Еще один рассказ, преимущественно состоящий из картинок, посвящается большой болонской церкви Сан-Джакомо-Маджоре - соседке оратория Санта-Чечилия.

Церковь Сан-Джакомо-Маджоре и примыкающий к ней монастырь была основаны монахами-августинцами в 1267 году, строительство храма завершено к 1315, апсиду достроили в 1343, а в в 1344 году церковь была освящена. В 1804 году августинцы были вынуждены покинуть монастырь, и там обосновалась городская консерватория. В 1824 году августинцам вернули часть обители, но в 1860 году они потеряли монастырь окончательно, оставаясь лишь хранителями церкви.

Сан-Джакомо-Маджоре представляет собой огромную однонефную базилику с 35 капеллами и является переходной формой от романского стиля к готическому. Из несомненной готики здесь можно выделить амбулаторий, то есть проход вокруг пресвитерия с венцом капелл, - очень нечастое явление в Италии. Большинство капелл созданы уже в эпоху Ренессанса.

К сожалению, августинцы не только декларируют запрет на фотографирование внутри храма, но и достаточно жестко контролируют соблюдение этого запрета. Поэтому я опять вынжуден прибегнуть к снимкам с Викисклада - все-таки каким-то героям удается иногда оставить излишне бдительных смотрителей с носом)))
Гробницу Никколо Фава (1438) работы Якопо делла Кверча ищите за пресвитерием. Я четко помню, какой там царил мрак, а посему двойное, нет, тройное "спасибо" тому герою, что смог ее качественно заснять.

Самое ценное, что есть в Сан-Джакомо-Маджоре, сосредоточено в капелле семьи Бентивольо, в течение 1401 - 1506 годах правившей Болоньей. Фамильная капелла построена в 1463-1468 годах по проекту Паньо ди Лапо Портиджани да Фьезоле (Pagno di Lapo Portigiani da Fiesole), исследователи видят в замысле влияние Брунеллески.
В обычное время капелла выглядит так:

Именно так, через решетку, я ее и разглядывал во вторник 5 января 2016 года. Чтобы вам не пришлось, подобно мне, лобызать решетку, даю на водку наводку: капеллу открывают для посетителей только по субботним утрам. Самое обидное, что именно в субботу 2 января я в основном Болонью и изучал, так что вполне мог увидать капеллу вживую. Но...В общем, кто владеет информацией, то владеет миром; пользуйтесь на здоровье.
Левая стена капеллы - это две фрески Лоренцо Коста, написанные в 1490 году:

Одна из фресок - это Триумф славы (Trionfo della Fama)

Вторая - это Триумф смерти (Trionfo della Morte)

Задняя стена капеллы - это, помимо всего прочего, алтарынй образ кисти Франчиа и фреска в люнете всё того же Лоренцо Коста:

На правой стене можо видеть Пала Бентивольо - Мадонну с предстоящим ей семейством Джованни II Бентивольо - работы Лоренцо Коста, а аткже терракотовый памятник Аннибале I Бентивольо (о нем можно можно прочесть здесь: https://it.wikipedia.org/wiki/Annibale_I_Bentivoglio , есть и неплохой русский вариант).

Аннибале I был сыном убитого Антона Галеаццо Бентивольо, после нескольких лет скитаний на чужбине он вернулся в Болонью, сумел свергнуть тогдашнего правителя Никколо Пиччинино и сам стал правителем города (1443), но уже в 1445 году был убит заговорщиками. Его сын Джованни II (https://it.wikipedia.org/wiki/Giovanni_II_Bentivoglio) по достижении совершеннолетия стал в свою очередь править Болоньей (1463), но в ходе Итальянских воин был изгнан из родного города соединенными силами короля Людовика XII и папы Юлия II (1506). В 1511-1512 годах два сына Джованни II Аннибале II и Эрмес (на семейном портрете они - крайние справа) сумели вернуть себе контроль над городом, опять бежали, затем еще несколько раз безрезультатно пытались вернуться.

Надо сказать, что из-за школьных учебников по истории мы плоховато представляем себе историю этой части Италии. Нам упорно красили всю центральную Италию в цвета Папского государства, так что мне казалось, что папы всегда правили стабильной большой державой. Оказалось же, что Эмилия-Романья более или менее утихомирилась лишь после Итальянских воин, до этого же чуть ли не в каждом городе сидели свои собственные синьоры - лишь номинально папские вассалы, непрестанно воевавшие друг с другом. История болонских Бентивольо - яркий тому пример.

Есть здесь еще и памятник Антона Галеаццо Бентивольо (

Привет, любители путешествий! Сегодня мы расскажем об одном из прекрасных городов Эмилии-Романьи, который оказался для нас «зачарованным». Город, через который мы проезжали 4 раза и ни разу не вышли. В эту поездку мы решили «разбить чары» и пожить в нём хотя бы пару дней. Теперь мы рассмотрели все достопримечательности Болоньи и хотим рассказать о них вам.

