ограда следовала береговой линии, не оставляя и клочка суши для высадки неприятельского десанта. Выдвинутый вперед бастион увеличивал зону боя. Ни один вражеский корабль не мог подойти к крепости на расстояние выстрела, а ее орудия контролировали невский фарватер. Прорытый внутри крепости канал давал ее защитникам неограниченный ресурс питьевой воды. С суши крепость защищал кронверк, образованный земляными насыпями и рвом. Крепостные стены сначала были тоже земляные, но уже в 1706 г. их начали перестраивать в камне. Позднее, в царствование Екатерины, обращенные к Неве стены облицевали гранитом.

Рассвет над Петропавловской Крепостью

Вид Петропавловской крепости с высоты птичьего полета.

Петропавловская крепость – уникальный памятник истории и архитектуры Санкт-Петербурга. Главное сооружение его архитектурного ансамбля Петропавловский собор является одним из символов города.

Стены крепости должны были стать серьезным препятствием для врага внешнего – они возводились по последнему слову фортификации начала XVIII века. Но жизнь распорядилась по-иному. Жестокую славу крепость приобрела как тюрьма для государственных преступников, где власть расправлялась с врагом внутренним…

Петропавловская крепость: историческая справка

Строительство фортификаций.

Отсюда начинался город на Неве. Датой основания Санкт-Петербурга считается 27 мая 1703 года, когда в день Святой Троицы на Заячьем острове заложили первый камень в фундамент Петропавловской крепости. По первоначальному замыслу о городе, тем более столице, речь не шла, требовалось защитить отвоеванные у шведов земли.

Разработкой плана цитадели, также как и выбором места для ее возведения, Петр I занимался лично вместе с инженером, российским генералом французского происхождения Ж. Г. Ламбером.

Солдаты, пленные шведы, крепостные работали от зари до зари под присмотром сподвижников царя. Общее руководство осуществлял близкий друг императора — А. Д. Меншиков. Петр I поселился неподалеку в летнем домике и инспектировал строительство, с самого утра объезжая остров на лодке.

Крепость повторяла шестиугольную форму острова, в вершинах углов расположились бастионы, названные в честь кураторов, каждый из которых отвечал за «свой» объект: Меншиков, Трубецкой, Головкин, Нарышкин, Зотов, Государев. Строительство Государева бастиона курировал царевич Алексей.

1 октября 1703 года крепость освятили. К этому моменту завершилась постройка земляных и деревянных укреплений небольшой деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла, были установлены орудия и на Государевом бастионе поднят флаг.

В 1706 году первый архитектор Петербурга, итальянец Доменико Трезини начинает строительство каменных сооружений с применением новых принципов строительства фортификационных укреплений. Стены бастионов высотой 12 метров в толщину достигают 20 метров — они образованы наружными и внутренними слоями пятиметровой кирпичной кладки, между которыми засыпан толченый кирпич, перемешанный с землей.

Бастионы соединены между собой куртинами, в которых обустроили казематы для размещения солдат и хранения оружия. Екатерининская куртина — сплошная, а Невская, Петровская, Васильевская, Кронверкская и Никольская куртины снабжены одноименными воротами. Нарядные Петровские ворота являлись главным въездом. На бастионах установили орудия, по полсотни на каждом. Для вылазки, на случай осады, были предусмотрены подземные ходы (сортии) и тайные переходы в стенах (паттерны), которые были заложены одним слоем кирпича и были известны лишь доверенным офицерам.

Позднее на месте деревянной церкви возвели Петропавловский собор (1712-1732 годы), который приобрел статус кафедрального и стал усыпальницей Дома Романовых. В фундамент заложены святые мощи Андрея Первозванного. За восточной стеной собора находится Комендантское кладбище. 18 комендантов нашли здесь покой с 1720 по 1914 годы.

Оборонительную систему замыкает земляной вал, имеющий форму короны, — кронверк.

Треугольные укрепления с моря (равелины) были построены в 1730-е годы во времена правления Анны Иоанновны, названы в честь ее отца и деда, западный – Иоанновским (в память об Иване Алексеевиче, старшем брате и формальном соправителе Петра I), а восточный – Алексеевским (в память об отце Петра I).

На Иоанновских воротах запечатлена дата завершения строительства Петропавловской крепости – 1740 год.

