Darren Flinders / flickr.com Арка Тита и Колизей в Риме (David Merrett / flickr.com) Надпись на Арке Тита: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» (George Rex / flickr.com) Matt Chan / flickr.com Corey Harmon / flickr.com daryl_mitchell / flickr.com Abir Anwar / flickr.com Барельеф внутри пролета Арки Тита (Institute for the Study of the Ancient World / flickr.com) Барельеф: рабы и семиствольная золотая менора (Andy Hay / flickr.com) Takver / flickr.com

Рим это город, история которого берет свое начало задолго до наступления нашей эры. Город, ставший оплотом процветающей когда-то Римской Империи, о чем сегодня молчаливо повествуют оставшиеся в исторической части города памятные знаки и сооружения.

Это город, который видел многое: и триумфальное шествие римских легионеров принесших на своих плечах победу и трофеи, и вражеские налеты, после которых оставались только кровь, разруха и слезы. Однако слезы давно высохли, кровь смыло дождями, а на месте разрушенных построек выросли новые, и жизнь города заиграла новыми красками.

Одним из старинных памятников римской истории, время постройки которого датируется 81 годом нашей эры, является Триумфальная арка Тита.

Римская Империя всегда славилась завоеваниями новых территорий и привлечением новых стран в свое подчинение. Поэтому торжественное или триумфальное вхождение в город полководцев победителей с армией и трофеями было праздником для всех. Заканчивалось подобное шествие вынесением благодарности богам, подарившим им эту победу.

Арка Тита и Колизей в Риме (David Merrett / flickr.com)

Как символ торжественного возвращения победоносной армии в лоно родной земли при въезде в город сооружались триумфальные арки. И если сначала они были временными, и изготавливались из дерева, то со временем превращались в величественные сооружения с несколькими пролетами, построенные из камня и бетона. Их украшали статуями, барельефами и памятными надписями.

Поначалу с триумфом в Рим мог войти любой полководец, одержавший победу в бою. Но со временем эта церемония стала расцениваться, как высшая награда и разрешалась не всем. Этой чести удостаивались только те полководцы, которые владели наивысшей властью и никому не были подвластны.

Триумф Римского Императора Тита Флавия Веспасиана

В 70 году нашей эры будущий Римский Император (79–81 гг. правления) Тит Флавий Веспасиан, сын Императора Тито Флавия Веспасиана (69–79 гг. правления), запомнился римлянам и всему миру как Тит, который взял осадой Иерусалим во время Иудейской войны и вошел в Рим как победитель и покоритель Иерусалима.

Надпись на Арке Тита: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» (George Rex / flickr.com)

Победа была значимой, ведь в плен были взяты не только часть израильтян, давших впоследствии начало израильской общине в Риме, но и их вожди — Иоанн и Симон. И, несмотря на то что Тит после победы вошел в Рим с триумфом, Триумфальная арка Тита была воздвигнута уже после его смерти и приблизительно после 81 года.

Об этом свидетельствует, сохранившаяся надпись на ней в переводе означающая: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу».

После смерти римляне вознесли Тита в божественный ранг, а на одном из кессонов арки, расположенном в центре свода, запечатлено его вознесение к богам. И совершает он это, сидя на орле. Это изображение дало повод историкам предположить, что в сводах арки хранится прах Тито, однако более тщательные исследования не подтвердили этой теории.

Краткое описание Арки Тита

Все основные барельефы Арки Тита, в основу которых вложен рассказ о триумфальном вхождении Тита в Рим после победы, находятся внутри пролета.

Барельеф Арки Тита, Рим (Takver / flickr.com)

С северной стороны слева направо «движется» квадрига с четырьмя лошадьми, которых за узды держит Богиня Рома. Над колесницей возвышается величественная фигура полководца. За ним расположены фигуры представителей сената и народа.

Скорее всего, это уже кульминация церемонии, в то время как ее начало зафиксировано на барельефе с южной стороны.

Здесь повествуется о том, как плененные иудеи несут носилки на которых выложены трофеи и шесты с табличками, о надписях на которых можно только догадываться.

Барельеф: рабы и семиствольная золотая менора (Andy Hay / flickr.com)

На барельефе очень четко видно семиствольную золотую менору (семиствольный подсвечник) - один из древнейших символов иудаизма и основной атрибут храма Соломона. Что в очередной раз подчеркивает, что Тит покорил Иерусалим. По мнению специалистов, это самое древнее изображение миноры.

Арка Тита была частью укрепления Франджипане, но со временем укрепление было разрушено, что частично отразилось на ее внешнем виде. Благие намерения папы Пие VII отреставрировать ее были реализованы. О чем свидетельствует еще одна надпись, но уже с другой стороны арки.

