Русский архитектор итальянского происхождения, создатель «елизаветинского барокко».

Детство и юность

Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году в Париже. Его отцом был известный придворный архитектор и скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Любовь к искусству Растрелли-младшему привили с самого раннего детства. Отец и не думал препятствовать тому, чтобы сын пошел по его стопам; более того, увлечение Бартоломео-младшего архитектурой в семье всячески поощрялось. В Париже, где Растрелли провел детство и часть юности, он и начал обучаться азам архитектуры. Как нетрудно догадаться, его первым учителем стал Растрелли-старший. Тогда пользовавшийся большим авторитетом при дворе, Карло Растрелли не мог подумать о том, что слава его сына однажды превзойдет его собственную, ведь сейчас при упоминании семейной фамилии первым действительно вспоминается Зимний Дворец, который однажды построит Растрелли-сын.

Флорентиец по происхождению, Карло Растрелли работал при дворе «короля-солнца» Людовика XIV, а после смерти последнего был приглашен работать в . Растрелли подписал контракт сроком на три года. Так семья Растрелли оказалась при петровском дворе. Здесь Бартоломео окончательно утвердился в выборе будущей профессии. Во многом сказалось влияние : в ту пору он во многом превосходил остальные европейские города. Даже стажировки за границей (считается, что юный Растрелли совершенствовал свои архитектурные навыки в Италии и Франции) не отбили у него охоту продолжать работать в Петербурге. Отец, видя стремление сына, старался всячески помогать ему. Растрелли помогал отцу проектировать Стрельнинский дворец, занимался отделкой интерьера во дворце .

Самой же ранней задокументированной работой Растрелли-младшего считается дворец , выполненный в стиле петровского барокко. Тогда его работа не привлекла особого внимания и оставила простых обывателей равнодушными, ведь подобных зданий в Петербурге было очень много. Самые выдающиеся работы Растрелли, прославившие его имя в веках, будут еще впереди.

Раннее творчество

В 1730 году Российскую Империю возглавила племянница . Новая императрица была известной любительницей роскоши и изыска, что не могло не сказаться на ее архитектурных предпочтениях. Оба Растрелли были вскоре приглашены на аудиенцию к Анне Иоанновне. Результатом встречи остались довольны и Растрелли, и сама императрица, решившая доверить Растрелли-старшему строительство сразу нескольких дворцов - в , а потом и в Лефортово. Отец Растрелли, который в первую очередь был скульптором, нежели архитектором, взял на себя руководство строительными работами, а Растрелли-младший занялся разработкой проектов. К тому времени полученные им образование и опыт как ничто другое помогли ему с честью справиться с возложенными на него крупными задачами.

Тем временем Анна Иоанновна начинает приближать к себе фаворитов, самым видным из которых станет герцог . Покровительство императрицы позволяет Бирону влиять как на внутреннюю, так и на внешнюю политику Империи. В 1732 году Бирон задумал выстроить манеж между Большой Морской улицей и Невским проспектом. Видя успехи юного архитектора, он без колебаний поручает это задание молодому Растрелли. Тогда же, в 1730-ые гг. Бартоломео Растрелли строит для герцога Бирона Рундальский дворец и дворец в Митаве. Все эти постройки были возведены в Курляндии и являли собой живые доказательства эволюции архитектурного мастерства Растрелли. Намечается тенденция к собственному стилю: теперь он тяготит к рельефным полуколоннам, постепенно отказываясь от пилястр и рустовки.

В этот же период Растрелли начинается проектирование Летнего и Зимнего дворцов. Как архитектор он вступает в пору своего расцвета. В 1732 году Растрелли женился и вскоре стал многодетным отцом: в его семье родились Иосиф Яков, Елизавета Катерина и Элеонора. Однако до зрелых лет дожила лишь одна дочь: Иосиф и Элеонора умерли в 1737-38 гг. от холеры, которая в то время свирепствовала в Петербурге.

Примечательно, что смена власти, вошедшая в историю под названием «эпоха дворцовых переворотов» практически не отразилась на карьере Растрелли. Более того, в 1738 г. он стал обер-архитектором с годовым жалованием в 1200 рублей и служебной квартирой в бывшем Зимнем дворце, где поселилась также его семья. Тогда именитый итальянец мог позволить себе практически все. Создавая роскошные постройки, он вел не менее помпезный образ жизни, пользуясь расположением императорской власти.

Вскоре на горизонте появляется новый интересный проект - строительство дворца для по поручению . Но завершить дворец Растрелли не успел, поскольку пришедшая в 1741 году к власти крайне не любила все немецкое, и связь Растрелли с Бироном и Минихом ей отнюдь не нравилась. Неприязнь новой императрицы дошла до того, что та велела не признавать графское достоинство Растрелли, задержать выплату жалования и даже не давать ему новых строительных проектов. Однако не в характере Растрелли было пасовать перед трудностями.

Елизавета Петровна в жизни Растрелли

То недоверие, с которым новая императрица относилась к творчеству Растрелли, не сломило его характера. К тому времени он уже был достаточно известен в Петербурге, получал много заказов. Вдобавок как человек Растрелли прекрасно умел подстраиваться под окружающих, что очень пригодилось ему в общении с императрицей Елизаветой. Искусство дипломатии и помогло ему в итоге внушить доверие государыне, прежде относившейся к Растрелли с предубеждением.