Итак, Болонья – город на севере Италии, регион Эмилия-Романья. По площади сравним с нашей Калугой (170,5 км²) и с государством Лихтенштейн (160 км²). Площадь Болоньи 140,73 км², но назвать её городком, честно говоря язык не поворачивается. Настолько здесь всё грандиозно.

Болонья — город арок, крытых галерей, спасающих от горячего итальянского солнца, башен и величественных зданий. На осмотр города стоит запланировать 2 дня. На более подробный (c посещением музеев, галерей, изучения фресок) 3-4 дня.

Стоит учесть, что в Болонье много ресторанов и ресторанчиков с очень вкусной национальной кухней.

Гуляя по её улицам и площадям приходится всё время задирать голову, — настолько масштабно и щедро строили итальянцы здания этого города. Не только башни и соборы, но и дома знати, которыми гордится центр Болоньи, поражают воображение и не влезают в объектив.

Размах

Каждый раз, настраивая свой Canon для очередного снимка, Галя ворчала: «Ну кто так строит». Не предполагали жители Болоньи, что спустя всего 400 лет мы будем принимать немыслимые позы и крутить свои камеры, чтобы сделать нормальный снимок здания.

К началу XX века Болонья всё ещё сохраняла вид средневекового города.

Сейчас Болонья крупный промышленный центр и основной транспортный узел северной Италии.

В свою по Италии мы останавливались в и оттуда выезжали в Венецию и , каждый раз делая пересадку в Болонье. Почему не вышли и не погуляли по городу? Послушали знакомых, которые весьма уверенно заявили: «Болонья? Да что там делать? Пыльный промышленный город».

Да, город не маленький, но делать есть что. И, конечно, есть, что смотреть. Просто нужно сразу отправляться в центр города. Туда, где расположены старые площади, соборы и самый первый в Европе университет.

Побывав в Италии 3 раза, я сомневаюсь, есть ли в этой стране хоть один город, в котором нечего смотреть.

История

Болонья основана этрусками примерно к 510 году до нашей эры и называлась тогда Фельсина.

В IV столетии до нашей эры его захватило племя бойев. Вот как раз тогда город получил название похожее на современное – Боннония – по имени племени.

Расцвет Римской империи принес расцвет и городу. Небольшая, удобно расположенная римская колония росла и развивалась, став к средним векам одним из богатейших городов Италии.

Пьяцца Неттуно в Болонье. Начало 20 века

В Средневековье здесь происходило много интересного:

  • Была отстроена церковь Св. Стефана
  • Город был отдан под власть короля лангобардов Луитпранда
  • Карл Великий сделал Болонью свободным городом. С тех пор на гербе красуется слово «libertas» (свобода).
  • Получив статус свободного города, Болонья стала активно развиваться.
  • Здесь основали первый европейский университет — Студио.
  • К середине XIII века был принят закон, отменяющий крепостное право. (!)
  • Весь XV век истории города ознаменовался внутренней борьбой за власть.
  • XVII столетие принесло городу славу интеллектуального центра Европы.

Университет. Вход одного из факультетов



Один из внутренних садиков университета

Сюда, в Болонский университет, приезжали учиться молодые люди со всей Европы. Был среди них и Н. Коперник.

Здесь учился Н. Коперник

У Болонского университета была одна интересная особенность. Преподавательский состав выбирали сами учащиеся, а точнее члены студенческой корпорации. Неугодного преподавателя они даже могли уволить.

К 1881 году, когда выросло значение Болоньи, как железнодорожного узла, был составлен и подписан план развития города. Тогда была разрушена часть стен, прорублены новые улицы. По ним мы и предлагаем сейчас прогуляться.

Прогулка по Болонье

Начнем с центра.

  • Сердцем Болоньи считаются две смежные площади – Пьяцца Неттуно или площадь Нептуна и Площадь Маджоре (Piazza Maggiore).
  • Пьяцца Неттуно легко узнать — с XVI века здесь красуется фонтан Нептуна, творение Джамболонья.

Здесь же находятся два величественных здания:

  • Рalazzo di Re Enzo -дворец готического стиля
  • Рalazzo del Podestà (Палаццо дель Подестà), здание реконструированное к концу XV столетия в стиле Ренессанса.

Пьяцца Маджоре известна своими размерами и зданиями, окружающими её. Именно на эти площади выходят фасады самых знаменитых палаццо города.

На Пьяцца Маджоре или Большой площади находятся:

  • Рalazzo dei Notai, построенное для общества Нотариусов к 1411 году

  • Палаццо деи Банки (Рalazzo dei Banchi). Этот дворец, был построен для городских банков к 1412 году.
  • Также на Большую площадь выходит фасад базилики Святого Петрония.