Триумфальная Арка Тита так же была отреставрирована в 1821 году.

Эпоха процветания Рима была ознаменована многочисленными победами его правителей и войска. Народ был в восторге от величия своих полководцев и не только пел им оды, но и возводил в их честь триумфальные арки, которые переросли в особый вид зодчества. С помощью них восхвалялись победоносные сражения римской армии. Всего по всей римской империи насчитывалось 350 арок, а в самом Риме их было 55 . Даже в наше время некоторые из них сохранились в отличном состоянии. На площади Форума находится два таких исторических монумента, самой знаменитой является триумфальная арка Тита. Она в будущем стала прототипом многих аналогичных сооружений.

Причины создания исторического памятника

В 70 годах н.э. в Израиле поднялось восстание против Римской Империи. Вначале восставшие оттеснили римских легионеров со своих земель, но с Рима в помощь был послан еще один легион во главе с полководцем Веспасианом. Он быстро развернул ситуацию в обратную сторону и захватил главного местного бунтовщика, который впоследствии сменил имя на Иосифа Флавия и описал это восстание в книге под названием «Иудейская война».

После такой победы и за многие свои заслуги Веспасиан вскоре стал императором, покинул еврейские земли и уехал в Рим, а звание главнокомандующего было отдано его сыну Титу. Тот продолжал держать осаду Иерусалима еще пять месяцев, пока в городе не начался голод. Это стало последней каплей, город сдал свои позиции и после вторжения римлян был разрушен и разграблен ими. Все ценные вещи были похищены, а люди убиты или проданы в рабство, некоторые взяты в плен. После этого крепость Масада, в которой скрывались оставшиеся заговорщики, продержалась еще три года, но тоже пала.

Триумфальная арка императора Тита была построена уже после его смерти. К её созданию приложил руку его брат Доминиан, под руководством которого она была воздвигнута в 81 году н.э . Эта арка служила постаментом для памятника императору, выполненного из бронзы и увенчанного богиней победы – Викторией.

В средние века это грандиозное сооружение стало частью оборонной стены, чтобы ее задействовать пришлось немного перестроить ее боковые части. А после окончания военных действий Папа Римский Пий VII в 1821 году дал указание реставрировать арку, но для этого подобрали не совсем тот материал. Приняли решение использовать травертин, который зарекомендовал себя как надежный строительный материал, из него был построен , в то время как основание арки было выполнено из мрамора.

На арке присутствуют две надписи:

  • одна – хвалебная ода, возвеличивающая достижения императора Тита, была выбита еще во время создания арки;
  • вторая – служит напоминанием, что восстановили первоначальный вид арки под руководством Пия VII, она была нанесена во время реставрации памятника.

Описание монумента

Триумфальная арка Тита расположена в выгодном месте Рима, стоя возле нее с одной стороны можно увидеть римский форум, а с другой Колизей.

Высота памятника составляет 15,4 метра, его ширина 13,5. Арка, выполненная в нем, идет глубиной 4,75 метра и шириной 5,33.

Внешний вид арки может показаться скромным, в ней присутствуют строгие формы, но чувствуется особое восхищение её архитектурным пропорциям.

Арку украшают полуколонны, вокруг неё выполнены различные рельефы, самое интересное скрыто внутри пролета. Там изображены три действа:

  1. Триумфальное шествие императора Тита по Риму вместе с захваченными иерусалимскими трофеями, которые несут на своих плечах легионеры.
  2. Колесница с Титом, им управляет богиня Рома. В повозку запряжены четыре лошади, впереди них идут ликторы. А богиня Виктория возлагает на голову триумфатора венок.
  3. Отход императора в иной мир и его перерождение в божество.

Примечательно, что эту арку возводили пленные евреи, которых Тит взял в плен, впоследствии они стали прародителями еврейской династии в Риме.

Триумфальные арки возводились в Риме (Италия) еще во времена республики. Это были своеобразные, богато украшенные и декорированные ворота, проходя через которое особо отличившиеся полководцы получали “триумф”. Ставились триумфальные арки не только в Риме, а и по всей империи.

Арка императора Тита Флавия была построена в честь победы римского оружия в Иерусалимской войне, которая произошла в 1 веке нашей эры. Установлена арка была на месте входа снесенного Флавиями Нерона.

Император Тит был старшим сыном первого из Флавиев — Веспасиана. Он стал соправителем империи в 71 году, а с 79 года, после смерти отца стал единолично править огромной империей.

Арка Тита является одним из лучших примеров триумфальных арок в Риме . Она была монументальным постаментом для бронзового памятника императору, который был увенчал богиней победы Викторией.