Русская Бастилия

После окончательной победы над шведами Петропавловская крепость утратила свою оборонительную функцию и вскоре оказалась в центре города, который разрастался вокруг нее. В самой крепости, береговую линию которой частично облицевали гранитом, велась застройка разного назначения, в XVIII–XIX веках здесь появились Монетный двор, Артиллерийский цейхгауз, Комендантский и Инженерный дома, гауптвахта, Ботный дом …

И. Г. Фоккеродт, служивший на протяжении многих лет секретарем посольства Пруссии в России, так описывал крепость в своих записках: «… Эта крепость довольно сильна и из-за ее расположения неприступна, но считают, что … она не может приносить особой пользы. Ныне она служит не чем иным, как Бастилией, где содержатся государственные узники …».

И действительно, вскоре бастионы стали местом заточения государственных преступников, а с XIX века – главной в России политической тюрьмой, куда попадали без суда по императорскому повелению…

В крепости, замученная допросами и туберкулезом погибнет и княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь Елизаветы I и Разумовского. Здесь будет ожидать приговора Александр Радищев — автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву», сильно прогневившей императрицу Екатерину II.

Руководители восстания декабристов были повешены на валу кронверка. Мемориальный обелиск хранит их профили и слова великого русского поэта:

«Товарищ, верь: взойдет она

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

Здесь Федор Достоевский был приговорен к расстрелу вместе с другими Петрашевцами, но казнь заменили каторгой в последний момент. События нашли отражение в произведении «Записки из Мертвого дома».

В камере Алексеевского равелина Николай Чернышевский, протестуя против незаконного ведения следствия, объявил голодовку, которая продолжалась 9 дней, и написал знаменитый роман «Что делать».

До 1917 года полторы тысячи политических заключенных прошли через камеры построенной в 1872 году тюрьмы Трубецкого бастиона.

Гарнизон крепости оказал поддержку большевикам — именно его пушка дала сигнал крейсеру «Аврора» в октябре 1917, а в годы «красного террора» (1917-1921 годы) здесь проводились массовые расстрелы.

Петропавловская крепость в ночное время — вид со стороны Невы.

В 1925 году Ленинградским Советом было принято постановление разрушить крепость, ставшую к тому времени музеем, и на ее месте построить стадион. Решение вскоре отменили, а в Иоанновском равелине расположили Газодинамическую лабораторию, которая являлась первым в стране КБ ракетных двигателей и находилась в его стенах до 1933 года. Через сорок лет на ее месте был открыт музей космонавтики и ракетной техники, который в наши дни носит имя В. П. Глушко – руководителя разработок систем, выводящих на орбиту космические корабли «Восток», «Восход» и «Союз».

Достопримечательности и экспозиция

Петропавловская крепость входит в состав . Экскурсия начинается со знакомства с историей Невского края и выставки, посвященной этапам строительства крепости. Среди экспонатов, расположенных в Комендантском доме интересны русские и шведские карты, макеты укреплений, коллекция инструментов, найденных при раскопках. Отдельные залы посвящены быту населения с 1703 по 1918 год.

Петропавловский собор

Осмотр достопримечательностей продолжает самое красивое сооружение крепости — Петропавловский собор. На протяжении 300 лет до постройки в 2012 году в историческом районе Рыбацкое жилого комплекса «Князь Александр Невский» оставалось самым высоким зданием в городе. Высота храма с 40 метровым шпилем, украшенным флюгером в виде золотой фигуры ангела с крестом, составляет 122,5 метра.

Петропавловский собор.

Резной иконостас внутри собора с фигурами апостолов перед ним поражает великолепием и напоминает триумфальную арку. Это не случайное сходство, а задумка Петра I сделать храм памятником в честь побед русского оружия и местом хранения ключей от взятых городов, а так же знамен побежденных шведских и турецких войск. Изготовлен иконостас в Оружейной палате Московского Кремля, доставлен был в разобранном виде и смонтирован на месте. Все элементы выполнены из дерева и покрыты позолотой: каркас изготовлен из лиственницы, для скульптуры и деталей декора использована липа.

Практика чтения проповедей в православных храмах впервые введена в петровские времена, о чем свидетельствует кафедра, установленная перед алтарем. Сам император во время богослужения занимал царское место у правой колонны, богато украшенное малиновым бархатом и символами власти.

Необычный для православных храмов стройный вытянутый силуэт здания и его внутреннее убранство привлекают посетителей в такой же степени, как и усыпальница императоров, которая была дополнена построенной в начале XIX века Великокняжеской усыпальницей, а так же замечательно отреставрированные Царские покои с чудесным образом уцелевшими реликвиями.