Первым проектом Растрелли во время правления Елизаветы стал деревянный летний дворец в Петербурге, который, увы, не сохранился до наших дней. Тот период был для Растрелли на редкость плодотворным - он активно работал над в , проектировал Андреевский собор в Киеве, а в 1752-1757 гг. перестраивал Екатерининский дворец в . Помимо этого Растрелли успевал руководить работами по реставрации дворца в Стрельне.

Из последних грандиозных проектов Растрелли стоит выделить ансамбль и Зимний дворец. Несмотря на огромный потенциал, время Растрелли-архитектора подходило к концу - вместе с жизнью императрицы Елизаветы Петровны и эпохой блестящего, роскошного архитектурного стиля барокко.

Закат Растрелли

В 1761 году Елизавета Петровна скончалась. После ее смерти столь полюбившийся Петербургу барокко очень быстро вышел из моды, и Растрелли стал получать все меньше заказов. Взошедшая на престол быстро приблизила к себе архитектора Антонио Ринальди, который вскоре стал ведущим мастером при императорском дворе. Растрелли оказался не у дел. Роскошный образ жизни, который долгие годы вел архитектор, сменился острой финансовой нуждой. В 1762 году Растрелли уезжает в годовой отпуск в Италию, чтобы поправить здоровье. Там же он пытается найти нового заказчика: Растрелли по-прежнему был кормильцем своей семьи и пытался любым способом зарабатывать деньги. Вскоре до него доходит известие о том, что внутреннее убранство Зимнего дворца переделывает архитектор Вален-Деламот. Ему, Растрелли, даже не подумали доверить эту работу. Вскоре Растрелли и вовсе был уволен - императрица подписала указ об отстранении архитектора, правда, предоставив ему жалование в размере 1000 рублей в год.

В 1764 году некогда купающийся в славе и совершенно забытый теперь архитектор уехал из Петербурга. В Курляндии, где Растрелли вскоре появился со своей семьей, он достраивал некогда начатые им Митавский и Руэнтальский дворцы по заказу Бирона, недавно вернувшегося из ссылки. Последним проектом Растрелли считается курляндская усадьба Грюнхоф, которая была завершена после смерти архитектора другим автором - Йенсеном.

К сожалению, дальнейшая судьба Растрелли неизвестна. Последним местом, где жила семья архитектора, скорее всего, была Литва, но дата смерти Бартоломео и следы его могилы в дальнейшем теряются. Предполагается, что Франческо Бартоломео Растрелли умер в апреле 1771 года, поскольку этим месяцем датирован указ о выплате пенсии, которая была назначена наследникам Растрелли.

В память о достижениях архитектора его именем была названа площадь перед Смольным монастырем.


Имеет отношение к населенным пунктам:

В 1715 году прибыл с семьей в Санкт-Петербург по приглашению Петра I, где провел большую часть своей жизни. По проекту архитектора в городе построены выдающиеся архитектурные сооружения, в числе которых Зимний дворец, Строгановский дворец, Воронцовский дворец и др. Предположительно, скончался в Санкт-Петербурге.

Франческо Бартоломео Растрелли происходил из старинного флорентийского дворянского рода. Он родился в 1700 году во Франции. Там жил и работал его отец - известный скульптор Карло Бартоломео Растрелли, приехавший из Флоренции ко двору Людовика XIV. Париж не баловал его частыми заказами, сановники короля считали скульптора провинциалом. Сын мало что знал о проблемах отца. Детство юного Франческо проходило среди красивых величественных дворцов, которые он любил разглядывать. Дома же его окружали гравюры, наброски и рисунки отца. Растрелли отец, как и большинство родителей, мечтал увидеть в сыне продолжателя своего дела. Он тратил немало времени на обучение сына лепке, рисунку, основам архитектурной композиции, строительного дела, гидравлики, медальерному искусству - всему, что знал сам.

После смерти Людовика XIV Растрелли-старший не видел смысла в дальнейшем пребывании при французском дворе и с радостью согласился на приглашение царя Петра I работать в Петербурге. 19 октября 1715 году был подписан контракт, по которому «господин Растрелли Флоренский обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там в службе его царского величества три года…». В Петербурге у скульптора карьера тоже складывалась нелегко. Возник конфликт с Леблоном, который также приехал из Франции и был сразу же назначен генерал-архитектором. Петр I даже отстранил скульптора от строительных работ в Стрельне, но, благодаря заступничеству князя Меншикова, его оставили заниматься скульптурой.
Истек срок контракта, но Растрелли остались в России - уезжать им было просто некуда.

Дом Растрелли стал постоянным местом встреч петербургских архитекторов. Чаще всего заходили соотечественники: Николо Микетти, Гаэтано Киавери, почетным гостем всегда был Доменико Трезини. С русскими зодчими по незнанию языка общались мало. Исключением был Михаил Земцов, свободно владеющий итальянским. Для гостей в доме всегда имелся запас флорентийского вина. Обсуждали проекты дворцов и различных строений, рисовали эскизы и элементы внутренней отделки. Сын скульптора сидел вместе со всеми. Эти вечера были самой лучшей, самой интересной его учебой.