Архитектура Арки

Внешне Арка Тита имеет строгие формы и может некоторым показаться достаточно скромной, однако эта скромность и торжество ее архитектурных пропорций и делает арку Тита предметом восхищений и подражания для подобного рода строений.

Фасад арки практически не украшен скульптурами за исключением двух Викторий и скульптурой Фортуны. Проход арки украшен рельефами на которых изображено триумфальное шествие Тита в Риме; Тит изображен, стоящим на квадриге, рядом со своими легионерами. В город Тита ведет сама богиня Рома, а впереди шествия несут захваченные в войне трофеи, в том числе и золотой семисвечник из храма Соломона.

Интересно сравнить изображение легионеров на Арке Тита и более ранних арках. Если раньше легионеры играли роль своеобразных статистов, то в рельефах арки Тита они выглядят уже полноправными участниками действия. Этот факт подчеркивает возросшую роль римских легионеров в политической жизни Рима. Собственно Флавии были первыми императорами в Риме, которые пришли к власти благодаря римским легионам.

Следует обратить внимание на надпись на арке. На фасаде арки Тита следующая надпись – “Римский народ и сенат Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана”.

У этого термина существуют и другие значения, см. Триумфальная арка (значения). Триумфальная арка Тита (81 год) … Википедия

Триумфальная арка: Триумфальная арка мемориальное сооружение. Примеры таких сооружений: Триумфальная арка в Москве. Красные ворота в Москве. Нарвские ворота в Санкт Петербурге. Триумфальная арка в Париже. Арка на площади Каррузель в Париже … Википедия

Отдельное монументальное сооружение в виде арки на столбах, увенчанной часто аттиком (стенкой над карнизом), воздвигавшееся по случаю триумфа – торжественного въезда полководца победителя в Рим. Триумфальные арки возводили также в ознаменование… … Художественная энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Триумфальная арка (значения). Триумфальная арка Триумфальная арка Септимия Севера Arco di Settimio Severo … Википедия

Триумфальная арка - рим. архитект. сооружение, устанавливалось на дорогах и площадях, имело один или три проезда, аттик, на к ром в колеснице изображ. тот, в честь кого была установлена Т. а. Поводом для ее сооруж. могли служить, напр., победоносное… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Триумфальная арка - рим архитектурное со оружение, устанавливалось на дорогах и площадях, имело один или три проезда, аттик, на котором в колеснице изображался тот, в честь кого была установлена Т. а. Поводом для ее сооружения могли служить, например,… … Словарь античности

Триумфальные ворота, постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий (Триумфальная арка Тита в Риме, 81; Триумфальные ворота в Москве,… … Энциклопедический словарь

Триумфальные ворота, постоянное или временное монументальное оформление проезда (обычно арочное) или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Имеют один или три пролёта, перекрытые полуцилиндрическими… … Художественная энциклопедия

- (лат. Arcus Tiberius), триумфальная арка на Римском форуме, построенная в честь возвращения римских штандартов (Германиком в 15 или 16 году н. э.), потерянных в битве в Тевтобургском лесу. Арка располагалась на территории между Храмом… … Википедия

Арка триумфальная - (лат. triumphus победа) монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и… … Архитектурный словарь

Представленная на фото арка Тита в Риме является одним из самых известных памятников Вечного города. Она была построена Домицианом в 81 году н. э. в честь победы Тита и Веспасиана в войне против евреев и их полного уничтожения в 70 году нашей эры. Один из рельефов стены внутри арки демонстрирует трофеи великого Храма в Иерусалиме до его уничтожения. На другом рельефе изображен апофеоз Тита, которого несут на небеса на крыльях орлы.

Описание

Рельеф на южной стороне триумфальной арки Тита в Риме изображает одну из сцен этого события: римских солдат, несущих трофеи после разрушения Храма в Иерусалиме в 70 г. н. э., в том числе и менору (семирожковый светильник), хранившуюся в храме. У римлян в триумфальной процессии лавровые венки, а у тех, кто несет менору, есть подушки на плечах. Солдаты несут знаки, посвященные победам Тита. Эта группа - всего лишь несколько из сотен из фактической триумфальной процессии, проходившей по Священной дороге в Риме. Вся процессия вот-вот войдет в резную арку.

Вторая сцена на северной стороне триумфальной арки Тита в Древнем Риме изображает шествие римских солдат, завоевавших Иерусалим. Тит - в своей колеснице, квадриге, с крылатой победой, едущей рядом с ним, которая возлагает венок на его голову, богиня Виртус (Виртута) ведет лошадей. Там же изображены солдаты.