Расположенные в галерее перехода в усыпальницу помещения предназначались для отдыха императорской семьи при посещении собора и состояли из приемной, гостиной, курительной и дамской комнат. Экспозиция представлена в двух комнатах, частично восстановленных по архивам автора проекта – архитектора Л. Н. Бенуа. Здесь можно увидеть мраморные камины, картины с портретами царственных особ и панорамными видами Петербурга. Особую ценность представляют собой раритетные вещи: облачения священнослужителей, аналойный покров, запредельный крест.

Экспозиция «Три века над городом» познакомит экскурсантов, которые поднимутся на колокольню, с открывающейся отсюда панорамой крепости и механизмом редкостного карильона, закупленного в Голландии для курантов башни.

Петропавловский собор.

От Собора ведет улочка к маленькому скверу, где туристов ожидает встреча с необычной скульптурой Петра I работы Михаила Шемякина. Царь изображен сидящим на троне, причем пропорции тела увеличены в полтора раза, а натуральной величины голова кажется маленькой, что придает фигуре гротескный вид. Лицо выполнено на основании подлинной восковой маски, сделанной Б. К. Растрелли. Автор называл произведение «Мой мистический Петр» и утверждал, что искажение пропорций соответствует канонам православной иконописи.

Тюрьма Трубецкого бастиона

Один из самых популярных объектов в крепости – тюрьма Трубецкого бастиона. Экспозиция, посвященная истории тюрьмы Трубецкого бастиона, знакомит посетителей с условиями содержания узников, особенностями режима, судьбами арестантов. Через ее камеры прошли Александр Ульянов, Максим Горький, Лев Троцкий… Интерьеры восстановлены, а макеты надзирателей и узников создают жутковатую тюремную атмосферу разных исторических периодов, начиная с 1870 и заканчивая 1917 годом. Последними ее заключенными стали участники Кронштадтского восстания.

Конкурируют с ней только выставка «Улицы времени» в Нарышкинском бастионе и Музей космонавтики, расположенный в Иоанновском равелине.

Нарышкинский бастион

Увлекательное путешествие в прошлое Петербурга могут совершить все желающие, посетив выставку в Нарышкинском бастионе. Экспозиция «Улица Времени» длиной в три столетия проведет сначала по землям Ингерманландии на Невских берегах, затем мимо таможни петровского времени и канцелярии от строений выведет в имперскую столицу ХVIII – ХХ веков. Заглядывая в окна «домов», можно проследить, как менялся облик интерьеров и самих горожан. Зайти в швейную мастерскую и увидеть моду XIX века, «посетить» кабинет стоматолога, или окунуться в атмосферу коммунальной квартиры века XX.

Музей космонавтики

Истории освоения космоса и роли конструкторов Петербурга-Ленинграда в развитии российской космонавтики и ракетной техники посвящен музей, открытый в залах правого фаса Иоанновского равелина. Уникальные разработки сотрудников Газодинамической лаборатории, которая размещалась здесь в 30-е годы прошлого века, представлены в экспозиции:

  • ракеты на бездымном порохе, которые были применены в «Катюше»;
  • жидкостные ракетные двигатели — предвестники двигателей космических кораблей;
  • один из самых интересных экспонатов побывал в космосе и возвратился на Землю в 1974 году — это спускаемый аппарат «Союза-16».
  • перед входом в музей стоит спускаемый аппарат спутника «Комета», также совершивший космический вояж, но уже в 90-е годы.

Экспозиция фарфора

Заслуживают внимания расположенные в Петровской куртине экспозиции фарфора и коллекции мебели, относящиеся к XVIII–XX столетиям.

Выставка изделий европейских и российских стекольных и фарфоровых заводов объединяет лучшие образцы декоративно-прикладного искусства России, Англии, Дании, Франции, Германии. Среди предметов массового производства интересна коллекция агитационного фарфора. Особым вниманием посетителей пользуются мемориальные вещи, принадлежавшие А. А. Ахматовой, О. Ф. Берггольц, Д. С. Лихачеву, а также собрание памятных подарков Сталину, переданное из Музея Революции, и коллекция подарков городу к юбилейным датам.