Вскоре молодой Франческо Бартоломео вступил в разноплеменную среду петербургских зодчих. Первым строением молодого зодчего был возведенный по его собственному проекту дворец молдавского господаря Дмитрия Кантемира, друга царя Петра. Дворец располагался на месте пересечения нынешних Миллионной улицы и Мраморного переулка и строился с 1721 по 1727 год. До нашего времени дворец не сохранился, но осталось свидетельство о нем одного из образованнейших людей того времени - сына господаря Антиоха Кантемира, который писал: «Граф Растрелли родом итальянец, в российском государстве искусный архитектор; за младостью возраста не столько в практике силен, как в замыслах и чертежах. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания казист; одним словом, может увеселиться око в том, что он построил». Молодой зодчий со своей неуемной фантазией постепенно становится модным архитектором. Императрица Анна Иоанновна назначает его придворным архитектором. Всемогущий фаворит императрицы Эрнст Иоганн Бирон поручает зодчему строить свои дворцы в Курляндии.

В 1732 году Растрелли начал возводить для императрицы новый Зимний дворец. В 1736 году строительство было завершено, но здание просуществовало только до начала 1750 года, когда по приказу уже новой императрицы Елизаветы Петровны архитектор начал возводить на этом месте один из своих шедевров, а ныне символов Петербурга - Зимний дворец.

После смерти Анны Ивановны и ссылки ее фаворита Бирона архитектору было велено прекратить все работы во дворцах опального герцога и срочно возвратиться в Петербург. Растрелли по-прежнему считается придворным архитектором, но в чехарде дворцовых переворотов архитектурой никто не интересуется. Правление Елизаветы Петровны поначалу не принесло зодчему удачи. Новая императрица не простила Растрелли покровительства Бирона. Его лишили звания придворного архитектора и приказали «никаких строений тому итальянцу не поручать». Всеми архитектурными делами стал ведать давний друг зодчего, доброжелательный и разумный Михаил Земцов, но тщетно он пытался привлечь опального мастера к работе. Из России архитектор не уехал скорее всего потому, что понимал - в Петербурге зодчих его уровня просто нет, а императрица Елизавета жаждет иметь роскошные дворцы. В 1743 году умер Земцов, и Растрелли направил императрице прошение. После этого архитектору снова поручают отделку Летнего дворца, а несколько месяцев спустя строительство Аничкового дворца, начатое Земцовым еще в 1741 году. Фантазия и вкус Растрелли больше всего соответствовали представлениям государыни о роскоши и величии.

В 1748 году состоялась торжественная закладка Воскресенского Новодевичьего монастыря на месте бывшего Смоляного двора. Монастырь практически сразу стали именовать Смольным. Указано было строить сооружение, небывалое по красоте и великолепию. При Канцелярии от строений для строительства монастыря была создана специальная Контора. Созданный Растрелли ансамбль Смольного монастыря до сих пор являет собой образец величавой и соразмерной красоты.

При Елизавете строительство дворцов становится делом государственной важности. В кратчайшие сроки архитектору поручено завершить отделку Летнего дворца, закончить строительство Аничкова дворца, сделать новую пристройку к Зимнему дворцу Анны Иоановны, сделать проект перестройки загородного дворца в Петергофе.

Еще в 1746 году архитектор представил императрице проект перестройки Петергофа. Он учел пожелание царственной заказчицы расширить Большой Петергофский дворец, при этом сохранив первоначальный дворец Петра I. И уже в 1755 году императрица своим указом повелела всех иностранных гостей возить в Петергоф, чтобы показывать его великолепие.

С 1749 года начинается многолетняя работа Растрелли в Царском Селе. Ему поручено закончить работы, начатые его предшественниками - Земцовым, Квасовым, Чевакинским. Годы работы в Царском Селе стали звездными часами зодчего. Растрелли возвел настоящий императорский дворец, потрясающий своим обличьем и внутренним убранством даже иноземных гостей. В 1755 году архитектор устанавливает в зале парадной анфилады Большого дворца знаменитую Янтарную комнату. Знатнейшие вельможи мечтали заполучить проекты архитектора для своих дворцов. Но совсем немногие получили его согласие. Зодчий построил дворец для вице-канцлера Михаила Воронцова на Садовой улице и дворец графа Строганова на Невском проспекте.
Строганову очень понравился дворец, и, чтобы воздать должное таланту зодчего, граф заказал в 1756 году парадный портрет Растрелли у прославленного живописца Пьетро Ротари, приехавшего тогда в Петербург.
В 1753 году по приказу Елизаветы Растрелли делает очередной проект перестройки Зимнего дворца. Ему удается убедить императрицу не переделывать старый, а построить новый дворец, и не просто дворец, а величественный городской ансамбль в центре столицы.

В 1754 году императрица дает одобрение проекта. С этого дня ведет свое летосчисление существующий Зимний дворец. Замышляя строительства дворца, Елизавета Петровна объявила, что «империя пришла в такое благосостояние, в каком никогда доселе не бывала». Дворец планировали возвести за пять лет, но началась война с Пруссией, и финансирование строительства было практически прекращено. Дворец достроили уже при новом императоре - Петре III. Ни один европейский дворец того времени не мог сравниться с Зимним по внушительности и грандиозности. Площадь дворца 10441 квадратных метров. В нем 1050 помещений, 1886 дверей, 1945 окон, 117 лестниц. За строительство дворца император произвел архитектора в чин генерал-майора и наградил орденом святой Анны. Дворец - последнее, самое грандиозное и самое великолепное творение Растрелли - вершина русского барокко середины XVIII века.