Римский триумф

Римский триумф был древней боевой традицией: он представлял собой парад, символическая кульминация которого часто привела к тому, что военачальник-победитель (триумфатор) получал полубожественный статус.

Традиции триумфа уходят корнями к основанию Рима. Ромул первым отпраздновал таким образом победу над Акроном, царем Ценины.

Победа в Иудее

Летом 71 г. н. э. римский и Тит, его старший сын, подавили восстание в римской провинции Иудее и вернулись в Рим, чтобы отпраздновать это достижение.

Многое было поставлено на карту для Веспасиана и Тита - представителей династии Флавиев, которая не была особенно прославленной. Триумф по случаю победы был для них совместным, а зрелище (как описано Флавием Иосифом в его тексте, известном как «Еврейская война») соперничало с тем, что когда-либо видел Рим. Но ритуал триумфа, его парад, даже полубожественный статус, присущий триумфатору, был эфемерным. По этой причине строительство постоянных памятников (таких как арка Тита в Риме) служило для того, чтобы стать не только частью городского пейзажа, но и памяти жителей города.

Значение

Традиция триумфальных памятников связывает Флавиев с традициями Римской Республики. Ранние памятники представляли собой колонны: например ростральная колонна (columna rostrata) консула Кая Дуилия (около 260 г. до н. э.), а также ранний прототип триумфальней арки, известный как установленной на Римском Форуме Фабием Аллоброгиком в 121 году нашей эры. Император Август также соорудил триумфальную арку, хотя он и реорганизовал институт самого триумфа. Поскольку Флавии были относительными новичками в структуре власти римлян, им нужна была такая легитимизация, и, таким образом, участие в проверенных временем традициях триумфа и создание памятников имело большой смысл.

Арка Тита в Риме находится в самой высокой точке Священной дороги. Также она является ключевым пунктом вдоль триумфального маршрута (через Триумфалис - дорогу победителей), который визуально связывает амфитеатр Флавиев (известный как Колизей) и Римский Форум и Капитолийский холм. Многие триумфальные парады проходили по этому маршруту на протяжении многих веков, поэтому выбор места для памятника был не случайным, а скорее преднамеренным напоминанием о том, что триумф как ритуал создал и укрепил коллективную память римлян.

Эта арка была посмертным почитанием Тита, ее построил его младший брат и преемник Домициан (император, 81-96 г. н. э.). Еще одна арка, посвященная Титу, была расположена в районе Цирка Максимуса, но она сохранилась только в виде скульптурных фрагментов и средневековой транскрипции надписи-посвящения. Недавние археологические раскопки (2015) в Цирке Максимуса выявили ранее неизвестные остатки этой «потерянной» арки, включая элементы ее основы.

Надпись

Сохранившаяся на арке Тита в Риме еще с древних времен, она представляет собой посвящение памятника.

Ее текст гласит:

POPVLVSQVE·ROMANVS

DIVO·TITO·DIVI·VESPASIANI·F(ILIO)

VESPASIANO·AVGVSTO

(Сенат и римский народ (посвящает ее) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана).

Надпись демонстрирует публичную преданность со стороны Сената и римского народа (Senatus Populusque Romanus), и напоминает об обожествленном отце Тита, Веспасиане, который умер в 79 году нашей эры. Это посвящение является примером проницательной политики власти со стороны императора Домициана: он был слишком молод, чтобы стать частью военного триумфа, которого удостоились его отец и брат.

Восстановление и нынешнее состояние

В одиннадцатом веке арка Тита в Риме была включена в крепость, построенную семьей Франгипани, в результате чего был нанесен ущерб рельефам панели, который все еще виден и в настоящее время.

В 1821 году во время понтификата Папы Пия VII Джузеппе Валадье занялся восстановлением сохранившегося сооружения. Чтобы идентифицировать те части, которые были восстановлены, Валадье использовал травертин, отличавшийся от оригинального мрамора. Во время реставрации была обновлена надпись на западной стороне.

Влияние

Арка Тита в Риме долгое время служила источником художественного вдохновения. Леон Баттиста Альберти был вдохновлен этой формой в то время, когда он проектировал фасад базилики Сант-Андреа в Мантуе (Италия) после 1472 года.

Арка Тита вдохновила на создание и многих современных памятников, в частности Триумфальной арки в Париже (1806), Арки Стэнфорд Уайт в парке Вашингтон-сквер в Нью-Йорке (1892), Национальной мемориальной арки Соединенных Штатов в Национальном историческом парке Велли Фордж, разработанной Павлом Филиппом Кретом (1917) и индийских ворот Эдварда Лютиенса в Нью-Дели (1921).