Экспозиция мебели

Диалектика мебельного искусства нашла отражение в экспозиции, разместившейся в Никольской куртине. К наиболее ранним экземплярам относятся: стул петровской эпохи, французские комоды, русские ларцы-теремки и сундук XVIII века. Богато инкрустированные перламутром, панцирем черепахи, костью, металлом, выполненные из редкостных пород красного, черного, розового дерева образцы мебели демонстрируют различные стили и позволяют представить, как выглядели интерьеры Северной столицы на протяжении трех столетий.

Выставка средневековых орудий

Совершенно другой вид искусства представляет выставка, расположившаяся в Каретнике – бывшей конюшне, носившей в былые времена помпезное название «Службы комендантского ведомства». Выставка средневековых орудий пыток уносит нас вглубь веков и не имеет непосредственного отношения ни к комендантским службам, ни к крепости в целом. История восходит к временам инквизиции, когда папа Иннокентий IV в 1252 году узаконил статус их применения в ходе дознания. Осуществлялись они светскими властями, как и приведение в исполнение смертных приговоров. Среди целого ряда орудий наказания, очень неожиданно выглядит пояс целомудрия, который организаторы выставки причислили к той же теме.

Выставка «Историческая мозаика»

В цейхгаузе выставка «Историческая мозаика» преподносит историю Российского государства в лицах. Правители России Иван Грозный и Екатерина II, государственные деятели, знаменитые узники крепости, революционеры, писатели и другие персоны составляют ее историческое полотно. Неподражаемую атмосферу впечатляющего погружения в прошлое, со всеми перипетиями и неожиданными поворотами, создают 60 восковых фигур. Созданные мастерами Петербурга, персонажи выглядят реалистично, передают не только внешнее сходство, но и характер, настроение, эмоции. Использованы натуральные волосы, изготовленные вручную глазные протезы, оттенки кожи скорректированы театральным гримом.

Другие достопримечательности

На территории Петропавловской крепости продолжает работать одно из старейших предприятий города — Монетный двор, переведенный сюда из Москвы указом Петра I в 1724 году.

Монетный двор.

Продолжая традиции производства медальерных работ, в настоящее время является ведущим производителем наградных знаков, орденов и медалей, а также памятных монет из драгоценных металлов.

На кронверке в 60-х годах XIX века было построено здание Арсенала, выполненное в стиле средневекового зодчества. В настоящее время здесь находится , экспозиция которого располагается внутри помещения и во дворе.

Интересная скульптура «Зайчик, спасшийся от наводнения» находится возле Иоанновского моста. Есть примета: если брошенная монетка попадет на основание памятника, ушастый Арсений исполнит желание. Имя заяц унаследовал от шведского названия острова Енисари.

Ни один посетитель не пройдет мимо небольшого здания с портиком и статуей «Навигация» на крыше, расположенному слева от колокольни, потому что здесь находятся кассы и сувенирный магазин. Многие не подозревают, что – это Ботный дом, выстроенный специально для «Дедушки русского флота» — ботика Петра I.

Кроме экскурсий, мероприятий, действующих музеев в Петропавловской крепости сегодня возрождены традиции, заложенные со дня основания:

  • ежедневно с Нарышкинского бастиона ровно в полдень слышен выстрел «вестовой» пушки. Согласно указу Екатерины II пушки Петропавловки кроме полуденного выстрела должны были сигнализировать о надвигавшемся наводнении. По этому поводу Юрий Тынянов писал: «Пушки Петропавловской крепости – орудийная газета Петербурга. Они издавна вздыхают каждый полдень и каждое наводнение. Привычка эта так сильна, что, когда начинается наводнение, чиновники бросаются переводить часы».
  • снова над Нарышкинским бастионом реет Андреевский флаг – косой крест на красном фоне с белой окантовкой. Традиция восходит к петровской эпохе. По документам тех времен: «Сей флаг для того при сей крепости … ставится… что приморский город».

Вид Петропавловской крепости стороны Невы.

Кроме того, в Петропавловском соборе с 1990 года служат панихиды по усопшим императорам, а с 1999 года совершаются праздничные богослужения. Рядом со склепом Петра I в Екатерининском приделе захоронены в 1998 году останки последнего императора Николая II, его семьи и спутников, разделивших их печальную участь. К последним погребениям относится перезахоронение праха императрицы Марии Федоровны, перенесенного из Дании в 2006 году.

Когда-то в выходные и праздничные дни на территории крепости играл духовой оркестр. Различные развлекательные мероприятия проводятся на пляже крепости и в наши дни. В 2005 году был установлен рояль во флажной башне, здесь дают концерты известные пианисты.