Базилика Святого Петрония

  • Обратите внимание на декор дверей. Наружные барельефы, повествующие об истории сотворения мира — работа мастера Якопо дела Кверча.

Барельефы над входом

  • Гордость и ценность внутреннего убранства базилики — прекрасно сохранившимися фрески Джованни да Модена и работы Джулио Романо.

Здание величественное, внутри большое, богато украшенное, с двумя красивыми (по звуку) органами. Мы послушали «случайный» концерт — днём пришёл органист. То ли репетировал, то ли не знаю что делал, но периодически привставал и махал ручкой знакомым.

Базилика Святого Петрония. Вид со смотровой площадки

Так вот, Базилику Святого Петрония часто называют Домским (Кафедральным) собором. Однако это не так. Главный собор города — собор Святого Петра (Сан Пьетро). О нём мы ещё расскажем.

Петроний же — был епископом Болоньи в V век. После смерти его причислили к лику святых. Святой Петроний — покровитель Болоньи.

Интересные и парадоксальные факты о базилике:

  • Задание было построено на деньги горожан и, в отличие от других религиозных сооружений, не являлось церковным проектом. Это символ коммунальной власти.
  • В базилике проходили службы и коронования, здесь хоронили достойных людей города. Только в 1929 года собор официально отошёл церкви.
  • Освящение храма прошло в 1954 году (!)
  • В 2000 году в соборе были захоронены останки Святого Петрония.

Это не единственный парадокс Болоньи, есть ещё одна интересная история, связанная с дворцом палаццо Коммунале. Но пока вернёмся к базилике Святого Петрония.

В храме 11 капелл, украшенных витражами, скульптурами, фресками. В одной из капелл храма находятся фрески Джованни да Модены (Рай и Ад, Странствия волхвов).

  • Кроме размеров и богатого убранства, внутри собора есть очень точные солнечные часы (меридиан).

Это самый длинный из существующих в мире меридианов. Великий астроном средневековья Джованни Доменико Касини — житель Болоньи, преподаватель Болонского университета создал часы в 1665 году. Они так и называются «меридиан Джованни Кассини».

Одна из частей меридиана

Солнечные часы «меридиан Кассини» — это дуга, прочерченная в плитах пола собора. Её длина 66.8 м -1/600000 земного меридиана. На разных её участках изображены знаки Зодиака.

Если поднять голову вверх, то на потолке видна дырочка. Насколько я понимаю, в этом отверстии вся фишка. Видимо в неё попадает солнечный луч и падает на меридиан, указывая на месяц.

Пока мы слушали органный концерт, в собор входили различные экскурсионные группы. Их подводили к меридиану и рассказывали примерно то, что и я вам рассказала. Но как работают эти сверхточные часы, я так и не разобралась. В соборе большие окна и луч теряется в свете. Может быть отверстие закрывалось цветным стеклом, тогда этот луч был виден?

Кто знает, напишите в комментариях — будем признательны.

Вход в храм бесплатный, за возможность фотографировать внутри плата 2 евро.


  • Ну и наконец, на общую для двух площадей сторону выходит фасад грандиозного Рalazzo Comunale (Палаццо Коммунале).

Это здание, построенное в 1290 году, было реконструировано к 1425 году и выглядит скорее не как дворец, а как могучее укрепление.

Вход во дворец украшен колоннами и балконом. На пьедестале скульптура благословляющего город папы Григория XIII. Над ним каменная плита с высеченными на ней словами: «Divus Petronius Protector et Pater». Перевод: «Божественный Петроний Отец и Защитник». Это ещё одна интересная история города, связанная с Наполеоном.

1796 год. Болонья захвачена войсками Наполеона. По личному приказу командующего солдаты разбивают и уничтожают все скульптуры и изображения пап. Тогда жители города находят хитроумный способ спасти скульптуру папы Гргория XIII (это он в 1582 году принял решение о повышении статуса Болоньи). Они нанимают скульптора, который превращает Римского папу Григория в покровителя города епископа Святого Петрония. Вместо папской тиары на голове скульптуры появляется епископская митра, а в руке посох.

Чтобы никаких сомнений не возникло, они убирают плиту с именем, а над скульптурой водружают мраморную доску с подписью «Божественный Петроний Отец и Защитник». Таким образом Григорий XIII был «спасён». Французская армия покинула город, но ещё 100 лет скульптуру не меняли.

В 1895 году Петроний вновь стал Григорием. Но мраморную доску жители города оставили на память об этом случае. Так что читайте и улыбайтесь, — ошибки здесь нет)

На фасаде здания есть скульптуры. Предполагают, что скульптура орла — работа Микельанджело.

Двор Палаццо Коммунале

  • Здесь же, неподалеку, находится Кафедральный Собор города. Собор Сан-Пьетро.