В 1762 году в результате очередного государственного переворота на престол взошла императрица Екатерина II. Канцелярию строения императорских домов и садов возглавил И. И. Бецкой - как и императрица, убежденный сторонник классицизма. Екатерина II отправляет Растрелли в годичный отпуск в Италию «для поправления здоровья». Через год архитектор вернулся, но вернуть прошлое положение ему уже не удалось. Он был отправлен на пенсию с выплатой ему пожизненно тысячи рублей в год. Вернувшийся из ссылки старый покровитель архитектора Бирон снова предлагает ему работать в своих дворцах в Курляндии, и в 1764 г. Растрелли уезжает в Митаву. Но и в Курляндии зодчий проработал недолго. Растрелли снова вернулся в Петербург. Франческо Бартоломео Растрелли прожил семьдесят один год, из них сорок восемь в России. Он скончался в Петербурге в 1771 году. Место его захоронения неизвестно.

100 великих архитекторов Самин Дмитрий

ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ (1700-1771)

ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ

Среди славной когорты зодчих, создавших неповторимый облик Петербурга, особое место занимает итальянец Франческо Бартоломео Растрелли, или, как его еще называли на русский манер, Варфоломей Варфоломеевич. Он прожил большую и, безусловно, интересную жизнь. Сорок восемь лет провел в России. Прибыв в Петербург юношей, учеником своего отца, Растрелли достиг всех возможных для архитектора почестей, а умер отставленным от дел и в скромном достатке.

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Дела у Бартоломео Карло шли не очень хорошо, заказов было мало, поэтому в конце 1715 года он с радостью принял предложение от российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I. Уже в феврале 1716 года Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном – своим ближайшим помощником. Франческо Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.

Первый заказ, который получает Бартоломео Карло, – обустройство мызы Стрельна, создание там великолепного парка с каналами, водяными каскадами. Модель будущего ансамбля отец поручает сделать своему сыну Франческо. Так начался творческий путь будущего великого архитектора на российской земле.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Как отмечают исследователи творчества Франческо, это была еще ученическая работа. Тем не менее, в компоновке объемов чувствовался талант ученика. Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает проект каменного Дворца с садом для князя Ивана Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. В 1730 году Растрелли приступил к сооружению в Московском Кремле деревянного дворца, несколько позже перенесенного в новую царскую резиденцию на берегу Яузы.

Становлению таланта архитектора способствовали не только его целеустремленность и увлеченность работой как в мастерской, так и на строительной площадке, но и общение с поистине великими архитекторами. В дом Растрелли-старшего, что на Первой Береговой улице, часто заходили Земцов, Трезини, а также Гаэтано Клавери, прославившийся позже своими творениями в Дрездене при Королевском дворе Августа.

По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны. Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года: построить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и удобный манеж. С этим заданием он успешно справляется. Осенью 1734 года Бирон вновь призывает к себе архитектора для того, чтобы поручить ему возвести замок в Курляндии в Руентале. День закладки дворца – 24 мая 1736 года – стал праздником для архитектора.

Знакомство с чертежами, по которым велось строительство дворца, не обнаруживает прямого заимствования молодым Растрелли приемов и методов архитекторов более старшего поколения. В этом особенность таланта Растрелли, который, воспринимая своим пылким воображением чужие открытия, создавал свое творение, ни на что не похожее и неповторимое.

Но, как отмечают специалисты творчества Растрелли, Руентальский дворец – еще создание ученика, но ученика, становящегося мастером: в деталях, штрихах просматриваются будущие великолепные решения.

После переворота 1740 года, который осуществил Миних в пользу Анны Леопольдовны, матери Иоанна VI, Растрелли было приказано прекратить все работы в Курляндии и срочно явиться в Петербург. Миних, который теперь стал первым министром, принял архитектора ласково и поручил ему построить для новой правительницы Анны Леопольдовны российский Версаль в Летнем саду. Растрелли понял, что талантливый архитектор так же нужен двору, как опытный хороший ювелир или певец.

В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил проект нового Летнего дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка.

В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, который привел на царский трон дочь Петра I Елизавету Петровну. Новое царствование для Растрелли поначалу не предвещало ничего хорошего. В первые два месяца о нем никто не вспоминал. Затем от него потребовали объяснений, почему он числится обер-архитектором. В добавление ко всем неприятностям последовал устный указ: никаких заказов итальянцу не давать. Всеми архитектурными делами теперь стал заправлять Земцов, хорошо знавший Растрелли и пытавшийся всячески привлечь его к работе.

В такой неопределенности прошло два года. Поскольку Елизавета Петровна жаждала иметь собственные роскошные дворцы, она вынуждена была обратиться к Растрелли. Весной 1744 года она поручает ему довести до конца сооружение и внутреннюю отделку Летнего дворца, а через несколько месяцев – продолжить строительство Аничкова дворца, начатого еще Земцовым. Кроме того, императрица прибавляет к его жалованью еще триста рублей, и теперь оно составляет полторы тысячи рублей.

Так Елизавета Петровна оценила заслуги зодчего за создание Летнего дворца – первого собственного дома императрицы, выстроенного специально для нее. К сожалению, этот Летний дворец простоял лишь до 1797 года, когда Павел I повелел на месте Летнего дворца возвести для себя Михайловский замок.