В теплое время года по субботам в Нарышкинском бастионе можно наблюдать смену почетного караула, которая носит символический характер. Плац-парад и вынос флагов Российской Федерации и Санкт-Петербурга – наиболее яркие моменты церемониала.

Выходной день, единый для всех музеев Петропавловки, – среда. Вход на территорию крепости – бесплатный и открыт с 9:30 до 20:00.

Панорама Петропавловской крепости

Нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна панорамы Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Панорама.

2. Панорама.

Петропавловская крепость: где находится и как добраться

Петропавловская крепость расположена в центральной части Северной столицы напротив Зимнего дворца, по адресу:

Санкт-Петербург, Заячий остров, Петропавловская крепость, 3.

  • от ближайшей станции метро «Горьковская» пройти пешком по Александровскому парку и Кронверкской набережной;
  • от станции «Спортивная» ходят 6-ой и 40-ой трамваи;
  • от «Петроградской» — 46-й автобус, маршрутки 46, 76, 183 и 223.

Со времен основания и как минимум до 1930-х годов флагманом российской промышленности был Петербург. В столице империи концентрировались как гигантские заводы и верфи, так и фабрики, обеспечивавшие потребности одного из крупнейших городов тогдашнего мира. В сущности, Петербург был целым промышленным районом, достойным Урала и Донбасса. А на осмотр его старинных промзон в наши дни нужно не менее трёх дней. Цикл о старопромышленном Петербурге (продолжение цикла о старопромышленной Москве) я открываю постом о Петропавловской крепости, где помимо всем известных достопримечательностей есть и одна из старейших питерских фабрик - Монетный двор, к тому же до сих пор действующий.

Думаю, рассказывать историю Петропавловки, этого Петербургского кремля, особого смысла нет. Сердце города, заложенная 27 мая 1703 года (то есть ровно за 300 лет до 300-летия Петербурга) на Заячьем острове, практически напротив Зимнего дворца.

Как известно, лучшая крепость - та, которую никто даже не пытается взять. Так и Петропавловка за свою историю не сделала ни единого боевого выстрела - зато Полуденный выстрел каждый день с 1864 года (не считая перерыва в 1934-57 годах) делается именно отсюда (в 1730-1864 годах - с Адмиралтейства). В 1712-33 годах Трезини построил Петропавловский собор, ставший усыпальницей императоров и вплоть до советской эпохи высочайшим зданием России (121м). С 18 века здесь была и главная политическая тюрьма страны, где побывли декабристы, народовольцы, Достоевский и многие другие. Ну а с 1724 года в крепости непрерывно действует монетный двор, чёрная труба которого просматривается на кадре выше.

Ну и просто Петропавловка - главная доминанта питерского пейзажа. Из "большой тройки" петербургских соборов Петропавловский мне кажется самым красивым.

План Петропавловской крепости также известен, наверное, каждому. 6 бастионов, соединенных куртинами, снаружи два равелина (Алексеевский на западе и Иоанновский на востоке), в центре Петропавловский собор. Классика, вошедшая в школьные учебники истории. Монетный двор - в западной части крепости:

Вот так стены и бастионы выглядят снаружи - гранитная облицовка со стороны Невы появилась лишь в 1779-85 годах, со стороны Петроградки же стены остались девственно краснокирпичными. Кажется, я уже дорос до того уровня трушности, когда гранит кажется пошлым, а кирпич - правильным:

Дворик между Трубецким бастионом и Алексеевским равелином - самыми страшными местами крепости, старыми политическими тюрьмами. Из-за бастиона торчат крыши и труба монетного двора, и более того, в 18 веке именно Трубецкой бастион был монетным двором, пока в 1796-1805 годах не построили отдельное здание.

Точнее, цепочка метаморфоз была несколько сложнее: до переезда Монетного двора в Петербург тюрьма была в Трубецком бастионе, где был в заключении царевич Алексей (1718). Затем бастион стал монетным двором, крепость ненадолго потеряла тюремные функции, пока в 1769 году не выстроили новую тюрьму в Алексеевском равелине. Нынешнее здание - 1797 года, и его камеры помнят декабристов, народовольцев и даже самого Достоевского. В 1825 году тюрьма "возродилась" и в Трубецком бастионе, где действовала до революции (с 1870-х - как СИЗО). Из Алексеевского же тюрьму перенесли в Шлиссельбург в 1884.