Первые упоминания о нём относятся к X веку. За свою долгую жизнь здание главного собора несколько раз меняло облик, — пожары и землетрясения разрушали его. Представало оно и в романском, и в готическом стиле. Его достраивали и перестраивали, украшая всё новыми архитектурными деталями и постройками.

Высота центрального нефа сопоставима с высотой центрального нефа ватиканского собора Святого Петра. Внутреннее убранство собора представлено стилем барокко. Над ним работали величайшие итальянские мастера.

Собор действующий. В нём проходят службы.

  • С художественной точки зрения большую ценность представляет также базилика Сан-Доменико.

Здесь находится могила Святого Доминика, а также скульптуры работы Микеланджело и Никколо Пизано.

Вообще церквей на территории города очень много. Здесь есть даже комплекс семи церквей — так называют базилику Святого Стефана.

Базилика расположена на площади св. Стефано (Basilica di Santo Stefano). По преданию раньше здесь находился храм Изиды. Возвели храмы комплекса в средние века.

По задумке св. Петрония (епископа Болоньи) базилика должна была повторить элементы Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Внутри базилики находится несколько храмов:

  • Храм Святого Распятия (ещё одно название — церковь св. Иоанна Крестителя)
  • Храм Гроба Господня — старейший из храмов комплекса
  • Храм Святых Виталия и Агриколы
  • Мартириум

Остальные здания сейчас мы не сможем увидеть. Это последствие неудачных реконструкций.

Еще одно религиозное сооружение, Церковь Мадонны Святого Луки, находится в 5-ти км от центра города на 300-метровом холме.

Это здание выстроили как специальное хранилище иконы Богоматери Одигитрии, которую, по легенде, написал апостол Лука.

Ну и последняя базилика, о которой мы хотим рассказать, — базилика Санта-Мария-дей-Серви (Basilica di Santa Maria dei Servi).

Это далеко не самая большая базилика Болоньи, но при этом весьма интересная. Внутри нее сохранился мраморный алтарь Джованни Анджело Монторсоли, фрески XIV столетия и один из лучших в Европе органов.

Башни

Когда-то Болонью называли «городом 100 башен». Башен было даже больше — 180. Город окружала стена. А войти в неё можно было через 12 ворот.

Войны, землетрясения, просто время сделали свое дело, — до наших дней дошло лишь порядка 20 башен.

Одна из них была видна с нашего балкона.

Вид из нашего окна

Исследователи предполагают, что богатые семейства начали возводить башни во время конфликта между церковью и светской властью. Каждая такое сооружение представляет собой бастион, в котором семейство могло жить и размещать своих солдат-защитников.

Какими бы ни были защитные функции этих высоченных крепостей, со временем в средневековой Болонье появился чуть ли не «спорт» — у какой семьи башня выше. Так они и мерялись своими башнями. Оставшиеся сооружения могут служить иллюстрацией человеческого тщеславия.

У каждой башни есть своё имя. Иногда это просто «Часовая башня», а иногда имена башен хранят фамилии своих хозяев.

Архитектурная доминанта города и туристическая достопримечательность — две падающие башни на Площади Порта Равеньяна (piazza di Porta Ravegnana).

Это знаменитые падающие башни Азинелли и Гаризенда. Построенные в начале XII века без соблюдения необходимых технологий, башни продолжают падать и по сей день. Что там Пиза!

  • Высота Азинелли 97 м
  • Высота Гаризенды 48 м

Азинелли самая высокая падающая башня в мире.

Угадайте, что находится в башне сегодня? Конечно — смотровая площадка. Старые деревянные ступени ведут на самый верх, откуда открывается замечательная панорама города. Оттуда, с высоты становится понятно, почему Болонью называли красной.

  • Смотровая площадка открыта каждый день с 9 до 18 часов в летнее время.
  • С 9 до 17 в зимнее время.
  • Вход платный — 3 евро.

Искусство

Помимо прочего Болонья славится своими музеями. Их здесь много. Назовем некоторые.

Национальная пинакотека порадует вас работами местных мастеров XIII-XVII веков, например Франческо Пармиджанино, Мазаччо.

Международный музыкальный музей и библиотека хранят огромное собрание портретов великих композиторов, музыкальных инструментов, различных манускриптов и документов.

В Государственном археологическом музее вы узнаете о прошлом города.



Как видите, достопримечательностей здесь много. Поэтому особенной популярностью пользуются обзорные автобусные экскурсии, которые за короткий срок познакомят вас с самыми значимыми местами Болоньи. Эти автобусы удобны для тех кто хочет побывать в церкви Мадонны Святого Луки.

Мы в Болонье автобусами не пользовались и предпочитали ходить пешком. Зато в , и Потсдаме мы ездили на таких автобусах. Удобный вариант для осмотра большого города.