Растрелли был очень требователен к себе в работе и того же требовал от своих помощников. Особой жалости к людям у Растрелли, видимо, не было. Условия жизни и семейные обстоятельства подручных мало волновали обер-архитектора. Единственный критерий – быстрота, четкость и качество исполнения порученного дела. С честолюбивым, эгоистичным и вспыльчивым обер-архитектором, вероятно, было не так легко и просто работать. Можно было ожидать скандалов, взаимных обид, но привлекала и подкупала бесконечная игра фантазии, талантливость, жизнелюбие итальянца. До сего дня в архивах не обнаружено ни одной жалобы архитекторов на Растрелли, ни одного расследования склоки или ссоры. Значит, работали согласно, увлеченно, помогая и даже творчески обогащая друг друга.

А с чиновниками, с придворными служителями – ругался. Исступленно, зло, обидно. Не мог терпеть канцелярских бездельников. Будучи чрезвычайно активным, он мог сразу вести параллельно несколько дел.

Вот, например, перечень работ Растрелли за 1748 год – проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, разработка проекта Смольного монастыря, строительство дворца в подмосковном селе Перово, проект сооружения Андреевского собора в Киеве, завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев, мебели, проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге, украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов, строительство большого дворца для гофмаршала Шепелева.

Иногда такая загруженность работой приводила Растрелли к некоторым просчетам. В частности, известны неудачные решения Растрелли при строительстве киевского храма в честь Андрея Первозванного (1744-1752). Исследователи считают, что Андреевская церковь Растрелли – это поиск решения, идея будущего собора, воплощенная затем в Смольном монастыре.

В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли. Наиболее значительной частью ансамбля Смольного монастыря является собор. Растрелли осуществил план собора в виде квадрата с выступами на двух противоположных сторонах – восточной (алтарь) и западной (главный вход). Внутреннее пространство собора расчленено очень четко, оно легко обозримо, в нем нет никаких неожиданных иллюзорно-пространственных эффектов, к которым так любили прибегать архитекторы итальянских храмовых зданий эпохи барокко. Можно утверждать в этом смысле, что план Смольного собора несет на себе печать реалистического мышления его автора, тяготевшего к ясным и четким построениям, всегда чуждавшегося приемов иллюзии, пространственного «обмана» зрителя. Однако движение, наполняющее композицию Растрелли, существенно отличается от пресловутой «динамичности» храмовых зданий итальянского барокко.

Растрелли не пришлось закончить здание собора: в 1757 году строительство (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.

Еще одно значительное произведение Растрелли в области культового зодчества – ротонда собора Воскресенского монастыря близ Москвы («Новый Иерусалим»). Сохранив общую композиционную схему старого собора в виде ротонды из трех аркад, поставленных одна на другую, и высокого шатра в форме усеченного конуса, Растрелли придал этому построению необычайное архитектурное своеобразие. Однако самой примечательной особенностью архитектуры собора является единственная в своем роде композиция шатрового перекрытия. Громадный конус прорезан по всей окружности тремя ярусами часто поставленных проемов, вынесенных наружу в виде своеобразных «мансардных» окон, так что вся наружная поверхность высокого шатра целиком усеяна мансардными выступами.

Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745 года, Растрелли получает новое распоряжение императрицы Елизаветы Петровны – начать строительство Верхних палат в Петергофе.

После поездки в Петергоф и тщательного изучения состояния дворца Растрелли представил царице свой проект, который в марте 1746 года был утвержден. Но сам архитектор был недоволен этим проектом, и через некоторое время он предлагает императрице построить новые каменные флигели с галереями и куполами. После разборки деревянных корпусов дворца стало ясно, что необходима полная перестройка обветшалого дворца.

Тогда-то и рождается у Растрелли замысел – разобрать флигели и галереи дворца, сооруженного еще Н. Микетти, сохранить сложившийся петергофский ансамбль, сделать петровский дворец центром нового здания, построить новые галереи с двумя флигелями и возвести два новых корпуса. Окончательный проект Растрелли был утвержден 7 апреля 1747 года.

Все основные работы по перестройке Большого Петергофского дворца архитектор завершил через три года. Растрелли выполнил также проекты декоративного убранства интерьеров. На это ушло еще пять лет трудов.

15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервые устроила в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.

За сооружение дворца в Петергофе, которым императрица, кстати, была очень довольна, Растрелли не получил никакой награды. Некоторые исследователи это объясняют происками любимца Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова, первого министра. Он, как известно, был поклонником искусства рококо. Может быть, поэтому свой дворец он поручил строить С.И. Чевакинскому, хотя все дворцы знатным вельможам строил именно Растрелли. Кроме того, создав в 1757 году Академию художеств, Шувалов не распорядился принять в ее члены обер-архитектора, что, конечно, было несколько странным.

Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего – Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села.

Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 году. Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. С 1752 года Растрелли приступил к новой перестройке всего здания. Екатерининский дворец Царского Села – одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом – это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.

В основу общего плана Екатерининского дворца положен тот же тип блока-галереи, что и в основу дворца в Петергофе, но здесь этот блок принял размеры гораздо более значительные. Принцип «регулярности», правильности, четкости архитектурной композиции со всей определенностью выразился в строго прямолинейном плане Екатерининского дворца, в его простой и ясной пространственной схеме.