Помимо тюрьмы, сохранились и руины стен. Когда их так покоцали и кто - не знаю, но очень хочется верить, что не современные "реставраторы":

Как видите, освещение сумеречное. В Петропавловку я пришёл после её официального закрытия (в 21:00), но так получилось, что именно в этот день произошла какая-то заминка, ворота не заперли вовремя, а я оказался не один такой умный, и крепость в неурочное время была переполнена туристами. Пока их отлавливали да выгоняли, я успел осмотреть всё, что планировал и даже немного больше. Вошёл я через Иоанновские ворота (1740) на восточной стороне Заячьего острова:

Фонари с двуглавым орлом на мосту и ангел на Петропавловском соборе:

Заяц на одной из свай, как бы намекающий на название острова:

Иоанновские ворота, вид изнутри. Мы за Иоанновским равелином. Стены из кроваво-красного кирпича - основной фон внутри крепости:

Иоанновский равелин изначально был обособлен от крепости так же, как и Алексеевский, но его сильно перестроили в 1890-е годы. Был засыпан крепостной ров, о котором напоминают теперь ботардо (стенки, отделявшие ров от реки), появились новые корпуса, один из которых в 1930-е годы принадлежал Газодинамической лаборатории - одному из первых советских КБ, занимавшимуся разработкой ракетного двигателя.

Особенно впечатляют "живой" двуглавый орёл и барельеф "Низвержение Симона-Волхова апостолом Петром", что означает "Низвежение Швеции императором Петром".

Наружные ворота и входы на мосты запирают в 23:00, а эти ворота - в 21:00. То есть, по расписанию, меня тут быть не должно было, но всё же порой мне очень везёт. В сумерках я вошёл на крепостной двор и поднялся на одну из куртин:

Здесь проложен маршрут "Невская панорама", который вообще-то платный, но кассир ушёл по расписанию.

Виды с куртин на Неву и дома за ней, да и на саму крепость великолепны. Меня они несказанно впечатлили ещё в 2004 году, когда я был в Петербурге впервые. По ним можно сделать отдельный пост, я же ограничусь вот этим видом - в одном кадре три шедевра мирового значения - Зимний дворец, Исаакиевский собор и Адмиралтейство. Малоизвестный факт, но последнее тоже является одним из Петербургских Молохов - ведь Петр Первый основал его как верфь, проработавшую до 1844 года (нынешнее здание построено в 1823) - между "крыльями" Адмиралтейства строились деревянные парусники:

Внутри крепости - Инженерный дом (1748-49, справа) и Печатня (то есть типография, внутри соответствующий музей):

Дымоходы Инженерного дома:

За деревьями - Петроградская мечеть, одно из интереснейших зданий Петербурга, построенная в 1909-13 годах при участии бухарских мастеров (хотя голубые ребристые купола - фирменный стиль не Бухары, а её вечного соперника Самарканда):

Впереди - главный в крепости Нарышкин бастион, выдающийся в сторону Невы и увенчанный Флажной башней (1731). Флаг здесь вплоть до советского времени каждый день поднимали с рассветом, спускали с закатом, сейчас же он на башне непрерывно. Отсюда же и стреляет полуденная пушка. На заднем плане - Кунсткамера, стрелка Васильевского острова и краны далекого порта:

Здесь "Невская панорама" заканчивается:

Внизу - Невские ворота (1780) над Комендантской пристанью (1762-67), до застройки Петроградской стороны в начале ХХ века - главный вход в крепость:

Дворик Нарышкина бастиона с пушками. Туда сверху ведёт лестница, по которой я хотел спуститься, на путь мне преградил охранник, сообщивший, что крепость уже закрыта. Учитывая, что вокруг были толпы туристов, это звучало по меньшей мере странно, поэтому идти во дворик пришлось в обход:

Но с бастиона я заснял отличные виды на Монетный двор - действующую фабрику внутри крепости, нынешние здания которой построены в 1796-1805 годах:

Вообще, история Монетных дворов в России довольно запутанная. Первый из них начал действовать ещё при Иване Грозном (по европейским меркам - довольно поздний срок) в Москве, пережил несколько реинкарнаций, и вообще монеты средневековой России "славились" отвратительным качеством. В конце 17 века Петр Первый организовал новый , здание которого во дворе Исторического музея сохранилось до наших дней. В 1724 году двор перевели в Петербург, но последующие 150 лет монету чеканили несколько дворов по всей стране, причём крупнейшим был . Расцвет Петербургского двора пришёлся на 1874-1942 годы, когда он стал единственным производитилем российских и советских монет - до эвакуации в Краснокамск, где во время войны действовало производство орденов и медалей. Тогда же новый монетный двор был срочно построен в Москве, и к концу ХХ века именно он сильно потеснил питерского собрата.