Фестивали

Интересной традицией стал фестиваль супа. Он проводится каждый год 25 апреля, и принять участие в нем могут все. Даже туристы. Достаточно всего лишь захватить с собой в путешествие кастрюльку на 10 литров. Если ваш суп понравится жюри и зрителям, вы получите золотой половник.

Из более серьезного – фестиваль кино. Проводится летом в пяти кинозалах и площади Маджоре. В нем могут принять участие картины со всего мира.

Мы застали фестиваль итальянского кино. Кинозал выглядел вот так:

Смотреть киноленты могут все желающие.

Как добраться

  • на самолёте

В Болонье есть свой аэропорт Гульельмо Маркони. Из Рима самолеты летают сюда трижды в сутки.

  • на поезде

Из Рима от вокзала Термини в Болонью отправляются поезда. На такую поездку уйдет чуть больше 4 часов.

Кроме того, доехать на поезде можно из Венеции, Флоренции, а также других городов.

  • на автобусе

С римского вокзала Тибуртина ходят автобусы. Так в пути вы проведете 6 часов.

Болонья на карте

Спасибо, за подписки на наш блог. И до свидания!

С уважением, Алла Сутягина

Базилика Сан Петронио – главная церковь Болоньи, расположенная на площади Пьяцца Мадджоре и посвященная покровителю города. В 5 веке Святой Петронио был местным епископом. Сегодня базилика его имени является пятой по величине церковью мира: ее длина равна 132 метрам, ширина – 60 метрам, а высота сводов достигает 51 метра. Внутри может разместиться около 28 тысяч человек.

Первый камень в основание будущего готического собора был заложен в 1390 году, когда Антонио ди Виченцо был выбран главным архитектором столь важного городского проекта. Строительство продолжалось в течение нескольких столетий: после завершения фасада в 1393 году, началось возведение первых часовен, которые были достроены только в 1479 году. В 1514 году Ардуино дельи Арригуцци предложил новый план церкви – согласно его представлению, она должна была иметь форму латинского креста в основании, чтобы превзойти Собор Святого Петра в Риме. Однако этим планам не суждено было осуществиться – на проект наложил вето сам Папа Римский Пий IV.

Отделка главного фасада долгие годы оставалась незавершенной – за нее брались многие архитекторы, в том числе знаменитые Бальдассар Перуцци и Андреа Палладио, но по разным причинам дело не двигалось с места. В начале 15 века Якопо делла Кверча украсил главный вход в собор скульптурами, а две небольшие боковые двери - изображениями на мотив Ветхого Завета. Его обнаженный Адам и другие фигуры, помещенные на прямоугольном барельефе, дарили вдохновение художникам эпохи Возрождения.

Внутренне убранство собора примечательно изображением «Мадонны со святыми», выполненным Лоренцо Костой-младшим, и «Пьетой» работы Амико Аспертини. Заслуживают внимания расписанные стены и цветные витражные окна. Хоры были сделаны в 15 веке Агостино де Марки, а дароносица – это творение Якопо Бароцци да Виньола.

Поскольку Болонья была музыкальным центром эпохи барокко в Италии, неудивительно, что в соборе Сан Петронио уже в конце 16 века были установлены первые инструменты. В 17 веке здесь появились два органа, которые и по сей день находятся в прекрасном состоянии.

В левом боковом приделе можно увидеть солнечные часы, установленные в 1655 году, – их автором является астроном Джованни Доменико Кассини. Это самые большие солнечные часы в мире – их длина равна 66,8 метра.

Торжественное освящение собора состоялось только в 1954 году, а в 2000 году сюда перенесли мощи Святого Петронио, до этого хранившиеся в базилике Санто Стефано.

Базилика Сан Петронио всегда играла важную роль в церковной и светской жизни не только Болоньи, но и Европы. В 1530 году здесь был коронован великий Карл V, а в 19 веке – похоронена Элиза Бонапарт, сестра французского императора Наполеона. Уже в наши дни, в 2002 году, были арестованы пятеро мужчин, планировавших устроить террористический акт в соборе. А в 2006 году итальянской полиции снова удалось предотвратить трагедию – тогда были захвачены мусульманские террористы, хотевшие уничтожить базилику, поскольку, по их мнению, находящаяся внутри фреска оскорбляет ислам. На этой фреске работы Джованни да Модена изображена сцена из «Ада» Данте, где Мухаммеда мучают демоны.

Базилика св. Петрония названа в честь восьмого епископа Болоньи (431 - 450 гг), - наиболее грандиозная (длина 123 метра, ширина 66 м, высота 47 м) и наиболее значимая церковь Болоньи.
Адрес: Piazza Maggiore, 40124 Bologna
www.basilicadisanpetronio.it
Время работы: ежедневно 7.45 -13.15 и 15.00-18.30 . During the
religious services, the tourist visit could be limited or suspended. Во время службы вход туристам может быть ограничен или закрыт.
Панорамная терраса: ежедневно 10 - 20. Время работы может варьироваться в зависимости от мероприятий.
Вход на террасу € 3.00, бесплатно для детей до 12 лет. Вход на террасу - максимум 25 человек одновременно, посещение замнимает около 30 минут.
Вход в базилику - свободный.
Вход с рюкзаками в церковь запрещен, камер хранения нет.
Карта

Complesso di Santo Stefano

Также известная как «Семь церквей», базилика св. Стефана являет собой один из наиболее примечательный церковных комплексов в Болонье, служаший и церковью и колыбелью веры отцов.
Адрес: Via S. Stefano, 24 - 40125 Bologna
Web site: www.abbaziasantostefano.it
Время работы: будни: 9.00 - 12.30 и 15.30 - 18.30; праздники и выходные: 9.00 - 13.00 and 15.30 - 19.00
7 pm. Во время службы вход туристам может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Sanctuary San Luca

Традиционное место поклонения изображению св. Девы Марии св. Луки, а также визуальный ориентир для приближающихся к Болонье, этот храм расположен на вершине холма Guardia и является одним из символов города. Аркада с более чем 600 арками соединяет святыню с городом и является уникальной из-за своей длины (3,796 м) .
Адрес: Via di S. Luca 36, 40135 Bologna
e-mail: , Web site: www.sanlucabo.org
Время работы: пн - сб.: 6.30 - 17.00 с ноября по февраль и 6.30 -19.00 с марта по октябрь. По будням закрыто с 12.30 - 14.30. Воскресенье и праздники: 7 - 17 с ноября по февраль и 7 - 19 с марта по октябрь. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Basilica of San Domenico

Одна из наиболее богатых церквей Болоньи с точки зрения исторических росписей, это первая церковь Доминиканского ордена, где хранятся останки его основателя св. Доминика.

Время работы: пг - пт 9.30 - 12.30 и 15.30 - 18.30; сб и вск 9.30 - 12.30 и 15.30 - 17.30. Во время слуюбы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Basilica San Francesco

Эта церковь Болоньи является первым образцом французского готического стиля в Италии. Она была построена в 1236 - 1254 гг по инициативе коммуны францисканцев, которые обитали в городе уже с 1218 года.
Адрес: Piazza S. Francesco, 40122 Bologna
Время работы: ежедневно 6.30 - 12.00 и 15.00 - 19.00. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Церковь временно закрыта, кроме часовни Muzzarelli.
Вход: свободный.
Карта

Церковь Santa Maria dei Servi

Santa Maria dei Servi выделяется за счет выдающийся готической архитектуры, особенно примечательной в апсиде, которая оживдяется за счет теплого цвета кирпича.
Адрес: Strada Maggiore, 43, Bologna
Время работы: ежедневно 7.00 - 12.00 и 16.00 - 20.00. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь Santa Maria della Vita

Монументальная церковь Santa Maria della Vita - наиболее важный образчик барочной архитектуры в Болонье. Она включает святилище, в котором хранится знаменитая терракотовая скульптура «Compianto sul Cristo Morto», созданная Niccolò dell’Arca, а также Oratorio dei Battuti и Музей Здоровья.
Адрес: Via Clavature, 10 - 40124 Bologna
Время работы: святилище и «Compianto»: пн - сб 10.00 - 17.00; воскресенье и праздники 16.3019.00. Вход - свободный.
Карта

Basilica San Giacomo Maggiore

Расположенная на одной из самых привлекательных площадей Болоньи, эта церковь была построена в период 1267 - 1315 гг орденом Августинцев. Церковь восстанавливали в конце 15-го века. Внутрення часть, состоязая из широкого и яркого нефа, содержит знаменитые сокровища искусства, среди которых - первый период Ренессанса Болоньи, представленный рядом замечательных картин.

Время работы: церковь- пн- пт- 7.30 - 12.30 и 15.30 - 18.30; выходные и праздники - 8.30 - 12.30и 15.30 - 18.30. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь San Michele в Bosco

Впечатляющий архитектурный комплекс, включающий в себя церковь и прилегающий бывший монастырь, является одним из наиболее больших и красивых церквей в Италии. Он находится на окружающих Болонью холмах, откуда открывается потрясающий панорамный виж на город и долину вплоть до гряды Альп.
Адрес: Piazzale S. Michele in Bosco, 40136 Bologna Web site: www.genusbononiae.it
Время работы: церковь: ежедневно 9.00 - 12.00 и 16.00 - 19.00. Библиотека: пн и вт 9.30 - 17.30; ср, чтв и пт 9.30 - 15.00; сб 9.00 - 13.00.
Вход: бесплатный.
Карта

Corpus Domini o Chiesa della Santa

Широкого известная под названием «церковь святой» за присутствие тела святой Катерины де Вирджи, основавшей в 14456 году первый монастырь монахинь Кларисс в Болонье, эта церковь является одним из наиболее значимых святилищ города.
Адрес: Via Tagliapietre 19, 40123 Bologna
e-mail: Web site: www.clarissesantacaterinadevigri.it
Время работы: Святилище - ежедневно 9.30 - 12.00 и 15.30 - 18.00. Святая часовня -
вт, чтв, сб и вск 10.00 - 11.30 и 16.00 - 17.45. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь Santa Maria della Pioggia

Церковь, расположенное на пересечении дорог Galliera road и Riva di Reno, была недавно отреставрирована внутри и наружи. Внешние фрески были восстановлены образовательным институтом Pii, нынешним владельцем церкви.
Адрес: Via Riva Reno 124 (угол. Via Avesella), 40121 Bologna
Время работы: вт - вск 9.15- 12.00 и 16 - 18; вск и праздники 10.00 - 12.00. Закрыто: понедельник. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
www.bologna.chiesacattolica.it
Вход: свободный.
Карта

Chiesa di San Martino

С XIII века церковь San Martino была колыбелью Кармелитского Ордена Болоньи. Церковь была построена в первой половине 14 века. Кирпичные своды были сделаны в 1457 году, а новый фасад - в конце 15 века (он был переделан в готическом стиле в 1879 году). Интерьер церкви - просторный и элегантный - оживляется красивой часовней аристократов в стиле Ренессанс, где хранятся некоторые драгоценные картины.
Адрес: Via Oberdan, 25, 40126 Bologna
Время работы: пн - сб 8.00 - 12.00 и 16.00pm - 19.00; вск и праздники 9.00 -13.00 и 16.00 - 19.30. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Chiesa di SS. Salvatore

Церковь свв. Сальваторе построена на древнем фундаменте. В 15-м веке она была нескоько переделана, а в 1606-23 гг она была полностью перестроена. Новый монументальный храм был спроектирован капелланом Аброджио Мазента и архитектором Томмасом Мартелли.
Адрес: Via Volto Santo 1, 40123 Bologna
Время работы: 9.00 - 14.00 и 16.00pm - 19.30. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь Santi Bartolomeo e Gaetano

Церковь св. Барталомео и Гаэтано была построена в далеком прошлом, в 11-м веке она принадлежала бенедиктинцам из Нонантола. После этого она принадлежала монахом клунианцам, и в 1200-х гг она была разрушена. В 1516 г ее заменила новая постройка - внушительное здание по плану архитектора Андреа да Форминьи.

e-mail:
www.parrocchiasantibartolomeoegaetano.it
Время работы: ежедневно 7.00 - 13.00 и 16.00pm - 19.00. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь San Giovanni in Monte

История этого здания, которое возвышается на небольшом живописном холме, связана с символикой святых мест Иерусалима, воспроизвезденной в соседнем церковном комплексе Санто Стефано. Оригинальный круглый храм 5-го века стал в 1118 году резиденцией сообщества Латеранских Регулярных Каноников. Здание было восстановлено в 1200-х гг и перестроено в готическом стиле в середине 15-го века.
Адрес: Piazza S. Giovanni in Monte, 1/2 - 40124 Bologna. www.parrocchie.it/bologna/sgm/
Время работы: ежедневно 7.30 - 12.00 и 16.00 -19.00. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Chiesa di San Paolo Maggiore

Церковь Сан Паоло Маджоре была возведена в период 1606 - 1611 гг по воле Регулярного духовенства Сан Паоло, Барнабитами. Проект здания был выполнен архитектором Амброджио Мазента и в 1634 - 1636 гг церковь была увеличиена за счет красивого фасада, сделанного Эрколем Фичи.
Адрес: Via Carbonesi 18, 40123 Bologna
Время работы: пн - сб 8 - 12 и 16 - 19, вск и праздники 8 - 13 и 16.30 - 19.00. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь Santi Vitale e Agricola

Церковь свв. Витале и Агрикола была построена на развалинах римской арены, где, в соответствии с традицией, были убиты святые Витале и Агрикола.
Адрес: Via S. Vitale 50, 40125 Bologna
Время работы: ежедневно 8.00 - 12.00 и 15.30 - 19.30. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт. Вход свободный.
Карта

Церковь Santi Gregorio e Siro

Церковь свв. Грегорио и Сирио была построена в старом центре Болоньи в 1532 - 35 гг Табльдо Тибальди и Джованни Антони ди Милано. Церковь была разрушена землетрясением, так что фасад и свод были восстановлены Анджело Вентуроли.
Адрес: Via Montegrappa, 15 - 40121 Bologna
Время работы: 8.00 - 12.00 и 17.00pm - 19.30m (позвонить для подтверждения). Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь San Procolo

Внутри церкви находится гробница Святого Проколо, одного из первых христианских мучеников в Болонье.
Адрес: Via D’Azeglio 52 - 40123 Bologna
Время работы: пн - сб: 7.30 - 11.00, сб также 17.00 - 19.30;
вск 7.30 - 12.30. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь San Girolamo della Certosa

S. Girolamo della Certosa - это древний и внушительный монашеский центр, расположенный на западной стороне города, который в прошлом веке был передан общественному кладбищу.

Время работы: лето 8.00 - 12.00и 14.30 - 17.45; зима 8.00 - 12.00 и 14.30 - 16.45.
Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Campanile della Basilica di San Petronio

Колокольня церкви св. Петрония была сделана Джованни да Бренса (1481/1495) и имеет высоту 62 метра.
Адрес: Piazza Maggiore, 40124
Время работы: Обычно закрыто для публики, обращаться по тел. 051 231415.
Карта

Campanile della Basilica di San Domenico

Колокольня церкви св. Доминико была построена в 1313 году в готическом стиле и имеет высоту 51 метр.
Адрес: Piazza S. Domenico, 13 - 40124 Bologna
Время работы: Обычно закрыто для публики, обращаться по тел. 051 6400411.
Карта

Campanile della Basilica Santa Maria dei Servi

Эта колокольня была закончена в 1455 году и имеет высоту 52 метра.
Адрес: Strada Maggiore, 43, 40100 Bologna - 40125 Bologna
Время работы: Обычно закрыто для публики, обращаться по тел. 051 226807.
Карта

Campanile della Chiesa di San Giacomo Maggiore

Колокольня, построенная в 1471 году, была сделана с левой стороны церкви и имеет высоту 55 метров.
Адрес: Piazza Rossini - 40126 Bologna
Время работы: Обычно закрыто для публики, обращаться по тел. 051 225970.
Карта

Campanile della Chiesa dei Santi Bartolomeo e Gaetano

Эта колокольня была звершена в 1694 году. Она имеет высоту 52 метра, а шпиль добавили 50 лет спустя. В 1748 году архитектор Джакомо Ланфранчи перестроил шпиль, чтобы он гармонично сочетался с остальным зданием.
Адрес: Strada Maggiore, 4 - 40125 Bologna www.parrocchiasantibartolomeoegaetano.it
Время работы: Обычно закрыто для публики, обращаться по тел. 051 227692.
Карта

Campanile della Chiesa di San Girolamo della Certosa

Колокольня церкви св. Джироламо делла Чертоза была построена в 1611 году по проекту Томмасо Мартелли.
Адрес: Via della Certosa 18, 40133 Bologna
Время работы: Обычно закрыто для публики, обращаться по тел. 051 6142382.

Ораторий Сан Рокко

Ораторий посвящен святому-исцелителю от чумы Сан Рокко. Внутри находятся ценные фрески, нарисованные некоторыми учениками Караччи с 1618 года.
Адрес: Via Monaldo Calari 4/2 40122
Время работы: чтв 14.30 - 23.00, выходные 10 - 12, в другие дни - по договоренности.
Карта

Побывав в Болонье, не пройдите мимо базилики Сан-Петронио. Это не главный храм города, но он самый величественный, строившийся с тем, чтобы превзойти по своим размерам собор Св.Петра в Ватикане. Однако у базилики есть одна достопримечательность, из-за которой храм несколько раз пытались взорвать.

С первого взгляда церковь на piazza Maggiore сложно оценить по достоинству - фасад недоделан, серый кирпич и немного мраморной облицовки не предвещают ничего интересного. Однако на входе дежурит пара патрулей полиции - местной и военной (Carabinieri). Я дважды был в Болонье и дважды заходил в этом храм и оба раза меня обыскивали (в целом, нормальная практика только для Рима), но во второй раз полицейский даже попросил мой паспорт, отправившись проверять его по каким-то свои базам данных в машину. Таковы меры безопасности, которые объясняются просто - существует реальная угроза подрыва церкви исламскими фанатиками. Причина этого - в храме имеется фреска 15 века, изображающая ад. Среди обитателей этого места указан и мусульманский пророк...

В те времена постоянных войн на границе Европы и за Святую Землю про толерантность никто и не думал, мусульмане были врагами христиан и считалось, что относительно новая религия - ислам - это ересь, псеводорелигия, призванная остановиться распространение христианства и увеличивающая армию Антихриста. В 1410 года художник Джованни да Модена добавил на свою фреску образ Мухаммеда, точнее одна из фигур, мучавшаяся демонами в аду, была подписана этим именем.

Шесть столетий наличие такой фрески не вызывала никаких нареканий, однако, начиная с 2000-х, полицией были задержаны несколько человек, планировавших подрыв церкви.




Внутри собора все достаточно спокойно, правда, нельзя снимать, но никакой полиции тут нет. Капелла с фреской огорожена, посмотреть на нее можно за 2 евро. Однако само спорное изображение и вся верхняя часть фрески видна и со стороны.