Для Растрелли весьма характерна композиция дворца в виде единого объема, без резкого выделения отдельных частей здания и его центральной оси. Ритм фасада определяется не столько объемными членениями сколько мощным рельефом колонн, чередующихся с оконными проемами. Фасадные стены галерей превращаются в сплошную колоннаду, в которой громадные окна занимают почти полностью междуколонные промежутки. В этом сочетании прозрачности с массивностью, в этом совмещении стены, пронизанной светом, со стеной, выступающей в виде мощного цоколя и колонн колоссального ордера – характерная особенность композиции Екатерининского дворца.

По своему внутреннему убранству Екатерининский дворец представлял собой, бесспорно, одно из самых замечательных дворцовых зданий мира.

Замечательным памятником архитектуры, творением рук Растрелли является Зимний дворец. У дворца были предшественники: два деревянных и четыре каменных. Совершенно точно известно, что пятый Зимний дворец Растрелли строил вместе со своим отцом.

16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года, прежде чем был окончательно утвержден четвертый по счету проект Зимнего дворца. Растрелли пришлось приложить немало сил, потратить время и нервы, чтобы убедить царицу строить не просто дворец, а создавать ансамбль, в котором дворец хоть и главная, но все же часть этого ансамбля. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.

В июле 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства, при этом императрица рассчитывает на срок в два года. Сам же обер-архитектор с учетом всех факторов реально оценивает строительство в пять лет. Так оно в действительности и получилось. Осенью 1759 года здание дворца только подвели под крышу. Началась внешняя отделка. Эскизы простых украшений готовили помощники обер-архитектора, а более сложные – сам Растрелли.

К этому времени Растрелли одолевают болезни. Годы брали свое. В конце 1760 года обер-архитектора постигают и неудачи. Начатое по его проекту в 1758 году строительство Гостиного двора вдруг было остановлено. Формально это объяснялось нехваткой рабочих рук. Ведь одновременно шло строительство и Зимнего дворца, и Смольного монастыря. Истинная же причина заключалась в неприятии купцами проекта Растрелли. Им нужно было не пристанище для мудрецов и философов, как это получалось по Растрелли, а удобное, практичное место для торговли. Вскоре, 25 мая 1761 года, Шувалов добился подписания указа о строительстве Гостиного двора по проекту Валлен-Деламота.

Для Растрелли это был тяжелый удар. Впервые за многие годы так откровенно пренебрегли его искусством. Прозвучал первый, но достаточно грозный сигнал будущей отставки обер-архитектора. Растрелли не заметил, как общественное мнение и вкусы при дворе стали формировать новые люди, которые были невысокого мнения о стиле барокко.

25 декабря 1761 года Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Новый император Петр III приказал по-военному быстро отделать дворец к 6 апреля 1762 года. Удивительно, но за такой небольшой промежуток времени удалось отделать около ста комнат, театр, церковь и галерею.

Ни один европейский дворец того времени не может равняться с Зимним по внушительности и грандиозности. Дворец – вершина русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы. Применение многочисленных колонн, мощных фронтонов, усложненных наличников – все способствует созданию трехмерного пространства и насыщает фасад такой динамической силой, что дальнейшее ее нагнетание грозит переходом в статичность. Вместе с тем Зимний дворец геометрически четок в своем плане. А все его четыре фасада, наружных и дворовых, решены в едином архитектоническом ключе. И в этом сочетании заданной строгости и нагнетенной до предела динамики ощущается некая противоречивость, скрытая и, может, до конца не осознанная борьба нового художественного мировоззрения с барочными традициями, преодолеть которые обер-архитектор не мог.

Как это ни парадоксально, но именно Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.

28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая, что его стиль барокко стал немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что опять вернется к работе. Но за время его отсутствия ситуация ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает решение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона – тысяча рублей в год.

В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону завершать и отделывать начатый им когда-то дворец. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сын Эрнста Иоганна Бирона Петр, который теперь управлял всеми делами, дал понять, что хочет взять молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли. Он, правда, в это же время попробовал предложить свои услуги прусскому королю Фридриху II. Однако барочные дворцы Растрелли не входили в планы практичного короля, которого интересовали только финансы, политика и военное дело. 13 февраля 1767 года умерла жена Растрелли. Он прожил с ней вместе свыше тридцати лет. В феврале 1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию с коммерческой целью – купить там картины итальянских живописцев с тем, чтобы потом перепродать их в Петербурге. Хоть таким образом он мог позволить себе просуществовать какое-то время без заботы о хлебе насущном. Нет никаких известий, насколько удачной была эта коммерческая акция, но известно другое – прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер.

Из книги Энциклопедический словарь (Р) автора Брокгауз Ф. А.

Растрелли Растрелли (Rastrelli) – два художника-итальянца, трудившиеся в России. 1) Карло Бартоломео Р., литейщик из металла и скульптор. Время его рождения, равно как и смерти, неизвестно. Купил себе во Франции графский титул и в 1716 г. был вызван Петром Великим в Петербург для

Из книги 100 великих врачей автора Шойфет Михаил Семёнович

Ван Свитен (1700–1772) Герард ван Свитен родом из богатой и знатной голландской семьи, родился 7 мая 1700 года в городе Лейдене (Нидерланды). Появившийся в ранние годы интерес к наукам и литературе был первым проявлением его дарований. Жизнь не давалась ему легко. Несмотря на то

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕВ) автора БСЭ БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги 100 великих скульпторов автора Мусский Сергей Анатольевич

ПЛОЩАДЬ РАСТРЕЛЛИ Площадь Растрелли находится на пересечении Шпалерной улицы, улиц Смольного, Пролетарской Диктатуры и переулка Кваренги.Первоначальное название площади у Смольного собора – Смольная площадь – известно с 1821 года. 30 июля 1864 года ей присвоили имя

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744) Бартоломео Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции. Его семья принадлежала к числу потомственных горожан. Подобно всем детям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее образование, изучил французский язык, а

Из книги 100 знаменитых сражений автора Карнацевич Владислав Леонидович

Площадь Растрелли Площадь Растрелли находится на пересечении Шпалерной улицы, улиц Смольного, Пролетарской Диктатуры и переулка Кваренги.Первоначальное название площади у Смольного собора – Смольная площадь – известно с 1821 года. 30 июля 1864 года ей присвоили имя

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Из книги Популярная история - от электричества до телевидения автора Кучин Владимир

Из книги автора

Из книги автора

1771 г. Вольта В 1771 году Алессандро Вольта изготовил электрическую машину из полированного дерева, в которой не было ни одной не деревянной детали, и этим удивил некоторых ученых - последние и не подозревали - свои работы начал гениальный инженер. «1771, июль - Вторая

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Отец Франческо, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение от российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I. Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником. Франческо Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Как отмечают исследователи творчества Франческо, это была еще ученическая работа. Тем не менее, в компоновке объемов чувствовался талант ученика. Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает проект каменного дворца с садом для князя Ивана Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. В 1730 году Растрелли приступил к сооружению в Московском Кремле деревянного дворца, несколько позже перенесенного в новую царскую резиденцию на берегу Яузы.

По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны. Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года: построить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и удобный манеж. С этим заданием он успешно справляется. Осенью 1734 года Бирон вновь призывает к себе архитектора для того, чтобы поручить ему возвести замок в Курляндии в Руентале - день закладки дворца - 24 мая 1736 года.

После переворота 1740 года, который осуществил Миних в пользу Анны Леопольдовны, матери Иоанна VI, Растрелли было приказано прекратить все работы в Курляндии и срочно явиться в Петербург. Миних, который теперь стал первым министром поручил ему построить для новой правительницы Анны Леопольдовны российский Версаль в Летнем саду. В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил проект нового Летнего дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка.

В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, который привел на царский трон дочь Петра I Елизавету Петровну. Новое царствование для Растрелли поначалу не предвещало ничего хорошего. В первые два месяца о нем никто не вспоминал. Затем от него потребовали объяснений, почему он числится обер-архитектором. В добавление ко всем неприятностям последовал устный указ: никаких заказов итальянцу не давать. Всеми архитектурными делами теперь стал заправлять Земцов, хорошо знавший Растрелли и пытавшийся всячески привлечь его к работе.

Елизавета Петровна жаждала иметь собственные роскошные дворцы и вынуждена была обратиться к Растрелли. Весной 1744 года она поручает ему довести до конца сооружение и внутреннюю отделку Летнего дворца, а через несколько месяцев - продолжить строительство Аничкова дворца, начатого еще Земцовым.

В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли. Растрелли не пришлось закончить здание собора: в 1757 году строительство (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века. Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745 года, Растрелли получает новое распоряжение императрицы Елизаветы Петровны - начать строительство Верхних палат в Петергофе.

После поездки в Петергоф и тщательного изучения состояния дворца Растрелли представил царице свой проект, который в марте 1746 года был утвержден. Окончательный проект Растрелли был утвержден 7 апреля 1747 года. Все основные работы по перестройке Большого Петергофского дворца архитектор завершил через три года. Растрелли выполнил также проекты декоративного убранства интерьеров. На это ушло еще пять лет.

Лучшие дня

15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервые устроила в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.

Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего - Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 году. Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. С 1752 года Растрелли приступил к новой перестройке всего здания. Екатерининский дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.

По своему внутреннему убранству Екатерининский дворец представлял собой, бесспорно, одно из самых замечательных дворцовых зданий мира. 16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года, прежде чем был окончательно утвержден четвертый по счету проект Зимнего дворца. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.

В июле 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства, при этом императрица рассчитывает на срок в два года. 25 декабря 1761 года Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Новый император Петр III приказал по-военному быстро отделать дворец к 6 апреля 1762 года. Удивительно, но за такой небольшой промежуток времени удалось отделать около ста комнат, театр, церковь и галерею.

Дворец - вершина русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы. Как это ни парадоксально, но именно Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.

28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая, что его стиль барокко стал немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что опять вернется к работе. Но за время его отсутствия ситуация ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает решение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год.

В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сын Эрнста Иоганна Бирона Петр, который теперь управлял всеми делами, дал понять, что хочет взять молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли.

В феврале 1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию с коммерческой целью - купить там картины итальянских живописцев с тем, чтобы потом перепродать их в Петербурге. Нет никаких известий, насколько удачной была эта коммерческая акция, но известно другое - прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер.

Итальянец по происхождению, Растрелли в своём творчестве выразил русскую культуру середины 18 века наиболее полно и ярко. Русское искусство обязано ему блестящим расцветом дворцовых ансамблей. Растрелли превратил Петербург из города-порта и города-крепости в город .

Блеск дворца должен был отражать не только пышность царского двора, но и славу империи. Растрелли сам писал об этой второй задаче: «Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской» (1759 г).

Растрелли создал в полном смысле слова национальный русский стиль в архитектуре, не имеющий прямых аналогий на Западе.
До сих пор непонятно, учился ли Растрелли , и если да, то где он учился. Его отец, литейщик и скульптор, дал сыну основы архитектурного образования. Далее историки архитектуры расходятся в мнениях относительно того, где он продолжал образование: во Франции, в Италии или в Германии. Спор не решён именно потому, что творчество Растрелли показывает знакомство архитектора со всеми архитектурными достижениями современной ему Европы. Основной особенностью построек Растрелли является сочетание телесности в понимании объёмов (свойственной и южной Германии) с жёсткостью прямолинейных планов (напоминающих французский ). Рококко появляется у Растрелли только в малых архитектурных формах.

Первая крупная работа Растрелли - Третий Зимний дворец, построенный для Анны Иоановны (1733 - 1736) - зданий, образующий вокруг внутреннего двора. Этот дворец не сохранился, о внешнем виде можно судить только по гравюрам М.И. Махаева.

Деревянный Летний дворец строился по заказу Анны Леопольдовны; во время строительства (1741-1744) произошёл переворот, и хозяйкой его стала Елизавета Петровна. Это был огромный дворцовый комплекс, построенный под влиянием Версаля, с широким , большой парковой зоной с большим зелёным , банями. В центре находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой .

Дворец постоянно достраивался соответственно желаниям царицы, которая очень любила Летний дворец. ансамбля была построена на том, чтобы, с одной стороны, создать необходимую для дворца дистанцию, отделив его от шума города и от «подлого» народа (по тогдашней терминологии), а с другой, открыть дворец для приёмов знати и иностранных послов.

20 сентября 1754 г. в стенах дворца рождается будущий император Павел I. После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией. В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол. Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу, и здание ветшает. Сначала его отводят под жительство Г. Орлову, затем Г. Потёмкину. Катастрофическое наводнение в сентябре 1777 г. разрушило фонтанную систему Летнего сада. Мода на прошла, и водомёты восстанавливать не стали, ненужный же Растрелли разобрали. По повелению Павла I в феврале 1796 г. «за ветхостью» (комплексу было менее 60 лет) елизаветинское жилище сломали и приступили к возведению Михайловского (Инженерного) .

Тот же принцип усадебной композиции Растрелли применяет и в других постройках: в Аничковом дворце, который он достраивал после умершего Земцова, во дворце Бестужева на Каменном острове (1743 - 1745), во дворце Воронцова (1746 - 1750). Дворец Воронцова сохранился, и возможно по нему и Петергофскому большому дворцу составить представление о лепном декоре, который Растрелли использовал на раннем и среднем этапах своего творчества. Здесь ещё нет пышности Зимнего дворца. покрыты только средние части , что подчёркивает чистую декоративность фронтона. Дополнительную декоративность фронтону придают , благодаря которым обогащается игра светотени.

В 1752 году Елизавета Петровна поручила Растрелли перестроить Большой Царскосельский дворец (Большой Екатерининский дворец), поскольку посчитала имеющееся здание слишком тесным, и за четыре года был построен пышный дворец с 325-метровым . Вертикальные и горизонтальные членения фасада Растрелли обеспечил сильно выступающим над первым этажом и , объединяющими второй этаж с верхним. Для этого дворца Растрелли использует много скульптурной лепки, которую ему позволяла штукатурка, принятая в петербургском строительстве. поддерживают колонны и обрамляют , скульптурные окон вверху, под карнизом, переплетаются в сплошную волнообразующую ленту . Первоначально все скульптурные украшения были золочёными.

Для Растрелли было характерно продолжение старой русской традиции двуцветной окраски зданий: чаще всего он применял лазурный, бледно-фисташковый и бледно-оранжевый тона для стен. Золочение вносило дополнительную пышность в традиционную двуцветную окраску.

В дворцовых Растрелли применял всё те же приёмы, что и при оформлении дворцовых , с той лишь разницей, что роль купидонов там выполняли херувимы. богато декорируются витыми колоннами, разорванными фронтонами и множеством статуй.

(1743-1754) восьмиугольной формы сохранился до наших дней практически полностью лишённый скульптуры. Богатейшая - пучки колонн с маленькими , сложные , скульптура - всё это было призвано произвести максимальное впечатление на смотрящего.
Строгановский дом и Четвёртый Зимний дворец представляют собой не , а городские постройки прямоугольного типа с внутренним двором. В отличие от Строгановского дома, где было достаточно пластической декорации фасада, огромное здание Зимнего дворца потребовало более сложной работы.

Четыре фасада Зимнего дворца пышны и величавы: Растрелли не забывал, что они должны быть видны с большого расстояния. Чтобы создать разнообразие растянутых фасадов и в то же время подчинить их единому центру, Растрелли собирает в пучки колонны, помещая их через каждое окно, а затем ставит их через 2-3 окна. Таким образом создаётся сложный ритм. Маски, украшающие