Ныне обычные монеты в основном чеканятся в Москве, а Петербург специализируется на орденах, медалях, памятных монетах. И ныне это одно из самых цельных предприятий России - без малого триста лет почти непрерывной работы, причём более двухсот - в одном и том же здании.

Иду к Монетному двору мимо куртины с "Невской панорамой" и Инженерного дома:

На эту музейную вывеску я успел даже купиться и подумать, что главная улица Петропаловки называется именно так:

Невские ворота, вид изнутри. Спустя пару минут полицейские отсюда с шумом выгоняли какого-то туриста:

Можно было и по прямой мимо ворот, но я свернул к Петропавловскому собору мимо Комендантского дома (1743-46). Сердце крепости, где жил комендант с семьёй (назначаемый самим императором), и здесь же была администрация тюрем и судебная палата, которую прошло большинство исторических узников.

Великокняжеская усыпальница (1896-1908) на заднем дворе Петропавловского собора, который в свою очередь является императорской усыпальницей:

Центральная площадь крепости и собор, беспрделеьно высокий. Его шпиль остаётся высочайшим зданием Петербурга, да и во всей России выше лишь два десятка небоскрёбов, а также трубы, телебашни и вышки связи. "Не по-русски, пронзительно высокий..." - так сказал о нём Алексей Толстой в начале "Хождения по мукам", описывая атмосферу горячечного предреволюционного Петербурга.

У подножья собора - Ботный домик (1762), где до 1928 года хранился знаменитый "Дедушка русского флота", ботик "Святой Николай", в 1688 году найденный Петром Первым в дворцом сарае (ныне в Военно-морском музее на стрелке Васильевского острова).
Детали собора - реставрация ротонды кончилась совсем недавно, и без уродливого кокона крепость гораздо красивее:

А напротив собора - корпуса Монетного двора работы Антонио Порто:

Правда, главный корпус был в лесах, поэтому привожу фотографию из Википедии. Петербургский монетный двор считается шедевром русского классицизма в промышленной архитектуре:

Я решил обойти круг, и направился по безлюдной улочке между куртиной и цехами, к Трубецкому бастиону:

Вполне возможно, что за этим деревом просматривается старейшая заводская труба в России - хотя сейчас трубы стали почти синонимом индустриального пейзажа, строить их начали только в конце 18 века, когда обычные дымоходы уже не справлялись с объёмом заводских выбросов. Никаких данных о старейшей трубе России я найти не смог, но скорее всего она находится именно в Петербурге, где на заводских зданиях экономили куда меньше, чем в дальних промышленных районах:

Напротив - очень красивый дымоход Трубецкого бастиона. Как уже говорилось, в 1724-1805 годах именно здесь был сам Монетный двор. Экспозиция внутри ныне повествует о тюрьме и её исторических узниках, я её осматривал в 2004 году, и это было одно из сильнейших впечатлений от старого Петербурга.

Между двором и равелинам. Труба впереди - не старше конца 19 века, а скорее даже 1920-х годов. Думаю, она озадачивает многих туристов, меня по крайней мере в 2004 году её наличие здесь очень удивило.

Более того, на улочке стоит характерное заводское гудение, в окнах виден свет. Окна забраны очень плотными решётками, сквозь одну из которых я всё-таки попытался заснять внутренности Монетного двора - там всё очень современно:

Дальше я обошёл круг, прошёл мимо озадаченно глядевшего на меня охранника, и оказался у запертых ворот. К счастью, рядом был ещё и какой-то музейный работник, для которого охрана открыла ворота. Меня они словесно отругали, а я извинился: "Вижу - туристы бродят, значит, думаю - открыто!". Вообще же оказаться запертым на ночь в Петропавловской крепости - это было бы очень сильно!

Ну а в следующих сериях покажу места, куда туристы доходят нечасто - Кировский завод, Пороховые на Охте, многокилометровые старые промзоны Обводного канала и проспекта Обуховской обороны, индустриальный пригород Колпино. Крепитесь, рассказ о старопромышленном Петербурге будет очень долгим!

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва